NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 201 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 г. Владивостока»


«Рассмотрено» на заседании МО учителей ЕНЦ

_________________________
____________ /___________/

Ф.И.О.

протокол № ____________

от «_____»___________201_г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР

____________ /___________/

Ф.И.О.

«_____»___________201__г.

«Утверждено»
Приказ №________

от «____»___________201__г.

Директор

____________ /___________/

Ф.И.О.



Рабочая программа

на 2014 – 2015 учебный год

по биологии

класс 6


количество часов в неделю – 2

учитель биологии Светлана Владимировна Козловская

Составлено на основе программы автора Н.И.Сонина

6 класс. Биология.

автор: Н.И.Сонин.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 класс. Изд. М. Дрофа, 2012г.). Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю – 68 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Лабораторные и практические работы курса помогут учащимся овладеть такими методами и приемами учебной деятельности как наблюдение, опыты, измерения. Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту. Учащиеся 6 класса должны знать:

  • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

  • важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

  • основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания;

учащиеся 6 класса должны уметь:

  • распознавать органоиды клетки, органы и системы органов изученных животных;

  • узнавать основные формы цветкового растения;

  • размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

  • составлять простейшие цепи питания;

  • давать аргументированную оценку новой ин­формации по биологическим вопросам;

  • работать с лупой, микроскопом и изготовлять про­стейшие препараты для микроскопических иссле­дований;

  • работать с учебной и научно-популярной лите­ратурой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Учащиеся 6 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные, практические работы нумеруются в соответствии с последовательностью уроков. Практических работ – 3, лабораторных – 11. Экскурсия – 1. Контроль уровня обученности – 7 (зачёт -1;тестов -4; проверочных работ -2) .

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с:

1) рабочей тетрадью на печатной основе, Н.И.Сонин, изд. «Дрофа», Москва, 2014г.

2) сборниками тестовых заданий, набором разрезных дидактических карточек к учебнику Н.И.Сонина, изд. «Дрофа»

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм», изд. «Дрофа», Москва, 2013г.

методических пособий для учителя:

1) З.А.Томанова, В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм», изд. «Дрофа», Москва, 2012г.

2) Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6–11 классы. Изд. «Дрофа», Москва, 2012г.

3) Сборник нормативных документов. Биология, изд. «Дрофа»,Москва, 2010г.

дополнительной литературы для учителя:

  1. И.А.Акперова. Уроки биологии в 6 классе по УМК Н.И.Сонина. Мастер-класс «Биология. 6 класс. Живой организм», изд. «Дрофа», Москва, 2012г.

  2. Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. «Учитель года России», изд. «Академия развития», Ярославль, 2011г.

  3. Л.Д.Парфилова, И.А.Шмарина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм», изд. «Экзамен», Москва, 2012г.

4) М.В.Высоцкая. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм», изд. «Учитель», Волгоград. 2012г.

5) И.А.Акперова, Н.Б.Сысолятина, Н.И.Сонин. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику «Биология. 6 класс. Живой организм, изд. «Дрофа», Москва, 2013г.

6) И.А.Шмарина. Тесты по биологии к учебнику Н.И.Сонина. 6 класс, изд. «Экзамен». Москва, 2012 г. (№1)

7) С.В.Багоцкий. Тесты по биологии к учебнику Н.И.Сонина. 6 класс, изд. «Дрофа». Москва, 2011 г. (№2)

и для учащихся – выше названные сборники тестов, тетради с печатной основой.

Мультимедийная поддержка курса – мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), «Дрофа», Москва, 2012 г.

Тематический план


Название раздела, темы


Количество часов

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов







Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

2




Тема 1.2. Химический состав клеток

2

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

1

Тема 1.4. Деление клетки

3




Тема 1.5. Ткани растений и животных

3

2

Тема 1.6. Органы и системы органов

10

6/1

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

2




Всего

24




Раздел 2. Жизнедеятельность организма







Тема 2.1. Питание и пищеварение

8




Тема 2.2. Дыхание

4




Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

4

-/1

Тема 2.4. Выделение

4




Тема 2.5. Опорные системы

2




Тема 2.6. Движение

3




Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

5




Тема 2.8. Размножение

4

-/1

Тема 2.9. Рост и развитие

4

1

Всего

38




Раздел 3. Организм и среда







Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

2




Тема 3.2. Природные сообщества

3

-/-/1

Всего

5




Заключение

1




ИТОГО

68





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 часов)
РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов – 24 часа
Тема 1.1

Основные свойства живых организмов - 2 часа

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энер­гии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2

Химический состав клеток – 2 часа

Содержание химических элементов в клетке. Во­да, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа
Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток – 2 часа

Клетка – элементарная единица живого. Безъя­дерные и ядерные клетки. Строение и функции яд­ра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Раз­личия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Тема 1.4

Деление клетки – 3 часа

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5

Ткани растений и животных – 3 часа

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межк­леточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функ­ции.

Лабораторные работы

Ткани растительных организмов*.

Ткани животных организмов*.
Тема 1.6

Органы и системы органов – 10 часов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микро­скопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка – зачаточ­ный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцвет­ник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение се­мян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов жи­вотного организма: пищеварительная, кровенос­ная, дыхательная, выделительная, опорно-двига­тельная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные и практические работы

Изучение органов цветкового растения*. Распознавание органов у животных*.
Тема 1.7

Растения и животные как целостные организмы – 2 часа

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организ­мах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма – 38 часов

Тема 2.1

Питание и пищеварение – 8 часов

Сущность понятия «питание». Особенности пита­ния растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное пита­ние (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные жи­вотные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности стро­ения пищеварительных систем животных. Пищева­рительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2

Дыхание – 4 часа

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыха­ние растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы ды­хания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3

Передвижение веществ в организме – 4 часа

Перенос веществ в организме, его значение. Пере­движение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах жи­вотных. Кровеносная система, ее строение, функ­ции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строение клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4

Выделение – 4 часа

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и жи­вотных. Выделение у растений. Выделение у живот­ных. Основные выделительные системы у живот­ных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у жи­вотных организмов.
Тема 2.5

Опорные системы – 2 часа

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы жи­вотных. Наружный и внутренний скелет. Опор­но-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6

Движение – 3 часа

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых ор­ганизмов. Движение одноклеточных и многоклеточ­ных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные и практические работы

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности – 5 часов

Жизнедеятельность организма и ее связь с окру­жающей средой. Регуляция процессов жизнеде­ятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции про­цессов жизнедеятельности. Железы внутренней сек­реции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8

Размножение – 4 часа

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение орга­низмов. Особенности полового размножения живот­ных. Органы размножения. Половые клетки. Опло­дотворение. Половое размножение растений. Разм­ножение растений семенами.

Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двой­ное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных расте­ний*.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9

Рост и развитие – 4 часа

Рост и развитие растений. Индивидуальное раз­витие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия про­растания семян. Питание и рост проростков. Особен­ности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбри­ональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на кол­лекционном материале)*.

Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3

Организм и среда – 5 часов

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды – 2 часа

Влияние факторов неживой природы (температу­ра, влажность, свет) на живые организмы. Взаимо­связи живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи сети.
Тема 3.2

Природные сообщества – 3 часа

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация моделей экологических систем.
Заключение - 1 час

Тематическое планирование


Раздел, тема, тема урока

Тип
урока

Сроки,

дата

Измерители

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов – 24 часа.
















Тема 1.1. Основные свойства живых организмов – 2 часа.
















1. Биология - наука о живой природе. Многообразие живых организмов.

Вводный, урок изучения и первичного закрепления знаний

1 неделя сентября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,3 с.11; рабочая тетрадь №2,3 с.4

Таблица «Науки о природе», рисунки учебника, комнатные растения, гербарий, коллекции насекомых, Красная книга Приморского края, материалы диска

С. 3-4, вопросы, сообщения, презентации о растениях и грибах края

2. Чем живое отличается от неживого.

Комбинированный

1 неделя сентября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,11 с.11; рубрика «Подумайте» №1 с.11; рабочая тетрадь №5,7 с.4

Таблица «Науки о природе», рисунки учебника, комнатные растения, материалы диска

С. 5-11, вопросы

Тема 1.2. Химический состав клетки – 2 часа.
















3. Химический состав клетки.

Комбинированный

2 неделя сентября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №3,4,6,7,8 с.11, №2,3 с.17; рубрика «Подумайте» №1 с.17; рабочая тетрадь №9 с.4, дидактические карточки

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (ПСХЭ), рисунки учебника, материалы диска

С. 12-17, вопросы




4. Вещества клеток.

Комбинированный

2 неделя сентября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.17; рабочая тетрадь с.8

Лабораторная работа №1 Определение состава семян пшеницы.

ПСХЭ, оборудование для лабораторной работы: пробирки, спиртовки, пипетки, аптечная настойка йода, предметные стекла, держатели, стаканы, вода, мука, семена пшеницы, семена подсол­нечника, бумага, бинт; рисунки учебника, материалы диска

С. 12-17, вопросы, сообщения об учёных

Тема 1.3. Строение растительной и животной клетки – 2 часа.
















5. Общий план строения клеток.

Комбинированный

3 неделя сентября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №3,4,6,7,8 с.17; рубрика «Подумайте» №1 с.17; рабочая тетрадь №9 с.7, №12,15 с.9

Таблица «Строение растительной и животной клетки», «Вирусы», рисунки учебника, лупы, микроскопы, фото Р.Гука, А.Левенгука, материалы диска

С.18-24, вопросы

6. Сравнительная характеристика клеток растений и животных.

Урок-исследование

3 неделя сентября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5 с.24; рабочая тетрадь с.11,12, №14 с.9

Лабораторная работа №2 Строение клеток живых организмов.

Таблицы «Строение клетки», рисунки учебника, оборудование для лабораторной работы: микроскопы, микропрепараты «Эпителиальная ткань», предметные стекла, покровные стекла, чашки Петри, стеклянные палочки, элодея канадская, пипетки; материалы диска

С. 18-24, вопросы, модели клеток


Тема 1.4. Деление клетки – 3 часа.
















7. Деление клетки. Митоз.

Комбинированный

4 неделя сентября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №6,7,8,9,10 с.24; рабочая тетрадь №17 с.13, дидактические карточки

Таблица «Митоз», микропрепараты «Митоз в корешке лука», микроскопы, фото хромосомного набора человека, животных, растений, рисунки учебника, материалы диска

С. 25-26, вопросы, сочинить сказку о делении или строении клетки




8. Деление клетки. Мейоз.

Комбинированный

4 неделя сентября

Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №6,7,8,9,10 с.24; рабочая тетрадь №20 с.14, дидактические карточки

Таблицы «Мейоз», «Митоз», рисунки учебника, материалы диска

С. 26-28, вопросы, повторить часть 1

9. Состав и строение клеток

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний

1 неделя октября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» с.17,24,28; рубрика «Подумайте» №1 с.17,24,28; задания сборников тестовых заданий №1 с.7, №2 с.17

Зачёт (контроль знаний 1)

Таблицы «Строение клетки», «Вирусы», рисунки учебника, материалы диска

Сделать ревизию домашних комнатных растений

Тема 1.5. Ткани растений и животных – 3 часа.
















10. Ткани растений.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1 неделя октября


Задания учебника: рубрика «Подумайте» №1 с.35; рабочая тетрадь № 21,22, 24 с.16

Лабораторная работа №3 Ткани растительных организмов.

Таблицы «Внутреннее строение листа, «Зоны корня», рисунки учебника, оборудование для лабораторной работы: микроскопы, микропрепараты «Поперечный срез листа камелии», «Строение корня»; материалы диска

С. 29-31, вопросы, составить коллекцию лоскутков тканей с рисунком похожим на ткань растений

11. Ткани животных. Эпителиальная и соединительная ткани.

Комбинированный

2 неделя октября


Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №9,10,11,12 с.35; рубрика «Подумайте» №2 с.35; рабочая тетрадь № 23 с.16, дидактические карточки

Таблицы «Эпителиальная ткань», «Соединительная ткань», «Внутреннее строение листа, «Зоны корня», рисунки учебника, материалы диска

С. 32-33, вопросы


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: