Программа обучения основам безопасности жизнедеятельности ( обж ) 2003г. «Утверждено» «Согласовано»
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа
ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)
2003г.
«Утверждено» «Согласовано»
Начальник управления образования Начальник ОГПС
города Костаня города Костаня
___________________ Г.Шек _______________ Е.Махмутов
Программа составлена на основании приказов №490, №166 и №198 министров образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан, министра обороны Республики Казахстан, председателя комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, доработана и дополнена главным специалистом управления образования Терентьевым Е.В. Темы по противопожарной тематике включены из программы обучения правил пожарной безопасности под ред. Муратбековой С.Б.старшего инженера УГПН ГУГПС Костанайской области.
В целях предупреждения детского неосторожного обращения с огнем, привития учащимся общеобразовательных школ навыков правильного поведения при пожарах, предотвращения травматизма и улучшения знаний правил пожарной безопасности и активизации профилактической работы разработана Программа обучения правил пожарной безопасности в области темы из которой включены в программу ОБЖ.
Занятия по ОБЖ проводить согласно календарного планирования соответственно по месяцам, а также во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов, в 1-4 классах 10 часов в год, включая в календарное планирование соответственно по месяцам; в 5-9 классах – 15 часов в год, Занятия и пройденный материал фиксируется в классном журнале; пройденный материал фиксируется поурочными оценками знаний учащихся. Критерий оценок соответствует общепринятым нормам выставления оценок.
Занятия по пожарной безопасности (ПБ) с учащимися рекомендуется проводить в кабинете с использованием учебно-наглядных пособий, уголков и наличие оборудования, а также показов видеофильмов, короткометражных фильмов (оперативных съемок с мест пожаров), диафильмов, проведение КВНов, викторин, конкурсов и т.п., которые способствуют воспитанию у детей чувств ответственности за сохранность государственной и частной собственности от огня.
Практические занятия рекомендуется проводить в специализированных помещениях (ПТЦ – пожарно-технических центров, ПЧ - пожарных частях), где учащимся демонстрируют служебные помещения, пожарные автомобили и пожарно-техническое вооружение, а также обучение практическим навыкам и умениям выявлять нарушения элементарных правил пожарной безопасности, умение пользоваться простейшими средствами пожаротушения и знать способы применения их при тушении пожаров.
Для проведения теоретических и практических занятий преподаватель может привлекать сотрудников Государственной противопожарной службы.
1 КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ
№ | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов |
1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» | ||
| 1.1. Условия безопасного поведения учащихся | |
1 | Безопасность | 1 |
2-3 | Улица полна неожиданностей | 2 |
4 | Безопасность на воде | 1 |
5 | Безопасность в помещении | 1 |
6 | Практические занятия | 1 |
7 | Детская шалость с огнем | 1 |
8 | Что нужно делать при пожаре? | 1 |
9 | Практическое занятие по ПБ. | 1 |
10 | Экскурсия ПТЧ города Костаная | 1 |
| Всего | 10 |
Безопасность
Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация? Город, поселок, микрорайон, где мы живем.
Улица полна неожиданностей
Безопасность на улице. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута.
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Знакомство с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов
запрещено», «Дети», «Подземный переход» и др.
Это должны знать все
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Будь внимательным и
осторожным. Движение группами. Особенности движения по мокрой дороге. Где можно и где нельзя играть.
Мы-пассажиры
Знакомство с транспортом города. Ожидание общественного транспорта на остановках. Посадка и высадка пассажиров. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей.
Безопасность на воде
Правила и меры безопасного поведения на водоемах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении
Какие опасности нас подстерегают в помещении. Основные правила поведения при пожаре.
Меры предосторожности с огнем. Детские шалости с огнем и их последствия. Как действовать
При возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.
Практические занятия
Мы-пешеходы. Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Игры "Угадай какой знак", "Улица города", "Виды перекрестков".
Мы-пасажиры. Знакомство с транспортом города, личный и служебный транспорт.Особености
передвижения сельхозмашин.
Детская шалость с огнем.
Детская шалость с огнем – одна из причин возникновения пожара. Это игра со спичками, поджог тополиного пуха, мусора. Рассказать к каким последствиям может привести шалость.
Что нужно делать при пожаре?
При обнаружении пожара без паники необходимо сообщить в пожарную часть о том, что горит, адрес пожара; встреча пожарных подразделений и проводы их к месту пожара. Выполнение поручений руководителя пожаротушения
Практическое занятие по ПБ.
Проведение конкурса рисунков «Огонь и мы».
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ
№ | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов |
1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» | ||
1.1. Условия безопасного поведения учащихся | ||
1 | Окружающая среда и современное жилище | 1 |
2 | Огонь-друг и враг человека | 1 |
3 | Природа | 1 |
4 | Водоемы | 1 |
5 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге | 1 |
6 | Практические занятия по ПДД | 1 |
7 | Вызов «01». | 1 |
8 | От чего происходят пожары? | 1 |
9 | Лесные и степные пожары. | 1 |
10 | Практическое занятие по ПБ. | 1 |
| Всего | 10 |
Окружающая среда-то это?
Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в последствии жизни. Телефоны: 01-вызов пожарной охраны, 02-вызов милиции, 03-вызов скорой помощи,04-вызов аварийной газовой службы.
Современное жилище
Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом,водой.Какие еще опасные ситуации могут возникать дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайнной ситуации (бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним на улице, в ливте, подъезде и др.). Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными
Огонь-друг и враг человека
Отчего может возникнуть пожар (в помещении, на транспорте, природе) ? Чем он опасен? Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре.
Природа
Экстремальная ситуация для человека в природной среде. Что это (жара, холод, ветер, дождь, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление и др.)
Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу. Водная переправа. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования). Степные и лесные пожары.
Водоемы
Наше озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Меры безопасности
при пользовании водной переправой.
Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду. Способы само спасения , помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. Соблюдение правил дорожного движения- залог безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев ДТП, их причины в городе, микрорайоне.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге
Почему на улице опасно. Дорожно-транспортные происшествия. Конкретные маршруты на стадион, в парк, кинотеатр, музей и т.п. Места игр и катания на велосипедах, лыжах, коньках и санках.
Знакомство с дорожными знаками и сигналами
для регулирования дорожного движения.
. Дорожные знаками «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Место остановки», «Место стоянки», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход», «Надземный переход», «Дети» и др. Разметка улиц и дорог .Светофоры. Регулировщик движения.
Практические занятия по ПДД
Отработка действия учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»
Закрепление знаний и умений:
мы учимся соблюдать правила дорожного движения - настольные игры, модели, макеты;
экскурсии по городу, посещение детских городков ГАИ;
экскурсии на природу – лесная аптека. Простейшие способы ориентирования.
Вызов «01».
Действие при обнаружении пожара. Вызов службы «01», принятие возможных мер к тушению пожара до прибытия пожарных. Встреча службы «01». Эвакуация людей и имущества из пожароопасной зоны.
От чего происходят пожары?
Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки и т.д.)
. Тепловое воздействие электрического тока. Короткое замыкание, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д. Понятие «пожарная профилактика».
Лесные и степные пожары.
Правила пожарной безопасности при посещении лесных и степных массивов. Причины возникновения лесных и степных пожаров. Рекомендации населению по профилактике лесных и степных пожаров, меры безопасности при их тушении. Правила безопасного поведения во время пожара и защита от них.
Практическое занятие по ПБ:
проведение конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику;
встречи с ветераном противопожарной службы.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ
№ | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов |
1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» | ||
1.1. Условия безопасного поведения учащихся | ||
1 | Чрезвычайные ситуации - что это? | 1 |
2 | Предупреждение бытового травматизма | 1 |
3-4 | Правила поведения учащихся на улице и дороге | 2 |
5-6 | Практические занятия по безопасности | 2 |
7 | Что нужно делать при пожаре? | 1 |
8 | Причины пожаров. | 1 |
9 | Правила пожарные – сама жизнь. | 1 |
10 | Практическое занятие по ПБ. | 1 |
| Всего | 10 |
Чрезвычайные ситуации - что это? Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в расположении школы и месте проживания учащихся. Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление. Предупреждение бытового травматизмаВиды травм (переломы, ушибы, раны, ожоги и т.д.). Травмы при падении с высоты, их предупреждение. Травмы во время подвижных игр, игр с колющими и режущими инструментами, при купании и т.д. Травмы глаза. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе на приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу. Правила поведения на водоеме Меры безопасности при пользовании водными переправами (в поселке, в турпоходах и других случаях) Правила купания и меры безопасности в оборудованных местах. Знаки безопасности на воде (место купания, купание запрещено и др.). Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы само спасения. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортый травматизм. |
Соблюдение правил дорожного движения-залог безопасности пешеходов.
Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе, микрорайоне.
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Движение пешеходов по тротуарам и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Перекрестки и их виды. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Элементы улиц и дорог.
Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Переход улиц и дорог. Односторонее и двусторонее движение.
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.
Обязанности пассажиров . Правила перехода улицы (дороги ) при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, тролелейбуса).
Практические занятия.
Экскурсия на природу – как правильно ориентироваться на местности.
Лесная аптека – сбор лекарственных трав и ягод .
Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу
“Внимание всем !”
Отработка действий учащихся при землятресении .
Отработка учащимися навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания .
Что нужно делать при пожаре?
При обнаружении пожара без паники необходимо сообщить в пожарную часть о том, что горит, адрес пожара; встреча пожарных подразделений и проводы их к месту пожара. Выполнение поручений руководителя пожаротушения.
Причины пожаров.
Основные причины возникновения пожаров – небрежность, неосторожное обращение с огнем, шалость детей с огнем, неправильная эксплуатация электронагревательных приборов, эксплуатация печей и т.д., их последствия и как их предотвратить.
Правила пожарные – сама жизнь.
Соблюдение правила пожарной безопасности в быту, в школе, в местах отдыха, проведение праздничных мероприятий. Что нужно делать, чтобы предотвратить пожар.
Практическое занятие по ПБ.
Посещение ПТЦ (пожарно-технический цент) или ПЧ (пожарная часть). Ознакомление с пожарными автомобилями и противопожарным оборудованием
4 КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ
№ | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов |
1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» | ||
1.1. Условия безопасного поведения учащихся | ||
1 | Предупреждение бытового травматизма | 1 |
2 | Безопасность на воде | 1 |
3 | Безопасность пешеходов | 1 |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения | 1 |
5 | Практические занятия | 1 |
| 2.РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ МЕДЕЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ» | |
| 2.1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» | |
6 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь | 1 |
7 | Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих | 1 |
8 | Историческая справка о пожарной охране | 1 |
9 | Средства тушения пожаров | 1 |
10 | Практическое занятие | 1 |
| Всего | 10 |
Предупреждение бытового травматизма
Основные причины бытового травматизма среди детей: шалости на балконах, чердаках и крышах, у открытых окон, катание на лестничных перилах, игры с огнем, эксперименты с карбидом, серой, ртутью и пр., рогатки, самопалы, прикасание к неизолированным электрическим проводам, баловство в лифте, стройплощадке и местах ремонта дорог, коммуникаций, у открытых люков и др.
Безопасность на воде
Меры безопасности при пользовании гребными лодками . Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.
Безопасность пешеходов
Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт- угроза безопасности человека. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина (автобус, трамвай и т.д.) сразу остановится? Тормозной путь. Тормозное расстояние. Стоящий (остановившийся) транспорт как его обходить. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды.
Знаем ли мы правила дорожного движения
Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.
Практические занятия
Выход на природу: на поляне или в лесу учащиеся находят лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Рассказывают о порядке их сбора и применения. Ориентирование на местности: как определить расстояние: как определить стороны горизонта по местным ориентирам, по солнцу и приборам.
Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД). Игры на макетах.
Как правильно пользоваться огнетушителем.
Практическая отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте
Первая медицинская помощь при травмах. Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении, попадании инородного тела в глаз. Понятие о само и взаимопощи
Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим учебы и отдыха. Рациональное питание, физическая культура, закаливание. Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и их профилактика.
Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения.
Историческая справка о пожарной охране.
Краткая историческая справка о Советской пожарной охране и ее боевых традициях. Значение Ленинского Декрета от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Подвиг пожарных в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, годы мирного строительства, Чернобыльской аварии. Герои огненного фронта.
Средства тушения пожаров.
Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные пенные и углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров.
Практическое занятие по ПБ.
Посещение пожарной части (ПЧ). Ознакомление с буднями пожарной охраны.
(т.55-96-99)
страница 1
скачать
Другие похожие работы: