NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа обучения «Изучаю компьютер»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационный центр» г.Горнозаводска


УТВЕРЖДАЮ:

и.о.директора

МОУ ДПОС «Информационный центр» г.Горнозаводска

____________ Л.Г.Маслинкова

_____________________2010 г.

Программа обучения

«Изучаю компьютер»

(для детей младшего школьного возраста)

г.Горнозаводск, 2010г.


Пояснительная записка

Научно - техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии ребенка.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного и младшего школьного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Занятие с ребенком, включающее деятельность за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и другие длятся от 25 до 30 минут. При этом дети непрерывно могут быть за экраном не более 8-10 минут

Цель программы: практическое введение в компьютерный интерфейс.

Задачи: с помощью физических устройств (мышь, клавиатура) и системы экранных объектов, предназначенных для взаимодействия с программным обеспечением (значки, окна, курсоры, меню) научить первоначальным навыкам работы на компьютере, ознакомить с компьютерным интерфейсом.

Предполагаемые результаты – владение первоначальными навыками работы на компьютере, знание компьютерного интерфейса, основных и дополнительных устройств компьютера.

Аудитория — школьники младших классов и одарённые дошкольники, работающие под руководством наставника (родителя, гувернёра, воспитателя детского сада, учителя).

Интерактивность присутствует по контексту материала для чтения, но основная работа выполняется на отдельных страницах с названием «Практикум». Кроме того, программа содержит страницы с автоматическими зачётами («Зачётные классы»).

Содержание (методика использования)


Курс состоит из 28 занятий, распределённых по 9 темам. Страница с занятием (внутри темы) содержит меню для перехода на практикумы, зачёты и ответы на них.

Ученики, для которых сделана программа, столь юны (дошкольники и младшие школьники), что самостоятельная системность обучения им недоступна.

Наставник (родитель, воспитатель, учитель) курирует работу ребёнка, в частности, читает вслух (или пересказывает) тексты и дополнительно поясняет трудные слова, которые неизбежно встретятся на страницах. Наставник озвучивает тексты и руководит работой ребёнка. Зачёты и практикумы ученик выполняет самостоятельно.

Порядок работы с программой описан на странице Старт. В каждом разделе-занятии:

  1. Отвечаем на вопросы (повторение предыдущего занятия).

  2. Читаем текст раздела.

  3. Выполняем практикум.

  4. Сдаём зачёт.

Кратко об основных идеях тематических разделов программы.

Старт


В этом вводном разделе даются рекомендации по работе с программой, объясняется, как можно перемещаться по её страницам (щелчки мыши на ссылках) и решать зачётные задания при помощи флажков.

Тема 1. Знакомство с компьютером


Ученики знакомятся с основными и дополнительными частями компьютера, разделяя их на устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода/вывода.

Кроме того, обсуждаются вопросы безопасной работы с компьютером.

Тема 2. Компьютер — наш помощник


Повествование, начинаясь с палки, лопаты и плуга (орудия труда), постепенно выстраивает фундаментальную цепочку рассуждений:

Компьютер — орудие умственного труда.

Некоторые устройства работают по программам.

Программа — это подробный план действий.

Программа может обеспечивать работу устройства без участия человека. Такие устройства называются автоматами.

В компьютере можно менять программы, и число их не ограничено конструкцией компьютера. В силу этого компьютер является универсальным прибором. А часы, холодильник и стиральная машина — нет.

Программы для компьютеров записывают на специальных языках программирования.

Процесс написания программы называется программированием.

Программист — человек, занимающийся разработкой программ для компьютера, то есть занимающийся программированием.

Разговор о принципах работы компьютера подкрепляется практикумом, в котором дети решают задачи по составленному плану (программе).

Тема 3. Рабочий стол


Учащиеся знакомятся с принципами работы графических операционных систем и методах взаимодействия с ними при помощи манипулятора мышь (щелчки, перетаскивание). Урок подкреплён упражнениями по открытию документов, значки которых лежат на Рабочем столе, и занимательным практикумом в программе Извозчик.

Дети естественным образом подходят к абстрактному понятию «объект», который в дальнейшем активно используется в программе.

Термин объект очень удобен: им можно заменять несколько слов сразу. Можно говорить: «на экране мы видим три объекта» вместо того чтобы длинно перечислять: «на экране находятся две нарисованных кнопки и одна прямоугольная область с текстом внутри».

Тема 4. Курсор


Тему открывает рассказ об указателях, которые встречают нас на улице и в зданиях («они порой без всяких слов сообщают нужную информацию»). Затем разговор переходит в сферу компьютерных указателей и подкрепляется практикой работы с курсорами разного типа:

Практикумы содержат работу с курсором мыши (операция «зависание», двойные щелчки, изменение размеров окна) и текстовым курсором (набор цифр, ввод текста, исправление ошибок ввода).

Тема 5. Пиктограмма


Тема также начинается не с экрана компьютера.

Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они «поселились» на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать!

Пиктограммы на экране компьютера продолжают тему, которая подкреплена большой работой с приложением Пиктограмма. В нём, помимо компьютерных пиктограмм, ученики работают и с другими, привычными в нашей обычной некомпьютерной жизни.

Параллельно продолжается работа по осваиванию приёмов набора текста c клавиатуры.

Тема 6. Программа и её окно


Тема закладывает понятийные основы функционирования оконных операционных систем и объясняет принципы работы с такими системами. Урок поддержан обширной практикой на 17 интерактивных испытателях.

Тема 7. Меню


Тема начинается с репортажей из школьной столовой и кафе — здесь меню привычны и предельно понятны.

Обобщаем привычное и замечаем, что:

Меню — это не только список блюд в столовой, кафе, ресторане. Так называют приём, с помощью которого из нескольких вариантов можно выбирать нужные.

Меню — основа компьютерного интерфейса. Урок демонстрирует, объясняет и организует практику работы с компьютерными меню разного типа.

Тема 8. Может ли компьютер думать?


Раскрывается алгоритм работы программы Привет, которая, на первый взгляд, демонстрируют творчество, подобное творчеству человека (сочиняет сказки).

Кроме того, ученики работают с программами Перевозчик и Конюх, решая логические задачи.

Тема заканчивается понятным (после всех рассмотрений) ответом на вопрос:
Может ли компьютер думать?

Вероятно, после знакомства с планом, по которому Привет «сочиняет» сказки, ответ вам понятен — нет!

Думает человек. Человек составляет планы и переписывает их в виде программ для компьютера. А компьютер, не раздумывая, следует заданным инструкциям.

Тема 9. Контрольная работа


Завершающая тема содержит конспект пройденного материала и три итоговые зачётные работы.

Тематический план программы «Изучаю компьютер».

Месяц

Темы занятий


Кол-во часов

Сентябрь

Старт

1.Знакомство с компьютером:

  • Занятие1.Основные части компьютера

  • Занятие 2.Дополнительные устройства

  • Занятие 3.Техника безопасности


3

1

1

1

октябрь

2.Компьютер – наш помощник:

  • Занятие 4. Помощники человека

  • Занятие 5. Как работает компьютер

  • Занятие 6. Программирование

  • Занятие 7. Профессии компьютера

4

1

1

1

1

Ноябрь

3.Рабочий стол:

  • Занятие 8. Что у нас на рабочем столе?

  • Занятие 9. Панель задач

  • Занятие 10. Работа с мышкой

4.Курсор:

  • Занятие 11. Указатели и курсоры




3

1

1

1

3

1

Декабрь

  • Занятие 12. Курсоры мыши

  • Занятие 13. Текстовый редактор

5.Пиктограмма:

  • Занятие 14. Что такое пиктограмма?

  • Занятие 15. Разнообразие пиктограмм




1

1

3

1

1

Январь

  • Занятие 16. Пиктограмма на экране компьютера

6.Программа и ее окно:

  • Занятие 17. Структура окна

  • Занятие 18. Заголовок окна




1

1

5

1

1

Февраль

  • Занятие 19. Заголовок окна (продолжение)

  • Занятие 20. Меню и панели

  • Занятие 21. Рабочая область, полосы прокрутки, строка состояния

7.Меню:

  • Занятие 22. Что такое меню?




1

1

1

1

3

1

Март

  • Занятие 23. Компьютерное меню

  • Занятие 24. Компьютерное меню (продолжение)

8.Может ли компьютер думать?:

  • Занятие 25. Программа «Привет»

  • Занятие 26. Перевозчик




1

1

1

3

1

1

Апрель

  • Занятие 27. Конюх

9.Контрольная работа:

  • Занятие 28.

1

1

1

ИТОГО




28


Список используемой литературы:

1. Дуванов А.А., программное обеспечение «Изучаю компьютер».

2. Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс — М, Изд. дом «Дрофа», 2001.
3. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999.

4. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками— Информатика, # 31, 2004.

5. Релин Г. С. Информатизация образования. – М., 2005.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: