Программа «Мир семейного очага» Методические разработки г. Санкт- петербург 2012 г. Система реализации культурно-образовательной программы «Мир семейного очага»
Блок 6
«Сказка о царевиче Хлое
или Что читали императорским детям?»
Цель: дать представление об утерянных формах организации семейного досуга – чтение и музицировании, как формах деятельности, объединяющих всех членов семьи.
Вводное занятие «Семейное чтение»
Цель: создать условия для установления связей поколений, дать опыт исследования книги и ее анализа.
Вступление.
Занятие начинается с чтения стихотворения Ирины Токмаковой «Почитай мне, мама…»
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в речке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть - я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к солнцу,
И космонавт бесстрашный - тоже я,
Прошу тебя, ты почитай мне, мама.
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
Выясняется, кому из детей мамы (или папы) читают книги. Согласны ли дети с героем стихотворения, что читать самому не так интересно. Размышляют, почему интересней читать книгу вместе. Рассказывают, бывают ли в их семьях вечера, когда все собираются, чтобы послушать книгу?
Традиции семейного чтения.
Рассмотрите репродукцию картины шведского художника Кнута Эквалла. Кто изображен на картине? Что происходит? Чем занят каждый из присутствующих? С какой целью они собрались вместе? Уютно ли всем. Кто собрался за столом? Когда все это могло происходить?
Раньше чтение вслух было семейной традицией. Вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.
А. Н. Толстой вспоминал: «Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух. Некрасова, Льва Толстого, Тургенева… Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал. Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров».
В наше время прекрасная традиция семейных чтений сохранилась в немногих семьях, чем заменили ее в других семьях? (просмотр фильмов, компьютерные игры…)

http://blog.i.ua/community/1952/812789/
3. Что читали наши мамы и папы. Бабушки и дедушки. Знакомство с результатами анкетирования.
Давайте вновь обратимся к картине, пофантазируйте, какую книжку читает мама своим детям?
Готовясь к сегодняшнему занятию, мы провели небольшое исследование, чтобы выяснить какие книжки любили дети в прошлом, чем отличаются они от книг, которые мы читаем сегодня. Родителям и дедушкам с бабушками ученики задавали вопросы:
1) Назовите одну из наиболее запомнившихся книг вашего детства.
2) Существовало ли в вашей семье семейное чтение?
Один из учеников рассказывает о результатах исследования, сделав акцент на названиях книг, сходстве и различии в книгах, читаемых в разных поколениях.
4. Исследование книг. Работа в группах.
Обратите внимание на книги, которые лежат на столах. Это те самые книги, которые читали родители и бабушки с дедушками. Я предлагаю вам исследовать одну из них (на выбор) и ответить на вопросы (алгоритм вопросов выводится на экран и дается каждой группе в распечатанном виде):
1. Автор и название книги.
2 .Знакома ли вам эта книга, читали ли вы ее? О чем она?
3. Эта книга современная или напечатана давно?
4. Каким шрифтом – мелким или крупным она набрана?
5. Много ли иллюстраций, какие они? Похожи ли на современные?
6. Как выглядят страницы книги? (потёртые, ветхие или новые)
7.Как вы думаете, часто ли эту книгу перечитывали?
8. Предположите, кому могла принадлежать эта книга – мальчику или девочке?
9. Чем эта книга могла заинтересовать читателя?
10. Как пахнут страницы этой книги (типографской краской, бумагой, духами…)
11. Понравилась ли вам эта книга? Захотелось ли почитать ее?
Составьте небольшой рассказ о выбранной книге и выступите перед классом.
5. Работа с выставкой.
Обратите внимание на временную выставку книг, развернутую в классе. На выставке собраны те книги, которые сами ученики назвали в числе самых-самых-самых. Кто из вас хочет рассказать о своей любимую книге, находящейся на выставке?
В завершение занятия предлагаю вам выбрать на выставке еще не прочитанную вами книгу, которую захотелось почитать вместе с мамой, папой, бабушкой, сестрами и братьями.
6. Задание на дом.
Выбрать книгу и начать читать ее вместе со своей семьей.
4 класс Тема «Семейные забавы и праздники»
Блок 1. «Мечты сбываются»
Цель: дать представление о значимости игры, игрушки в жизни человека, познакомить с игрушками прошлого и настоящего.
Вводное занятие «Игрушки для принцессы»
Цель: помочь учащимся осознать, что игры и игрушки являются своеобразным способом проектирования будущего
Ход занятия:
Вступление. Игрушечных дел мастер – Николай Бартрам (портрет)
Продемонстрируйте портрет Н. Бартарама и организуйте беседу, предлажив ученикам высказать свои предположения о том, что это за человек? Когда он жил? Чем занимался?
Обобщите ответы учеников и расскажите историю о человеке, изображенном на портрете: Я хочу рассказать вам сказку про одного удивительного человека. Вернее, даже не сказку, а историю жизни человека, которая похожа на сказку. Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: «Ну и наука – в куклы играть!» А он отвечал: «Игрушки – это серьезное дело!» С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал их. Часто он говорил: «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». «Если хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам», - слышал Бартрам. Но ему язык игрушек казался интересней. Он собрал столько игрушек, что ему удалось открыть настоящий игрушечный музей.
Как Вы думаете, нашлось бы в его музее место вот таким игрушкам?
Что эти игрушки могут нам рассказать о себе?
2. Работа с вещью по группам
Организуйте работу в группах. Каждой группе предлагается рассмотреть одну старую игрушку и подготовить рассказ о ней, используя следующий алгоритм (список вопросов находится на столах у групп и выведен на экран):
Рассмотрите игрушку
Опишите ее – как она выглядит? Чем могла привлечь ребенка, который в нее играл? В каком состоянии она находится?
Придумайте ей имя
Поразмышляйте, как она могла попасть в семью?
Кому могла принадлежать?
Подумайте, почему игрушку не выбросили. сохранили?
Хотите ли вы с ней поиграть?
Выслушайте ответы групп. При необходимости задайте уточняющие вопросы.
Обобщите итоги групповой работы. Предложите ученикам поразмышлять над тем, чем отличаются игрушки, которые они рассматривали друг от друга? Помогите ученикам сформулировать такие отличительные черты рассмотренных игрушек как:
Разный внешний вид
Разные хозяева (девочка или мальчик)
Различная история ( каждой игрушки своя)
Поразмышляйте, а что объединяет эти игрушки?
Это семейная реликвия
Напоминает о счастливых моментах жизни
Чем старше игрушка, тем длиннее у нее история, тем большее количество людей с ней соприкасалось
Хранит детские секреты, мечты своего хозяина
При наличии времени расскажите, кому действительно принадлежали эти игрушки. Сравните их настоящие истории с теми, что «сочини» дети. Обратите внимание на совпадения. Сделайте вывод, что старинная игрушка способна и сама многое рассказать о себе и своем хозяине.
3. Беседа о любимой игрушке детей
Предложите ученикам вспомнить, а если у них любимая игрушка, которую бы хотелось сохранить. Предложите желающим рассказать о их любимой игрушке и поразмышлять над тем, чем она им дорога. Выслушайте несколько ответов.
Подведите итоги беседы: игрушка – частичка вашей жизни. С ней связаны счастливые моменты вашей жизни. Вам подарил ее любящий вас человек. Эту игрушку вы бережете, заботитесь о ней.
4. Разыгрывание жизненных ситуаций. Работа в группах
Предложите ученикам задуматься – зачем нужны игрушки, ведь они не настоящие. Почему во все времена и у всех народов дети играют в игрушки?
Чтобы помочь ученикам ответить на эти вопросы предложите им выбрать правильные (с их точки зрения) высказывания.
Во время игры дети:
- заняты и не мешают взрослым
- развлекаются
- весело проводят время
- обучаются
Сделайте вывод, что игрушки тонко и ненавязчиво обучают детей тому, с чем им придется столкнуться в будущей, взрослой жизни. Игра – это жизнь понарошку, разыгрывание различных ситуаций, которые позволяют приобрести ребенку жизненный опыт.
Предложите ученикам поработать в группах с игрушками. Каждой группе предлагается набор игрушек:
- Кукольная посуда и кукла
- Машинки
- Солдатики
Задание: Знакомы ли вам эти игрушки. Какие жизненные ситуации вы можете проиграть с их помощью?
Подведите итог. Чем отличается игра от настоящей жизни? Игру можно переиграть, начать сначала. А можно ли что-то переиграть в настоящей жизни?
5. Игра «Составь пару». Работа проводится на интерактивной доске
Еще раз обратите внимание на то, что в игрушки играли всегда – и мамы и папы, и дедушки и бабушки тоже когда-то были маленькими и у них были свои любимые игрушки. Потом они выросли и их детские мечты воплотились в жизнь. А «ненастоящие» игрушки превратились в настоящие.
Напомните ученикам, что в ходе исследовательской работы они выяснили, в какие игрушки любили играть их мамы и папы, дедушки и бабушки.
Выведите на экран список игрушек, прочитайте его вместе с учениками, прокомментируйте незнакомые слова.
Предложите ученикам подумать, а во что превратились эти детские игрушки во взрослой жизни? По очереди ученики подходят к доске и подбирают «пару» игрушке:
Кукла – ребенок
Солдатик – военный человек
Машинки – автомобиль
Кукольная посуда – кастрюли, книга рецептов
Скакалка – фитнес
Детский домик – дача
Предложите ученикам задуматься, а во что могут превратиться их игрушки? О чем они мечтают?
6. Игрушки царских детей
Обобщите ответы учеников. Оказывается Н. Бартрам не зря собирал игрушки, игрушка может много рассказать о своем хозяине, даже о самом сокровенном – его мечтах. А можем ли мы с помощью игрушек узнать о чем мечтали царские дети. В прошлом году мы много путешествовали по дворцам. Видели ли вы там игрушки? Как думаете, какие игрушки были у царских, дворянских детей?
Какие были мечты?
К чему стремились?
Предложите ученикам рассмотреть слайды с изображением игрушек, принадлежавших царским детям
Кукла «Царица»
Кукла «Осетинка»
Кукла «Украинка»
Кукла в татарском костюме
Кукла в праздничном крестьянском наряде
Кукла, сидящая на сундуке с кукольным приданным
Медвежонок Альфонсо
Девочки непременно получали в подарок кукол. Воспитывалась любовь и уважение к народам большой страны. Для кукол делались целые гардеробы с чудесной одеждой и бельем, мебель, фарфоровые сервизы. Девочек готовили для выхода в свет.
Мальчиков воспитывали совсем в ином духе: строже и требовательнее. Их готовили к военной карьере и к управлению государством.
Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семеновского полка
Электрическая железная дорога
Игрушечные солдатики с пушкой
Кукла-матрос и корабельная пушка
Порассуждайте почему такие игрушки появлялись в царской коллекции. К чему готовили девочек? Мальчиков?
7. Игрушка Екатерины II – Китайский дворец
Выведите на экран изображение кукольного домика. Расскажите историю: Жила-была маленькая девочка-принцесса. Она очень обрадовалась, когда ей подарили домик-дворец для куклы. Он был почти как настоящий и необыкновенно красивый. Когда девочка выросла, она стала императрицей и осуществила свою детскую мечту.
Подумайте, какая у нее была мечта? (построить для себя дворец)
Расскажите, что свой дворец императрица велела построить в парке Ораниенбаума. Выведите слайд с изображением Китайского дворца. Поясните, что дворец называют «игрушка Екатерины II». Обсудите почему?
Обобщите высказывания учащихся, предложите им посетить этот дворец, чтобы понять о чем мечтала маленькая принцесса.
Блок 2. «Игры взрослых людей»
Цель: познакомить учеников с играми родителей, бабушек и дедушек, помочь понять предназначение игры, ее роль в воспитании характера человека.
Вводное занятие «Игры наших мам, пам, бабушек и дедушек…»
Цель: показать, что игра формирует внутренние качества ребёнка, может закладывать модель поведения человека.
Работа с репродукциями картин
Предложите ученикам рассмотреть репродукции картин с изображением детей XIX столетия.
- Узнаёте ли вы эти репродукции картин? Когда вы их рассматривали? (Перед посещением Петергофского дворца)
- Рассмотрите репродукции еще раз. Попытайтесь определить, какими качествами обладали дворянские дети?
Подведите итог обсуждения: дворянские дети знали себе цену, умели постоять за себя, были важные и гордые, не позволяли унижать другого, подтянутые, такими были постоянно. Эти дети вели себя достойно, т.е. обладали внутренним достоинством.
- Как добивались родители, чтобы их дети обладали такими качествами?
Помогите ученикам сформулировать возможные ответы: были сами примером, нанимали учителей, гувернанток, вели беседы. Обратите внимание учеников, что воспитание шло и через то, что любят все дети в любые времена – через игру.
Озвучьте тему занятия.
Обращение к личному опыту учащихся. Выясните, в какие игры любят играть школьники? Какие качества тренируют они в этих играх? (сноровку, ловкость, логическое мышление…)
3. Итоги анкетирования. Исследование.
Предложите ученикам сравнить, в какие игры играют они и играли их родители. Предварительно учащиеся опрашивали родителей и два ученика подводят итоги анкетирования.
На слайде:
а) настольные игры
-«Пожарники» - 1
-шахматы, шашки -1
-лото -1
б) игры в профессии (врача, учителя) -1
в) прятки -11111
г) в войну -111
д) в догонялки -1111111
е) с животными -1
ё) в резиночку, игры со скакалкой -1111
ж) в семью, дочки-матери -11111
з) в спортивные игры
-футбол, хоккей -11
-гонки на велосипедах -1
и) собирать конструктор -11
к) в вышибалы -1
Вывод: наши родители 20-25 лет назад больше всего любили играть в подвижные игры, в которых развивали выносливость, целеустремлённость, выдержку, ещё любили играть в семью, в этой игре учились доброте, взаимопомощи. Все эти качества пригодились им в нашей жизни.
Попросите учеников подчеркнуть карандашом, в какие из предложенных родителями игр они играют и сегодня. Обсудите:
Какие игры ушли в прошлое?
Какие появились сейчас?
Сделайте вывод, что игры существовали во все времена.
Проанализируйте игры, в которые играли бабушки и дедушки. Они также играли и догонялки, и в прятки, но они назвали и такие игры (казаки-разбойники, лапта, жмурки), в которые современные дети уже не играют, эти игры ушли в прошлое.
Вывод: игры меняются, но не сильно и зависит это от:
- изменения техники, появились компьютерные игры,
- исторических событий (покоряли космос – многие играли в космонавтов),
- запросов общества (сейчас больше одиночных игр, раньше больше коллективных)
4. Задания по группам. Игры далекого прошлого
А во что играли наши пра-пра…., т.е. дети XVIII-XIX века?
Каждой группе предлагается разучить старинную игру по описанию и ответить на вопросы:
- Какие качества формируются в этой игре?
- Есть ли похожие игры сейчас?
1 группа. Игра «Заводила»
Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, выбирается заводила. Его задача - показывать различные движения, которые должны тутже, не отставая от него повторять: хлопать ,приседать…
Водящего зовут в круг и он должен отгадывать, кто же затевает каждый раз движения.
2 группа. Игра «Буриме»
«Буриме» - это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихотворений, чаще шуточных, по заданной рифме. Например, была рифма «тишина-весна». Можно придумать текст:
Вмиг пропала тишина,
Пор земле идёт весна.
Придумайте стихотворение с рифмой » краски-сказки»
После выступления групп, подведите итогд: игры развивают детей, формируют их внутренние качества.
Игра «Мышка»
В завершение предложите всем ученикам поиграть в игру, в которую играли 100-200 лет назад как крестьянские дети, так и дворянские.
Правила таковы:
Все дети (мышки) садятся на стулья (норки) по кругу. Одна мышка (водящий) хочет найти норку и ходит по кругу. Все поют:
Мышка, мышка,
Серая кубышка,
Продай теремок,
Продай невысок.
За ложку, за плошку,
За палку, за мялку,
Горшечны покрышки,
Еловые шишки.
Как только закончилась песня, все мышки должны поменяться норками. Кто остался без норки - водящий. Но при смене норок нельзя занимать 2 соседние норки.
Играем 2-3 раза.
Обсуждаем:
- Чему может научить эта игра? (быть юркими, внимательными, целеустремлёнными….)
- Какая опасность подстерегает в этой игре? (можно столкнуться)
- Что делать, чтобы не столкнуться? (надо наметить свою цель-норку)
Сыграем ещё раз. Кто из вас ни разу не был мышкой без домика? Какие качества вам помогли?
Работа с афоризмами
Знакомство с афоризмами: «выиграть любой ценой», «идёт по головам», «достойный проигрыш»
Вывод: в игре мы не должны терять чувство собственного достоинства.
Итог
Какие качества мы формируем в играх?
Домашнее задание
Найти правила утерянных игр.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: