NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № 2009 г. Согласовано. Заместитель директора по увр моу сош с. Пилюгино


Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Пилюгино

Согласовано.

Руководитель ШМО

____________
Н.В. Агапова

Протокол № ____

«___»_______2009 г.


Согласовано.

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Пилюгино

____________
« ___»_______2009 г.


Утверждаю.

Директор
МОУ СОШ с. Пилюгино

____________
О.В. Ломакова

« ___»_______2009 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Агаповой Натальи Владимировны,

высшая категория

по литературе, 9 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______2009__ г.

2009 – 2010 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс 9

Учитель Агапова Наталья Владимировна

Всего 102 часа; в неделю 3 часа.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений литература 5 - 11 классы. М.: Дрофа, 2001.

Учебник «Литература. 9 класс». Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература: Поурочные разработки по литературе 9 класс. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. Издательство «ВАКО» 2004.

Пояснительная записка

Выбор программы обусловлен следующими мотивами:

       рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

       соответствует стандарту основного общего образования по литературе 1998 года;

       социальным заказом родителей;

       построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;

       включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;

       обеспечивает условия для реализации практической направленности;

       учитывает возрастную психологию учащихся.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

       воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

       развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

       освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

       познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

       практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

       эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 9 кл. (102 ч.)



Дата

Раздел, тема урока

Организация сам. работы

Лексический запас учащихся

Приложение

I четверть (9 недель)

1

 

Литература как искусство слова и её роль в жизни человека

Беседа, тестирование

Литература как искусство слова

 

2

 

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы

Лекция,

Слово как жанр древнерусской литературы

 

3

 

Художественные особенности «Слово о полку Игореве»

беседа

 

 

4

 

Классицизм в русском и мировом искусстве. Хар-ка литературы XVIIIв.

Особенности русского классицизма

Лекция

Классицизм

 

5

 

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Реформатор русского языка и системы стихосложения.

Лекция, практикум

 

 

6

 

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол…».

Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

Выразительное чтение, беседа

Ода

 

7

 

Внеклассное чтение. Оды Ломоносова

Выразительное чтение, беседа

 

 

8

 

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении

«Властителям и судиям»

Рассказ, выразительное чтение, беседа

 

 

9

 

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта

Практикум

 

 

10




Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».










11




Герои и события комедии










12




Тема воспитания в комедии. Классицизм.










13

 

Сентиментализм в России

Лекция

Сентиментализм

 

14

 

А.Н.Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Обличительный пафос произведения

Рассказ, беседа

 

 

15

 

Особенности повествования в «Путешествии…» жанр путешествия и его содержательное наполнение

Пересказ

Жанр путешествия

 

16

 

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стих. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героини

Лекция

Сентиментализм

 

17

 

Русская литература XIX в. Золотой век русской литературы. Романтическая лирика начала XIX в. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Отношение к слову.

Лекция, практикум, анализ лирического стихотворения

Романтизм

 

18

 

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

Беседа, практикум

Баллада

 

19

 

К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение в дикости лесов…». Элегическая грусть в скоротечности человеческой жизни

Е.А.Баратынский. «Разуверение»,

«Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в любви

Беседа, выразительное чтение

Лирический герой

 

20

 

Р.р. Обучение анализу лирического

стихотворения

Практикум

 

 

21

 

А.С.Грибоедов: личность и судьба

Лекция

 

 

22

 

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с героями. 1 действие

Беседа

Комедия

 

23

 

«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии.

Чтение

Монолог

 

24




«Можно ль против всех!» Анализ третьего действия.










25




«Не образумлюсь… Виноват…». Анализ четвертого действия.










26

 

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина.

Чтение по ролям

 

 

27

 

Р.р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»

Конспект. Дом.соч

 

 

28

 

Итоговый урок по творчеству А.С. Грибоедова. Тест.

 

 

 

29

 

А.С. Пушкин. Лицейские годы и жизнь в Петербурге.

Лекция, беседа

 

 

II четверть (7 недель)

30

 

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина.

Беседа, выразительное чтение

 

 

31

 

Любовная лирика Пушкина. «На

холмах Грузии…», «Я вас любил»

Семинар

Адресаты лирики Пушкина

 

32

 

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.

Выразительное чтение

 

 

33

 

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник…».

Раздумья о смысле жизни, о поэзии

Практикум

 

 

 

34

 

Обучение анализу лирического стихотворения: восприятие, истолкование, оценка.

Практикум

 

 

35

 

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Жанр

Лекция

Роман в стихах. Реализм

 

36

 

Система образов. Онегин, Ленский.

Сюжет. Онегинская строфа

Беседа

Онегинская строфа

 

37

 

Онегин и Ленский.

Беседа

 

 

38

 

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ 2-х писем

Практикум

 

 

39

 

Татьяна и «высший свет».

Беседа

 

 

40

 

Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина.

Семинар

 

 

41-42

 

р/р Сочинение по творчеству Пушкина.

Урок развития речи

 

 

43

 

Вн. чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и безумства»

Чтение, беседа

Трагедия

 

44

 

Контрольная работа (тест) по творчеству Пушкина А.С.

 

 

 

45

 

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Лекция, беседа

 

 

46

 

Мотивы вольности и одиночества. «Парус», «И скучно и грустно…»

Практикум

 

 

47

 

Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Практикум

 

 

48

 

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России. «Родина»

Семинар

 

 

49

 

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции

Лекция

Психологический роман

Сюжет, фабула, композиция.

 

50

 

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печорина в гл. «Бэла».

Беседа

Предопределение, предписание, рок, фатализм, фаталист.

 

51




Печорин и Максим Максимыч.










52

 

Анализ главы «Тамань».

Беседа

 

 

53

 

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.  «Княжна Мери».

Беседа

 

 

54




Повесть «Фаталист» и ее философское значение.










55

 

Дружба и Любовь в жизни Печорина

Практикум

 

 

56

 

р/р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Классное сочинение

 

 

III четверть(10 недель)

57

 

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества

Лекция

Поэма

 

58

 

История создания поэмы «Мертвые души».

Беседа, практикум

 

 

59

 

Обзор содержания поэмы.

Беседа

 

 

60-61

 

Образы помещиков-дворян по поэме «Мертвые души».

Беседа

 

 

62

 

Образ Чичикова.

Беседа

Герой и антигерой

 

63

 

 

«Мёртвые души»- поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Оценка Белинского

Семинар

Юмор, сатира, ирония, сарказм

 

 

 

 

                 

 

64

 

р/р Подготовка к дом. сочинению «Худ. деталь и ее роль в создании образа Манилова, Коробочки…

 Домашнее сочинение

 

 

65

 

Зачет по творчеству Н.В. Гоголя.

 

 

 

66

 

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. «Первая любовь»

Беседа

 

 

67

 

История любви как основа сюжета повести «Первая любовь.»

Беседа

 

 

68

 

Вн/чт. Тургенев. «Ася».

Беседа

 

 

69

 

Творческий путь Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Беседа

Жанр лирических произведений

 

70

 

Творческий путь Н.А. Некрасова.

Беседа

Жанр лирических произведений

 

71

 

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Беседа

 

 

72

 

«Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой.

Беседа

Психологизм

 

73

 

Анализ главы «Я проваливаюсь».

 

 

 

74




А.П. Чехов. «Маленькая трилогия».










75




«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».










76

 

Русская литература XX в.: многообразие  жанров и направлений

Лекция

 

 

77

 

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Жизнь Арсеньева»

Лекция, беседа

 

 

78

 

Главы о юности героя.

Практикум

 

 

79

 

М. Горький. Судьба писателя. «Мои университеты»

 

 

 

80

 

М. Горький. «Мои университеты»

Комментированное чтение.

 

 

81-82

 

А.А. Блок. Основные мотивы лирики поэта.

Беседа

 

 

83-84

 

С.А. Есенин. Основные мотивы лирики поэта.

Беседа

 

 

85

 

В.В. Маяковский. Жизнь поэта и его лирика.

Беседа, практикум

 

 

86

 

А.А. Ахматова. Основные мотивы лирики.

Беседа

 

 

87

 

М.А.Булгаков. «Мертвые души». Чичиков и его окружение

Лекция, беседа

Фантастика, сатира

 

88

 

Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя

Практикум

 

 

89

 

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Беседа

 

 







Четвертая четверть










90

 

Композиция рассказа. Автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа

Практикум

Реализм

 

91

 

А.Т. Твардовский. Слово о поэте.

Беседа

 

 

92

 

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» («Книга про бойца»)

Чтение

 

 

93

 

А.Т. Твардовский. Образ Василия Теркина.

Беседа

 

 

94




Русская литература 60-90-х годов 20 века.










95

 

В.М. Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин»

Чтение

 

 

96




В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба»

Чтение

 

 

97




В.Г. Распутин. Повесть «Деньги для Марии»










98




А.В. Вампилов. Пьеса «Старший сын»
















Зарубежная литература










99




У. Шекспир. Трагедия «Гамлет»










100-101




Мольер. Пьеса «Мещанин во дворянстве»










102




Итоги года. Задание на лето.










Тематическое планирование

Темы курса

Часы

Введение

1

Литература Древней Руси

2

Литература 18 века

13

Литература 19 века

59

Литература 20 века

18

Русская литература 60-90-х годов 20 века

5

Зарубежная литература

3

Итоги года

1

Всего:

102 часа

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

       образную природу словесного искусства;

       содержание изученных литературных произведений; 

       основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

       основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

       понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

       воспроизводить содержание литературного произведения;

       правильно, бегло и выразительно читать вслух;

       определять род и жанр произведения;

       писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

       писать развернутый ответ на вопрос;

       письменно составлять план сочинения;

       писать рассказ-характеристику;

       свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

       участия в диалоге или дискуссии;

       определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Учебно-методическое обеспечение.

Для ученика (обучающегося)

Обязательная

Учебники

Учебник-хрестоматия «Литература. 9 класс: Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная

Н.Г. Быкова. Полная хрестоматия 9 класс. М.: Эксмо, 2007.

Для учителя (преподавателя)

Обязательная

  • Государственный стандарт основного общего образования по литературе;

  • Программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета литература в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Литература.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Т.А. Калганова. М.: Дрофа 2001.

  • Поурочное планирование к учебнику «Литература. 9 класс» (авт. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева). –М.: «ВАКО», 2004.

Дополнительная

  • . Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по литературе издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.

  • Полная хрестоматия 9 класс. Н.Г. Быкова. М.: Эксмо, 2007.



НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ

Оценка


Содержание и речь

Грамотность

«5»


Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»


Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»


Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки



«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

Ставится за сочинение:

Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2».

Имеется более

7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

страница 1


скачать

Другие похожие работы: