NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 201 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 г. Владивостока»


«Рассмотрено» на заседании МО учителей ЕНЦ

_________________________
____________ /___________/

Ф.И.О.

протокол № ____________

от «_____»___________201_г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР

____________ /___________/

Ф.И.О.

«_____»___________201__г.

«Утверждено»
Приказ №________

от «____»___________201__г.

Директор

____________ /___________/

Ф.И.О.



Рабочая программа

на 2014 – 2015 учебный год

по биологии

класс 7


количество часов в неделю – 2

учитель биологии Светлана Владимировна Козловская

Составлено на основе программы авторов Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой

7 класс

авторы: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И.Сонина (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 класс. Изд. М. Дрофа, 2012г.). Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю – 68 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности, экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту. Учащиеся 7 класса должны знать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, много­образие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области приме­нения биологических знаний в практике сельско­го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья чело­века;

учащиеся 7 класса должны уметь:

  • пользоваться знанием биологических законо­мерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жиз­ни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой ин­формации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять про­стейшие препараты для микроскопических иссле­дований;

  • работать с учебной и научно-популярной лите­ратурой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Учащиеся 7 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные, практические работы нумеруются в соответствии с последовательностью уроков. Практических работ – 3, лабораторных – 12. Экскурсия – 1. Контроль уровня обученности – 8 (зачёт -1;тестов -5; проверочных работ -2).

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с:

1) рабочей тетрадью на печатной основе, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин, изд. «Дрофа», Москва, 2013г.

2) сборниками тестовых заданий, набором разрезных дидактических карточек к учебнику Н.И.Сонина, изд. «Дрофа»

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И.Сонина, В.Б.Захарова. Биология. 7 класс. «Многообразие живых организмов», изд. «Дрофа», Москва, 2013г. и методических пособий для учителя:

1) А.В. Марина, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». Изд. «Дрофа», Москва, 2012г.

2) Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6–11 классы. Изд. «Дрофа», Москва, 2012г.

3) Сборник нормативных документов. Биология. Изд. «Дрофа», Москва, 2010г.

дополнительной литературы для учителя:

4) В.И.Сивоглазов. Современный урок биологии в 7 классе по курсу Н.И.Сонина. Изд. «Дрофа», Москва, 2013г.

5) Н.Ю.Захарова. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Н.И.Сонина «Биология.7 класс. Многообразие живых организмов». Изд. «Экзамен», Москва, 2012г.

6) М.В.Высоцкая. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». Изд. «Учитель», Волгоград, 2012г.

7) Е.М.Бенуж. Тесты по биологии к учебнику Н.И.Сонина.7 класс. Изд. «Экзамен», Москва, 2012г. (№1)

8) С.И.Гуленков. Тесты по биологии к учебнику Н.И.Сонина.7 класс. Изд. «Дрофа», Москва, 2011г. (№2)

и для учащихся – выше названные сборники тестов, тетради с печатной основой.

Мультимедийная поддержка курса – мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), «Дрофа», 2012г.

Тематический план


Название раздела, темы


Количество часов

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Введение

3




Раздел 1. Царство Прокариоты







Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3




Всего

3




Раздел 2. Царство Грибы







Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

1/1

Тема 2.2. Лишайники

1




Всего

4




Раздел 3. Царство Растения







Тема 3.1. Общая характеристика растений

2




Тема 3.2. Низшие растения

2

1

Тема 3.3. Высшие растения

3

2

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

3

1

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

7

2/1

Всего

17




Раздел 4. Царство Животные







Тема 4.1. Общая характеристика животных

1




Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2




Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные

1




Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

3




Тема 4.5. Трёхслойные животные. Тип Плоские черви

2




Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви

1




Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3




Тема 4.8. Тип Моллюски

2




Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

1

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1




Тема 4.11. Тип хордовые. Бесчерепные животные

1




Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

1

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

1

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2




Тема 4.15. Класс Птицы

4

1

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4

1/1/1

Всего

38




Раздел 5. Царство Вирусы

2




Заключение

1




ИТОГО

68





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 часов)
Введение – 3 часа

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1

Царство Прокариоты – 3 часа
Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхож­дение прокариотических организмов – 3 часа

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообра­зие форм бактерий. Особенности строения бактери­альной клетки. Понятие о типах обмена у прокари­от. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоцено­зах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
РАЗДЕЛ 2

Царство Грибы – 4 часа
Тема 2.1

Общая характеристика грибов – 3 часа

Происхождение и эволюция грибов. Особеннос­ти строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отде­лы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Не­совершенные грибы. Особенности жизнедеятель­ности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора*.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2

Лишайники – 1 час

Понятие о симбиозе. Общая характеристика ли­шайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологи­ческая роль лишайников.

Демонстрация

Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
РАЗДЕЛ 3

Царство Растения – 17 часов
Тема 3.1

Общая характеристика растений – 2 часа

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; ни­зшие и высшие растения.

Демонстрация

Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2

Низшие растения – 2 часа

Водоросли как древнейшая группа растений. Об­щая характеристика водорослей. Особенности стро­ения тела. Одноклеточные и многоклеточные водо­росли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распростра­нение в водных и наземных биоценозах, экологиче­ская роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3

Высшие растения – 3 часа

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуаль­ного развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, про­исхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизнен­ный цикл папоротников. Распространение папорот­ников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов*. Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения – 3 часа

Происхождение и особенности организации голо­семенных растений; строение тела, жизненные фор­мы голосеменных. Многообразие, распространен­ность голосеменных, их роль в биоценозах и практи­ческое значение.

Демонстрация

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения – 7 часов

Происхождение и особенности организации по­крытосеменных растений; строение тела, жизнен­ные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства од­нодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйст­венной деятельности.

Демонстрация

Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойного оплодотворения). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространенных рас­тений своей местности, определение их системати­ческого положения*.

РАЗДЕЛ 4

Царство Животные – 38 часов
Тема 4.1

Общая характеристика животных – 1 час

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов живот­ных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Сис­тематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные – 2 часа

Общая характеристика простейших. Клетка од­ноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, спе­циальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяй­ственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты че­ловека и животных. Особенности организа­ции представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные – 1 час

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и тка­ни животных. Простейшие многоклеточ­ные — губки; их распространение и экологи­ческое значение.

Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4

Тип Кишечнополостные – 3 часа

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообще­ствах.

Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви – 2часа

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие рес­ничных червей и их роль в биоценозах. Приспособ­ления к паразитизму у плоских червей; классы со­сальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного со­сальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитар­ных заболеваний.

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6

Тип Круглые черви – 1 час

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл разви­тия аскариды человеческой; меры профилактики ас­каридоза.

Демонстрация

Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7

Тип Кольчатые черви – 3 часа

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторич­ная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоце­нозах.

Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8

Тип Моллюски – 2 часа

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллю­сков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа

Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9

Тип Членистоногие – 7 часов

Происхождение и особенности организации чле­нистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и много­ножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Выс­шие и низшие раки. Многообразие и значение рако­образных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика па­укообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многооб­разие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Об­щая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Мно­гообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия чле­нистоногих*.
Тема 4.10

Тип Иглокожие – 1 час

Общая характеристика типа. Многообразие игло­кожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Го­лотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные – 1 час

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация

Схема строения ланцетника.

Тема 4.12 -

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы – 2 часа

Общая характеристика позвоночных. Происхож­дение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Мно­гообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное зна­чение рыб.

Демонстрация

Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с об­разом жизни*.
Тема 4.13

Класс Земноводные – 2 часа

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; много­образие, среда обитания и экологические особеннос­ти. Структурно-функциональная организация зем­новодных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация

Многообразие амфибий. Схема строения кистепёрых рыб и земноводных.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся – 2 часа

Происхождение рептилий. Общая характерис­тика пресмыкающихся как первичноназемных жи­вотных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйча­тые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и че­репахи. Распространение и многообразие форм реп­тилий; положение в экологических системах. Вы­мершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15

Класс Птицы – 4 часа

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бес­килевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, сте­пей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлече­ние птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с об­разом жизни*.
Тема 4.16

Класс Млекопитающие – 4 часа

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). На­стоящие звери (плацентарные). Структурно-функ­циональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млеко­питающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, ки­тообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (круп­ный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяй­ственные животные).

Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, опре­деление их систематического положения и значения в жизни человека*.


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: