Протокол № 2009 г. Согласовано. Заместитель директора по увр моу сош с. Пилюгино
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Пилюгино
Согласовано. Руководитель ШМО ____________ Н.В. Агапова Протокол № ____ «___»_______2009 г. | Согласовано. Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Пилюгино ____________ « ___»_______2009 г. | Утверждаю. Директор МОУ СОШ с. Пилюгино ____________ О.В. Ломакова « ___»_______2009 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Агаповой Натальи Владимировны,
высшая категория
по литературе, 9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2009__ г.
2009 – 2010 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 9
Учитель Агапова Наталья Владимировна
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений литература 5 - 11 классы. М.: Дрофа, 2001.
Учебник «Литература. 9 класс». Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература: Поурочные разработки по литературе 9 класс. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. Издательство «ВАКО» 2004.
Пояснительная записка
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
соответствует стандарту основного общего образования по литературе 1998 года;
социальным заказом родителей;
построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;
включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;
обеспечивает условия для реализации практической направленности;
учитывает возрастную психологию учащихся.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 9 кл. (102 ч.) | |||||
№ | Дата | Раздел, тема урока | Организация сам. работы | Лексический запас учащихся | Приложение |
I четверть (9 недель) | |||||
1 | | Литература как искусство слова и её роль в жизни человека | Беседа, тестирование | Литература как искусство слова | |
2 | | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы | Лекция, | Слово как жанр древнерусской литературы | |
3 | | Художественные особенности «Слово о полку Игореве» | беседа | | |
4 | | Классицизм в русском и мировом искусстве. Хар-ка литературы XVIIIв. Особенности русского классицизма | Лекция | Классицизм | |
5 | | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Реформатор русского языка и системы стихосложения. | Лекция, практикум | | |
6 | | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения. | Выразительное чтение, беседа | Ода | |
7 | | Внеклассное чтение. Оды Ломоносова | Выразительное чтение, беседа | | |
8 | | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям» | Рассказ, выразительное чтение, беседа | | |
9 | | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта | Практикум | | |
10 | | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». | | | |
11 | | Герои и события комедии | | | |
12 | | Тема воспитания в комедии. Классицизм. | | | |
13 | | Сентиментализм в России | Лекция | Сентиментализм | |
14 | | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Обличительный пафос произведения | Рассказ, беседа | | |
15 | | Особенности повествования в «Путешествии…» жанр путешествия и его содержательное наполнение | Пересказ | Жанр путешествия | |
16 | | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стих. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героини | Лекция | Сентиментализм | |
17 | | Русская литература XIX в. Золотой век русской литературы. Романтическая лирика начала XIX в. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Отношение к слову. | Лекция, практикум, анализ лирического стихотворения | Романтизм | |
18 | | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы | Беседа, практикум | Баллада | |
19 | | К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение в дикости лесов…». Элегическая грусть в скоротечности человеческой жизни Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в любви | Беседа, выразительное чтение | Лирический герой | |
20 | | Р.р. Обучение анализу лирического стихотворения | Практикум | | |
21 | | А.С.Грибоедов: личность и судьба | Лекция | | |
22 | | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с героями. 1 действие | Беседа | Комедия | |
23 | | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. | Чтение | Монолог | |
24 | | «Можно ль против всех!» Анализ третьего действия. | | | |
25 | | «Не образумлюсь… Виноват…». Анализ четвертого действия. | | | |
26 | | Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. | Чтение по ролям | | |
27 | | Р.р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний» | Конспект. Дом.соч | | |
28 | | Итоговый урок по творчеству А.С. Грибоедова. Тест. | | | |
29 | | А.С. Пушкин. Лицейские годы и жизнь в Петербурге. | Лекция, беседа | | |
II четверть (7 недель) | |||||
30 | | Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. | Беседа, выразительное чтение | | |
31 | | Любовная лирика Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил» | Семинар | Адресаты лирики Пушкина | |
32 | | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина. | Выразительное чтение | | |
33 | | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии | Практикум | | |
34 | | Обучение анализу лирического стихотворения: восприятие, истолкование, оценка. | Практикум | | |
35 | | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Жанр | Лекция | Роман в стихах. Реализм | |
36 | | Система образов. Онегин, Ленский. Сюжет. Онегинская строфа | Беседа | Онегинская строфа | |
37 | | Онегин и Ленский. | Беседа | | |
38 | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ 2-х писем | Практикум | | |
39 | | Татьяна и «высший свет». | Беседа | | |
40 | | Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина. | Семинар | | |
41-42 | | р/р Сочинение по творчеству Пушкина. | Урок развития речи | | |
43 | | Вн. чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и безумства» | Чтение, беседа | Трагедия | |
44 | | Контрольная работа (тест) по творчеству Пушкина А.С. | | | |
45 | | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. | Лекция, беседа | | |
46 | | Мотивы вольности и одиночества. «Парус», «И скучно и грустно…» | Практикум | | |
47 | | Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» | Практикум | | |
48 | | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России. «Родина» | Семинар | | |
49 | | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции | Лекция | Психологический роман Сюжет, фабула, композиция. | |
50 | | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печорина в гл. «Бэла». | Беседа | Предопределение, предписание, рок, фатализм, фаталист. | |
51 | | Печорин и Максим Максимыч. | | | |
52 | | Анализ главы «Тамань». | Беседа | | |
53 | | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери». | Беседа | | |
54 | | Повесть «Фаталист» и ее философское значение. | | | |
55 | | Дружба и Любовь в жизни Печорина | Практикум | | |
56 | | р/р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | Классное сочинение | | |
III четверть(10 недель) | |||||
57 | | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества | Лекция | Поэма | |
58 | | История создания поэмы «Мертвые души». | Беседа, практикум | | |
59 | | Обзор содержания поэмы. | Беседа | | |
60-61 | | Образы помещиков-дворян по поэме «Мертвые души». | Беседа | | |
62 | | Образ Чичикова. | Беседа | Герой и антигерой | |
63 | | «Мёртвые души»- поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Оценка Белинского | Семинар | Юмор, сатира, ирония, сарказм | |
64 | | р/р Подготовка к дом. сочинению «Худ. деталь и ее роль в создании образа Манилова, Коробочки… | Домашнее сочинение | | |
65 | | Зачет по творчеству Н.В. Гоголя. | | | |
66 | | И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. «Первая любовь» | Беседа | | |
67 | | История любви как основа сюжета повести «Первая любовь.» | Беседа | | |
68 | | Вн/чт. Тургенев. «Ася». | Беседа | | |
69 | | Творческий путь Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | Беседа | Жанр лирических произведений | |
70 | | Творческий путь Н.А. Некрасова. | Беседа | Жанр лирических произведений | |
71 | | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. | Беседа | | |
72 | | «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой. | Беседа | Психологизм | |
73 | | Анализ главы «Я проваливаюсь». | | | |
74 | | А.П. Чехов. «Маленькая трилогия». | | | |
75 | | «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | | | |
76 | | Русская литература XX в.: многообразие жанров и направлений | Лекция | | |
77 | | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Жизнь Арсеньева» | Лекция, беседа | | |
78 | | Главы о юности героя. | Практикум | | |
79 | | М. Горький. Судьба писателя. «Мои университеты» | | | |
80 | | М. Горький. «Мои университеты» | Комментированное чтение. | | |
81-82 | | А.А. Блок. Основные мотивы лирики поэта. | Беседа | | |
83-84 | | С.А. Есенин. Основные мотивы лирики поэта. | Беседа | | |
85 | | В.В. Маяковский. Жизнь поэта и его лирика. | Беседа, практикум | | |
86 | | А.А. Ахматова. Основные мотивы лирики. | Беседа | | |
87 | | М.А.Булгаков. «Мертвые души». Чичиков и его окружение | Лекция, беседа | Фантастика, сатира | |
88 | | Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя | Практикум | | |
89 | | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | Беседа | | |
| | Четвертая четверть | | | |
90 | | Композиция рассказа. Автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа | Практикум | Реализм | |
91 | | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. | Беседа | | |
92 | | А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» («Книга про бойца») | Чтение | | |
93 | | А.Т. Твардовский. Образ Василия Теркина. | Беседа | | |
94 | | Русская литература 60-90-х годов 20 века. | | | |
95 | | В.М. Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин» | Чтение | | |
96 | | В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба» | Чтение | | |
97 | | В.Г. Распутин. Повесть «Деньги для Марии» | | | |
98 | | А.В. Вампилов. Пьеса «Старший сын» | | | |
| | Зарубежная литература | | | |
99 | | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» | | | |
100-101 | | Мольер. Пьеса «Мещанин во дворянстве» | | | |
102 | | Итоги года. Задание на лето. | | | |
Тематическое планирование
Темы курса | Часы |
Введение | 1 |
Литература Древней Руси | 2 |
Литература 18 века | 13 |
Литература 19 века | 59 |
Литература 20 века | 18 |
Русская литература 60-90-х годов 20 века | 5 |
Зарубежная литература | 3 |
Итоги года | 1 |
Всего: | 102 часа |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
воспроизводить содержание литературного произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
определять род и жанр произведения;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение.
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебники
Учебник-хрестоматия «Литература. 9 класс: Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная
Н.Г. Быкова. Полная хрестоматия 9 класс. М.: Эксмо, 2007.
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
Государственный стандарт основного общего образования по литературе;
Программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
Концепция модернизации Российского образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Методическое письмо о преподавании учебного предмета литература в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Литература.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Т.А. Калганова. М.: Дрофа 2001.
Поурочное планирование к учебнику «Литература. 9 класс» (авт. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева). –М.: «ВАКО», 2004.
Дополнительная
. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по литературе издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
Полная хрестоматия 9 класс. Н.Г. Быкова. М.: Эксмо, 2007.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение: В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | Ставится за сочинение: Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2». | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: