Программа детского объединения «Юные друзья леса»
Управление по образованию
Администрации городского округа Балашиха
М

Рассмотрено
методическим советом
№____от ___________
___________________
«Утверждаю»
Директор Центра «Сзвездие»
(Весельницкий М. И.)
ПРОГРАММА
детского объединения
«Юные друзья леса»
Срок реализации 3 года
Возраст детей 12 – 15 лет
педагог дополнительного образования
Сдвижкова Галина Ивановна
г. Балашиха
2009 г.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных целей школы является следующая: становление экологической культуры и ответственности за состояние естественного природного окружения личности. Используется система дополнительного образования, можно больше внимания уделять природоохранительному воспитанию учащихся и формированию у них экологического мировоззрения.
Цель занятий с воспитанниками состоит в развитии познавательной активности, в укреплении их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально – нравственных и деятельно-практических отношений с окружающей средой.
При этом предполагается решение следующих задач:
Активизировать познавательную и творческую активность учащихся в процессе освоения особенностей природы.
Укрепить здоровье детей на занятиях в реальных природных условиях.
Вовлечь подростков в природоохранительную и учебно-исследовательскую деятельность через работу в школьном лесничестве.
Предполагаемая программа рассчитана на три года занятий с учащимися 6-9 классов общеобразовательной школы, проявляющим интерес к естествознанию, экологии, краеведению.
Содержание программы предполагает проведение занятий на базе стационарной классной комнаты, пришкольного участка и близлежащего лесного массива.
Программа построена как «маршрут путешествия» в окружающую природу с элементами наблюдения, исследования и охраны окружающей среды. Предполагается реализация принципов коллективной и индивидуальной деятельности детей с учетом дифференцированного индивидуального подхода по уровню их подготовленности.
Программа рассчитана: 1-й год обучения – 144 часа по 4 часа в неделю.
2-й год обучения – 216 часов по 6 часов в неделю.
3-й год обучения – 216 часов по 6 часов в неделю.
Количественный состав каждой группы – 15 человек.
Каждая тема предполагает организацию познавательно – творческой и оздоровительной деятельности: беседы, чтение и обсуждение книг о природе, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки, практическая помощь лесничеству, наблюдения, исследования.
Структура учебно-тематического плана построена по принципу сообразности временам года, затрагивает различные аспекты экологического воспитания, вовлекает воспитанников в различные виды деятельности.
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1.Введение. | 4 | 2 | 2 |
2.Закон об охране природы. Охрана природы родного края. | 8 | 4 | 4 |
3.Многоообразие растительного мира. | 10 | 4 | 6 |
4.Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных. | 10 | 2 | 8 |
5.Почвы родного края. Охрана почв. | 8 | 2 | 6 |
6.Снежная книга леса. | 16 | 4 | 12 |
7.Экстетика лесного наряда. | 16 | 4 | 12 |
8. Лес и человек. | 16 | 4 | 12 |
9.Лес и здоровье. | 10 | 4 | 6 |
10.Изготовление поделок из природного материала. | 16 | 4 | 12 |
11.Лесные экспедиции, исследовательская деятельность. | 26 | - | 26 |
12.Подведение итогов работы. | 4 | 2 | 2 |
Всего: | 144 | 36 | 108 |
Содержание программы
1- го года обучения.
Тема № 1
Путешествие в удивительный мир леса.
Посвящение в «Юные друзья леса».
Практическая работа – осенняя экскурсия в лес, сбор семян, листьев.
Тема № 2
Закон об охране природы.
Охрана природы родного края.
Конституция об охране природы в нашей стране, постановление по охране природы в Московской области. Статус заповедников, заказников, национальных парков. Туризм и охрана природы. Практическая работа – изучение заповедей туристов, учебная экскурсия в лес.
Тема № 3
Многообразие растительного мира.
Основные царства живой природы и их характеристики. Значения растительности в природных сообществах и жизни человека. Знакомства с растительным миром леса. Редкие и исчезающие растения, их охрана. Практическая работа - определение растений по определителям. Составление гербариев. Экскурсия в лесопарк «Горенский».
Тема № 4
Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных.
Ярусы леса, законы леса. Растительный и животный мир лесов России. Редкие и охраняемы животные. Закон об охоте.
Практическая работа – описание ярусов леса. Экскурсия в музей «Царской охоты» в Национальном парке «Лосиный остров».
Тема № 5
Почвы родного края. Охрана почв.
Понятие о почвах. Состав и строение почв. Почвенный покров нашей местности. Охрана почв от эрозии.
Практическая работа – взятие почвенных проб, их анализ. Описание почвенного разреза. Посадка деревьев на школьном участке.
Тема № 6
Снежная книга леса.
Белая тропа следопыта, изучение следов животных и птиц в лесу зимой. Снежная скульптура.
Практическая работа – изготовление кормушек, подкормка птиц. Фотографирование зимних пейзажей, следов животных и птиц на снегу.
Тема № 7
Эстетика лесного наряда.
Калейдоскоп красоты в лесу по временам года. Лес в поэзии, музыке, изобразительном искусстве, русском фольклоре.
Практическая работа – конкурс фотографий и рисунков «Зеркало природы». Сочинение экологических сказок и их инсценировка.
Тема № 8
Лес и человек.
Лесопользование, группы лесов по их назначению. Лесные ресурсы. Дары леса. Профессии, связанные с лесом.
Практическое занятие – лекарственные растения, их определение,
Тема № 9
Лес и здоровье.
Лекарственные ресурсы леса, дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов.
Практическое занятие– фитотерапия, съедобные грибы и их ядовитые двойники (определение), лесные ягоды. Правила сбора.
Тема № 10
Изготовление поделок из природного материала.
Правила техники безопасности при работе с инструментом.
Практическое занятие – сбор природного материала в лесу, его обработка. Конкурс поделок.
Тема № 11
Лесные экспедиции, исследовательская деятельность.
Ориентирование в лесу. Построение убежища в лесу. Лесные костры. Туристическое снаряжение.
Практическое занятие – турпоход, экологический практикум в школьной лаборатории.
Тема № 12
Подведение итогов.
Учебно-тематический план (2-й год обучения)
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1.Введение | 4 | 2 | 2 |
2.Фенологические наблюдения – один из методов изучения родного края. | 20 | 8 | 12 |
3.Лес – как пример растительного сообщества. | 36 | 18 | 18 |
4.Среда и ее факторы. | 20 | 8 | 12 |
5.Почвы леса, охрана почв. | 12 | 4 | 8 |
6.Природоохранительная деятельность человека. | 44 | 20 | 24 |
7.Лес и здоровье. | 12 | 4 | 8 |
8. Изготовление поделок из природного материала, помощь лесничеству. | 24 | 4 | 20 |
9.Лесные экспедиции, исследовательская деятельность. | 36 | 6 | 30 |
10.Подведение итогов работы. | 8 | | 8 |
Всего: | 216 | 74 | 142 |
Содержание программы
2- го года обучения.
Тема № 1
Введение.
Природа – целостная динамическая, взаимосвязанная система. Лес как часть этой системы.
Практическая работа – экскурсия в лес, сбор плодов, семян, осенних листьев. Загадки о лесе.
Тема № 2
Фенологические наблюдения – один из методов изучения родного края.
Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Подготовка календаря, методика наблюдений. Изучение закономерностей в ходе сезонных явлений природы. Организация наблюдений.
Практическая работа – составление календарей природы, дневников наблюдений. Экскурсия «Осенние явления в природе». Работа в лесничестве: сбор семян, заготовление кормов, изготовление кормушек.
Тема № 3
Лес – как пример растительного сообщества.
Леса родного края. Площадь лесов, использование лесов. Основные древесные породы области. Взаимосвязь и взаимовлияние растений леса. Лесная экологическая система. Биология животных и растений леса. Значение леса.
Практическая работа – определение деревьев и кустарников по коре, веткам, хвое и т.д. Составление коллекций. Описание лесного сообщества. Влияние фактора вытаптывания на травяной покров, подрост. Экскурсия в лесничество. Практическая помощь лесникам.
Тема № 4
Среда и ее факторы.
Основные задачи экологии. Понятие о среде. Влияние среды на биологические системы.
Практическая работа – изучение приспособлений организмов к различным биотическим и абиотическим факторам. Описание лесных сообществ. Экскурсия в лесной массив Мазуринского озера.
Тема № 5
Почвы леса, охрана почв.
Понятие о почвах. Состав и строение почв. Развитие почвенного покрова леса. Лесная подстилка. Способы обработки почвы. Охрана почв.
Практическая работа – взятие и исследование почвенных проб. Участие в работе по борьбе с оврагами, посадка деревьев и кустарников. Определение антропогенных нарушений почвы.
Тема № 6
Природоохранительная деятельность человека.
Охрана природы. Рациональное и нерациональное использование природы. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений области. Проблема управления биосферой. Охрана леса от пожаров. Экологическая тропа.
Практическая работа – знакомство с видами природоохранительной деятельности человека. Практическая помощь лесничеству. Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров».
Тема № 7
Лес и здоровье.
Лесная лечебница. Опасности в лесу. Зеленая аптека. Изучение книги Н.Верзилина «По следам Робинзона».
Практическая работа – сбор лекарственных трав, правила сушки и хранения. Съедобные растения леса. Экскурсия по экологической тропе.
Тема № 8
Изготовление поделок из природного материала, помощь лесничеству.
Выставка поделок и экологических листовок и плакатов.
Тема № 9
Лесные экспедиции, исследовательская деятельность.
Ознакомление с переносными экологическими школьными мини-лабораториями. Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами.
Практические работы: Влияние факторов городской среды на растения леса.
Оценка экологического состояния леса в пос. Орджоникидзе.
Определение стадий деградации лесной экосистемы.
Геоботаническое исследование школьного участка.
Моделирование воздействия кислотного загрязнения воздуха на растения.
Определение содержания свинца в листьях растений.
Биоиндикация загрязнения воздуха по хвое сосны обыкновенной.
Тема № 10
Подведение итогов.
Конференция. Экологическая викторина.
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1.Введение | 4 | 2 | 2 |
2.Лес в нашей жизни | 6 | 2 | 4 |
3.Основные лесные экосистемы мира и России. | 20 | 10 | 10 |
4.Заповедные леса России | 12 | 6 | 6 |
5.Проблемы лесопользования | 24 | 12 | 12 |
6.Влияние человека на состояние лесов | 26 | 6 | 20 |
7.Болезни и вредители леса | 26 | 6 | 20 |
8. Лесовосстановление и лесоразведение | 20 | 8 | 12 |
9.Мекждународное сотрудничество по охране леса на планете | 10 | 8 | 2 |
10.Практикум – «Наша помощь лесу» | 30 | 2 | 28 |
11.Лесные экспедиции, исследовательская деятельность | 34 | 10 | 24 |
12.Подведение итогов работы | 4 | 2 | 2 |
Всего: | 216 | 74 | 142 |
Содержание программы
3-го года обучения.
Тема № 1
Введение.
Предмет и задачи курса.
Практическая работа. Знакомство с разнообразными источниками знаний о лесе, методикой работы с экологической лабораторией.
Тема № 2
Лес в нашей жизни.
Понятие о лесном биоценозе. Ученые Г. Ф. Морозов и В.Н.Сукачев и их вклад в учение о лесе. Лес – открытая экосистема. Экономическое значение леса.
Практическая работа – экскурсия. Лес – место обитания животных, наблюдение животных и птиц в лесу, фотосъемка животных в лесу.
Тема № 3
Основные лесные экосистемы мира и России.
Лесоизбыточные и лесодефицитные районы мира и России, лесистость территории. Леса разных континентов, видовой состав.
Практическая работа. Составление сравнительной характеристики лесов умеренного пояса с лесами тропического, субтропического и экваториального поясов.
Тема № 4
Заповедные леса России.
История заповедного дела в России и нашей области. Вклад ученых в развитие заповедного дела. Современное состояние заповедников России. Красная книга России.
Практическая работа. Экскурсия в Национальный парк Лосиный остров.
Тема № 5
Проблемы лесопользования.
Лесопользование и его виды., способы его регламентирования. Принципы лесопользования. Учет лесного фонда. Заготовка и обработка древесины.
Практическая работа. Выявление порубок леса, их классификация. Комплексная работа в лесничестве по восстановлению леса на вырубках.
Тема № 6
Влияние человека на состояние лесов.
Лесная рекреация нашей местности и ее последствия. Охрана лесных массивов, используемых отдыхающими. Пути оптимизации взаимоотношений человека и леса в процессе отдыха.
Практическая работа. Очистка леса, прилегающего к школе, от бытового мусора. Пропаганда охраны леса среди младших школьников. Выпуск плакатов, листовок.
Тема № 7
Болезни и вредители леса.
Причины, вызывающие заболевания леса. Диагностика заболеваний леса. Меры борьбы с заболеваниями. Первичные вредители леса и меры борьбы с ними.
Практическая работа. Диагностика повреждений древесины насекомыми. Биоиндикация. Лесопатологический мониторинг. Составление карты лесоповреждений.
Тема №8.
Лесовосстановление и лесоразведение.
Значение, цели и задачи лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Фонд лесовосстановления.
Практическая работа. Экскурсия в лесной питомник для ознакомления со способами и методами выращивания лесных культур. Пропаганда защиты елок перед новогодними праздниками. Сбор семян деревьев, закладка своего питомника хвойников.
Тема № 9
Международное сотрудничество по охране леса на планете.
Международные организации по охране леса. Общественные организации по охране леса. Основные правовые документы в области охраны окружающей среды.
Практическая работа. Участие в мониторинге леса. Экскурсия в биологический музей им. Тимирязева или Ботанический сад.
Тема № 10
Практикум «Наша помощь лесу».
Изучение влияния человека на жизнь леса.
Практическая работа. «Изготовление кормушек и подкормка птиц. Закготовка лекарственных растений. Сбор семян дикорастущих трав и кустарников. Выявление допустимых рекреационных нагрузок на лес в районе пос. Орджоникидзе и Мазуринского озера. Охрана муравейников».
Тема № 11
Лесные экспедиции, исследовательская деятельность.
Практическая работа. Создание экологической тропы до Мазуринского озера. Описание стоянок, их благоустройство. Определение видового разнообразия деревьев и кустарников в лесопарке «Горенский». Составление комплексного описания участка леса. Анализ влияния факторов среды на видовое многообразие леса. Охрана леса от пожара (лесное патрулирование в весеннее время). Пропаганда бережного отношения к лесу (агитбригада)
Тема № 12
Подведение итогов работы.
Конференция или экологическая выставка в школе.
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения воспитанники должны:
Знать | Уметь |
|
|
К концу 2 года обучения воспитанники должны:
Знать | Уметь |
|
|
К концу 3 года обучения воспитанники должны:
Знать | Уметь |
|
|
Использованная литература:
Программно -методические материалы, География 6 – 9 (сост. Сиротин В.И.), М., Дрофа, 2001. (ф-ный курс «Лес и человек»)
Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края, М., Просвещение, 2004.
В союзе с природой, эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми, Ставрополь, Сервис-школа, 1999.
Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников, М., 5 за знания, 2005.
Травникова В.В. Биологические экскурсии, СПб, Паритет, 2002.
Литература, рекомендуемая для воспитанников:
Бианки В. Лесная газета, Л., Детская литература, 1990.
Верзилин Н. По следам Робинзона, М., Детская литература, 1953.
Голованова Э.Н. Птицы возле дома, Л., Гидрометиздат, 1990.
Зуев Д. Дары русского леса, М., Гос. Изд. С/х лит-ры, 1961.
Литинецкий И. Барометры природы, М., Детская литература, 1982.
Петров В.В. Лес и его жизнь, М., Просвещение, 1986.
Плешаков А.А. Зеленые страницы, М., Просвещение, 1994.
8. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья, М., Росагропромиздат, 1989.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: