NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2010г. «Согласовано» Заместитель руководителя по вр моу «сош №1»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области»



«Согласовано»
Руководитель ШМО

__________/ Л.Н.Денискина /
Протокол № ___

от «__»__________2010г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя

по ВР МОУ «СОШ № 1»

_____________/М.А.Яхлакова /

«__»____________2010г.


«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 1»
________________/Г.Н.Лепёхин/
Приказ №____

от «__»____________2010г.


Дополнительная образовательная

программа

«Занимательный русский язык»

Направленность – гуманитарная

Возраст детей: 7 – 8 лет

Срок реализации программы –1год

Тип программы – адаптированная

Программа разработана

учителем начальных классов

1 квалификационной категории

Толочковой О.В.

г. Ершов

2010 г
Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы с учащимися в возрасте 7 – 8 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов, но одной параллели.

Программа рассчитана на 19 час и предполагает равномерное распределение по неделям 0,5 часа в неделю.

Программа соответствует основной стратегии развития школы:

- ориентации содержания образования на развитие личности;

- реализации деятельностного подхода к обучению;

- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;

- обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся.

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся на I ступени общего образования

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)


Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.


Социально-трудовая компетенция


Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Коммуникативная компетенция


Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.


Компетенция в сфере личностного определения


Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.


Программа объединения составлена на основе инновационной образовательной программы «Школа жизнеутверждения».

Объединение «Занимательный русский язык» направлен на развитие общекультурной компетенции, цель, которой сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Программа объединения «Занимательный русский язык» способствует решению этих задач, т.к. построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка.

Младшие школьники должны открывать для себя родной язык как предмет изучения, анализа различных его сторон, должны познакомиться с нормами устной речи и умело использовать и их на практике.

Одним словом, наша цель – воспитать грамотного современного человека, без этого условия нет уверенности и успешности завтрашнего дня наших школьников. Это очень важно в наше время электроники и сложнейшей техники.

Детское объединение «Занимательный русский язык» предназначено для совершенствования и углубленного изучения русского языка, повышения интереса к предмету, к обучению, в целом.
Цель:

Объединить детей младшего школьного возраста, испытывающих интерес к изучению русского языка; формировать разносторонне развитую личность, различать творческие интересы и способности учащихся.
Задачи:

1. Повышение интереса к изучению русского языка. Совершенствование навыков устной и письменной речи.

2. Развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей.

3. Обучение работе со словарями, другой литературой, с компьютером.
Организационно – педагогические основы обучения.

В детское объединение «Занимательный русский язык» входят учащиеся 2-х классов.

Вся работа планируется на год.

План состоит из теоретических вопросов и практических знаний (оформления «Уголка русского языка», стенгазеты).

Занятия проводятся по этапам:

- теоретические вопросы - раз в 4 недели (35 минут)

- практические вопросы - по мере необходимости (работа с литературой, сбор материала для оформления стенгазет, «уголка русского языка»).

Первый - организационный этап направлен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с удвоением новых знаний.

Второй - практический, дети применяют на практике ранее полученные знания и умения и приобретают на их основе новые.

На третьем, заключительном этапе, целью является осмысление детьми полученных знаний,

Умений и навыков, умение проанализировать работу.

Занятие проводится между сменами в кабинете начальных классов, отвечающих всем санитарно - гигиеническим требованиям. Занятия строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Дети занимаются всей группой, на рабочих занятиях для работы делятся на подгруппы.

В начале каждого занятия детям сообщаются общетеоретические сведения, которые расширяют индивидуальные познавательные интересы детей. Используются следующие формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, иллюстрации, практические работы, игры, соревнования, выставки, конкурсы.

На вводном занятии дети знакомятся с общими правилами безопасности труда, на последних – о них напоминают. Работа ведется по принципу: от простого к сложному.

Применяются различные формы занятий: теоретические (учебные) и творческие (практические).

В учебной работе дети знакомятся с терминами, определениями, функциями и основными понятиями русского языка. При её выполнении ребята изучают основы разделов языкознания:

- фонетика;

- лексика;

- морфология;

- синтаксис;

- стилистика;

- культура речи.

В практической части дети учатся составлять тексты, править их, анализировать, классифицировать слова по видам орфограмм, правильно оформлять текст и т.п.

Практическая работа развивает у детей грамотность, повышает культуру речи, совершенствует устную и письменную речь учащихся, мышление, воображение, память, орфографическую зоркость.

В ходе работы у детей формируется уважение к труду, усидчивость, дисциплинированность, любознательность, умение работать в коллективе. Курс по данной программе предполагает формирование у детей ряда навыков и умений. Программа направлена на формирование практических навыков при работе с компьютером, на развитие логического мышления, способностей каждого ребенка. Она дает возможность каждому ученику попробовать свои силы на практике, самореализоваться, почувствовать полную ответственность за свою работу.

Основная задача педагога – вызвать у детей интерес к предмету, к творчеству, пробудить желание творить, созидать, действовать, воспитывать любовь к прекрасному, к родному язык. Развивать потенциальные способности детей, необходимые в жизни; формировать на этой основе конкурентоспособную личность.

Итогом работы детей является периодически оформляемый «уголок русского языка», в котором помещаются памятки по правильному произношению, употреблению слов и выражений русского языка, интересные сведения о происхождении отдельных слов и словосочетаний, занимательный материал по русскому языку.
Ожидаемые результаты.

1. Повышение интереса к учёбе, к русскому языку. Совершенствование навыков литературного творчества и практических навыков в работе с текстом, с компьютером.

2. Развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей.

3.Повышение грамотности и успеваемости по предмету.

4.Повышение культуры речи и культуры поведения в целом.
Методическое обеспечение программы:

1. Подбор дидактического материала.

2. Подбор методической литературы по использованию в работе кружка.

3.Самостоятельное изготовление пособий.
Учебно - тематический план




Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Игра со словами

1

-

1

2

В стране звуков

1

-

1

3

Фонетический чайнворд

1

1

2

4

Путешествие в сказку

1

1

2

5

Словосплетение

1

1

2

6

Весёлые рифмы

1

-

1

7

Незаменимый знак

1

1

2

8

Правописание шипящих

1

1

2

9

Тридцать три вопроса

1

1

2

10

Крылатые друзья

1

1

2

11

Язык мой – друг мой

1

1

2
Итого: 19 часов
Содержание образовательного процесса

Тема 1. Вводное занятие.

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Рассказ об истории русского языка.

3. Игра со словами.

Тема 2. 1. Слоговой аукцион.

2. Фонетическая зарядка

Тема 3. 1. История происхождения слова «чайнворд»

2. Игра

3. Практическая работа.

Тема 4. 1. Отработка техники речи.

2. Практическая работа.

Тема 5. 1. Обсуждение темы.

2. Рассказ учителя.

3. Практическая работа.

Тема 6. 1. История рифмы.

2. Работа в группах.

3. Игра «Рифма»

Тема 7. 1. Грамматическая сказка.

2. Дидактические упражнения.

Тема 8. 1. Беседа о правописании шипящих.

2. Дидактическая игра.

Тема 9. 1. Работа по группам.

2. Развиваем самостоятельность.

3. Практическая работа.

Тема 10. 1. Грамматический рассказ

2. Сказочные фразеологизмы.

3. Загадочные кроссворды.

Тема 11. 1. Беседа.

2. Лексические игры, упражнения.

3. Соревнование «Кто больше»
Календарное планирование




Перечень разделов и тем

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Игра со словами

16.09

2

В стране звуков

30.09

3

Фонетический чайнворд

14.10

4

Игры деда Буквоеда

28.10

5

Путешествие в сказку

11.11

6

Из истории «волшебных слов»

25.11

7

Словосплетение

09.12

8

В царстве грамматики

23.12

9

Весёлые рифмы

13.01

10

Незаменимый знак.

27.01

11

Точка, точка, запятая

10.02

12

Правописание шипящих

24.02

13

Ударение. Чудеса превращения.

10.03

14

Тридцать три вопроса

24.03

15

Язык мой – друг мой

07.04

16

Крылатые друзья

21.04

17

«Умники и умницы»

05.05

18

Тест на выявление знатока русского языка

12.05

19

Итоговое занятие.

Творческая гостиная «Его величество русский язык».

19.05

Литература:
1. Васильева Л.С. Русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа.- Саратов; Лицей, 2004. – 160с.

2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя – М: Просвещение, – 368с.

3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М: Знание, 2005 – 366с.

4. Горбацевич И.Г. Нормы современного русского языка – М. Просвещение, - 158с.

5. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа.- Саратов; Лицей, 2004. – 160с.

6. Превращение слов: Кн. для учителя начальных классов. Сост. А.В.Полякова. – М: Просвещение, 2006– 94с.

7. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку Начальная школа. - М.;Айрис-пресс, 2007.- 224с.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: