Программа деятельности палаточного школьного оздоровительного лагеря «рубеж» мбоу сош с. Пушкино 2014 год
Утверждаю
Директор школы
В.В.Яров
Программа деятельности палаточного школьного оздоровительного лагеря «РУБЕЖ»
МБОУ СОШ с. Пушкино
2014 год
Информационная карта программы
-
1
Полное название программы
Программа палаточного школьного оздоровительного лагеря «Рубеж»
2
Цель программы
Создание условий для организации активного, полноценного отдыха и оздоровления детей.
Формирование у ребенка сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
3
Направление деятельности
Обучение основам безопасности жизнедеятельности средствами и методами различных видов деятельности.
4
Краткое содержание программы
Программа содержит: мероприятия, принципы, реализующие Программу; ожидаемые результаты.
5
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу
МБОУ СОШ с. Пушкино Добринского муниципального района Липецкой области
7
Адрес, телефон
Липецкая область, Добринский район,
с. Пушкино, ул. Мира, д.29Б, телефон 8(47462)42434
8
Место реализации
Территория школы
9
Количество, возраст учащихся
10 учащихся с 14 до 16 лет
10
Сроки проведения, количество смен
с 12 июня 2014 г., 5 дней, 1 смена
Пояснительная записка
«Только те средства по обеспечению безопасности
хороши, надежны и долговечны, которые зависят от вас самих
и от вашей собственной энергии.»
Николо Макиавелли
Не проходит и дня, чтобы средства массовой информации не приносили сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или преступлении в той или иной стране. Список подстерегающих опасностей велик, и каждый может оказаться в такой непредвиденной ситуации. За 12 месяцев на территории Российской Федерации произошло 315 чрезвычайных ситуаций. Среди пострадавших – дети. Ни в коей мере мы не хотим, чтобы ребенок жил в постоянном страхе перед возможным несчастным случаем ил непредвиденной ситуацией, но и оставлять перед лицом опасности, также считаем недопустимым. Конечно, подготовить ребенка ко всем экстренным случаям, происходящим в жизни невозможно, но научить основным правилам безопасного поведения в наиболее характерных ситуациях – вполне достижимая задача.
Исходя из этой потребности, и родилась идея создания программы «РУБЕЖ». Название программы является аббревиатурой основных характеристик человека, развиваемых в рамках программы:
Р – «разум», разумно оценивать ситуацию
У – «умение», уметь находить правильное решение
Б – «быстрота», действовать решительно и четко
Е – «единение», искать единомышленников
Ж – «желание», стремиться оказать помощь.
Девиз лагеря: «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»
Достоинство программы «РУБЕЖ» заключается в том, что она имеет дело с единой теоретической базой для решения конкретных задач в работе с детьми. Предполагаемая программа в некоторой степени опирается на школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», но ни в коей мере не является его калькой. Сроки и условия реализации программы направлены, прежде всего, на овладение практическими навыками.
Цели программы:
Создание условий для организации активного, полноценного отдыха и оздоровления детей.
Формирование у ребенка сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих.
Задачи программы:
Привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации;
Формирование алгоритма действий при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;
Ознакомление со способами защиты от ЧС;
Овладение специальными навыками, умениями, действиями в различных экстремальных ситуациях;
Морально-психологическая закалка детей;
Формирование потребности дальнейшего изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Ожидаемый результат:
Осознание своей личной роли и ответственности за личную безопасность;
Овладение специальными действиями по самоспасению и оказанию помощи другим в экстренной ситуации;
Умение пользоваться специальными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Умение изготавливать простейшие средства защиты и оказание первой помощи;
Формирование положительной мотивации по отношению к дальнейшему изучению основ безопасности жизнедеятельности.
Содержание программы
Программа «РУБЕЖ» реализуется через подпрограммы «Человек-город», «Человек-природа», «Человек-человек».
Каждый блок отражает специфические опасности, возникающие в результате включения человека в ту или иную сферу жизнедеятельности, причем рассматриваемые сферы жизнедеятельности интегрируются друг в друга, что делает необходимым использование комплексного подхода при организации деятельности участников программы.
«Человек - город»
Блок, цель которого подготовить ребенка к жизни в современном городе, сформировать у него чувство ответственности за свои поступки, продолжить изучение правил дорожного движения, познакомить с возможными опасностями в быту и повседневной городской жизни, способами их устранения и ликвидации последствий.
Работа в этом направлении предполагает:
- викторины;
- тренинги;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы «Безопасное колесо»;
- медицинские практикумы.
«Человек-природа»
Блок, связанный с природопознавательными и природоохранными делами, освоением навыков выживания в природе, изучением опасностей, связанных со стихийными бедствиями, оказанием первой помощи в природных условиях.
Реализация этого блока осуществляется через:
- туристические эстафеты;
- прогулки в лес;
- «школу выживания»;
- трудовые и природоохранные мероприятия на территории лагеря и за его пределами (уход за зелеными насаждениями, чистка и благоустройство родников и т.д.);
- эстафеты;
- ролевые игры;
- тренировки на полосе препятствий.
«Человек-человек»
Блок, направленный на физическое и нравственное совершенствование детей, формирование представления ребенка о себе, усвоение морально-этических общественных норм, овладение умением предвидеть последствия своих поступков.
Работа в этом направлении предполагает:
- военно-патриотические игры;
- часы общения;
- встречи с интересными людьми;
- тренинги;
- овладение основами правовой грамотности.
В процессе реализации программы «РУБЕЖ» будут организованы теоретические и практические занятия, в ходе которых будут рассмотрены следующие вопросы:
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Профилактика пожаров в повседневной жизни.
Причины дорожно-траспортных происшествий и травматизма людей.
Велосипедист – водитель транспортного средства.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Принципы реализации программы
Для успешной реализации программы используется определенная группа принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы.
Принципиальные основы деятельности взрослого
Безопасность – обеспечение безопасности ребенка;
Компетентность – достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
Совместность – организация совместной деятельности «взрослый-ребенок»;
Системность – продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;
Максимизация ресурсов – максимальное использование имеющихся материально-технических и природных ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка
Свобода – добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
Добровольность – участие в программе добровольное дело каждого;
Индивидуальность – реализация личных способностей ребенка;
Значимость – ребенок может найти для себя виды деятельности, которые приведут к наиболее значимым для него результатам;
Положительность – положительный результат участия в программе.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 недели до открытия палаточного школьного оздоровительного лагеря начинается подготовка к каникулярному сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летней оздоровительной кампании;
издание приказа по школе о проведении летней оздоровительной кампании;
разработка программы деятельности палаточного школьного оздоровительного лагеря «РУБЕЖ»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в палаточном оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – 12 июня
Этот период короткий, всего 1 день.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «РУБЕЖ»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – 13 – 16 июня
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – 4 неделя июня
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности оздоровительного лагеря в будущем.
Календарный план работы
-
ДЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЕ
День первый
«Открытие лагеря»
«Познакомимся поближе»
1.Встреча детей, создание отряда, распределение обязанностей.
2.Ознакомление с планом работы лагеря. Открытие лагеря.
3. Оформление лагерного уголка.
4.Спортивные состязания «Весёлые старты» (на свежем воздухе)
5. Вечер у костра «Расскажи мне о себе…»
День второй
«Человек-природа»
«Мы живы, пока жива природа!»
1. Прогулка в лесопарк.
2. Туристическая эстафета.
3.Теоретическое занятие «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке».
4. Ролевая игра «Нади клад».
5. Операция «Родник» (трудовые и природоохранные мероприятия по благоустройству родников).
6. Тренировочное занятие «Полоса препятствий».
7. Вечер у костра «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».
День третий
«Человек-город»
«Соблюдаем ПДД – предупреждаем ДТП»
1. Викторина «Дорожная азбука».
2. Теоретическое занятие «Причины дорожно-траспортных происшествий и травматизма людей», «Велосипедист – водитель транспортного средства».
3. Соревнования «Безопасное колесо».
4. Медицинский практикум «Окажи помощь».
5. Сюжетно-ролевая игра «Перекресток».
6. Вечер у костра «А люди идут по свету…».
День четвертый
«Человек-человек»
«Ты да я да мы с тобой!»
1. Военно-патриотическая игра «Факел».
2. Встреча с интересным человеком. В.Макаров – сослуживец и друг погибшего в Афганистане выпускника школы А.Карелина.
4.Экскурсия к памятнику погибшим воинам-односельчанам в годы ВОВ. Трудовой десант. Минута скорби.
5. Теоретические занятия «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности».
6. Вечер у костра «Ты да я да мы с тобой…».
День пятый
«Закрытие лагеря»
«Расстаемся, друзья!»
1. Линейка закрытия лагерной смены
2. Праздничный концерт «Отдохнули здорово!»
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4. Оформление книги отзывов «Мы говорим спасибо!»
страница 1
скачать
Другие похожие работы: