NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа обучения основам безопасности жизнедеятельности ( обж ) 2003г. «Утверждено» «Согласовано»


ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Программа



ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)

2003г.

«Утверждено» «Согласовано»

Начальник управления образования Начальник ОГПС

города Костаня города Костаня

___________________ Г.Шек _______________ Е.Махмутов

Программа составлена на основании приказов №490, №166 и №198 министров образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан, министра обороны Республики Казахстан, председателя комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, доработана и дополнена главным специалистом управления образования Терентьевым Е.В. Темы по противопожарной тематике включены из программы обучения правил пожарной безопасности под ред. Муратбековой С.Б.старшего инженера УГПН ГУГПС Костанайской области.


В целях предупреждения детского неосторожного обращения с огнем, привития учащимся общеобразовательных школ навыков правильного поведения при пожарах, предотвращения травматизма и улучшения знаний правил пожарной безопасности и активизации профилактической работы разработана Программа обучения правил пожарной безопасности в области темы из которой включены в программу ОБЖ.

Занятия по ОБЖ проводить согласно календарного планирования соответственно по месяцам, а также во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов, в 1-4 классах 10 часов в год, включая в календарное планирование соответственно по месяцам; в 5-9 классах – 15 часов в год, Занятия и пройденный материал фиксируется в классном журнале; пройденный материал фиксируется поурочными оценками знаний учащихся. Критерий оценок соответствует общепринятым нормам выставления оценок.

Занятия по пожарной безопасности (ПБ) с учащимися рекомендуется проводить в кабинете с использованием учебно-наглядных пособий, уголков и наличие оборудования, а также показов видеофильмов, короткометражных фильмов (оперативных съемок с мест пожаров), диафильмов, проведение КВНов, викторин, конкурсов и т.п., которые способствуют воспитанию у детей чувств ответственности за сохранность государственной и частной собственности от огня.

Практические занятия рекомендуется проводить в специализированных помещениях (ПТЦ – пожарно-технических центров, ПЧ - пожарных частях), где учащимся демонстрируют служебные помещения, пожарные автомобили и пожарно-техническое вооружение, а также обучение практическим навыкам и умениям выявлять нарушения элементарных правил пожарной безопасности, умение пользоваться простейшими средствами пожаротушения и знать способы применения их при тушении пожаров.

Для проведения теоретических и практических занятий преподаватель может привлекать сотрудников Государственной противопожарной службы.


1 КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ



Наименование разделов и тем занятий

Кол-во

часов


1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»




1.1. Условия безопасного поведения учащихся




1

Безопасность

1

2-3

Улица полна неожиданностей

2

4

Безопасность на воде

1

5

Безопасность в помещении

1

6

Практические занятия

1

7

Детская шалость с огнем


1

8

Что нужно делать при пожаре?


1

9

Практическое занятие по ПБ.


1

10

Экскурсия ПТЧ города Костаная

1




Всего

10

Безопасность


Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация? Город, поселок, микрорайон, где мы живем.
Улица полна неожиданностей

Безопасность на улице. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Знакомство с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов

запрещено», «Дети», «Подземный переход» и др.

Это должны знать все


Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Будь внимательным и

осторожным. Движение группами. Особенности движения по мокрой дороге. Где можно и где нельзя играть.

Мы-пассажиры

Знакомство с транспортом города. Ожидание общественного транспорта на остановках. Посадка и высадка пассажиров. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей.

Безопасность на воде

Правила и меры безопасного поведения на водоемах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.

Безопасность в помещении

Какие опасности нас подстерегают в помещении. Основные правила поведения при пожаре.

Меры предосторожности с огнем. Детские шалости с огнем и их последствия. Как действовать

При возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

Практические занятия

Мы-пешеходы. Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Игры "Угадай какой знак", "Улица города", "Виды перекрестков".

Мы-пасажиры. Знакомство с транспортом города, личный и служебный транспорт.Особености

передвижения сельхозмашин.

Детская шалость с огнем.

Детская шалость с огнем – одна из причин возникновения пожара. Это игра со спичками, поджог тополиного пуха, мусора. Рассказать к каким последствиям может привести шалость.

Что нужно делать при пожаре?

При обнаружении пожара без паники необходимо сообщить в пожарную часть о том, что горит, адрес пожара; встреча пожарных подразделений и проводы их к месту пожара. Выполнение поручений руководителя пожаротушения

Практическое занятие по ПБ.

Проведение конкурса рисунков «Огонь и мы».
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ




Наименование разделов и тем занятий

Кол-во

часов


1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

1.1. Условия безопасного поведения учащихся

1

Окружающая среда и современное жилище


1

2

Огонь-друг и враг человека

1

3

Природа

1

4

Водоемы

1

5

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

1

6

Практические занятия по ПДД

1

7

Вызов «01».

1

8

От чего происходят пожары?

1

9

Лесные и степные пожары.

1

10

Практическое занятие по ПБ.

1




Всего

10


Окружающая среда-то это?

Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в последствии жизни. Телефоны: 01-вызов пожарной охраны, 02-вызов милиции, 03-вызов скорой помощи,04-вызов аварийной газовой службы.

Современное жилище

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом,водой.Какие еще опасные ситуации могут возникать дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайнной ситуации (бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним на улице, в ливте, подъезде и др.). Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными

Огонь-друг и враг человека

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, на транспорте, природе) ? Чем он опасен? Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре.

Природа

Экстремальная ситуация для человека в природной среде. Что это (жара, холод, ветер, дождь, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление и др.)

Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу. Водная переправа. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования). Степные и лесные пожары.

Водоемы

Наше озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Меры безопасности

при пользовании водной переправой.

Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду. Способы само спасения , помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. Соблюдение правил дорожного движения- залог безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев ДТП, их причины в городе, микрорайоне.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

Почему на улице опасно. Дорожно-транспортные происшествия. Конкретные маршруты на стадион, в парк, кинотеатр, музей и т.п. Места игр и катания на велосипедах, лыжах, коньках и санках.

Знакомство с дорожными знаками и сигналами

для регулирования дорожного движения.

. Дорожные знаками «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Место остановки», «Место стоянки», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход», «Надземный переход», «Дети» и др. Разметка улиц и дорог .Светофоры. Регулировщик движения.
Практические занятия по ПДД

Отработка действия учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

Закрепление знаний и умений:

  • мы учимся соблюдать правила дорожного движения - настольные игры, модели, макеты;

  • экскурсии по городу, посещение детских городков ГАИ;

  • экскурсии на природу – лесная аптека. Простейшие способы ориентирования.

Вызов «01».

Действие при обнаружении пожара. Вызов службы «01», принятие возможных мер к тушению пожара до прибытия пожарных. Встреча службы «01». Эвакуация людей и имущества из пожароопасной зоны.

От чего происходят пожары?

Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки и т.д.)

. Тепловое воздействие электрического тока. Короткое замыкание, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д. Понятие «пожарная профилактика».

Лесные и степные пожары.

Правила пожарной безопасности при посещении лесных и степных массивов. Причины возникновения лесных и степных пожаров. Рекомендации населению по профилактике лесных и степных пожаров, меры безопасности при их тушении. Правила безопасного поведения во время пожара и защита от них.

Практическое занятие по ПБ:

    • проведение конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику;

    • встречи с ветераном противопожарной службы.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ




Наименование разделов и тем занятий

Кол-во

часов


1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

1.1. Условия безопасного поведения учащихся

1

Чрезвычайные ситуации - что это?


1

2

Предупреждение бытового травматизма

1

3-4

Правила поведения учащихся на улице и дороге

2

5-6

Практические занятия по безопасности

2

7

Что нужно делать при пожаре?


1

8

Причины пожаров.

1

9

Правила пожарные – сама жизнь.

1

10

Практическое занятие по ПБ.

1



Всего

10



Чрезвычайные ситуации - что это?

Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в расположении школы и месте проживания учащихся. Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.
Предупреждение бытового травматизма

Виды травм (переломы, ушибы, раны, ожоги и т.д.). Травмы при падении с высоты, их предупреждение. Травмы во время подвижных игр, игр с колющими и режущими инструментами, при купании и т.д. Травмы глаза. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе на приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу.

Правила поведения на водоеме

Меры безопасности при пользовании водными переправами (в поселке, в турпоходах и других случаях)

Правила купания и меры безопасности в оборудованных местах. Знаки безопасности на воде (место купания, купание запрещено и др.). Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы само спасения.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортый травматизм.

Соблюдение правил дорожного движения-залог безопасности пешеходов.

Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе, микрорайоне.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Движение пешеходов по тротуарам и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Перекрестки и их виды. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.

Элементы улиц и дорог.

Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Переход улиц и дорог. Односторонее и двусторонее движение.

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

Обязанности пассажиров . Правила перехода улицы (дороги ) при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, тролелейбуса).

Практические занятия.

Экскурсия на природу – как правильно ориентироваться на местности.

Лесная аптека – сбор лекарственных трав и ягод .

Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу

“Внимание всем !”

Отработка действий учащихся при землятресении .

Отработка учащимися навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания .

Что нужно делать при пожаре?

При обнаружении пожара без паники необходимо сообщить в пожарную часть о том, что горит, адрес пожара; встреча пожарных подразделений и проводы их к месту пожара. Выполнение поручений руководителя пожаротушения.

Причины пожаров.

Основные причины возникновения пожаров – небрежность, неосторожное обращение с огнем, шалость детей с огнем, неправильная эксплуатация электронагревательных приборов, эксплуатация печей и т.д., их последствия и как их предотвратить.

Правила пожарные – сама жизнь.

Соблюдение правила пожарной безопасности в быту, в школе, в местах отдыха, проведение праздничных мероприятий. Что нужно делать, чтобы предотвратить пожар.

Практическое занятие по ПБ.

Посещение ПТЦ (пожарно-технический цент) или ПЧ (пожарная часть). Ознакомление с пожарными автомобилями и противопожарным оборудованием


4 КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ




Наименование разделов и тем занятий

Кол-во

часов


1.РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

1.1. Условия безопасного поведения учащихся

1

Предупреждение бытового травматизма


1

2

Безопасность на воде

1

3

Безопасность пешеходов


1

4

Знаем ли мы правила дорожного движения

1

5

Практические занятия

1




2.РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ МЕДЕЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»







2.1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»




6

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь


1

7

Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих

1

8

Историческая справка о пожарной охране


1

9

Средства тушения пожаров

1

10

Практическое занятие

1




Всего

10


Предупреждение бытового травматизма

Основные причины бытового травматизма среди детей: шалости на балконах, чердаках и крышах, у открытых окон, катание на лестничных перилах, игры с огнем, эксперименты с карбидом, серой, ртутью и пр., рогатки, самопалы, прикасание к неизолированным электрическим проводам, баловство в лифте, стройплощадке и местах ремонта дорог, коммуникаций, у открытых люков и др.

Безопасность на воде

Меры безопасности при пользовании гребными лодками . Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.

Безопасность пешеходов

Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт- угроза безопасности человека. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина (автобус, трамвай и т.д.) сразу остановится? Тормозной путь. Тормозное расстояние. Стоящий (остановившийся) транспорт как его обходить. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды.

Знаем ли мы правила дорожного движения

Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.

Практические занятия

Выход на природу: на поляне или в лесу учащиеся находят лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Рассказывают о порядке их сбора и применения. Ориентирование на местности: как определить расстояние: как определить стороны горизонта по местным ориентирам, по солнцу и приборам.

Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД). Игры на макетах.

Как правильно пользоваться огнетушителем.

Практическая отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь

Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте

Первая медицинская помощь при травмах. Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении, попадании инородного тела в глаз. Понятие о само и взаимопощи

Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим учебы и отдыха. Рациональное питание, физическая культура, закаливание. Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и их профилактика.

Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения.

Историческая справка о пожарной охране.

Краткая историческая справка о Советской пожарной охране и ее боевых традициях. Значение Ленинского Декрета от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Подвиг пожарных в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, годы мирного строительства, Чернобыльской аварии. Герои огненного фронта.

Средства тушения пожаров.

Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные пенные и углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров.

Практическое занятие по ПБ.

Посещение пожарной части (ПЧ). Ознакомление с буднями пожарной охраны.

(т.55-96-99)

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Пояснительная записка Статус документа

Пояснительная записка: 1 стр.


Пояснительная записка Статус документа

Пояснительная записка: 1 стр.