Протокол №2 от 02. 12. 2013г утверждаю директор мбоу сош с. Ильчино

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №2 от 02.12.2013г |
УТВЕРЖДАЮ | ||||||
Директор | МБОУ СОШ с.Ильчино | |||||
| (название организации) МР Учалинский район РБ | |||||
| | З.Г.Батыршина | ||||
(подпись) | | (И.О. Фамилия) | ||||
| | | |
| |
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕМ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ с. ИЛЬЧИНО
Положение о внутреннем мониторинге качества образования (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом «Об образовании в РФ №273-ФЗ», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», ФГОС, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Устава МБОУ СОШ с.Ильчино (далее – Учреждение), нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования.
Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении внутреннего мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в школе.
1. Общие положения
Данное Положение определяет цели, задачи, внутришкольные показатели, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения внутреннего мониторинга качества образования.
В Положении применяются понятия:
Качество образования – это интегральная характеристика системы общего образования Учреждения, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности образовательного учреждения нормативным требованиям, социальному заказу, сформированному потребителями образовательных услуг.
Внутренний мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по внутришкольным показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности Учреждения, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора.
Показатели внутреннего мониторинга качества образования – это комплекс показателей, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования.
1.4. Под контролем в виде мониторинга понимается диагностический контроль, в результате которого изучаются условия, процесс, результаты учебной деятельности с целью выявления их соответствия законодательным, нормативно-правовым, инструктивно-методическим документам об образовании.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы внутреннего мониторинга качества образования
2.1. Осуществление внутреннего мониторинга качества образования направлено на:
соблюдение Закона «Об образовании в РФ» и Конвенции ООН о правах ребенка;
использование нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения;
совершенствование механизма управления качеством обучения;
повышение эффективности результатов образовательного процесса;
проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы обучения в Учреждении.
2.2. Целью внутреннего мониторинга качества образования является непрерывное, научно обоснованное отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых Учреждением, и эффективности управления качеством образования, обеспечение органов управления в области образования информацией о состоянии и динамике качества образования в Учреждении.
2.3. Задачами внутреннего мониторинга качества образовательного процесса являются:
2.3.1. организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования, оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования;
2.3.2. обеспечение всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов педагогической деятельности её конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня;
2.3.3. технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования, создание информационного банка средствами современных компьютерных технологий;
2.3.4. проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования;
2.3.5. своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
2.3.6. осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне Учреждения, предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса, удовлетворение информационных запросов администрации по созданию прогнозов, аналитических, справочных материалов.
2.4. Функциями внутреннего мониторинга качества образования являются:
2.4.1. сбор данных в Учреждении в соответствии с муниципальными показателями мониторинга качества образования;
2.4.2. получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования;
2.4.3. определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базе данных Учреждения ;
2.4.4. координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями.
2.5. Основными принципами внутреннего мониторинга качества образования являются:
2.5.1. приоритет управления – это нацеленность результатов мониторинговых исследований качества образования на принятие управленческого решения.
2.5.2. целостность – это единый последовательный процесс мониторинга качества образования, экспертизы соответствия муниципальным нормативам показателей качества Учреждения, принятия управленческого решения.
2.5.3. оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения.
2.5.4. информационная открытость – доступность информации о состоянии и динамике качества образования для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области образования, в том числе представителей общественности.
2.6. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы Учреждения за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
2.7. Основными пользователями результатов мониторинга являются отдел образования Учалинский район, администрация и педагогические работники Учреждения, обучающиеся и их родители (законные представители).
3. Организация и технология мониторинга
3.1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является Программа внутреннего мониторинга качества образования. На ее основе составляется годовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора и обязательна для исполнения работниками Учреждения .
3.2. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень Учреждения, предметный уровень.
Проведение мониторинга требует координации действий администрации Учреждения. Администрация Учреждения оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого на муниципальном и региональном уровнях.
Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директором. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники, классные руководители.
Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.
Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
- определение и обоснование объекта мониторинга;
- сбор данных, используемых для мониторинга;
- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
- обработка полученных данных в ходе мониторинга;
- анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
- распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
3.7. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
3.8. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта. Объектами мониторинга могут быть:
3.8.1. субъекты образовательной деятельности (обучающийся, педагог, класс, классы, ступень, педагогический коллектив, образовательное учреждение, управленческий аппарат);
3.8.2. компоненты образовательного процесса:
- условия осуществления образовательного деятельности (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические и др.);
- организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание и др.);
- содержание (цели, образовательные и учебные программы, планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.);
- результаты образовательной деятельности (текущие и итоговые, творческая деятельность, состояние здоровья, готовность к продолжению образования и др.);
3.8.3. характеристики коммуникативных процессов (учитель - обучающийся, обучающийся – обучающийся , учитель - администрация и т.п.);
3.8.4. процессы функционирования и развития образовательного процесса.
3.9. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
3.10. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
3.11. При оценке качества образования в Учреждении основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение:
-экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;
-измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в Учреждении образовательным программам.
3.12. К методам проведения мониторинга относятся:
- тестирование, анкетирование, ранжирование,
-экспертное оценивание;
- проведение контрольных и других квалификационных работ,
- статистическая обработка информации и др.
К основным направлениям системы мониторинга в Учреждении относятся:
- оценка общего уровня усвоения обучающимися основных знаний и умений по общеобразовательным предметам;
- мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении первой, второй ступеней общего образования по основным учебным предметам и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля);
- мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в Учреждении;
-мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов (в том числе, в новой форме);
- мониторинг оснащенности образовательного процесса;
- мониторинг состояния здоровья и физического развития обучаемых;
- мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов;
- оценка психологического климата в образовательной системе;
- мониторинг результативности качества научно-исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов и обучающихся;
- мониторинг уровня и качества инновационной деятельности.
3.14. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива Учреждения, Учредителя, родителей (законных представителей).
3.15. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне Учреждения и отдела образования.
4. Участники внутреннего мониторинга качества образования. Права участников мониторинга
4.1. Мониторинг сопровождается инструктированием – обучением участников УВП по вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
4.2. Общее методическое руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет директор школы в соответствии с законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка, Уставом Учреждения и локальными правовыми актами.
4.3. Учреждение проводит мониторинг силами своих специалистов, имеющих соответственное образование, обладающих необходимой квалификацией:
4.3.1. аналитико-статистическая группа: директор школы, его заместитель, руководители ШМО (организация сбора информации с последующим анализом);
4.3.2. творческая группа педагогов (составители КИМов, тестов по предметам, диагностических работ);
4.3.3. социологическая группа: классные руководители.
4.4. По поручению директора могут осуществлять мониторинг другие специалисты, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией.
4.5. Основными пользователями результатов мониторинга являются педагогические работники, администрация, обучающиеся и их родители (законные представители), МКУ отдел образования МР Учалинский район
4.6. При проведении и использовании данных мониторинга администрация и педагогические работники пользуются возможностями единого информационного пространства Учреждения (при обработке и внесении данных мониторинга в локальную сеть).
4.7. Родители (законные представители) обучающихся имеют возможность ежедневно пользоваться электронным дневником, а также знакомиться с результатами мониторинговых исследований по качеству образования на родительских собраниях, через информацию, размещенную на сайте Учреждения .
4.8. Обучающиеся и их родители (законные представители) участвуют в педагогических опросах, анкетировании по выявлению уровня их удовлетворенности образовательными услугами.
5. Периодичность и виды мониторинговых исследований
5.1. Периодичность и виды внутреннего мониторинга качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в Учреждении.
5.2. План, по которому осуществляется мониторинг, доводится до всех участников учебного процесса Учреждения в течение месяца (на заседаниях Педагогического Совета, собраниях, оперативных совещаниях и т. д.).
5.3. Продолжительность тематических, либо комплексных мониторингов не должна превышать 5-10 дней. Члены коллектива Учреждения должны быть предупреждены о предстоящем мониторинге. В исключительных случаях оперативный мониторинг возможен без предупреждения.
5.4. Для осуществления комплексного мониторинга формируется рабочая группа специалистов, определяется тема мониторинга, устанавливаются сроки представления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план.
5.5. План устанавливает особенности данного вида мониторинга и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов мониторинга для подготовки справки (итогового документа) по отдельным разделам деятельности Учреждения или должностного лица.
5.6. В ходе проведения мониторинга и после его окончания специалисты, осуществляющие мониторинг, при необходимости проводят инструктирование членов учебно-воспитательного процесса по вопросам, относящимся к предмету мониторинга. Результаты проведенного мониторинга доводятся до сведения педагогического коллектива.
5.7. В Учреждении осуществляются разнообразные виды мониторинга:
5.7.1. по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;
5.7.2. по временной зависимости: ретроспективный, текущий, опережающий;
5.7.3. по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;
5.7.4. по формам объективно-субъектных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль;
5.7.5. по продолжительности: краткосрочный – ориентирован на промежуточные результаты качества образования, долгосрочный – на реализацию Программы развития ОУ и Программы внутреннего мониторинга качества образования..
5.8. Мониторинг осуществляется в следующих формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.
6. Модель внутреннего мониторинга качества образования
6.1. Сроки проведения мониторинга определяются циклограммой и планом работы Учреждения на год, утвержденной решением Педагогического Совета.
6.2. Мониторинг включает в себя четыре этапа:
6.2.1. первый этап – нормативно-установочный: разработка локальных актов, сопровождающих мониторинг; определение целей и задач педагогического мониторинга; определение основных показателей и критериев; выбор способа установления реальных достижений обследуемого объекта, выбор инструментария.
6.2.2. второй этап – информационно-диагностический: сбор информации с помощью подобранных методик (наблюдение, интервьюирование, опросы устные и письменные, изучение директивных, нормативных, инструктивных, методических и других вопросов).
6.2.3. третий этап – аналитический: анализ результатов проведенной работы, оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа, разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.
6.2.4. четвертый этап – итогово-прогностический (завершающий): оценка состояния объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов; сопоставление полученных результатов с первоначальными; выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности; определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа.
7. Итоги внутреннего мониторинга качества образования
7.1. Основным инструментом, позволяющими дать качественную оценку системе образовательной деятельности Учреждения является анализ изменений характеристок во времени (динамический анализ), сравнение одних характеристок с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
7.2. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации.
7.3.. Итоги мониторинга могут обсуждаться на заседаниях Педагогического Совета, совещаниях при директоре, совещаниях при заместителе директора, заседаниях ШМО.
7.4. По результатам мониторинга разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития Учреждения.
8. Права и ответственность участников внутреннего мониторинга качества образования
8.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса Учреждение имеют право на конфиденциальность информации.
8.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или научно-методической целью.
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
8.3.1. за дидактический мониторинг – заместитель директора по УВР;
8.3.2. за воспитательный мониторинг, за психолого-педагогический мониторинг - руководитель ШМО классных руководителей учреждения, педагог-психолог;
8.3.3. за мониторинг по здоровьесбекрежению – классные руководители;
8.3.4. за управленческий мониторинг – директор школы.
8.4. В Учреждении допускается использовать программное обеспечение только в соответствии с имеющимися лицензионными соглашениями (в том числе и для обработки данных мониторинга).
8.5. При составлении заданий мониторинга педагогам предоставляется доступ к тем ресурсам сети Интернет, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют отношения к образовательному процессу.
8.6. Пользователи единого информационного пространства Учреждения (все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители)) обязаны хранить свои реквизиты доступа, не допускать утраты своих реквизитов, в случае утери или попадания в открытый доступ немедленно поставить в известность ответственного за информационное пространство.
9. Составление отчетности по итогам мониторинга
9.1. По итогам мониторинговых исследований учителя-предметники представляют заместителю директора по УВР аналитические справки (по всем срезам мониторинга).
9.2. По итогам психологической диагностики аналитические справки предоставляет педагог-психолог.
9.4. По итогам проведения экспертизы качества воспитательной работы, мониторинга состояния здоровья и физического развития обучаемых, мониторинга уровня воспитанности учащихся (5-9 класс) аналитическую справку предоставляет руководитель ШМО классных руководителей.
9.5. В соответствии с программой мониторинга аналитические справки предоставляют члены комиссии и руководители ШМО.
9.6. По итогам мониторинга уровня и качества инновационной деятельности, развития профессиональной компетентности педагогов, мониторинга результативности научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся аналитическую информацию предоставляет заместитель директора по УВР.
9.7. Аналитический отчет по итогам мониторинга готовит заместитель директора по УВР и доводит до сведения педагогического коллектива Учреждения, родителей (законных представителей).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: