NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года


Проект

Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

Актуальность программы

Происходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей были изложены В.В. Путиным в предвыборной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России". Говоря о сфере дополнительного образования детей (ДОД), он отметил, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе.

В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.

Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев, при необходимости, софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Сфера ДОД объективно нуждается в оформлении государственных гарантий развития, поддержке заинтересованных в ее деятельности министерств я ведомств.

Актуальность межведомственной программы обусловлена тем, что сфера ДОД является одним из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать ее как один из приоритетов инновационного развития страны.

Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и, межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях НПО (СПО), охватывают различные сферы деятельности и интересов - образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

В последние годы сфера ДОД испытывает системный и содержательный кризис, так как существующие межведомственные преграды не способствуют эффективному развитию ДОД и снижают результативность деятельности

1

учреждений ДОД. Требования к повышению качества сферы ДОД, предъявляют, прежде всего, дети и родители, профессиональное сообщество. Необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико-ориентированные знания, формировать социальную компетентность у детей, развивать опыт общественно-значимой деятельности.

Правовыми основами деятельности существующей сферы ДОД являются: Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»; Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р; проекты государственных программ «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», «Развитие физической культуры и спорта на 2013-2020 годы».

Сфера ДОД создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. При этом важно сохранение многолетних традиций сферы ДОД (в том числе по приобщению детей к искусству).

ДОД обладает следующими особенностями:

- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;

  • широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся
    осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;

  • ограниченной регламентацией поведения и общения, возможностьюпроявления инициативы, индивидуальности и творчества;

- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;

- общественно-значимойсвязью с практикой (социальной, профессиональной);

- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных
переходов в сфере ДОД.

Указанная специфика обуславливает значимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, интегрирующей ресурсы учреждений ДОД, сфер образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта.

ДОД не является унифицированным, оно ориентировано как на удовлетворение общественной потребности в ранней профессиональной ориентации нового поколения, так и индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования.

Цель Программы:

создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы ДОД, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.

Задачи Программы:

- закрепление и обеспечение социальных гарантий государства в сфере ДОД;
- создание условий для эффективного использования ресурсов ДОД в

интересах детей, семей, общества, государства;

- развитие механизмов вовлечения детей в сферу ДОД;

- обеспечение доступности услуг ДОД для граждан независимо от места
жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;

- увеличениеинвестиционной привлекательности, обеспечение инновационного характера развития ДОД;

- развитие кадрового потенциала сферы ДОД;

- совершенствование нормативногоправового обеспечения, финансово-экономических механизмов развития сферы ДОД.

Принципы развития сферы ДОД:

- вариативность и многообразие программ для удовлетворения различных видов социально-творческой деятельности детей;

  • обеспечение доступности и свободы выбора программ;

  • развитие сферы ДОД как составляющей национальной системы поиска и
    поддержки талантов;

- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующих
особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из семей с низким
социально-экономическим статусом);

- поддержка программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, и дальнейшее содействие в их совершенствовании;

- партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества,
семей; межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие,
использование культурных, географических ресурсов территорий;

  • вариативность моделей управления ДОД;

  • международная кооперация и интеграция;

  • координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет
    региональных социокультурных особенностей и традиций ДОД;

  • развитие сферы ДОД как инвестиционно привлекательной и инновационной;

- информационная прозрачность, обеспечение доступак полной иобъективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;

  • создание конкурентной среды и устранение административных барьеров в
    сфере ДОД;

  • открытый государственно-общественный характер управления, опора на
    механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;

  • многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных
    средств неэффективность их использования, в т.ч. за счет концентрации ресурсов
    на приоритетных направлениях развития ДОД.

Условия реализации программы:

Для развития сферы ДОД на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации необходимо обеспечение совокупности условий:

  • нормативных правовых (внесение изменений в законодательство,разграничение полномочий между федеральными, региональными и местнымиорганами исполнительной власти, разработка федеральных требований к условиямреализации и структуре программ ДОД, новых СанПиН, профессиональныхстандартов, норматива нагрузки на ребенка и Др.);

  • кадровых (организация повышения квалификации педагогических иуправленческих кадров, разработка моделей подготовки кадров для ДОД вусловиях внедрения ФГОС СПО и ВПО, профессиональная переподготовка кадровдля работы в сфере ДОД);

  • научно-методических (проведение фундаментальных и прикладныхисследований, развитие программно-методического обеспечения, разграничениеуровней освоения программ ДОД, разработка инновационных образовательных иинформационных технологий, способов мониторинга и оценки эффективностиДОД, обоснование использования сетевого взаимодействия деятельностиресурсных центров для модернизации и диверсификации программ ДОД);

- организационно-управленческих (направленных на открытость сферы ДОД
через привлечение государственных, муниципальных, негосударственныхсубъектов путем внедрения конкурсных процедур для реализации образовательныхпрограмм и услуг; совершенствование маркетинговой деятельности, внедрениемеханизмов изучения заказа, удовлетворенности его реализацией);

- материально-технических (развитие материально-технической базы всоответствии с требованиями личности, государства, общества, инновационнойэкономики, рынка труда, техносферы образования);

-информационных;

- финансово-экономических (определение и введение норматива подушевого
финансирования, алгоритма расчета стоимости услуги, работы; механизмов
гарантированной бесплатной услуги, условий оказания услуг на платной основе,
механизмов стимулирования привлечения внебюджетных средств в сферу ДОД,
оплаты труда педагогических кадров сферы ДОД).

Сроки и этапы реализации Программы ,

1 этап: 2013-2015 годы

На этом этапе решается приоритетная задача создания условий для повышения качественного уровня оказания услуг ДОД, проведения комплекса мероприятий по внедрению новых условий их реализации.

Для этого будет обеспечено:

- внесение изменений в существующую нормативную правовую базу:
разработка и внедрение требований к программам (содержание, условия, сроки
реализаций), квалификации и условиям работы педагогических кадров (новая
система оплаты труда, программы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации, аттестация руководящих и педагогических работников,
«эффективный контракт»), разработка нормативов (потребности в ДОД, в т.ч. по
видам программ, нагрузки на ребенка, посещаемости и т.п.), разработка моделей
управления и финансирования ДОД и т.п.;

- проведение социологических опросов и мониторингов с целью определения
востребованности программ ДОД;

- сбор и анализ статистических данных по сфере ДОД (количество
обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т.п.);

  • отработка механизмов передачи полномочий по ДОД на уровень субъектов
    РФ;

  • развитие видов содержательной деятельности ДОД;

  • модернизация образовательной сети и инфраструктуры ДОД;

  • анализ состояния материально-технической базы учреждений;




  • создание экспериментальных ДОД, а также подсистем дополнительного
    образования в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным
    требованиям;

  • создание сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном
    уровнях;

- разработка механизмов перехода к «эффективному контракту» в сфере ДОД;

- разработка механизмов сочетания бюджетных и внебюджетных форм
финансирования (ГЧП);

- разработка нормативов подушевого финансирования услуг в сфере ДОД;

- разработка механизмов и инструментов контроля в сфере ДОД (учет
посещаемости, расходование бюджетных средств и пр.);

  • внедрение системы кодификации услуг в сфере ДОД;

  • вовлечение не менее 65% детей дошкольного и школьного возраста в сферу
    ДОД.

2 этап: 2016-2018 годы

На данном этапе основной задачей является повсеместное внедрение ДОД «модернизационного формата», развитие новых форм и методик обучения, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей (эксплораториумы, музеи науки и техники, детские филармонии и театры и др.). Не менее 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет будет охвачено услугами сферы ДОД.

Для этого будет обеспечено:

- оценка уровня произошедших изменений в нормативной правовой базесферы ДОД;

- анализ результатов и мониторингов, определение востребованностипрограмм ДОД на межведомственном уровне;

обобщениестатистических данныхпосфере ДОД(количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т.п.);

  • передача полномочий по ДОД на уровень субъектов Российской Федерации;

  • внедрение подушевого финансирования услуг ДОД;




  • внедрение механизмов и инструментов контроля в сфере ДОД (учет
    посещаемости, расходование бюджетных средств и пр.);

  • интеграция видов содержательной деятельности учреждений ДОД, сферы
    образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры
    и спорта;

- проведение работ по модернизации материально-технической базы
учреждений для обеспечения возможности реализации образовательных программ
на современном уровне, в соответствии с предъявляемыми требованиями;

оценкаэффективностидеятельности образовательной сетии инфраструктуры ДОД;

- оценка деятельности экспериментальных учреждений ДОД, отвечающихсовременным требованиям сферы;

- оценка деятельности сетевых ресурсных центров на федеральном и
региональном уровнях;

  • совершенствование внедренных механизмов и инструментов деятельности,
    если такая необходимость будет выявлена при оценке промежуточных результатов
    проведенных мероприятий;

  • переход к «эффективному контракту» в сфере ДОД;

- развитие практики сочетания бюджетных и внебюджетныхформфинансирования (ГЧП).

3 этап: 2019-2020 годы

Не менее 72-75 % детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами ДОД.

Для этого будет обеспечено:

  • оценка изменений действующей нормативно-правовой базы;

  • обобщение результатов социологических опросов и мониторингов с целью
    определения динамики востребованности программ ДОД социальнымипартнерами, профессиональным сообществом;

- обобщение статистических данных по сфере ДОД (количествообучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т.п.);

- оценка эффективности сферы ДОД на уровне субъектов РФ (с учетом
используемых полномочий);

- интеграция образовательных ресурсов сети и инфраструктуры ДОД;

  • повсеместное развитие учреждений ДОД, отвечающих современным
    требованиям сферы;

  • дальнейшее развитие сетевых ресурсных центров на федеральном и
    региональном уровнях;




  • закрепление основ «эффективного контракта» в сфере ДОД;

  • дальнейшее развитие практики сочетания бюджетных и внебюджетных форм
    финансирования (ГЧП).

Основные направления реализации программы:

1. Формирование условий модернизации структуры и содержания программ сферы ДОД

1.1. внедрение новой типологии, обеспечивающей дифференциацию
образовательных программ ДОД: общеразвивающие - по уровням освоения
(ознакомительный, базовый, углубленный; а также предпрофессиональные
программы в области культуры и искусства, физической культуры и спорта);

1.2. определение направлений, по которым необходимо обеспечить
реализацию предпрофессиональных программ в области образования, искусства и
спорта;

  1. развитие программ и технологий предпрофессиональной подготовки и
    профессиональной ориентации старшеклассников в сфере ДОД;

  2. развитие механизмов индивидуализации ДОД, требований к структуре,
    содержанию и процедурам реализации образовательных программ в сфере ДОД;

  1. развитиетехносферы учреждений ДОД, детского техническоготворчества, естественнонаучной деятельности, новых информационных иинновационных образовательных технологий;

  2. корректировка модели ДОД(упрпавленческий,содержательный,технологический, кадровый, финансовый, материально-технический аспекты) вцелях реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС общего образования;

1.7. развитие научных исследований и экспериментальных разработок в сфереДОД, обеспечивающихсоздание, апробацию и диверсификацию результатов впрактику образовательных учреждений нового содержания сферы ДОД;

1.8. формирование банка инновационных программ и практик ДОД на
федеральном и региональном уровнях;

1.9. интеграция ресурсов сферы ДОД, детских общественных объединений,
творческих сообществ, волонтерских и спортивных движений;

1.10. разработка и апробация вариативных организационных форм программ
детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских и
спортивных движений, каникулярного образовательного отдыха (модульныеинтенсивные школы, социальные тренинги, специализированные профильныесмены по направлениям ДОД, массовые социально-образовательные проекты,открытые детско-юношеские университеты,программы индивидуальнойподдержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий обучающихся);

  1. развитие программ сетевого, межведомственного взаимодействия
    (совместной деятельности образовательных организаций с использованием
    ресурсов организаций науки, молодежной политики, культуры, физкулътурно-
    спортивных, общественных детско-взрослых сообществ);

  2. создание сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых
    проектных сообществ в сфере ДОД;

  3. разработка мер по организации взаимодействия учреждений ДОД с
    образовательными учреждениями высшего и среднего профессиональногообразованияпопрограммампредпрофессиональногообразования ипрофессиональной ориентации;

  4. формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных
    образовательных достижениях детей («портфолио»), о результатах деятельности
    организаций ДОД;

1.15. создание многоуровневой и вариативной системы массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта;

  1. разработка и реализация подходов, технологий, методов и программинтеграции в систему дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-сирот,детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей мигрантов;

  2. разработка и внедрение механизмов и моделей интеграции ДОД сдругими формами и уровнями образования;

1.18. разработкаи внедрениесистемынезависимойэкспертизы исертификации программ ДОД;

1.19. определение наиболее актуальных и востребованных образовательныхпрограмм ДОД;

1.20. создание современных сред социализации и самореализации детей,соответствующих особенностям различных возрастов и целевых групп,современному уровню развития техники и технологий.

2. Формирование организационно-управленческих условий развития ДОД:

2.1. формирование единых подходов к развитию инфраструктуры сферы
ДОД в субъектах Российской Федерации;

2.2. совершенствование нормативной правовой базы сферы ДОД;

2.3. создание единой (межведомственной) системы прогнозирования
потребностей в услугах ДОД и формирования государственного заказа;

  1. формирование и развитие территориальных сетей учреждений ДОД сиспользованием вариативных моделей горизонтальной (организации различныхтипов и ведомственной принадлежности) и вертикальной(федеральные,региональные и муниципальные организации) интеграции и кооперации;

  2. внедрение современных инструментов контроля и оценки качества услугДОД, включающих общественнуюэкспертизу с участием потребителей иработодателей;




  1. формирование сети федеральных и региональных ресурсных центров по
    развитию программ, обновлению содержания и технологий ДОД, внеучебной
    деятельности (в том числе образовательно-оздоровительного отдыха детей);

  2. создание региональных комплексов психолого-педагогической и медико-
    социально-правовой помощи для детей и молодежи в целях обеспечения их
    профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной
    карьеры в организациях ДОД;

  3. качественное изменение системы статистики сферы ДОД;

  4. организация регулярных мониторингов сферы ДОД, направленных на
    формирование социального заказа, в частности: выявление актуальных и
    прогнозирование перспективных потребностей населения в услугах ДОД, оценку
    достижений детей в сфере ДОД, оценку удовлетворенности потребителей спектром
    и качеством услуг ДОД;

2.7. реализация принципа государственно-общественногохарактера
управления через создание общественных советов различных уровней,коллегиальных органов управления, поддержку профессиональных объединений
сферы ДОД;

  1. организация взаимодействия с объединениями социально-активных
    родителей, детско-юношескими общественными объединениями в сфере ДОД;

  2. создание условий для взаимодействия в сфере ДОД путем проведения
    открытых мероприятий (выставки, форумы, сетевые площадки в Интернет и др.);




  1. разработка и реализация региональных программ развития ДОД;

  1. разработка профессиональных стандартов педагогических кадров сферы
    ДОД, новой системы их аттестации, оценки качества деятельности, разработка
    «эффективного контракта»;




  1. создание и реализация программ- подготовки, переподготовки и
    повышения квалификации педагогических кадров сферы ДОД с учетом ФГОС
    СПО и ВПО, ФГТ, включая программы для работы с одаренными детьми, детьми с
    ОВЗ, детьми-мигрантами, а также управленческих кадров с приоритетами в
    области современного менеджмента и маркетинга; создание сети стажировочных
    площадок на базе ресурсных центров с привлечением организаций - носителей
    лучшего опыта;

  2. разработка и реализация моделей профессиональной карьеры исопровождения инновационного развития педагогов сферы ДОД;

- Ц■.

2.14. поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ в
сфереДОД,вт.ч.сетевыхмежрегиональныхпроектов, конкурсовпрофессионального мастерства педагогов, программ и инновационных технологий
ДОД;

2.15. создание порталов (сайтов) разного уровня ссистемамистандартизированных,в части содержания и представленияинформации,региональных интерактивных навигаторов, рэйкингов и рейтингов программ иуслуг ДОД;

2.16. проведение информационных кампаний, направленных напопуляризацию сферы ДОД;

2.17. проведение инвентаризации учреждений ДОД в соответствии сдействующими методиками определения нормативной потребности в объектахсоциальной инфраструктуры и объективными пожеланиями потребителей услуг;

  1. внедрение требований обязательного планирования учреждений ДОД на
    вновьзастраиваемых территориях (микрорайонах) нарядусобщеобразовательными школами;

  2. разработка и внедрениерегиональных моделей ДОД, возможных
    сценариев межуровневых взаимоотношений (федерация - регион-муниципалитет)
    в сфере ДОД;

2.20. разработка и внедрение системы кодификации услуг ДОД (единые
номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, обучающихся,
квалификации преподавателей и т.п.),

3. Формирование финансово-экономических условий развития ДОД

  1. разграничение полномочий в сфере ДОД (передача на уровень субъекта
    Российской Федерации права по предоставлению ДОД в части управления и
    финансирования содержательной составляющей деятельности учреждений:расходы на оплату труда работников, учебники, учебные пособия, техническиесредства обучения, расходные материалы, хозяйственные нужды; закрепление намуниципальном уровне полномочий по содержанию материально-техническогокомплекса: хозяйственные нужды, эксплуатационные и коммунальные расходы,текущий и капитальный ремонт);

  2. выделение из федерального бюджета средств на субсидии бюджетам
    субъектов Российской Федерации для стимулирования развития доступности и
    повышения качества ДОД (в том числе на улучшение материально-технической
    базы, условий модернизации программ ДОД,организацию повышенияквалификацииипрофессиональнойпереподготовки педагоговДОД,информационное обеспечение реализации программ ДОД, формирование сетиресурсных центров ДОД в регионах);

  3. разработка критериев для формирования и финансового обеспечения
    государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг
    и работ ДОД с учетом показателей по объему и качеству;




  1. интеграция ресурсов различных уровней и типов, обеспечение их
    эффективного использования, формированиесовременныхмеханизмовфинансирования услуг ДОД (в том числе на конкурсной основе образовательных
    программ и организаций независимо от форм собственности);

  2. формирование механизмов выявления государственного и социального
    заказов на услуги ДОД (в том числе уточнение минимального объема и состава,
    соотношения бесплатных услуг и услуг, финансируемых потребителем);

3.6. разработка и введение социальных стандартов ДОД, закрепляющих
государственные гарантии в части объема и состава услуг ДОД, предоставляемых
за счет бюджетных средств, включение программ ДОДвведомственныйперечень образовательных услуг;

3.7. формирование персонифицированной моделифинансированияобразовательных услуг ДОД (с использованием информационного носителя
(сертификата, ваучера, социальной карты) или без носителя средствамиинформационной системы (портал государственных (муниципальных) услуг,расширение доступности услуг. ДОД для особых категорий детей (семей): с
ограниченными возможностями здоровья, из малоимущих семей, детей-сирот за
счет инструментов адресной поддержки;

3.8. разработка и реализация вариативных моделей финансирования ДОД
(государственное (муниципальное) задание, конкурсное финансирование в рамках
государственных(целевых) программ; грантысоциально-ориентированнымнекоммерческим организациям; компенсация родительской платы за услуги ДОД;

3.9. введение новой системы оплаты труда педагогических кадров ДОД;

  1. передача частиучреждений ДОДвоперативное управлениекоммерческим структурам на ограниченный период времени;

  2. укрепление и совершенствование материально-технической базыучреждений ДОД.

Ожидаемые результаты реализации программы

- прохождение не менее 50% детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по
дополнительным образовательным программам, промежуточных и итоговых
аттестаций, фиксирующих их достижения для портфолио и определяющих
дальнейшие образовательные запросы;

- повышение уровня оплаты труда педагогов ДОД до уровня учителей
общеобразовательных школ, а также введение новой системы оплаты труда,
ставящей ее объем и объем премиального фонда в зависимость от интенсивности
педагогической деятельности, использования результативных формпедагогической деятельности, образовательных результатов учеников;

  • кодификация услуг в сфере ДОД;

  • введение социальных стандартов ДОД, стандартов услуг ДОД;

  • расширение перечня образовательных программ в сфере ДОД (не менее 30%от всейсовокупностипрограмм),направленныхна социализацию,профессиональною ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей;

  • применение новых технологий и методик обучения в сфере ДОД;




  • реализация общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных
    программ, обеспечивающих различный уровень подготовки обучающихся в
    зависимости от их целей и потребностей;

  • расширение сферы услуг ДОД за счет вовлечения негосударственных
    компаний;

  • увеличение количества мероприятий, проводимых с детьми в возрасте 5-18
    лет, организованных органами исполнительной власти различных уровней,осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политикикультуры и искусства, физической культуры и спорта, учреждениями ДОДсамостоятельно и в сотрудничестве с общеобразовательными школами, инымиучреждениями и организациями;

- удовлетворенность населения качеством услуг ДОД;

- адресная работа с детьми с ОВЗ, детьми из малоимущих семей, детьми-сиротами, детьми мигрантов;

  • внедрение эффективных механизмов использования потенциалаканикулярного времени для ДОД;

  • реализация эффективных механизмов использования потенциалаорганизаций культуры и искусства (музеи, концертные залы и др.);

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу ДОД;

- внедрение стандартизированных моделей управления и финансированияучреждений ДОД;

  • перевод педагогических кадров ДОД на «эффективный контракт»;

  • повышение статуса педагогического работника ДОД;




  • создание федеральных и региональных современных ресурсных центровДОД;

  • бюджетная поддержка востребованных и социально-значимых программДОД;

  • определение направлений развития ДОД в зависимости от показателейсоциального и государственного заказа;

  • соответствие материально-технической базы учреждений ДОД современнымтребованиям к реализации программ, содержанию и оборудованию помещений;

  • введение системы комплексной оценки эффективности работы организацийДОД;

  • создание эффективных механизмов контроля и оценки качества услуг ДОД.

Показатели и индикаторы эффективности реализации программы

  • охват детей в возрасте 5-18 лет программами ДОД (удельный вес
    численности детей, получающих услуги ДОД, в общей численности детей ввозрасте 5-18. лет);

  • .удельныйвесчисленности руководителей государственных(муниципальных) организаций ДОД, прошедших в течение последних трех летповышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общейчисленности руководителей организаций ДОД;

  • удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных)организаций ДОД, прошедших в течение последних трех лет повышениеквалификации или профессиональную переподготовку, в общей численностипедагогов организаций ДОД;

  • отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных(муниципальных) организаций ДОД к заработной плате педагоговобщеобразовательных организаций;

  • охват детей в возрасте 5-18 лет современными программами каникулярногообразовательного отдыха (удельный вес численности детей, участвующих впрограммах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей ввозрасте 5-18 лет);

  • удельный вес числа организаций ДОД, в которых созданы условия дляреализации современных программ исследовательской, научно-технической,проектно-конструкторской, творческой деятельности обучающихся, в общейчисленности организаций ДОД, реализующих программы данной направленности;

  • удельный вес численности детей старшего школьного возраста, получающихуслуги ДОД, в общей численности детей старшего школьного возраста;удельный вес численности детей с ОВЗ в возрасте 5-18 лет, получающих
    услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей с ОВЗ;

  • удельный вес организаций ДОД, в которых созданы специальные условия,обеспечивающие доступность программ дополнительного образования для детей сОВЗ;

  • удельный вес числа субъектов Российской Федерации (муниципальныхобразований субъекта Российской Федерации),внедривших единую(межведомственную) систему формирования государственного заказа на услугиДОД;

  • удельный вес числа субъектов Российской Федерации (муниципальныхобразований субъекта Российской Федерации), внедривших системуперсонифицированного учета получателей и подушевого финансирования услугДОД;




  • объем средств консолидированного бюджета субъекта РоссийскойФедерации, выделяемых на финансирование ДОД в рамках различных программ(на конкурсной основе);

  • объем средств консолидированного бюджета субъекта РоссийскойФедерации, выделяемых на финансирование проектов ДОД, реализуемыхсоциально-ориентированными некоммерческими организациями;

численность негосударственных организаций ДОД, получающих финансирование на основе государственного (муниципального) задания (заказа) в общем числе организаций ДОД, имеющих лицензию на предоставление услуг ДОД;

  • удельный вес организаций культуры (музеи, выставочные и концертныезалы), реализующих образовательные программы для детей;

  • объем средств, привлеченных субъектом РФ на формирование современнойинфраструктуры ДОД в рамках государственно-частного партнерства;

  • удельный вес числа организаций ДОД, обеспечивающих предоставлениенормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности наофициальных сайтах, в общем числе организаций ДОД;

  • удельный вес числа субъектов Российской Федерации, имеющих портал всети Интернет, обеспечивающий ориентацию потребителей в возможностях иресурсах сферы ДОД;

  • удельный вес числа организаций ДОД, имеющих органы коллегиальногоуправления в общем числе организаций ДОД;

- наличие региональных концепций и действующих программ развитиясистемы ДОД;

- наличие форм аттестации обучающихся в учреждениях ДОД и нормативнозакреплённая возможность использовать эту аттестацию при формированиипортфолио

  • доля детей, охваченных новыми формами отдыха и оздоровления,общественной деятельности, клубными формами, от общего количества детейшкольного возраста;

  • удовлетворенность родителей инновационными программами ДОД иновыми формами отдыха и оздоровления детей, клубными формами, социальнымипрактиками и общественной деятельностью детей;

  • удельный вес численности детских школ искусств (ДШИ), обеспечивающихматериально-технические условия реализации предпрофессиональных программ вобласти искусств;

- удельное количество мероприятий с участием детей в возрасте от 5 до 18 лет, организованных органами исполнительной власти различных уровней, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта, учреждениями ДОД самостоятельно и в сотрудничестве с общеобразовательными школами, иными учреждениями и организациями.

Управление реализацией Программы:

- формирование экспертного межведомственного совета;

- мониторинг реализации программы путем анализа показателей ииндикаторов с целью оперативного определения перспективных направлений
развития и дефицитов сферы ДОД на уровне регионов и федеральных округов;

  • создание ресурсных центров по различным направлениям развития ДОД;

  • корректировка при необходимости направлений, механизмов, показателей и
    индикаторов эффективности реализации программы.

Социально-экономическая эффективность Программы

- формирование мотивации детей к участию в реализации современных
программ ДОД по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-
конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего
профильного профессионального образования;

  • повышение жизненных шансов детей из семей с низким социально-
    экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию;

  • формирование будущей элиты страны (научной, культурной) черезвыявление, поддержку и развитие талантливых детей;

- обеспечение межпоколенческой солидарности, воспроизводство традиций и
норм общественной жизни;

- сокращение преступности среди несовершеннолетних;

- снижение масштабов распространения в подростковой среде курения,алкоголизма и наркомании;

- появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ,ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуальногопродукта посредством ДОД;

появление спроса среди подростков и молодёжи на сложные интеллектуальные и культурные формы досуга;

создание современной индустрии ДОД и появление новых институциональных форм открытого образования детей.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: