Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»
С семьей
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
С классом
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
Приложение 5
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
______ класса
Ф. И. О. _________________дата __________ 200__ г. ________ час.___
Мы, нижеподписавшиеся, ______________________________________
___________________________________________________________
посетили семью ______________________________________________,
проживающую по адресу: с целью________________________________
Состав семьи ________ человек _________________________________
____________________________________________________________
Семья занимает _________ кв. м. ________________________________
В момент посещения дома находились ____________________________
____________________________________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки ___________________
____________________________________________________________
Ребенок имеет место для занятий, отдыха__________________________
____________________________________________________________
Место для сна ________________________________________________
Ребенок ложится спать ________________________________________
Загруженность домашними делами _______________________________
Ребенок занят в свободное время ________________________________
Родители контролируют выполнение домашних заданий ______________
Контакт осуществляется со школой ______________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения) ____________________
____________________________________________________________
Подписи, Ф. И. О._____________________________________________
проверяющих:__________________________________________
Приложение 6
Определение обобщенного показателя
социального благополучия учащегося
№ п/п | Социальные характеристики | Балл |
1 | Состав семьи ребенка | |
| Мать, отец, бабушка, дедушка | 5 |
Только мать и отец | 4 | |
Мать, отчим; отец, мачеха | 3 | |
Одна мать, один отец | 2 | |
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2 | Школьная успеваемость | |
| Хорошая | 5 |
Удовлетворительная | 4 | |
Неудовлетворительная | 3 | |
Оставил школу, работает | 2 | |
Оставил школу, не работает | 1 | |
3 | Здоровье ребенка | |
| Практически здоров | 5 |
Часто болеет в пределах нормального развития | 4 | |
Имеет хронические болезни | 3 | |
Отставание в умственном развитии | 2 | |
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 | |
4 | Санитарно-жилищные условия жизни семьи | |
| Благоустроенная отдельная квартира | 5 |
Отдельная квартира с родителями супругов | 4 | |
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
Комната в коммунальной квартире с удобствами | 2 | |
Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
5 | Доход семьи | |
| Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 |
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | 4 | |
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
Денег до зарплаты не хватает | 1 | |
6 | Уровень социального благополучия семьи | |
| Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 |
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам | 3 | |
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | 2 | |
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
| Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
7 | Поведение ребенка в школе | |
| Хорошее | 5 |
Удовлетворительное | 4 | |
Неудовлетворительное | 3 | |
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | 2 | |
Стоит на учете в ПДН | 1 | |
8 | Внешкольное общение ребенка | |
| На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 |
Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | 4 | |
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 | |
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества | 2 | |
Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 | |
9 | Жизненные цели ребенка | |
| Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | 5 |
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны | 4 | |
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» | 3 | |
Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 | |
Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН | 1 | |
10 | Эмоциональные отношения родителей с детьми | |
| Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 |
Слепая любовь, гиперопека | 4 | |
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
| Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
• ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
• от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
• более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)
Примерная схема первой беседы
1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Состав семьи.
3. Осмотр помещения для составления акта жилищно-бытовых условий.
4. Семейный бюджет.
5. Свободное время (чем занимаются).
6. Мнение о своих детях как об учениках;
способный;
хороший;
средний;
неспособный и т.д.
7. Отношение к успехам и неудачам ребенка в учебе:
переживаю с ним его неудачи;
радуюсь его успехам;
считаю, что это его дело и т.д.
8. Какими качествами обладает ваш ребенок: честность, правдивость, доброта, лживость, любознательность, умение постоять за себя.
9. Посещаете ли вы школу: ежедневно, ежемесячно, один раз в четверть...
10. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...
11. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем домашнее задание, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...
12. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
13. Отношение ребенка к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.
14. Чем ребенок любит заниматься: помогать младшим, трудиться на огороде, помогать взрослым, посещать различные кружки, секции, любит читать...
Занятия с элементами тренинга с родителями
Цель: раскрытие внутренних ресурсов, их активизация и оптимизация.
День 1.
Цель: знакомство с новой формой работы, раскрепощение, сплочение, поиск и раскрытие внутренних ресурсов.
Приветствие. В парах - презентация друг друга. –Как зовут? –Любимое блюдо? –Любимое дело? –Что во мне нравиться? (1 минута).
Обсуждение и принятие правил «Здесь и сейчас», «Уважение друг к другу».
Упр. «Круг удовлетворенности». Инструкция: «Отметьте на каждом луче степень удовлетворенности по пятибалльной шкале, 1 – меньше всего, 5 – больше всего). Соедините точки.
Обсуждение: Это колесо вашей жизни. Посмотрите, далеко ли вы на этом колесе уедете? Можно ли вообще на нем куда-то уехать? Что мешает ехать на этом колесе? Какие сферы у вас западают? (Именно эти сферы мешают ехать ровно). От кого зависит, что бы колесо стало ровное? Что вы можете для этого сделать? Что вам нужно для этого? (чего не хватает?).
Упр. «Меняются местами те, кто …»
Упр. «Точка опоры». Инструкция: «у каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем, любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем это «точкой опоры», ведь, действительно, эти качества помогают нам в трудную минуту. Давайте договоримся, не умаляя своих достоинств вы составите список своих сильных сторон. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены». Озвучивание в кругу своего списка. Группа дополняет список каждого участника.
Обсуждение: Что было легче: дополнять другого или определить свои черты? Не важно, трудно определять в себе или в другом сильные стороны, в любом случае, в каждом человеке есть ресурсы, которые помогают решать проблемы.
Упр. «Стул». Инструкция: Выберите круг, в центре поставьте стул. Возьмите лист бумаги, подпишите его красиво, сделайте красивый узор и т.д. Это – непростой круг, а волшебный. Когда вы будите сидеть на этом листе – вспомните ситуации, когда вы были успешными, когда вы решили какие-то проблемы, вам удавалось достичь чего-то. (5 минут). Сейчас сложите лист конвертом и положите к себе в карман. Носите этот лист всегда с собой и, когда вам будет трудно, достаньте лист и посидите на нем.
Упр. «Лев». Участники садятся спиной в круг. Инструкция: «Давайте поучимся у животных. Представьте себя сильной выносливой неуязвимой львицей или львом. Сядьте как это животное. Выпрямите спину. Сделайте осанку гордой и грациозной. Взгляд спокойный и уверенный. А теперь рыкните как львица. Громко. Еще раз. Как можно громче и увереннее заявите о себе».
Упр. «Я первый». Инструкция: «У вас были ситуации, когда в семье, в школе, среди соседей, друзей или во всей деревни (а может даже и на всей планете Земля) вы были первыми. Например: первыми купили магнитофон, научились доить корову, научились читать, закончили школу, водить автомобиль и т.д. Вспомните, что вы сделали первым» (5 минут).
Работа в парах: Поделиться друг с другом ситуациями. Были ли ситуации, которые были только у вас?
Работа в кругу: выявляются несколько индивидуальных ситуаций. «Вы были первыми! Молодцы! Здорово, что есть ситуации, когда вы можете крикнуть «Вау! У меня это получилось!» тогда, глядя на вас могут потянуться и другие, веря, что у них тоже получится.
Подведение итога: сегодня вы узнали, свои сильные стороны, вспомните ситуации, где вы были первыми, успешными. А зачем вам эти знания? Что дает вам уверенность? Зачем она вам нужна? Давайте вернемся к началу нашего занятия и посмотрим на то колесо, которое вы делали. Где вы поставили себе меньшую оценку? Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?
Согласна, что не все зависит только от вас, есть вопросы, на которые влияют другие факторы. Завтра мы поговорим с вами о том, как сделать так, чтобы эти факторы вам помогали.
День 2.
Цель: трансформация детских негативных переживаний в ресурсное состояние; постановка цели на ближайшее время; усиление и расширение внутренних ресурсов.
Приветствие. Здравствуйте, мы рады сегодня вас сегодня вас видеть. Мы начинаем 2-й день и хотели бы, что бы вы поделились своими впечатлениями о вчерашнем вечере и сегодняшнем утре. Что изменилось за это время? Как вы себя чувствуете?
Упр. «Машина стиральная». Инструкция: Представьте себя в каком-либо образе. Все мы – волшебная стиральная машина, которая может постирать абсолютно все.
Обсуждение: Вы всех стирали одинаково? От чего зависело то, как вы стирали? Вам понравилось, как вас стирали?
«Медитация детства» Инструкция: Выберите любое место в помещении (лучше угол) и встаньте лицом к стене. Сейчас будет звучать музыка, я буду говорить слова, прислушайтесь к ним, к тому, о чем я буду говорить и представьте эти образы. Если вам захочется плакать – плачьте.
Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили себя 5-6 – летним ребенком, когда вы были сильно расстроены чем-то, на кого-то сильно обижены или наказаны кем-то. Вы маленький и беззащитный человечек, который остался один на один со своими тревогами, обидами, проблемами. Вы зареванный и заплаканный стоите один и думаете – как несправедливо с вами поступили. Этот маленький ребенок чувствует нехватку любви и внимания, заботы мамы и папы. Чувствуя себя одиноким, вы стали бродить по дому, пока не нашли тихий уютный уголок. Вы забрались в кресло…или на диван…может быть это кровать или…место под столом… вы удобно устроились, поджав ноги под себя или свернувшись калачиком…вам стало спокойно…И вы замечаете, что этого маленького обиженного ребенка нежно гладит и прижимает к себе большой сильный взрослый. Это вы. Вы берете этого ребенка на руки, прижимаете к своей груди, успокаиваете его и говорите ему: «Какая ты замечательная девочка или замечательный мальчик, я так сильно тебя люблю» и говорите, что ей не надо переживать. У нее все будет хорошо, замечательно. Она не будет расстроенной и покинутой. Вы выполните это обещание. Этот ребенок, живущий в вас, никогда не испытает тревогу, унижения, горечь, обиду, несправедливость. И будет чувствовать только радость, заботу, спокойствие, успех, уважение, защиту, счастье… С этого дня вы обещаете заботиться о нем, любить его, уважать, называть только хорошими словами, слышать его, понимать его. С этого момента этот ребенок чувствует только любовь, уважение, заботу, поддержку, понимание, потому что рядом с ним всегда есть вы: взрослый… сильный… мудрый… заботливый… понимающий… любящий… Почувствуйте эту силу… значимость… мудрость… уверенность… надежность… стабильность… … … вы справитесь с любыми трудностями, преодолеете любые преграды, потому что с этого момента вы взрослый сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.
Рисование Инструкция: Сейчас молча, не разговаривая, садимся, берем кисточку, краски, бумагу и рисуем. Рисунок может быть любым, по вашему желанию.
Меняем рисунки.
Составление характеристики Инструкция: Посмотрите на рисунок, который перед вами. Каким представляется вам человек, который это нарисовал? Напишите, что думаете об этом человеке.
Далее участники зачитывают свои характеристики.
Сейчас, я хочу, чтобы вы прочитали то, что написали не вслух, для себя. И подумайте, что из написанного напоминает вас.
В каждом человеке мы видим те качества, которые есть в нас самих. Они нам могут нравиться или нет, но они есть. И когда мы обращаемся за помощью к другому, мы думаем, что он нам может помочь. Когда вы ищите помощи или поддержки у других, теперь вы знаете, что можете обратиться к себе, потому что вы – взрослый, сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.
Упр. «Дождь» Инструкция: все стоят в кругу. Ведущий щелкает пальцами – остальные присоединяются, строго по очереди. Далее идут другие движения (хлопки по плечам, хлопки по коленям, хлопки по плечам, щелканье пальцами, умолкание).
Упр. «Мои цели» Инструкция: подумайте и пропишите цель (цели), которую вы хотели бы достичь в течение года,.. пяти лет,… десяти лет … (7 минут).
Выберите какую-либо цель, которую вы поставили себе на год. Пропишите ее более подробно: при помощи каких шагов вы можете ее достичь, пропишите также временные рамки для каждого шага (8 минут).
«Мозговой штурм». Инструкция: Каждый участник в кругу проговаривает: а) при помощи каких ресурсов он может достичь своей цели, что поможет (ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске),
б) что мешает достичь своей цели, как работать с тем, что мешает достижению
(ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске).
Общее обсуждение: как устранить помехи, при помощи каких ресурсов можно достичь поставленную цель.
(ресурсы прописываются на доске)
Упр. «Прощание» Инструкция: у вас есть ровно одна минута для того, чтобы высказаться. Вы можете говорить о чем угодно, но у вас есть ровно одна минута.
Прощание. Пожать друг другу руки и сказать «Встретимся осенью!»
Китайская пословица.
Мне, также понравилось наше занятие, я благодарю вас всех за участие и хотела бы сказать одну древнюю китайскую пословицу: «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни».
Литература и интернет -ресурсы
1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988
2.Никитина Л «Методика работы социального педагога»
3.Т.А Шишковец «Справочник социального педагога 5- 11 кл»
4. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация
5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005
6.Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
7.Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
- http://psihologvshkole.webnode.com/news/plan-raboty-pjedagoga-psikhologa-s-uchashchimisja-sostojashchimi-na-uchjetje-v-odn-i-vshu-a-tak-zhje-s-sjemjami-nakhodjashchimisja-v-sop-/
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: