Протокол № от 201 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 г. Владивостока»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей ЕНЦ _________________________ ____________ /___________/ Ф.И.О. протокол № ____________ от «_____»___________201_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ /___________/ Ф.И.О. «_____»___________201__г. | «Утверждено» Приказ №________ от «____»___________201__г. Директор ____________ /___________/ Ф.И.О. |
Рабочая программа
на 2014 – 2015 учебный год
по биологии
класс 7
количество часов в неделю – 2
учитель биологии Светлана Владимировна Козловская
Составлено на основе программы авторов Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой
7 класс
авторы: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И.Сонина (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 класс. Изд. М. Дрофа, 2012г.). Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю – 68 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности, экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту. Учащиеся 7 класса должны знать:
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
учащиеся 7 класса должны уметь:
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Учащиеся 7 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные, практические работы нумеруются в соответствии с последовательностью уроков. Практических работ – 3, лабораторных – 12. Экскурсия – 1. Контроль уровня обученности – 8 (зачёт -1;тестов -5; проверочных работ -2).
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с:
1) рабочей тетрадью на печатной основе, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин, изд. «Дрофа», Москва, 2013г.
2) сборниками тестовых заданий, набором разрезных дидактических карточек к учебнику Н.И.Сонина, изд. «Дрофа»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И.Сонина, В.Б.Захарова. Биология. 7 класс. «Многообразие живых организмов», изд. «Дрофа», Москва, 2013г. и методических пособий для учителя:
1) А.В. Марина, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». Изд. «Дрофа», Москва, 2012г.
2) Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6–11 классы. Изд. «Дрофа», Москва, 2012г.
3) Сборник нормативных документов. Биология. Изд. «Дрофа», Москва, 2010г.
дополнительной литературы для учителя:
4) В.И.Сивоглазов. Современный урок биологии в 7 классе по курсу Н.И.Сонина. Изд. «Дрофа», Москва, 2013г.
5) Н.Ю.Захарова. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Н.И.Сонина «Биология.7 класс. Многообразие живых организмов». Изд. «Экзамен», Москва, 2012г.
6) М.В.Высоцкая. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». Изд. «Учитель», Волгоград, 2012г.
7) Е.М.Бенуж. Тесты по биологии к учебнику Н.И.Сонина.7 класс. Изд. «Экзамен», Москва, 2012г. (№1)
8) С.И.Гуленков. Тесты по биологии к учебнику Н.И.Сонина.7 класс. Изд. «Дрофа», Москва, 2011г. (№2)
и для учащихся – выше названные сборники тестов, тетради с печатной основой.
Мультимедийная поддержка курса – мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), «Дрофа», 2012г.
Тематический план
Название раздела, темы | Количество часов | Лабораторные, практические работы, экскурсии |
Введение | 3 | |
Раздел 1. Царство Прокариоты | | |
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 | |
Всего | 3 | |
Раздел 2. Царство Грибы | | |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 | 1/1 |
Тема 2.2. Лишайники | 1 | |
Всего | 4 | |
Раздел 3. Царство Растения | | |
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 | |
Тема 3.2. Низшие растения | 2 | 1 |
Тема 3.3. Высшие растения | 3 | 2 |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 3 | 1 |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 7 | 2/1 |
Всего | 17 | |
Раздел 4. Царство Животные | | |
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 | |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 | |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные | 1 | |
Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные | 3 | |
Тема 4.5. Трёхслойные животные. Тип Плоские черви | 2 | |
Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви | 1 | |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 | |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 | |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 | 1 |
Тема 4.10. Тип Иглокожие | 1 | |
Тема 4.11. Тип хордовые. Бесчерепные животные | 1 | |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | 1 |
Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 | 1 |
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 | |
Тема 4.15. Класс Птицы | 4 | 1 |
Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 4 | 1/1/1 |
Всего | 38 | |
Раздел 5. Царство Вирусы | 2 | |
Заключение | 1 | |
ИТОГО | 68 | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 часов)
Введение – 3 часа
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты – 3 часа
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов – 3 часа
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
РАЗДЕЛ 2
Царство Грибы – 4 часа
Тема 2.1
Общая характеристика грибов – 3 часа
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2
Лишайники – 1 час
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения – 17 часов
Тема 3.1
Общая характеристика растений – 2 часа
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения – 2 часа
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3
Высшие растения – 3 часа
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*. Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения – 3 часа
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения – 7 часов
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойного оплодотворения). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения*.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные – 38 часов
Тема 4.1
Общая характеристика животных – 1 час
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные – 2 часа
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные – 1 час
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Тип Кишечнополостные – 3 часа
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Тип Плоские черви – 2часа
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Тип Круглые черви – 1 час
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви – 3 часа
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8
Тип Моллюски – 2 часа
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9
Тип Членистоногие – 7 часов
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тема 4.10
Тип Иглокожие – 1 час
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные – 1 час
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника.
Тема 4.12 -
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы – 2 часа
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13
Класс Земноводные – 2 часа
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схема строения кистепёрых рыб и земноводных.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся – 2 часа
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы – 4 часа
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.
Тема 4.16
Класс Млекопитающие – 4 часа
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: