Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей маоу «Колесниковская сош им. Героя Советского Союза П. Е. Фёдорова»
Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Колесниковская средняя общеобразовательная школа
им.Героя Советского Союза П.Е.Фёдорова »
(МАОУ Колесниковская СОШ)
Рассмотрено: Утверждаю:
«_____»_____________2014г «_____» ____________ 2014г.
Педсовет пр.№ ___ директор школы __________
Л.П.Тараканова
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
МАОУ «Колесниковская СОШ
им.Героя Советского Союза П.Е.Фёдорова»
«ЛЕТНЯЯ РАДУГА»
(комплексная для детей 6-16 лет)
Составитель: зам. директора по воспитательной работе
А.К. Максименко
Заводоуковский городской округ
с.Колесниково
2014
Содержание:
1.Паспорт программы (информационная карта) …………………..……….3
2. Нормативно-правовое обеспечение
3. Перечень организаторов программы
4.Обоснование программы, актуальность…………..………………………..5
5.Цель и задачи программы……..…………………………………………….7
6.Основное содержание программы…………………………………………..7
7.Участники программы……………………………………………………….8
8. Сроки действия программы ………………………………………………9
9.Механизмы реализации программы . Условия реализации программы: научно-методическое, мотивационное, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение..…………………………………………………………9
10. Факторы риска ……………………………………………………………...17
11. Ожидаемые результаты и критерии их оценки...………………………….18
12. Мониторинг реализации программы ………………………………………18
13. Список литературы и источники…………………………………………...21
14.Приложения:
14.1. Режим работы лагеря
14.2. Смета расходов
14.3. План-сетка
14.4. Анкеты
Паспорт программы.
Информационная карта программы.
1. | Полное название программы | Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей МАОУ «Колесниковская СОШ им.Героя Советского Союза П.Е.Фёдорова». «Летняя радуга» (комплексная, модифицированная) |
2 | Цель программы | Создание качественного, разносторонне развивающего отдыха благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период, как целесообразно организованной среды для личностного роста, самоутверждения, оздоровления и занятости детей и подростков, развитие трудовых навыков, навыков самореализации детей и подростков. |
3. | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | МАОУ «Колесниковская СОШ» Участники – обучающиеся с 6 до 16 лет. I смена – 65 человек II смена – 45 человек |
4. | Сроки реализации программы | Программа является краткосрочной, реализуется в течение двух лагерных смен. I смена: 01.06.2014-23.06.2014 II смена: 27.06.2014-17.07.2014 |
5. | Направление деятельности, направленность программы | 1.Спортивно-оздоровительное 2.Культурно-досуговое 3. Гражданско-патриотическое 4.Экологическое 5. Социально-значимое Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной, учебной, спортивной и трудовой деятельности. |
6. | Краткое содержание программы | Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Программа предусматривает совместную творчески-развивающую деятельность, позволяющую осмыслить каждому свою индивидуальность, раскрыть свои желания, реализовать потребности, испытать свои силы и способности, свое значение в жизни, в обществе. |
7. | Ожидаемый результат | 1.Укрепление здоровья воспитанников, улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря. 2.Развитие творческой активности каждого ребёнка, приобретение опыта общественно-полезной деятельности, опыта построения отношений во временном разновозрастном коллективе, знакомство с различными профессиями, через трудовую деятельность. 3. Сокращение числа детей, состоящих на профилактическом учёте. 4.Укрепление системы взаимосотрудничества школы и родителей, школы и социума, способствующей раскрытию и развитию способностей детей. 6.Разработка системы мониторинговых мероприятий, позволяющих объективно оценить эффективность воспитательной работы по реализации целевой установки и задач данной программы. 5.Приобретение детьми новых умений и навыков, проявление ими своих способностей и талантов. 6. Повышение качества организации летнего отдыха. |
8. | Название организации. Авторы программы | МАОУ «Колесниковская СОШ им.Героя Советского Союза П.Е.Фёдорова». Зам.директора по ВР Максименко А.К. |
9. | Почтовый адрес организации, авторов программы | 627115,Тюменская обл., Заводоуковский городской округ, с.Колесниково, ул. Первомайская 3. |
10. | Ф.И.О. руководителя организации | Лидия Петровна Тараканова- директор МАОУ «Колесниковская СОШ им.Героя Советского Союза П.Е.Фёдорова» |
11. | Телефон, факс с указанием кода населённого пункта, электронный адрес организации, авторов. | 8 (34542) 43-4-19, [email protected] |
12. | Имеющийся опыт реализации программы. Дата создания программы. | - февраль 2014 г. |
13. | Финансовое обеспечение проекта. | Лагерь содержится за счёт районных бюджетных средств, Фонда социального страхования, родительских средств. Для содержания оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей могут быть привлечены спонсорские средства. Стоимость питания на 1 ребёнка в день – 186 руб.06 к. |
Нормативно-правовое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
- Федеральный Закон от 24.07.1998 №120-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
- «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» СанПиН 2.4.4.2599-10, утверждённые Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 19.04.2010Г. №25;
- Распоряжение правительства Тюменской области от 27.12.2013г. «Об организации детской оздоровительной компании в Тюменской области в 2014 году».
- Постановление Правительства Тюменской области от 07.06.2010г. №160-п «об утверждении положения ою организации в Тюменской области детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием» (в ред.постановления Правительства тюменской области от 13.08.2010 №227-п).
Перечень организаторов программы
Комитет образования Заводоуковского городского округа,
МАОУ Колесниковская СОШ, АУ «КЦСОН».
Обоснование программы, актуальность.
Летние каникулы - это время отдыха школьников после продолжительного учебного года. Но далеко не все родители имеют возможность предоставить своим детям полноценный, правильно организованный отдых, способствовать их безопасному и целесообразному времяпрепровождению. Эти функции выполняет школа.
Программа «Летняя радуга» - это программа по оздоровлению, организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период времени.
Программа «Летняя радуга» разработана исходя из социального заказа родителей и потребностей учащихся с учетом методического, кадрового и материально-технического обеспечения школы и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Планируя работу по организации свободного времени учащихся, педагогический коллектив МАОУ Колесниковская СОШ исходит из того, что дети должны получить возможность широкого общения и сотрудничества в детском коллективе, восстановить израсходованные во время учебного процесса силы и укрепить здоровье, развить индивидуальные способности, свой творческий потенциал, а также трудовые навыки, через участие в посильной трудовой деятельности.
Разработка данной программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период была вызвана:
1.Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях сельской местности.
2.Обеспечением преемственности в работе предыдущих лет, а также обеспечением преемственности в содержании работы программы организации летнего отдыха и деятельностью детей в учебное время.
3.Модернизацией старых форм работы и введением новых.
4.Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевать различные трудности и достигать успехов в любой деятельности. Поэтому родителей и педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребёнка, развития в нём творческих способностей, трудовых навыков.
Однако анализ здоровья учащихся школы свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространённые из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т.д. Доказано, что если ребёнок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой, трудовой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство учащихся живут в неполных семьях. Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать ещё в детстве. Родители многих ребят ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, трудовая деятельность и др.
Несмотря на то, что в основу программы положено сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для здорового образа жизни в период летних каникул, по своей направленности она является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летних каникул.
Цель: Создание качественного, разносторонне развивающего отдыха благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период, как целесообразно организованной среды для личностного роста,
самоутверждения, оздоровления и занятости детей и подростков, развитие трудовых навыков, навыков самореализации детей и подростков.
ЗАДАЧИ:
1.Укрепление здоровья через сменяемость различных видов деятельности и интеграцию различного воспитательного воздействия способствующего
развитию личности каждого воспитанника.
2. Самореализация личных возможностей детей и подростков через различные виды социально-педагогической и трудовой деятельности.
3.Организация социально значимой деятельности для детей и подростков, направленной на улучшение окружающей среды, пришкольной и школьной территории .
4.Максимальный охват всех категорий учащихся, проявление особого внимания занятости детей, требующих особого педагогического внимания, детей из малообеспеченных семей, многодетных семей, опекаемых детей.
5.Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, привлечение их к социально - значимой деятельности.
6.Содействие процессам самопознания, самореализации личности ребенка.
7.Развитие и укрепление связей школы, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения.
Основное содержание программы.
Лето - время для значительного расширения практического опыта ребенка, время творческого освоения и осмысления новой информации и активная пора социализации школьников.
Каждый день ребят будет заполнен интересными мероприятиями и занятиями, способствующими пробуждению интереса к окружающему миру, желанию побольше узнать и проанализировать постигнутое на которое не хватило времени в школьные дни. Мероприятия разноплановы и разнообразны, участники летнего отдыха разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей:
«Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!»
Программа включают в себя познавательные и конкурсно-развлекательные мероприятия, что позволяет дать ребятам необходимую и значимую для них информацию и создать условия для творческого самовыражения личности, а также наиболее полно реализовать потребности в полноценном летнем отдыхе.
Это - теоретические и практические занятия, мастер-классы, беседы-встречи, беседы-дискуссии, игровые тренинги, практическая деятельность, конкурсные мероприятия , спортивные соревнования и др. Это будет увлекательное путешествие по тематическим дням. Только преодолев все препятствия, можно дойти до конечной цели. Во время путешествий детей сопровождают различные герои, которые поощряют самых активных, сильных, смелых, умных – цветиками (жетонами).
Ребята накапливают их за участие в мероприятиях и самых лучших награждают на заключительном концерте в конце смены (подарками, грамотами, занесение имени в Книгу Почёта лагеря). Эта система стимулирует желание ребенка творить, развиваться, активно участвовать в мероприятиях, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.
Каждый участник имеет право выбирать и быть выбранным Капитаном- отрядным лидером. Сменное лидерство позволит реализовать лидерский потенциал всех детей, кто заслужил доверие и уважение большинства участников.
Элементы системы самоуправления лагеря. | Функции. |
Народный форум | Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, членов совета лагеря, санитаров, цветоводов, физруков, редколлегии. |
Час отряда | Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач). |
Форум лагеря | Общее собрание лагеря, утренняя и вечерняя линейки (поощрение достижений, постановка задач на предстоящий период) |
Информационный центр лагеря, центр воображаемой «паутины». | Освещение деятельности лагеря в СМИ (на стендах, в радиогазете, все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа). |
Участники программы.
Участниками программы являются обучающиеся МАОУ «Колесниковской СОШ им.Героя Советского Союза П.Е.Фёдорова», будущие первоклассники, дети, проживающие на территории Колесниковской сельской администрации, педагогические работники. В том числе дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей.
Возраст участников программы - 6 – 16 лет.
При реализации программы, школа активно взаимодействует с социальными структурами Заводоуковского городского округа:
ОГПС -25
Областная больница №12
ГИБДДД
АУК МО ЗГО «Районный краеведческий музей»
Лагерь дневного пребывания
МАОУ «Колесниковская СОШ им.Героя Советского Союза П.Е.Фёдорова», программа летнего отдыха «Летняя радуга»
АУ МО ЗГО РЦКД «Колесниковский СДК»
АУ ДО «ЦРД и М»
Колесниковская сельская библиотека
АУ «КЦСОН»
ЦРТД и Ю
«Юный техник»
Срок действия программы.
Программа краткосрочная, рассчитана на 2 месяца (июнь-июль).
Механизмы реализации программы:
Механизм реализации данной программы основывается на особенностях развития подростков, на реальных материальных возможностях. Этот механизм предусматривает:
педагогическую систему, способствующую развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни, многообразие форм, методов и средств развития гармоничной личности.
№ | Этапы работы | Цели | Результаты |
1. | Подготовительный (февраль-апрель) | Разработка программы. Принятие программы педагогическим коллективом, подготовка к её реализации, анкетирование детей, родителей. Подбор кадрового состава и распределение функциональных обязанностей | Формирование сплочённого коллектива единомышленников. |
2. | Организационный (май- июнь) | Объяснение сути программы. Составление списков. Формирование отрядов. Анкетирование, выбор лидеров. Открытие смены. Формирование временного коллектива. | Знакомство с лагерем. Выявление лидеров. Планирование. Формирование межличностных отношений. |
3. | Основной (июнь-июль) | Дать возможность каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать свои возможности. Диагностика эмоционального климата и эмоционального самочувствия каждого ребёнка | Выявление интеллектуальных лидеров. Расширение кругозора учащихся. Формирование крепкого и сплочённого коллектива детей. Приобщение детей к различным видам деятельности – трудовой, социально-значимой и др. |
4. | Итоговый (август-сентябрь) | Подведение итогов смены. Награждение организаторов, активных участников смены. Итоговое анкетирование. Закрытие смены. Сбор материалов о смене. | Методический материал по смене. (обобщение опыта работы) |
Принципы деятельности.
Принцип системности. Личность ребёнка рассматривается как система биологического и социального начала. Процесс воздействия окружающей среды на ребёнка так же представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского).
Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий направленных на создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия воспитанников.
Принцип самореализации детей в условиях работы летне-оздоровительного лагеря дневного пребывания, который предполагает: осознание детей значения предполагаемых видов деятельности для личного саморазвития, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, создание ситуации успеха в избранных детьми видами деятельности, поощрение достигнутого.
Принцип включённости детей в реальные социально-значимые отношения, который предполагает: создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены, текущего дня, вовлечение детей в различные виды социально-значимой деятельности.
Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое дело дети и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребёнку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью.
Принцип социально – педагогической компетентности кадров, предполагающий, необходимый уровень психолого – педагогической и методической подготовленности работников к решению определенного круга социально – педагогических проблем и постоянное его повышение.
Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства.
Формы и методы, используемые при реализации подпрограммы, выбираются с учетом возрастных особенностей детей:
в обучении:
- практический: игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, мастер-классы, самостоятельная работа;
- наглядный: изучение правил, инструкций, демонстрация презентаций, фильмов и др. технических средств во время организации профилактических мероприятий, при подготовке культурно-досуговых, социально-значимых, спортивных и др. мероприятий;
- словесный: инструктажи, рассказ, беседы, объяснение, разъяснения;
в воспитании:
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, тренинги);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Варианты нематериальных стимулов:
- поднятие флага РФ ежедневно на линейке;
- благодарственное письмо родителям;
- исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;
- устная благодарность;
- занесение имени отличившегося в Книгу Почета лагеря.
План основных мероприятий:
Дени | Название мероприятия | Направление | Краткое содержание и цель |
1 день « День знакомств» | «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» «Здравствуй, друг!» | Досугово-творческое. | Конкурсно-развлекательное мероприятие: выбор капитанов команд, названий, речевок, девиза, проведение развлекательных конкурсов, игр. Развитие коммуникативных навыков, содействие групповой сплоченности с использованием тренинговых упражнений |
2 день «День дружбы» | «Вместе – дружная семья». «Я и Ты» | Культурно-досуговое | Игровая программа. Диагностика индивидуального стиля общения. |
3 день «О, спорт, ты – мир!» | «Быстрее, выше, сильнее» «Мы вместе» | Спортивно-оздоровительное | Открытие малых олимпийских игр, спортивно-игровая программа. Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива. |
4 день «День чистоты» | «К нам приехал Мойдодыр», «Чистота-залог здоровья» «Мир эмоций. О пользе и вреде эмоций» | Экологическое Оздоровительное Социально-значимое | Познавательно-игровая программа, трудовой десант. Подготовка к разработке проектов. Развитие эмоциональной сферы детей |
5 день «Умелые руки» | «Дело мастера боится» «Поделись впечатлениям» | Культурно-досуговое | Знакомство с профессиями русских мастеров, развитие творческих способностей детей, мастер-классы по прикладному творчеству, проведение конкурса творческих работ. Устранение психологических барьеров. |
6 день «День сказки» | «Шкатулка сказок», «Сундучок сказочника» | Познавательно-досуговое | Познавательно-игровая программа, сказочный калейдоскоп (по сказкам А.С.Пушкина), сказочный ринг |
7 день Страна «Светофория» | «Знаток ПДД» «Самое дорогое – жизнь человека»«Вызов 112» | Профилактическое Спортивно-оздоровительное | Игра- викторина Конкурс рисунков Спортивная эстафета |
8 день «День вежливости» | «Если вы вежливы» «Волшебный стул» «Вежливые жмурки» | Познавательно-досуговое | - деловая игра Сбор-разговор, Игра-тренинг |
9 день «Я горжусь своей страной» | «Россию славлю!» «Хороша страна моя родная» «Тяжело в учении – легко в бою» | Гражданско-патриотическое | Торжественная линейка Конкурс рисунков Конкурсно-игровая программа |
10 день «Джунгли зовут» | «Тайны леса» «Спасём и сохраним»«Здесь сорнякам не прорасти!» | Экологическое Социально-значимое | Экологическая игра Экологический форум, представление проектовТрудовой десант на пришкольной территории |
11 день «День таланта» | «Алло, мы ищем таланты» «Театруля» «Вживание в образ» | Культурно-досуговое | Музыкально-развлекательная программа, определение творческих способностей детей. Конкурсно-игровая программа. Развитие творческих способностей, устранение психологических барьеров, развитие артистической импровизации и умения творчески оценивать ситуацию |
12 день «День сюрпризов» | «Все наоборот» «Украденный полдник» «Ох, уж эти спички» | Спортивно-оздоровительное Культурно-досуговое | Спортивные соревнования Организация игровой деятельности, развитие двигательных способностей детей, активизация познавательной деятельности Профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. |
13 день «Мобильный день» | «Моя мобила» «Мобильный марафон» «SMS-шоу» | Культурно-досуговое | Конкурсно-игровая программа. Организация интересного досуга детей, создание ситуаций для сплочения детей. Интерактивная игра Танцевально-развлекательная программа |
14 день «Богатырская сила – сила воли, сила духа» | «Богатырская разминка» «В здоровом теле - здоровый дух» «Рыцарский турнир» | Спортивно-оздоровительное Культурно-досуговое | Соревнования по футболу и волейболу между отрядами. Викторина Конкурсная программа |
15 день «В гостях у Василисы Прекрасной» | «Девичья краса» «Летние фантазии» «В тридесятом царстве» | Культурно-досуговое | Конкурсная программа Конкурс поделок из природного материала Развитие творческих способностей детей. Познавательная программа. Активизация познавательнойдеятельности |
16 день «День смеха» | «Вас приглашает «Смехослет» «Сила улыбки» | Культурно-досуговое | Юмористическо-развлекательная программа. Создание ситуаций для сплочения детей. Тренинг. Развитие чувства эмпатии, установление положительного эмоционального настроения в группе. |
17 день «Мы вместе сможем все» | «В том суровом 41-м…» «Зоны заботы ждут!» «Основы безопасности жизнедеятельности» | Гражданско-патриотическое Социально-значимое профилактическое | Историко-патриотический час. Тимуровская помощь одинокопроживающим пенсионерам Эрудит-игра |
18 день «До новых встреч…» | «Советы моему вожатому» «Улыбнись!» «Минута славы» | Культурно-досуговое | Мини – сочинения Фотосессия всех участников лагеря Торжественная линейка закрытия смены Праздничный концерт |
Кадровое обеспечение
Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются учителя предметники, педагог-организатор, библиотекарь, инструктор по физкультуре, медицинский работник, а также вожатые. Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха:
Директор ОУ -1 Контролирующая функция, координация работы с общественными организациями, учреждениями и родителями
Начальник лагеря-1
Медицинский работник -1 Осуществление взаимодействия с ЦРБ и СЭС, оказание медицинской помощи, профилактика здорового образа жизни
Воспитатели -6 Образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива.
Преподаватель физической культуры - Пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья средствами физической культурой и спортом
Педагог-организатор – организация досуговой деятельности
Библиотекарь – проведение мероприятий по различным направлениям деятельности
Вожатые – помощники воспитателя по организации досуга детей. (Учащиеся старших классов проходят специальное обучение в
«Школе вожатых», по окончании которого, они получают сертификат)
Методическое сопровождение программы
Методическое обеспечение комплексной программы «Летняя радуга» обеспечивает заместитель директора по воспитательной работе совместно с административным аппаратом. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается периодическая печать. Имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеке школы, села, через Интернет.
Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми-сиротами (программы по социальной адаптации).
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
Педагогический совет
Ежедневные планерки (в период смены)
Теоретические и практические семинары
Творческие мастерские
Презентация работы воспитателей и вожатых
Разработка и защита социально-значимых проектов
Психолого-педагогический консилиум
Индивидуальные и групповые тематические консультации
Материально-техническое обеспечение.
Оборудованы помещения:
- Для проведения культурно-досуговых мероприятий в помещении;
- Для тренинговых занятий и психологической разгрузки;
- Площадка для игр и спортивных занятий на свежем воздухе;
- Комната отдыха для мальчиков -1;
- Комната отдыха для девочек -1;
- Игровые комнаты -3;
- Спортивный зал - 1;
- Актовый зал -1;
- Столовая -1;
- Компьютерный класс ( Интернет);
- Интерактивные доски (3 шт.);
- Телевизор;
- DVD – плеер;
- Музыкальный центр;
- Музыкальная аппаратура;
- Видеопроектор.
Финансовое обеспечение
Лагерь содержится за счёт районных бюджетных средств, Фонда социального страхования, родительских средств. Для содержания оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей могут быть привлечены спонсорские средства.
Расходы на продукты питания:
133 рубля на одного ребенка в день.
Расходы на проведение программных мероприятий:
1 смена- 13898,00 р.
2 смена- 7586,00 р.
Факторы риска
Фактор риска | Меры профилактики |
низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия) |
Заболевшие дети | Проведение профилактических мероприятий. |
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Цели и задачи, поставленные перед организаторами летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, дают возможность рассматривать ожидаемые результаты через:
1.Укрепление здоровья воспитанников, улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
2.Развитие творческой активности каждого ребёнка, , приобретение опыта общественно-полезной деятельности, опыта построения отношений во временном разновозрастном коллективе, знакомство с различными профессиями, через трудовую деятельность.
3. Сокращение числа детей, состоящих на профилактическом учёте.
4.Укрепление системы взаимосотрудничества школы и родителей, школы и социума, способствующей раскрытию и развитию способностей детей.
6.Разработка системы мониторинговых мероприятий, позволяющих объективно оценить эффективность воспитательной работы по реализации целевой установки и задач данной программы.
5.Приобретение детьми новых умений и навыков, проявление ими своих способностей и талантов.
6. Повышение качества организации летнего отдыха.Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов оценки: опрос, анализ, экспертиза материалов, социологическое исследование, изучение документации.
Мониторинг.
При оценке эффективности реализации мероприятий программы используются следующие показатели:
-Количественные показатели (охват несовершеннолетних, количество мероприятий и т.д.)
-Показатели социальной адаптации (снижение риска асоциальных явлений, активность участников, повышение уровня социальной успешности)
-Показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность).
-Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников).
- Образовательные показатели – пополнение знаний участников смены по вопросам различной направленности.
- Культурные показатели – закрепление навыков современной культуры во взаимоотношении с различными категориями участников.
- Социальные показатели – готовность к социально-значимой деятельности.
Задачи мониторинга | Методы мониторинга | Регулярность | Ответственные |
1. Выявление уровня самооценки ребёнка, степени его креативности, изучение психологических особенностей каждого ребёнка, формирование портфолио | Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с детьми, родителями, друзьями. | Регулярно на каждой лагерной смене | Директор лагеря, вожатые и воспитатели |
2.Диагностика доминирующих способностей ребёнка. | Методика Ильичевой Н.И. | на каждой лагерной смене | вожатые и воспитатели |
3. Определение уровня воспитанности детей. | Наблюдения, беседы, проведение микроисследования: «Определение уровня воспитанности учащихся». Анкетирование по методике Н.П. Капустина | Регулярно на каждой лагерной смене | Директор лагеря, вожатые и воспитатели, зам.директора по ВР. |
4. Определение уровня комфортности ребёнка в лагере. | Беседы с детьми и их родителями - анкетирование детей и их родителей. | Регулярно на каждой лагерной смене | Воспитатели, вожатые |
5. Определение степени удовлетворенности образовательными и воспитательными услугами. | Проведение опросов, бесед, анкетирование детей учащихся и их родителями. | Регулярно на каждой лагерной смене | Директор лагеря, зам.директора по ВР. |
6. Определить степень заинтересованности учащихся в исследовательской деятельности и ее результативность. | Проведение бесед, анализ результатов участия учащихся в творческих исследованиях. | Регулярно на каждой лагерной смене | Воспитатели, вожатые |
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе - анкетирование;( Анкета Знакомства,) - беседы ; - планерки администрации лагеря и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Рефлексия по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы. Тесты ( Психогеометрический тест С. Деллингера; Тест « Я в круге»; Самооценочный тест Дембо-Рубинштейн. Опросник: Опросник М. И. Рожкова на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и нравственной воспитанности. Анкета: (« Комфортно ли ребёнку в лагере», анкеты по выявлению толерантности,) |
Итоговая диагностика | Анкетирование: (« Как мы жили?»; "Выявление степени доверия родителей пришкольному лагерю», «Чему я научился в лагере»; Творческий отзыв ( «Мы вместе» рисунок; « На память друг другу» письма, письмо-сочинение вожатым, открытки и др.) Беседы |
Мониторинг мероприятий, проводимых в лагере
Смена | Всего кол-во человек в в смене | Направление (кол-во, участники, % охвата) | ||||||||||||||
Гражданско-патриотическое | Социально-значимая деятельность | Спортивно-оздоровительное | Экологическое | Культурно-досуговое | ||||||||||||
Кол-во мероприятий | Всего участников | % | Кол-во мероприятий | Всего участников | % | Кол-во мероприятий | Всего участников | % | Кол-во мероприятий | Всего участников | % | Кол-во мероприятий | Всего участников | % | ||
1 смена | | | | | | | | | | | | | | | | |
Всего: | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 смена | | | | | | | | | | | | | | | | |
Всего: | | | | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | | | | | | | | | | | |
*Сравнительный анализ мониторинга в конце каждой смены и общий анализ по окончании работы лагеря.
Список используемой литературы и источников:
Бильгильдеева Т. Здравствуй, Цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей в развивающей среде – М:Чистые пруды, 2006.
Школьный летний лагерь/Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. – М.: , 2004г.
Педагогика каникул. // Народное образование №3, 2002
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002.
http://minidk.ru/Organizator/pesni/fonogrammi_pesen.htm
http://www.muznarod.net/forums/1/topics/8777
http://minus-hit.ru/index.php?module=catalog&op;=cat&catid;=53
http://pedsovet.org/m/my/
http://festival.1september.ru/
http://pedagogie.ru/stati/atestacija/pedagogicheskii-sait-kak-sposob-podgotovki-k-atestaci-i-sredstvo-publichnogo-predstavlenija-opyta.html
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Положение о лагере дневного пребывания .
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: