Программа по математике для 5 класса на 2013-2014 учебный год 7 час в неделю-238 Пояснительная записка
Рабочая программа по математике
для 5 класса
на 2013-2014 учебный год
7 час в неделю-238
Пояснительная записка
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.
Цели обучения математике в 5 классе:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана.
Программа рассчитана на 175 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Учебно–тематический план
№ | ТЕМА | Кол-во часов в неделю |
1. | Натуральные числа и шкалы. | 20 |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 31 |
3. | Умножение и деление натуральных чисел. | 36 |
4. | Площади и объемы. | 17 |
5. | Обыкновенные дроби. | 31 |
6. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 17 |
7. | Умножение и деление десятичных дробей. | 35 |
8. | Инструменты для вычислений и измерений. | 22 |
9. | Повторение. Решение задач. | 29 |
| Итого: | 238 |
Содержание рабочей программы
5 класс
(7 часов в неделю, всего 238 ч)
1. Натуральные числа и шкалы
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.
При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.
Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.Площади и объемы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач
Наименование главы | Кол-во часов на главу | Основные понятия | Тема урока | Часы |
Натуральные числа и шкалы | 20 | Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. координатный луч. | Обозначение натуральных чисел. | 4 |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 2 | |||
Плоскость, прямая, луч. | 2 | |||
Шкалы и координаты. | 2 | |||
Меньше или больше. | 5 | |||
Решение задач. | 4 | |||
Контрольная работа № 1. | 1 | |||
Сложение и вычитание натуральных чисел | 31 | Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 5 |
Вычитание. | 6 | |||
Контрольная работа № 2. | 1 | |||
Числовые и буквенные выражения. | 6 | |||
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 5 | |||
Уравнение. | 7 | |||
Контрольная работа № 3. | 1 | |||
Умножение и деление натуральных чисел | 36 | Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление натуральных чисел и его свойства. Деление с остатком. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб. | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 5 |
Деление. | 7 | |||
Деление с остатком. | 2 | |||
Контрольная работа № 4. | 1 | |||
Упрощение выражений. | 6 | |||
Порядок выполнения действий. | 2 | |||
Квадрат и куб. | 2 | |||
Контрольная работа № 5. | 1 | |||
Площади и объемы | 17 | Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Формулы. | 2 |
Площадь. Формула площади прямоугольника. | 2 | |||
Единицы измерения площадей. | 5 | |||
Прямоугольный параллелепипед. | 1 | |||
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа №6 Решение задач повышенной сложности | 3 1 3 | |||
Обыкновенные дроби | 31 | Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. | Окружность и круг. | 1 |
Доли. Обыкновенные дроби. | 2 | |||
Сравнение дробей. | 3 | |||
Правильные и неправильные дроби. | 5 | |||
Контрольная работа № 7. | 1 | |||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 | |||
Деление дроби. | 4 | |||
Смешанные числа. | 2 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | 9 | |||
Контрольная работа № 8. | 1 | |||
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 17 | Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. | Десятичная запись дробных чисел. | 1 |
Сравнение десятичных дробей. | 2 | |||
Сложение и вычитание десятичных дробей. | 3 | |||
Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 2 | |||
Контрольная работа № 9. | 1 | |||
Умножение десятичных дробей. | 2 | |||
Деление десятичных дробей. | 3 | |||
Среднее арифметическое. | 2 | |||
Контрольная работа № 11. | 1 | |||
Инструменты для вычислений и измерений | 22 | Начальные сведение о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Таблицы и диаграммы. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Круговые диаграммы | Микрокалькулятор. | 2 |
Проценты. | 9 | |||
Контрольная работа № 12. | 1 | |||
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 2 | |||
Измерение углов. Транспортир. | 5 | |||
Круговые диаграммы. | 2 | |||
Контрольная работа № 13. | 1 | |||
Повторение | 29 | | Комбинаторные задачи | 11 |
Повторение по всему курсу | 17 | |||
Контрольная работа № 14. | |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: