Протокол № от 2011 г. Утверждено
РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей начального звена Протокол № ____ от «_____»______________2011 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Троицко-Сунгурской средней общеобразовательной школы ______________ С.В. Иванова |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «_____»______________2011 г. | ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказ № ____ от «_____»______________2011 г. |
Программа
организации внеурочной деятельности
обучающихся в соответствии с ФГОС НОО
с. Троицкий Сунгур
СОДЕРЖАНИЕ
-
Стр.
Нормативно-правовая основа программы
3
Пояснительная записка
4
1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования
7
2. Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся
9
3. Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
10
4. Структура модели внеурочной деятельности
11
5. Содержание, формы и методы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования
13
6. Ресурсы программы
15
7. Материально-техническое и информационное обеспечение
17
8. Результаты внеурочной деятельности
17
9. Ожидаемы результаты программы
18
10. Диагностика эффективности внеурочной деятельности
19
11. Риски, трудности и проблемы в реализации программы
21
12. Совершенствование уровня кадрового обеспечения
22
13. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
23
Заключение
24
Приложения
25
Нормативно - правовая основа программы
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).
3. Программа духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Учебный план МКОУ
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
7. Приказ МОиН РФ №31241 от 26.11.2011 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 06.10.2009, №373 »
8. Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
12. Приказ МОиН РФ №889 от 30.08.10г. «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312»
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373
14. Приказ МОиН РФ №2357 от 22.09.11 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. 3373.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности МКОУ Троицко-Сунгурской СОШ в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. | метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) |
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Занятия по внеурочной деятельности обучающихся организованы по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Срок реализации программы: 2011-2016 гг.
Необходимость обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования
В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
ограниченности общения со сверстниками;
неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения:
Требования стандарта к организации ВУД школьников
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть УП школы
Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.
Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Учебный план для начальной школы может включать для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Таким образом, реализация программы внеурочной деятельности младших школьников будет способствовать:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, актуальность данной программы обусловливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.
Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации .
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
5. Принцип целостности.
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
7. Принцип личностно-деятельностного подхода.
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
9. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразности, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.
10. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
11. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.
12. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.
13. Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.
На содержание Программы повлияли следующие факторы:
Традиции школы.
Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
Месторасположение школы.
Запрос родителей и возможности ОУ.
Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
Организация внеурочной деятельности в МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ стоится по трём уровням результативности:
1-й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
• приобретение учащимися социального опыта;
• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Структура модели внеурочной деятельности
Основными видами внеурочной деятельности школы являются: познавательная, социальная, оздоровительно – спортивная, творческая, трудовая.
Модель организации внеурочной деятельности состоит из 5 направлений деятельности:
Духовно-нравственное;
Социальное;
Общеинтеллектуальное;
Общекультурное;
Спортивно-оздоровительное.
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, дополнительного образования, социальных партнеров, группы продлённого дня.
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Внеурочная деятельность
в школе




Классное руководство
Деятельность классных руководителей
Дополнительное образование, социальные партнеры,
педагоги дополнительного образования и внеурочной деятельности
Иные педагогические работники
учителя-предметники, библиотекарь, педагог-психолог, педагог-организатор
Группа продленного дня
Деятельность воспитателя ГПД
(клубный час)
Режим работы в начальных классах строится по традиционной схеме: 1-я половина дня отдана на урочную работу с перерывом на обед и динамическую паузу; во 2-ой половине дня ученики отдыхают и обедают, а затем посещают занятия по интересам (кружки и объединения).
В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (затем воспитатель ГПД), который регулирует посещение учащимися внеурочных и других мероприятий.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия начальных классов проводятся в первую смену, имеется столовая, спортивный зал со спортивным инвентарем, кабинет музыки, плавательный бассейн.
Кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, интерактивным оборудованием.


Содержание, формы и методы внеурочной деятельности
на ступени начального общего образования
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
социальной активности;
представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
приобщение к системе культурных ценностей;
трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
навыков здорового образа жизни.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
упражнение,
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
методы игры в различных вариантах,
составление плана и т.д.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет занятий внеурочной деятельности, общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Ресурсы программы
Педагогическое обеспечение
Рабочая группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов реализации программы. | директор ОУ, ЗДВР |
Консультативно-методическая | Обеспечивает: предоставление всех необходимых содержательных материалов; изучение всеми участниками программы документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками программы в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников программы на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, реализующим ФГОС второго поколения. | ЗДУВР |
Профессиональные сообщества | Выносят решения по результатам реализации ФГОС нового поколения | Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей начальных классов |
Педагоги школы | Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями | Педагоги начальной школы |
Задействованные педагоги | Организация внеурочной деятельности по направлениям: | |
Спортивно-оздоровительное | Учитель физической культуры | |
Духовно-нравственное | Педагог-психолог | |
Общекультурное | Учителя музыки, технологии, ИЗО, истории | |
Социальное | Библиотекарь, учителя истории, географии, начальных классов | |
Общеинтеллектуальное | Учителя начальных классов, учителя математики, русского языка, иностранного языка | |
Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности | Все педагоги | |
Педагогические ресурсы: педагоги школы, педагоги дополнительного образования. |
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение объединений дополнительного образования в школе, группы продлённого дня и др.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Для реализации апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на двух этажах (на первом и на втором), имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет, игровая комната.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальным кабинетом, музыкальной техникой, библиотекой, стадионом, игровыми площадками.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, интерактивным оборудованием.
В распоряжение учащихся 1-4 классов имеется: 3 персональных компьютера, 3 интерактивных доски, 3 принтера, игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Школьник ценит общественную жизнь (2-4 классы) Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы.
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу;
- Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- Развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
10. Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Мониторинг компетентностей учащихся
Компетенции ученика | Показатели | Методический инструментарий |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации. | 1.Познавательная активность учащихся. 2.Произвольность психических процессов. 3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности) | 1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка. 2.Педагогическое наблюдение. 3.Оценка уровня тревожности Филипса «Шкала тревожности». |
Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива. | 1.Коммуникабельность. 2.Знание этикета. 3.Комфортность ребёнка в школе. 4.Сформированность совместной деятельности. 5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами. 6.Соблюдение социальных и этических норм. | 1.Методика выявления коммуникативных склонностей уч-ся. 2. Педагогическое наблюдение. 3 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью». 4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе». 5.Анкета «Ты и твоя школа». 6.Наблюдения педагогов. |
Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося. | 1.Нравственная направленность личности. 2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. 3.Развитость чувства прекрасного. | 1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». 2.Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик». 3.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора». |
11. Риски, трудности и проблемы в реализации программы
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Проекта ФГОС можно выделить следующие:
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение средств из дополнительного фонда |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки | мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования |
дефицит учебно-методических пособий | Использование ресурсов Интернет-пространства |
недостаточная методическая подготовка педагогов | проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки |
Совершенствование уровня кадрового обеспечения
Задачи | Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса | Семинары с психологом, специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. |
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов | Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня. |
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий | Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. |
Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности:
Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги учебного года);
Проектная деятельность учащихся;
Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;
Количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
Посещаемость занятий, курсов;
Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;
Участие родителей в мероприятиях;
Наличие благодарностей, грамот;
Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям
Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с учащимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;
Удовлетворенность учащихся и их родителей выбранным курсов внурочной деятельности;
Презентация опыта на различных уровнях.
13. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
методические пособия,
интернет-ресурсы,
мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий | Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. |
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся | Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов | Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений. |
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся | Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. |
Заключение
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе начального образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход, системно — деятельностный подход, компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний, использование ИКТ, реализация здоровьесберегающих технологий). Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Приложение 1.
Формы работы внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год
Направление | Программы | Формы работы | Решаемые задачи |
Спортивно - оздоровительное | «Ритмы танцев» | Занятия в специальном помещении - спортивном зале фитнесом, аэробикой, и гимнастикой, беседы, соревнования, подвижные игры | Физическое воспитание, обеспечение физического и психического саморазвития школьников |
Общекультурное | «Страна мастеров» | Занятия в классной комнате, создание творческих проектов, изготовление выставок поделок | Формирование коммуникативных, учебно – познавательных и общекультурных компетенций в процессе занятий. Развитие мелкой моторики и мышления |
«Звонкие голоса» | Занятия в кабинете музыки, актовом зале, участие в концертных программах | Развитие творческих способностей детей, артикуляционного аппарата, изучение и использование различных жанров детской музыки | |
«Смотрю на мир глазами художника» | Занятия в классной комнате, создание творческих проектов, проведение практических работ, изготовление выставок рисунков, демонстрации | Привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства. | |
Общеинтеллектуальное | «Веселая математика»» | Занятия в классной комнате, беседы, проектирование, конструирование, исследовательская деятельность | Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности. |
«Занимательная грамматика» | Занятия в классной комнате, беседы, проектирование, исследовательская деятельность | Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности. |
Приложение 2.
Расписание кружков, объединений, спортивных секций, работающих как часть ФГОС в 1-4 классах, 2014-2015 уч. год
№ | Название кружка, объединения | Организация | День недели | Время | Класс | Руководитель |
Общекультурное направление | ||||||
1. | Вокальный кружок «Звонкие голоса» | ОУ ОУ ЦДТ | Вторник Четверг Пятница | 13.10-14.55 13.10-14.55 13.10-14.55 | 3 1-2 4 | Узерина Светлана Владимировна |
2. | «Умелые ручки» | ЦДТ | Вторник Среда | 13.00-13.45 13.00-13.45 | 1 | Дудник Наталья Анатольевна |
3. | «Волшебная радуга» | ОУ | Среда Пятница | 14.00-14.45 14.00-14.45 | 2 | Горбунова Наталья Евгеньевна |
Спортивно-оздоровительное направление | ||||||
4. | «Лучики здоровья» | ОУ | Среда Пятница | 15.00-15.45 15.00-15.45 | 1-4 | Мерзлякова Оксана Викторовна |
Общеинтеллектуальное направление | ||||||
5. | «Заниматель -ная грамматика» | ЦДТ | Понедельник Среда | 14.00-14.45 13.00-13.45 | 3 | Агеева Татьяна Васильевна |
6. | «Веселая математика» | ЦДТ | Вторник Четверг | 14.00-14.45 14.00-14.45 | 4 | Авдеева Наталия Валерьевна |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: