NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по благоустройству и озеленению территории мбоу сош №70 г. Челябинск, 2014 Введение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

454047 г.Челябинск, ул. 60 летия Октября, 46 тел. 736-30-52

ПРОГРАММА

по благоустройству и озеленению территории МБОУ СОШ № 70


г.Челябинск, 2014

Введение

Школьный двор! Это маленькая планета, где могут происходить удивительные вещи, где каждый становится таким, какой он есть. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания многих. Школьные ворота – это дверь, которая для кого-то открыта нараспашку, а кто-то вынужден смотреть в замочную скважину…

Мэкси Эмбервилл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70 находится на территории Металлургического района города Челябинска. Основное здание школы по адресу: ул. 60 летия Октября, 46 построено в май 1949 года, общая площадь школьной территории составляет 14918 кв.м, здание филиала занимает площадь 10436 кв.м. Металлургический район расположен в северной, обособленной, части города, на его территории сконцентрировано почти 30% промышленного потенциала города: ОАО «Мечел», Челябинский металлургический комбинат, ОАО «Челябинский электродный завод», ОАО «Уралавтоприцеп», «Теплоприбор», АООТ «Кемма», ЗАО «Мечелстрой» и другие, почти 700 предприятий малого предпринимательства. Вместе с тем, достаточно велика плотность застройки жилыми домами, и местные жители испытывают определённый дискомфорт, вызванный влиянием городской среды.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени.

Школьный двор – понятие широкое. Можно говорить о паре лавочек и газоне перед парадным входом в здание, а можно – о хорошо оборудованной спортивной площадке с футбольным полем и беговыми дорожками, тенистым парком, клумбами, радующими глаз с ранней весны и до осенних заморозков, ледяной горкой в зимний морозный день, искрящейся на солнце лыжне. Все это наш школьный двор. Круглый год наш двор наполнен взрослыми и детьми. Для всех учеников он начинается первого сентября с большого общешкольного праздника – Дня знаний. На школьном дворе идет активный процесс взросления наших детей. Море цветов и улетающие в небе яркие шары во время выпускного бала, очередная юбилейная встреча выпускников происходит у парадного крыльца школы.

Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, окружённый зеленью и ухоженный школьный, двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.

Школьный двор и школьная территория должны стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Грамотно оформленный школьный двор улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье детей и взрослых. Кроме того, не следует забывать, что школьная территория – это зона отдыха и прогулок для молодых мам с колясками, пожилых людей и прочих жителей близлежащих домов. Обустройство пришкольной территории не должно быть одинаково стандартным, будничным. И, конечно, во многом от того, что представляет собой пришкольный участок, зависит престиж самого учебного заведения.
Актуальность
Проблема благоустройства школьной территории является актуальной с первых дней её существования. Наш двор – образовательный ресурс школы, часть нашей воспитательной системы. Наша школьная территория – это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать красоту.

Школа - наш общий дом, который мы любим. Он должен быть красивым не только внутри, но и снаружи. Вот почему мы решили благоустроить и озеленить наш пришкольный участок заново: посадить новые кусты и деревья, увеличить количество клумб, разбить участки для газонов, благоустроить стадион и игровую площадку.

Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека –красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат.

Данная программа позволяет обучающимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа по реализации данной программы дает возможность педагогам развивать у обучающихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов.

Основание для подготовки программы (нормативно-правовая база)

  1. Федеральный Закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N45-ФЗ);

  2. Концепция экологической безопасности города Челябинска до 2020 года (Решение Челябинской городской Думы от 23.11.2010г. №19/16);

  3. Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске (Решение Челябинской городской Думы от 24.06.2003г. №27/2, с изменениями от 28.02.2006г., 29.05.2007г., 02.09.2008г., 27.10.2009г.);

  4. О паспортизации зеленых насаждений города Челябинска (Постановление Главы города Челябинска от 09.09.2004г. №1589-п);

  5. Инструкция по созданию и содержанию зеленых насаждений в городе Челябинске (Постановление Главы города Челябинска от 02.12.2004г. №2200-п)

  6. Правила благоустройства территории города Челябинска (Решение Челябинской городской Думы от 24.04.2012г. №34/3);

  7. Постановление Главного государственного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях";

  8. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 

  9. Программа по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений г.Челябинска «Цветущий город» на 2014-2016г.г.



Цели программы:

  • реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

  • содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и озеленение пришкольной территории;

  • формирование экологической культуры обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогического коллектива, родителей, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка.


Задачи программы:

  • формировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

  • содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

  • развивать инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности, а также обучать школьников практическим способам и методам благоустройства дворовой территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

  • формировать у школьников чувства личной ответственности за состояние окружающей нас среды, экологическую безопасность;

  • создать дизайн-проект школьного двора с учетом экологического состояния пришкольной территории;

  • познакомить обучающихся с основами цветоводства и ландшафтного дизайна.


Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы: апрель 2014 года - август 2016 года

Этапы реализации программы:

1 этап - подготовительный

В подготовительный этап включены следующие мероприятия: инструктивно-методические совещания по теме "Декоративно-художественное оформление территории школы: проблемы и решения"; разработка плана благоустройства территории школы (с указанием объема работы, сроков исполнения и ответственных); знакомство с инструкциями по технике безопасности при выполнении различных видов работ; проведение конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы; подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, демонтаж построек, уборка территории от мусора); составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории; составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта; проведение субботников (уборка территории школы в соответствии с планом-схемой, по которой за каждым классом закрепляется определенный участок).

2 этап - практический (май-июнь 2014 года - август 2016 года)

В практический этап вошли такие мероприятия: конкурс на лучшую цветочную клумбу многолетних растений; высадка саженцев растений на территории пришкольного участка; уход за растениями; приведение в эстетическое состояние спортивных объектов; выращивание рассады; оформление клумб и посадка растений; поддержание порядка травяного покрова и клумб территории

3 этап - обобщающий (сентябрь 2016 года - октябрь 2016 года)

На данном этапе происходит анализ и сопоставление действительных и желаемых результатов; обобщение опыта для проектной и исследовательской работы.


Исполнители программы
Исполнителями программы являются педагоги, учащиеся и родители МБОУ СОШ № 70.
Ожидаемые результаты

  1. Повышение социальной активности обучающихся и родителей.

  2. Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

  3. Благоустройство и озеленение школьной территории;

  4. Повышение и пропаганда экологической культуры учащихся;

  5. Создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья.



Литература


  1. Киселев Г.Е. Цветоводство. — М.: Колос, 1964.

  2. Пичугина Г.В., Сорокина Н.В., Ермоленко М.Н. и др. Основы ведения крестьянского хозяйства. 10–11 классы. М.: Дрофа, 2001.

  3. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка // Школьные технологии. — 1998. — № 3.

  4. Родина В.А. Цветоводство в школе (пособие для учителей). — М.: Просвещение, 1974.

  5. Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик»

  6. Теодоронский В.С., Белый А.И. Садово-парковое строительство (учебное пособие для техникумов). — М.: Агропромиздат, 1989.

  7. Фирсова Г.В., Кувшинов Н.В. Справочник озеленителя. — М., 1995.


Приложение 1

Мероприятия

по реализации Программы благоустройства и озеленения территорий

образовательных организаций города Челябинска

«Цветущий город» на 2014 год




Наименование мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственные

за исполнение

Выход

I. Организационно-методическая деятельность

1.

Проведение совещаний творческой группы по вопросам благоустройства и озеленения территорий

05.05.2014

ежемесячно

Администрация МБОУ СОШ № 70

Приказы, информация

2.

Проведения ревизии всех элементов благоустройства на территориях образовательных организаций

До 30 мая 2014 года

Творческая группа

Информация

3.

Разработка программы благоустройства и озеленения территорий на 2014 году

до 30 апреля 2014 года

Творческая группа

Программа

4.

Организация субботников на территориях образовательных организаций

Апрель – май 2014 года

Администрация

Информация

5.

Проведения мероприятий по исправлению повреждений отдельных элементов благоустройства, очистка, окраска, побелка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства (оград, заборов, газонных ограждений) с учетом технического и эстетического состояния данных объектов

Май 2014 года

Зам.директора по АХЧ

Информация

6.

Организация работ по благоустройству территории в соответствии с программой

Май-август

Администрация

Информация

7.

Организация и проведение санитарной, омолаживающей и корректирующей обрезки деревьев и кустарников на территории школы

по мере необходи-мости

Администрация

Информация

8.

Организация посадок новых зеленых насаждений, формирование газонов, клумб

апрель-июнь

Волонтеры из числа обучающихся

Информация

9.

Организация работы штаба

«Трудовое лето-2014» и трудовых отрядов, занятых на благоустройстве и озеленении территорий

Август

Начальник Штаба «Лето-2014»

Руководитель отряда

Информация

10.

Участие в смотре-конкурсе на лучшее благоустройство и озеленение территорий образовательных организаций «Цветущий город-2014»

Август

Администрация

Приказ, положение


11.

Организация и проведение мероприятий к Дню Победы, Дню защиты детей, Дню знаний, Дню рождения города:

- торжественных линеек;

- спортивных праздников;

- легкоатлетических эстафет

Май-сентябрь

Администрация


Информация

12.

Организация и проведение конкурсов детских рисунков, плакатов, листовок по темам "Цветущий город", "Наш школьный двор", "Мой любимый детский сад" и др.










II. Информационная деятельность

13.

Создание на сайте МБОУ СОШ № 70 информационной рубрики "Цветущий город - 2014"

май -

сентябрь

Учитель информатики

Информация

III. Контрольная деятельность

14.

Контроль за организацией и проведением субботников

апрель-май

Администрация

Информация

15.

Согласование перспективных и текущих планов благоустройства и озеленения территорий образовательных организаций

май

Администрация

Планы благо-устройства

16.

Осмотр состояния всех элементов благоустройства территории (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и т.д.)

ежедневно

Зам.директора по АХЧ


Информация

32.

Подготовка образовательного учреждения к началу нового учебного года

Июль - август

Администрация

Приказ


















Приложение 2

Рабочий план реализации программы

Подготовительный этап



Вид деятельности

Сроки

Ответственные



Рабочее совещание творческой группы:

-определение цели и задач программы

Апрель 2014 года

Администрация школы



Изучение материалов по истории и стилям ландшафтного дизайна. Сбор и анализ информации по данной теме.

Май 2014 года

Творческая группа



Конкурс рисунков «Цветник моей школы»

Май 2014 года

Учитель ИЗО



Разработка плана озеленения пришкольной территории:

-создание эскизов генерального плана;

-разработка макета ландшафта территории;

-светорасположение зон озеленения;

-цветовые сочетания зон озеленения;

-подбор растений для цветников, деревьев и кустарников

Май – июнь 2014 года

Творческая группа

Практический этап



Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Посадка семян на рассаду

Март – апрель

Классные руководители 5- 10 классов

2.

Предпосевная обработка земли с удалением сорняков

Май

Зам. директора по АХЧ

3.

Разбивка участков, цветников, обработка почвы

Май

Творческая группа

4.

Высадка рассады

Май

Творческая группа и волонтеры из числа учащихся

5.

Полив, прополка клумб

Май – август

Творческая группа и волонтеры из числа учащихся

6.

Работы на спортивной площадке

Июль – август

Зам.директора по АХЧ

7.

Сбор семян однолетних цветочных культур

Август - сентябрь

Творческая группа, волонтеры

Обобщающий этап



Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы на педсовете школы

Август

Творческая группа

2.

Итоговая презентация «Создаем чудеса своими руками»:

-на сайте школы;

-участие в экологических конкурсах

Август

Творческая группа


Приложение 3

Формы по созданию ландшафтного дизайна пришкольной территории

Прежде всего, красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и окружающей средой. Даже небольшой, правильно спланированный пришкольный участок обеспечит большую часть работы на открытом воздухе, прогулки группы продленного дня.

А) Дарвиновская площадка создается с целью наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях.

В ходе наблюдений углубляются биологические и агрономические знания. Дарвиновская площадка создается с целью наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях.



На конкретном материале обучающиеся знакомятся:

- с различными примерами проявления внутривидовой и межвидовой борьбы растений за существование: расселение травянистой и древесной растительности, смену растительных сообществ в каждом микробиогеоценозе (квадрате), появление животных и поведение их, действие света, температуры, воды, ветра, питания и других условий окружающей природной среды;

- действие на окружающую природную среду абиотических, биотических, антропогенных факторов.

Б) Рокарий – каменистый садик, частичка естественного пейзажа в саду.

Рокарий может быть организован практически на любом участке: маленьком и большом, имеющий крутой или пологий склон, или ровном, и даже во впадине. Единственное условие, которое требуется соблюдать – соразмерность. Большой рокарий может отвлечь внимание от сада в общем, а маленький – потеряться среди остальных растений.

Рокарий – это произведение искусства, которое создают из живых растений и камней. Он создается для того, чтобы радовать глаз, а значит, должен располагаться на самых видных местах. Также очень важно позаботиться об однотонном растительном фоне для вашей каменистой клумбы – пестрые краски других растений могут сделать его малозаметным. Рокарий лучше всего располагать на газоне, на фоне хвойных растений или каменистой стены.



Подбору камней для рокария стоит уделить особое внимание. Рокарий «принимает» камни разных пород, но правильно подобранная их форма и размеры – основа успеха. В вашем каменистом садике обязательно должен быть ключевой камень, возвышающийся над остальными. Крупные камни лучше уложить вдоль ключевого камня, чтобы имитировать горный склон, а более мелкими выложить его «подножие».

Весьма оригинально смотрится «утопленный» рокарий. В этом случае овражек, впадина на участке перестают быть проблемой и становятся выигрышным моментом ландшафта. Чтобы ухаживать за растениями в «утопленном» рокарии, было удобнее, между посадками делают дорожки из гравии

Растения для рокария

Растения для рокария должны быть низкорослые, засухоустойчивые и холодостойкие. В композициях используют растения разных размеров. Из крупных больше всего подходят карликовые хвойный и низкорослые лиственные кустарники. Оригинально выглядит в рокарии и бонсай. На лето горшки с ними можно выставить в каменистый садик.

Роскошно смотрятся в рокарии папоротники, миниатюрные розы, стелющиеся и подушковидные травянистые многолетники. Из небольших растений – почти все луковичные, гвоздика-травянка, тимьян, астра (альпийская и подушковидная), почти все камнеломки и многие другие. В нижнем ярусе лучше посадить более влаголюбивые, например, примулы. Отличная идея – соединить в одной композиции рокарий и маленький декоративный водоем, где камни поднимаются из воды.

В) Цветочные клумбы

Рабатки - узкие (шириной 1-3 м) полосы цветов. Их размещают вдоль зданий, дорог, вокруг бассейнов, памятников. На них высаживают однолетние, двулетние, многолетние и ковровые растения, а также розы.

Рабатки бывают односторонние, когда низкие растения размещают на переднем плане, затем полувысокие, а на заднем плане - высокие; двусторонние, когда более высокие растения размещают по центру, а по краям высаживают низкие; однородные, когда высаживают только один вид или сорт однолетников или двулетников, и, наконец, орнаментальные, когда растения размещают по несложному рисунку, многократно повторяющемуся на всем протяжении рабатки.



Г) Сиренгарий

Сирень украшает городские сады и парки, театры и клубы, деревенские палисадники и многоэтажки. Она настолько разная! Неспециалисту даже не заметно, что кипень этого всеобщего сиреневого цветения передают как эстафету сирени разных видов, а, значит, и разных сроков цветения.

Наиболее часто в садах средней полосы встречаются следующие виды сирени:

- сирень обыкновенная,

- сирень китайская,

- сирень персидская,

- сирень венгерская.

Каждый из этих видов насчитывает большое количество сортов различных расцветок.

Сирень обыкновенная. Высокий куст, до 5 метров. Цветет в мае-июне. Имеет множество махровых и немахровых сортов различной окраски.

Сирень китайская. Куст высотой до 5 метров. Цветет в мае-июне. Окраска крупных, до 2см, цветков, собранных в сложные метелки длиной до 50см, красновато-лиловая. Есть белые формы. Встречаются махровые сорта, а также двойная махровая разновидность с пурпурной окраской цветов.

Сирень персидская. Куст высотой до 3 метров. Листья мельче, чем у сирени обыкновенной. Цветет в июне. Цветки махровые и немахровые, имеют сильный запах. Цвет от белого до лилового.

Сирень виргинская. Куст высотой до 4 метров. Цветет в июне - июле. Листья крупные, матовые.

Выбор места для сиренгария - ответственный этап в его закладке. Нужно учитывать, что растение очень светолюбиво, предпочитает нейтральные или слабощелочные почвы, живет на одном месте 20 и более лет, размер куста достаточно велик. Сирень не выносит переувлажнения, она просто погибает в таких местах.

Д) Розарий - один из видов цветочного оформления, создаваемый преимущественно из различных групп и сортов роз. Хотя розы могут быть использованы для клумб, рабаток, бордюров, арок, пергол и подпорных стенок, розарий представляет собой наиболее красочную композицию, в которой розы размещены на фоне газона или на замощенной площади.



В большинстве случаев розарии создают в регулярном (геометрическом) стиле, аналогично партерам, но иногда их устраивают и в ландшафтном стиле, когда розы размещают в виде различной формы групп на газоне.

Преимущество розария в том, что сорта определенных групп (чайно-гибридные, полиантовые, гибридно-полиантовые, флори-бунда) характеризуются ремонтантным цветением: с мая (на юге) и июля (в средней полосе) до глубокой осени.

Разнообразие окрасок и форм цветков роз трудно переоценить, поэтому в оформлении пришкольных участков их следует максимально использовать.

В некоторых случаях для придания красочности участкам с розами в весенний период, между кустами роз высаживают тюльпаны, крокусы, сциллы, гиацинты.

В условиях средней полосы розы на зиму нуждаются в укрытии (лапником, пленкой и сверху листьями). В наших планах на 2011 год мы хотим дополнить центральную аллею небольшими островками роз, если получится создать хотя бы небольшой розарий.

Е) Нестандартные формы ландшафтного дизайна.

В современном ландшафтном дизайне вертикальное озеленение занимает одну из ключевых позиций и активно применяется при благоустройстве участка. Благодаря вертикальному озеленению территория приобретает необычный вид и объем: вертикально растущие растения, превращающие голые стены в произведения искусства, будут настоящим украшением участка и гордостью его владельцев.

Все более популярным становится вертикальное озеленение в специальных контейнерах, для которого используются ампельные цветочные растения, овощные и цитрусовые культуры. Этот вид озеленения зачастую становится увлекательным хобби горожан, которые могут вырастить на собственном балконе небольшой, но все же урожай.

На садовом участке элементы вертикального озеленения создают удивительную атмосферу. С их помощью можно украсить дом и хозяйственные постройки, защитить зоны отдыха от летнего зноя, придать участку уникальность и изысканность. Вертикальное озеленение основано на опорах.

Ж) Экологическая тропа. Само название «учебная тропа природы» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа учит нас». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.

С одной стороны, задачей тропы является расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов, педагогов – научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы и уметь оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду.

Экологическая тропа - наиболее специализированный для целей обучения маршрут в природе. Его протяженность от 1 км до 2 км из расчёта проведения учебных экскурсий от 1 до 3 часов. Такие тропы рассчитаны на посещение их учащимися разных типов учебных заведений: станций юннатов, школ, гимназий, ДОУ. Доступны они и для посещения отдыхающими. Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога, учителя, воспитателя или экскурсовода из числа отдыхающих или учащихся.

Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся.

Время движения по тропе колеблется от 30 минут до 1-3 часов.

По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики.

Требования к выбору маршрута тропы

Рассмотрим основные требования, которым должна удовлетворять учебно-экологическая тропа:

Маршрут тропы должен соответствовать её назначению и учитывать условия данной местности;

Тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности учащихся и других посетителей;

Маршрут тропы должен проходить таким образом, чтобы по возможности охватить все объекты живой и неживой природы, которые украшают ландшафт и представляют интерес с точки зрения познавательного и воспитательного назначения;

Маршрут не должен превышать двух километров.

Учебная тропа должна быть доступной для школьников и посетителей, расположена непосредственно на территории учебного заведения;

Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные потребности школьников, посетителей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.

На маршруте важно выделить наиболее интересные природные комплексы и с учётом этого наметить остановки, определить их количество в зависимости от насыщенности и богатства природы данной местности, пронумеровать их, учитывая последовательность прохождения.

Создание экологической тропы

Практическая деятельность школьников по созданию учебно-экологической тропы включает:

Разработку маршрута учебно-экологической тропы, составление карты-схемы.

Маркировку УЭТ, определение и разметку остановок.

Составление характеристики тропы.

Изготовление информационных щитов и оснащение маршрута тропы (скамейки, кормушки и т. д.)

Далее учащиеся, при помощи педагога, составляют карту-схему тропы и её характеристику, в которой указывают:

название тропы, где проходит маршрут;

его географическое положение;

вид и протяжённость маршрута;

какие природные комплексы охватывает данный маршрут;

состояние маршрута до начала работы;

формы деятельности школьников при посещении тропы.

При составлении характеристики учебно-экологической тропы школьников необходимо сориентировать на использование не только литературных сведений, но и собственных наблюдений.

После этого начинается работа по оснащению и благоустройству маршрута учебно-экологической тропы.

В первую очередь на всех остановках учебно-экологической тропы учащиеся должны установить информационные стенды, знакомящие посетителей с природными объектами, находящимися на маршруте.

На начальном пункте тропы устанавливается главный стенд. Он представляет собой щит, на котором дана схема всей тропы с указанием остановок. Возле каждой из них – условный знак, значение которого раскрывается тут же на щите. Весь рисунок либо выжжен на широкой доске, либо нарисован масляной краской на листе кровельного железа. Над щитом – навес от солнца и дождя.

На самой тропе каждую остановку необходимо оснащать информационной доской, отлакированной с одной стороны и не струганной – с другой. Желательно, чтобы информационные щиты органически вписались в пейзаж. На гладкой стороне выжигается текст. Тематика выбирается с учётом особенностей данной остановки.

Подготовку к работе нужно начинать ещё с зимы, так как изготовление щитов и подбор информационного материала для них – довольно сложное дело.

З) Водоём.

Ничто так не радует глаз и не успокаивает нервы, как вода: будь то журчащий ручей, спокойная гладь озерца или движение струй фонтана. К тому же влажный воздух улучшает самочувствие, усиливает красоту участка и аромат растений. Именно поэтому редкий участок лишен воды. Какого бы размера или формы ни был водоем, он всегда выполнит свою функцию островка спокойствия и созерцания.

И) Лечебный сад- парк.

По данным Коротковского в основном дети болеют очень часто простудными заболеваниями: ОРЗ, ОРВИ, ангина, трахеит и др. Сегодня, когда государство уделяет этой проблеме недостаточное внимание желательно организовать подобную деятельность по выращиванию лекарственных трав силами самих детей при непременном руководстве со стороны педагогов.

Природа – это кладезь активных веществ растительного происхождения. Целительные ресурсы царства растений познаны далеко не полностью, и систематические исследования, направленные на создание новых лекарственных препаратов из растительного сырья, интенсивно проводятся во всем мире. В медицине используется около 200 видов лекарственных и ароматических растений. Многие из них могут произрастать на пришкольном участке, представляя собой фитокомпозиции. Они способны выполнять целый ряд функций: познавательную, лечебную, эстетическую, а собранное лекарственное сырье может пополнить школьную «зеленую» аптеку.

Выращивание лекарственных трав помогает:

- установить экологические связи между человеком и природой

- осознать значимость практической помощи себе и другому.

К) Школьный дендрарий

Трудно переоценить многостороннюю полезную роль древесных растений – этого удивительного и часто на первый взгляд малозаметного зелёного богатства природы. Громадное значение его даже в наш век не только не уменьшается, а с каждым годом всё больше и больше возрастает. Для этой цели и служит дендрарий

(от греческого слова «дендрон»- дерево). Он представляет собой, как правило, обширную коллекцию или своеобразный живой музей местных пород и растений – экзотов.

Л) Этнографический уголок

Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в них сливается воедино нравственные, эстетические начала, целесообразность и красота.. Но все это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.