Протокол №3 от 06. 12. 2013 г пояснительная записка к учебному плану мкоу сош с. Каменка I. Общие положения
«Согласовано» Заведующая МУ «Методический кабинет отдела образования Самойловского муниципального района Саратовской области» _________/М.В. Николенко/ | | «Утверждаю»Директор МКОУ СОШ с. Каменка _______ /И.А. Хирнова / Приказ № 234 от 06.12.2013 г |
Учебный план
МКОУ СОШ с. Каменка
Самойловского района
Саратовской области
на 2013 – 2014 учебный год
Рассмотрено на заседании педсовета
протокол № 3 от 06.12.2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МКОУ СОШ С. КАМЕНКА
I. Общие положения
1.1 ОУ реализует образовательные программы, обеспечивающие стандарты общего образования первого (ГОС-2004) и второго (ФГОС-2009) поколений.
При этом, разрабатывался учебный план в условиях реализации как ГОС-2004, так и ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Общеобразовательным учреждением разработан общий учебный план.
При разработке учебного плана на 2013 – 2014 учебный год ОУ опиралось на действующую нормативно - правовую базу и учитывался опыт, накопленный в регионе по данному направлению в последние годы.
1) Нормативно-правовая база разработки учебного плана при реализации ГОС-2004:
Закон РФ «Об образовании»,
- типовое положение об образовательном учреждении
(Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854)
федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74),
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993,
региональный базисный учебный план (утвержден приказом министерства образования Саратовской области от 6.12.2004 г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами министерства образования Саратовской области от 27.04.2011 г. № 1206, от 06.04.2012 г. № 1139),
- на основе письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры;
- приказ Министерства Саратовской области № 1139 от 06.04.12 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»
- приказа Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783,
-письма Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. № 22-06-770;
- нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона.
2) Нормативно-правовая база разработки учебного плана при реализации ФГОС начального общего образования:
Закон РФ «Об образовании» ,
-федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540);
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. номер 19993),
нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений
3) Нормативно-правовая база разработки учебного плана при реализации ФГОС общего образования:
Закон РФ «Об образовании» (п.6 ст.32),
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644)
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993),
письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона.
1.2. Учебный план обеспечивает преемственность с учебным планом 2012-2013 учебного года и выполнение "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.3. Учебный план МКОУ СОШ с. Каменка является важнейшим нормативным документом, определяющим:
- в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступени обучения, по которым проводится итоговая аттестация выпускников 9, 11 классов и оценка образовательных достижений по итогам учебного года обучающихся 2 -10-х классов;
- максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
- состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности (неаудиторной занятости). Распределяет учебное время, (аудиторную занятость), отводимое на освоение содержания, по классам, учебным предметам и внеурочную деятельность (неаудиторная занятость) по классам.
1.4. Учебный план МКОУ СОШ с. Каменка ориентирован на три ступени общего образования: начальное общее образование- 1-4 классы, основное общее образование- 5-9 классы, среднее (полное) общее образование- 10-11 классы.
1.5.Структура учебного плана на второй, третьей ступени содержит 2 части:
инвариантную часть - предметы федерального компонента; вариативную часть - компонент образовательного учреждения, и часть, отражающую неаудиторную занятость (внеурочная деятельность).
При 5-ти дневной рабочей недели на первой ступени обучения вариативная часть - компонент образовательного учреждения отсутствует.
1.6. Содержание образования (учебная деятельность) регламентируется действующими выше перечисленными нормативно- правовыми документами.
1.7. Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в соответствии с социальным заказом, целями школьного образования (Устав ОУ), а также задачами ОУ на 2013-2014 учебный год (план работы ОУ).
1.8. Неаудиторная занятость (внеурочная деятельность) осуществляется во второй половине дня по следующим направлениям: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, общественно-полезная, проектная и исследовательская деятельность, социальное творчество (социально значимые акции). Она представлена в различных формах её организации, отличных от урочной системы обучения - кружки, секции, олимпиады, ИГЗ, ИГК, соревнования, КВНы, поисковые исследования, диспуты, конференции.
1.9. Продолжительность учебного года и уроков в МКОУ СОШ с. Каменка определено действующими нормативными документами (федеральным и региональным базисными учебными планами, действующим СанПинНом 2.4.2.2821-10, Уставом ОУ).
1.10. Ступень начального общего образования МКОУ «СОШ с. Каменка» в 2013-2014 учебном году работает в следующем режиме
продолжительность учебного года – в 1-ом классе 33 учебные недели, во 2-4-х классах 34 учебные недели;
продолжительность учебной недели – в 1- 4 классах 5 дней;
обязательная недельная нагрузка обучающихся – в 1-ом классе 21 час, во 2-4-х классах 23 часа;
продолжительность урока – в 1-ом классе 35 минут в первом полугодии, 45 минут во втором, во 2-4 классах 45 минут.
В сентябре-октябре четвертый урок в 1-ом классе проводится в нетрадиционной форме.
С целью реализации постепенного наращивания учебной нагрузки при «ступенчатом» режиме обучения в первом полугодии в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода:
по 3 урока в день по 35 минут каждый в сентябре-октябре;
по 4 урока по 35 минут каждый в ноябре-декабре;
по 4 урока по 45 минут каждый в январе-мае.
1.11. Школа II-III степени обучается по шестидневной рабочей неделе с продолжительностью урока 45 минут – 34 учебные недели (без учёта экзаменационного периода).
1.12. В соответствии с Уставом школы учебный процесс организован по четвертям 1-9 классы и полугодиям 10-11 классы.
1.13. При составлении учебного плана образовательного учреждения групповые занятия (факультативы), элективные курсы и проектная деятельность учитывались при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся (СанПиН 2.4.2.2821-10. п.10.5.).
1.14. Недельная нагрузка (учебная деятельность) обучающихся ОУ не выходит за пределы нормы, определённой СанПиНом 2.4.2.2821-10 и составляет по классам:
1 класс- 21 час;
2 класс- 23 часа;
3 класс- 23 часа;
4 класс- 23 часа;
5 класс- 32 часа;
6 класс- 33 часа;
7 класс- 34 часа;
8 класс- 36 часов;
9 класс- 36 часов;
10 класс- 36 часов;
11 класс- 36 часов
1.15. Компонент образовательного учреждения
В соответствии со статьей 32 (п.2) Закона РФ «Об образовании» формирование компонента образовательного учреждения является исключительно прерогативой образовательного учреждения
ОУ имеет право выбора предметов и курсов, обеспечивающих различные интересы, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), на основе диагностики, с учетом специфики ОУ.
Это право сохраняется за образовательным учреждением, как при формировании компонента учебного плана в рамках ГОС-2004, так и при наполнении части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса при реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Программы предметов, курсов регионального компонента реализуются в рамках компонента образовательного учреждения.
При выборе ОУ руководствовалось следующими принципами
преемственность и непрерывность курса,
обеспеченность всеми видами ресурсов,
отражение специфики и особенностей, в том числе типа и вида образовательного учреждения,
ориентированность на социальный заказ на образовательные услуги.
Часы, отведённые на компонент образовательного учреждения использованы на:
увеличение количества учебных часов, отводимых на отдельные предметы, указанные в федеральном компоненте учебного плана;
организацию индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;
на элективные курсы, проектную деятельность;
на предпрофильную подготовку;
. введение новых учебных предметов.
1.16. В соответствии с традицией и для удобства восприятия учебный план сформирован в «недельной» форме.
II. . ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2.1. Учебный план направлен на:
- обеспечение выполнения обязательных образовательных стандартов;
- формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- создание психологически комфортной здоровьесберегающей образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности обучающегося;
- сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование культуры здорового образа жизни.
Видовое разнообразие классов:1,2,3,4,5,6,7,8,9- общеобразовательные, 10-11 – профильные (группы)
2.2. При организации изучения отдельных предметов учитывался ряд вопросов, разрешение которых требует единых подходов на региональном уровне.
В частности:
1.Учебный предмет «Искусство» представлен двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыка». Преподавание ведётся в виде самостоятельных учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 1-9 классах;
На «Изобразительное искусство» и «Музыку» в V, VI и VII классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
2. На ступени начального и основного общего образования изучение учебного предмета «Технология» ведется как самостоятельного предмета.
При организации преподавания предмета «Технология» на ступени основного общего образования занятия проводятся со всем классом по комбинированным программам.
Комплексный учебный план в школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
3. При организации изучения учебного предмета «Физическая культура» на всех ступенях общего образования применяется традиционная форма – включение всех трех часов в сетку расписания.
4. При реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения ОУ руководствовалось следующим.
а) Реализация региональной модели предпрофильной подготовки предусматривает:
в 1 четверти – информационная работа, ориентационные курсы, курсы психолого-педагогического сопровождения;
во 2-4 четвертях – краткосрочные элективные курсы по предметам.
б) При организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учитывались в работе следующие документы:
письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4.03.2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»
Формирование потребности населения Саратовской области в здоровом образе жизни, навыков безопасной деятельности и правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено своеобразие экологической обстановки области а именно:
на ступени начального общего образования
не предусмотрено
на ступени основного общего образования
основы здорового образа жизни для 6-9-х классов,
экология для 6-9-х классов,
основы безопасности жизнедеятельности для 9-го класса
2.4. На ступени среднего (полного) общего образования часы используются на усиление федерального компонента образовательных областей «Математика» и «Русский язык» и связано это с проведением обязательной итоговой аттестации выпускников по данным учебным предметам.
математика для 10-11-х классов,
русский язык для 10-11-х классов,
2.5. Организация изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах в рамках реализации ГОС-2004.
При организации изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах учитывалось следующее.
С 2012-2013 учебного года курс ОРКСЭ включен в федеральный компонент базисного учебного плана (начальное общее образование, 4 класс) в объеме 34 часа (1 час в неделю в течение всего учебного года). Приказ министерства образования Саратовской области от 06.04.2012 г. № 1139.
2.6. Организация изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 5 классах в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
При переходе на ФГОС ООО продолжается изучение данного курса, так как обязательная часть учебного плана содержит предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». (17 часов в год). Однако, при пожелании учащихся и их родителей более углубленного изучения данного предмета увеличено количество часов учебной нагрузки за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса до 34 часов.
III. Учебный план начального общего образования
ФГОС – 1,2,3 классы
3.1. Учебный план начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
3.2. При реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
· закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
· формируются универсальные учебные действия;
· развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
3.3. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. При 5- дневной рабочей неделе эта часть включает только внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
3.4. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
3.5. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся;
• их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
• готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
3.6. Для учащихся максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
3.7.Учебный план начального общего образования (1-3 кл) МКОУ «СОШ с. Каменка» на 2013-2014 учебный год разработан на основе перспективного учебного плана НОО, как раздела образовательной программы НОО, в преемственности с планом 2012 -2013 учебного года.
Текущий учебный план начального общего образования это инструмент реализации ООП и достижения запланированных образовательных результатов в текущем учебном году.
3.8. Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы:
русский язык –Чуракова Н.А, Академкнига/учебник 2012 «ПНШ»
литературное чтение - Чуракова Н.А. , Академкнига/учебник 2012год «ПНШ»
иностранный язык (немецкий язык) – Бим И. Л. Москва «Просвещение» 2012год
математика - Чекина А.А. , Академкнига/учебник 2012год «ПНШ»
окружающий мир – Федотова О.Н. , Академкнига/учебник 2012 год«ПНШ»
основы религиозных культур и светской этики - Данилюк А.Я. Москва «Просвещение» 2010год
изобразительное искусство - Кузин В.С. , Академкнига/учебник 2012год «ПНШ»
музыка – Алеев В.В. Москва. «Дрофа» 2012год
технология –Конышева Н.М.Смоленск .Ассоциация XXIвек 2012год
физическая культура –Погодаева Г.Н.Москва «Дрофа»
3.9. Содержание образования на ступени начального общего образования определено программой: «Перспективная начальная школа» и учебниками принадлежащими к завершённой предметной линии под редакцией Чураковой Р.Г.
3.10. Для реализации различных интересов, индивидуальных потребностей по направлениям образования и развития личности на основе результатов изучения и диагностики запросов, обучающихся и их родителей (законных представителей) организуется внеурочная деятельность.
Неаудиторная занятость (внеурочная деятельность) реализуется по направлениям и представлена в основном кружковой работой и проведением секций:
Спортивно – оздоровительное направление: секция «Сильные, смелые, ловкие», «Внимание пешеход»
Туристско-краеведческое направление: кружок «Открывая мир», «Всезнайка», «Юные защитники планеты»
Социальные акции «Лучик доброты».
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: