NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол от № г. Сальса О. В. Иванченко Приказ от № Программа муниципального



Принята на заседании педагогического Утверждаю

Совета МБОУ лицея №9 г.Сальска Директор МБОУ лицея №9

Протокол от ____№ ______ г.Сальса

__________О.В. Иванченко

Приказ от_____№______
Программа муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №9 г. Сальска на 2014-2019г.г.

«Социообразовательная среда

формирования успешной

личности»

г.Сальск

2014г

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ программы.................................................…………………..С. 3

2. Введение....................................................................................................6

3. Концепция и структура модели...................................................................... 10

Блок 1. Успешная личность………………………………………………. 13

Блок 2. Социообразовательная среда достижения успеха..……………..20

4. Механизмы и средства реализации модели…………………………………25

5. Пути решения проблемы формирования и становления успешной-------- 27

Литература……………………………………………………………………… 28

1. ПАСПОРТ


Наименование

программы

Социообразовательная среда формирования успешной

личности

Разработчики

программы

Иванченко О.В...директор лицея;

Матюшкина Р.В., зам.директора по УВР;

Михайленко И.М.., зам директора по УВР;

Гусева М.С.,зам.директора ВР

Основопологающие документы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Р Ф».

  2. Конвенция о правах ребенка.

  3. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  5. Устав лицея.

Локальные акты лицея.

Концепция модернизации образования на период до 2020г

Ответст­венные исполни­тели

Педагогический и ученический коллективы МБОУ лицея №9 г.Сальска

Научный

куратор

Масалова С.И. - доктор философских наук, профессор кафедры педагогики РИПКиППРО

Цели

- Реализация государственной политики в сфере формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в образовательном простран­стве.

- Разработка педагогических условий, факторов, страте­гии, структуры, содержания, механизмов, методического обеспечения процесса формирования социо­образовательной среды достижения и развития успешной личности учащегося.

- Реализация модели социообразовательной среды формирования успешной личности в образовательном учреждении.

- Создание научно-методического обеспечения процесса приобщения учащихся к социальным задачам модерниза­ции общества и выработки активной жизненной позиции.

- Повышение действенности и эффективности процесса непосредственного участия учащихся в модерниза­ции общества, выбора активной гражданской позиции и раскрытия ее на практике.

Задачи


  1. Разработать условия реализации потенциала внешней среды во взаимодействии с внутренней средой для реализации модели целостной единой социообразовательной среды формирования успешной личности.

  2. Разработка конкретной целевой программы

Сроки и этапы реализации

Модели

Сроки реализации: 2014-2019 гг.

Этапы реализации:

I этап – 01.09.2014 г. – 30.12.14 г. – организационный.

- Выявление потенциала внутренней и внешней среды ОУ.

- Разработка, обсуждение программы социообразовательной среды формирования успешной личности.

II этап –01.01.2015 г. –31.05.2019 г. основной.

- Разработка плана реализации программы и ее внедрение в ОУ.

- Осуществление в лицее направлений и мероприятий, направленных на апробацию программы « Социообразовательной среды формирования успешной личности».

- Корректировка программы и планов мероприятий.

III этап –01.06. 2019 г. – 30.12 .2019 г. - рефлексивный.

- Диагностика и мониторинг качества программы и её эффективности в образовательном процессе..

- Диверсификация возможностей распространения в регионе результатов реализации социообразовательной модели формирования успешной личности, полученных на предыдущих этапах.

- Определение перспектив развития педагогического коллектива ОУ и проектирование его деятельности на новый период.

Средства реализа­ции целей

- Создание модели социообразовательной среды формирования успешной личности.

- Создание основной образовательной программы образо­вательного учреждения по развитию успешной личности.

- Создание программы духовно-нравственного развития личности учащихся.

- Разработка инновационных педагогических технологий формирова­ния успешной личности и их реализация.

Планируемый

ре­зультат

1. Формирование эффективного механизма взаимодействия всех компонентов внутренней и внешней среды ОУ, контролирующих и оптимизирующих его деятельность по формированию успешной личности.

2. Создание социообразовательной среды внутри коллектива ОУ как системы компонентов внутренней и внешней регламентации формирования успешной личности.

3. Мониторинг качества модели социообразовательной среды формирования успешной личности и ее (модели) совершенствования.

4. Повышение уровня профессионально-профессиональных компетенций педагогов в области формирования духовно- нравственных ценностей обучающихся и формирования успешной личности учащегося: системная работа, мастер-классы и др.

7. Диссеминация инновационного опыта в рамках сборников публикаций, семинаров, конференций, методических разработок, сетевого взаимодействия в условиях единой региональной сети распространения инновационного опыта.


2. ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

№ 9 г. Сальска осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности, серия 61 001278, регистрационный номер 2232 от 28.03 2012г. Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, срок действия «бессрочно» в соответствии с которой реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и программ дополнительного образования.

Лицей имеет государственную аккредитацию с присвоением государственного статуса общеобразовательное учреждение лицей, свидетельство о государственной аккредитации №1833 от 22 мая 2012 года.

В своей практической деятельности лицей руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Областным законом Ростовской области «Об образовании в Ростовской области», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,  решениями органов управления образованием всех уровней, Уставом и локальными актами лицея.

Учредителем лицея является администрация Сальского района.

В лицее была разработана и успешно реализовалась программа развития «Создание инновационной образовательной среды для развития творческой личности школьника на 2009 -2014 г.г.»

Новая программа деятельности лицея № 9 по реализации «Социообразовательная среда формирования успешной личности».

Актуальность темы «Социообразовательная среда формирования успешной личности» очевидна. Руководитель проекта по разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования, генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение»» Кондаков А.М. (2008) отметил главенствующую и конструктивную роль человеческого капитала как духовного, интеллектуального, профессионального, социального и др. ресурса общества в процессе реформирования российского общества: «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. Это вопрос выживания нашей страны в современном мире… Сегодня … мы говорим об инновационном социальном типе развития. Это экономика, основанная на знаниях, высокая инновационная активность, рост качества человеческого капитала и эффективность его использования. Вот те главные направления, которые в качестве технического задания формулируются для системы образования».

Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г. главной целью реализации определяет инновационный, социально-ориентированный тип развития страны, основным конструктором которой является человек как активный творческий познающий деятельностный субъект, как личность, успешная в социальном и индивидуальном развитии. Такую личность общество должно создать, сформировать всеми своими социальными институтами и структурами.

Образовательную среду можно считать фундаментом формирования и накопления ресурсов человеческого капитала.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование не просто как социальный институт, а как важнейшую социальную деятельность общества, которую невозможно осуществлять вне взаимодействия с другими институтами социализации, такими как семья, средства массовой информации, институты культуры и гражданского общества и т.д. Слово «наша» и отражает то, что образование является важнейшей социальной деятельностью общества.

Кроме того, образование является системообразующим ресурсом социально-экономического, политического, экономического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества. Школа должна формировать инновационное поведение, те качества, этические и поведенческие нормы личности, которые способствуют ее успешности в производственной деятельности.

Эти два основных тезиса государственной образовательной политики РФ на этапе модернизации образования начала 21 в. определили роль и место школы в системе социальных институтов нашего общества: школа является той фундаментальной базой, на которой выстраивается будущее нашего общества.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования РФ цель политики модернизации состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Исторический смысл реформирования образования в нашей стране состоит в том, чтобы не формировать людей как «исполнителей», винтиков в государственной машине, а в создании условий для развития личности, способной не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и способной ее изменять, свободной в своем выборе, самостоятельной в суждениях и, в то же время, терпимой к чужому мнению, воспринимающей мир и людей в контексте общечеловеческих ценностей.

В условиях конкурентоспособности личности и государства, развития творческого потенциала человека определена новая цель образования по формированию успешной личности - воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

В процессе достижения поставленных целей необходимо модернизировать всю структуру непрерывного образования – от дошкольного до дополнительного профессионального.

Инновационность новых программных документов в сфере образования (Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФЦПРО, Программы «2020», ФГОС-2 и др.) заключается в переходе от догоняющей модели модернизации образования, когда пытались всякие западные новации перенести на российскую культурно-образовательную почву, к опережающей модели, основанной на российской ценностной научной и культурной базе. То есть система образования должна проектироваться как важнейший ресурс социокультурной модернизации общества, который обеспечивает стратегические планы государства. Именно общее образование и является той базой, которая формирует все основные качества личности, определяющие ее дальнейшую успешность.

Программные документы по реформе образования наметили инновационные модели формирования идентичности гражданина России, школы успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России, школы доверия, толерантности и миролюбия, поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду, профилактики и предупреждения социальных рисков, формирования здорового и безопасного образа жизни. Таким образом, мы говорим о формировании нового уклада всей деятельности образовательного учреждения.

Для достижения поставленных целей и осуществления стремлений педагогической общественности страны работать в инновационном режиме необходим анализ и преодоление сложившихся противоречий:

1. Падение престижа образования, в первую очередь, гуманитарного, ослабление гражданской позиции, падение духовности.

2. Столкновение традиционной и гуманистической парадигм образования - с одной стороны, между объективно существующими запросами общества в инициативной личности с активной социальной позицией, способной к принятию ответственных решений в собственной жизни, потребностью личности учащихся в социальном самоутверждении и самореализации и, с другой стороны, недостаточной разработанностью научно обоснованных, экспериментально проверенных методик формирования и развития социально самоутверждающейся личности в образовательной среде лицея.

3. Идеальная личность (образ учащегося, особенно - выпускника) и реальная личность.

Выявленное на основании анализа научных исследований и существующей практики противоречие позволяют сформулировать проблему исследования: какой должна быть социообразовательная среда достижения и развития успешной личности учащегося?

Проблема исследования определяет цель исследования: разработка педагогических условий, факторов, стратегии, структуры, содержания, механизмов, методического обеспечения процесса формирования социообразовательной среды достижения и развития успешной личности учащегося.

Объектом исследования выступает образовательная среда в широком смысле как социокультурный феномен.

Предметом исследования является открытая образовательная среда лицея № 9 как социообразовательная система формирования успешной личности.

Основным образовательным документом для школы является основная образовательная программа образовательного учреждения, описывающая всю образовательную деятельность образовательного учреждения, включая экономику, финансы, воспитательную и учебную деятельность. Но основой учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения становится программа духовно-нравственного развития личности молодого гражданина России.

Отсюда вытекает новое понимание не только целей, но и механизмов образования – «не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, самоадаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» (Е.В. Бондаревская).

Цель исследования состоит в социально-педагогическом и социально-философском осмыслении феномена единства лицейской образовательной среды и социума, выявлении их ролей в процессе создания социообразовательных условий и системы формирования успешной личности, повышении действенности и эффективности этого процесса.

Реализация цели данного исследования предполагает решение следующих конкретных задач:

  • выявить сущностные характеристики успешной личности как объекта, субъекта и результата развития образовательной среды лицея № 9;

  • выделить основные структурные и функциональные компоненты социообразовательной среды лицея № 9 и дать их содержательную характеристику;

  • показать необходимость формирования открытой и целостной образовательной среды лицея № 9 как важнейшей предпосылки повышения эффективности формирования успешной личности;

  • раскрыть конкретные пути и способы воздействия социообразовательной среды на содержание процесса формирования успешной личности;

  • разработать теоретико-методологические основы проектирования модели социообразовательной системы, ставящей своей целью формирование успешной личности.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что в новых исторических условиях социообразовательная среда выступает фундаментальной основой для формирования успешной личности современного лицеиста и ресурсом становления гражданского общества.

Авторы выдвигают предположение, что в социообразовательной среде складываются объективные взаимные отношения между субъектами образовательного процесса как носителями культуры, социальных норм и знаний, и что эти личности вместе с тем являются как объектами, так и субъектами социализации и собственной успешности – и учащегося и учителя. Это обстоятельство позволяет рассматривать такое субъект-объектное и субъектно-субъектное взаимодействие как эффективно действующий механизм.

На практике процесс формирования успешной личности учащегося и ее социализации обычно рассматривается с точки зрения возрастных особенностей личности, однако недостаточно принимаются во внимание реально складывающиеся разные уровни внутри возрастной социализации.

По мере становления гражданского общества в России усиливается ответственность человека перед обществом, его активность, возрастают требования к творческому началу деятельности. Это порождает необходимость в более глубоком изучении всех сторон личности, а также в организации целенаправленных действий по формированию такой личности. Реализовать задачу такого рода можно, прежде всего, через эффективно действующую открытую образовательную среду как социообразовательную систему.

Процесс развития творческой успешной личности будет эффективным если:

- педагогическое взаимодействие «учитель» - «ученик» будет основано на принципах сотрудничества;

- будет оказана индивидуальная психолого-педагогическая помощь учащимся, требующим повышенного педагогического внимания;

- будут реализованы целевая программа (ФЦПРО) и стандарты (ФГОС-2) в проекции на конкретное образовательное учреждение.

Поскольку изменились цели образования – превращение знаний в средство, с помощью которого можно овладеть различными формами и способами познания мира, самопознания и саморазвития в процессе творческой последовательной образовательной деятельности, –соответственно необходимы изменения в методах, способствующих достижению поставленной цели.

Устранить указанное противоречие в образовательном процессе становится возможным в рамках деятельностного подхода.
3. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ
Общая цель модели как программы развития лицея № 9 состоит в создании инновационной образовательной среды в данном образовательном учреждении, которая будет способствовать эффективному творческому развитию успешной личности лицеиста. Для достижения данной цели необходимы инновационные изменения в воспитательной системе лицея, ее ориентация на творческое развитие личности учителя и учащегося.

Инновационную образовательную среду педколлектив лицея связывает с положениями личностно-ориентированной педагогики. Применительно к практике обучения и воспитания это такая образовательная среда, в которой ученик обретает самого себя, улучшаются его самооценка, способности, здоровье.

Задача учителя – способствовать познавательной активности учащихся, стимулировать их собственную деятельность по личностному изменению и росту. Дети должны учиться сами, а не пассивно подчиняться требованиям учителя.

Целью обучения должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и прочего, а творческое развитие личности учащегося, его поведения.

Проектируя инновационные изменения в дидактической подструктуре воспитательной системы лицея, педколлектив лицея исходит из соблюдения ряда условий:

  • Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и личностно значимые для них;

  • Учитель проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков он есть;

  • Учитель проявляет эмпатию к ученику - способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой;

  • Учитель обеспечивает средства учения учащихся, в том числе собственные знания, играет роль помощника и стимулятора значимого учения; создает психологический комфорт; обеспечивает свободу ученика.

Исходя из вышеперечисленных организационно-педагогических условий, в дидактической подструктуре воспитательной системы лицея определяются следующие позиции учителя и ученика.

В воспитательной подструктуре в рамках личностно-ориентированной технологии воспитания учитель побуждает учащихся к нравственному выбору, формирует у детей общечеловеческие нормы гуманистической морали: доброту, взаимопонимание, милосердие, веру в созидательные возможности человека, терпимость по отношению к людям.

Стратегической задачей воспитания в инновационной образовательной среде лицея является формирование творчески развитой и успешной личности школьника. Ядром конструктируемой на ближайшие годы инновационной воспитательной системы является педагогическая поддержка, которая основывается на том, что:

  • учитель должен развивать у себя способность к пониманию детей;

  • учитель должен мудро относиться к поступкам детей, защищать их, не думать о них плохо;

  • учитель не имеет права ломать детскую индивидуальность, а, наоборот, должен выявлять, направлять и развивать ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Такое воспитание в условиях инновационной образовательной среды лицея может осуществлять не каждый учитель. Поэтому одной из стратегических задач лицея является задача создания условий для совершенствования профессионально-педагогической культуры учителя и разработка модели учителя «Я – профессионал» как модификации модели «Учитель – успешная личность», которая включала бы в себя такие личностные качества учителя, как:

  • повышенная чувствительность к потребностям учащихся, раскрытость и восприимчивость к ним;

  • способность к творчеству;

  • раскрытость на общение с людьми;

  • эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе; оптимизм, жизнерадостность;

  • способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;

придание процессу обучения личностной окраски;

  • личный пример - как позитивное подкрепление для самовоспитания учащихся;

  • стиль легкого, неформального, теплого общения с детьми.

Таким образом, стремление педагогического коллектива лицея работать в инновационном режиме оправдано тем, что в основе инновационной образовательной среды заложены две взаимодействующие друг с другом подсистемы:

- дидактическая,

- воспитательная.

Они имеют общие признаки:

- гуманистическая направленность на формирование у учащихся целостной картины мира,

- направленность на развитие у учащихся творческого мышления;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка,

- создание условий для свободного творчества;

- организация мониторинга личностного роста ребенка).

Кроме этого к процессу обучения и воспитания в инновационной образовательной системе предъявляются единые педагогические требования:

- диалогичность;

- деятельностно - творческий характер;

- предоставление ребенку необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Наша модель «Социообразовательная среда формирования успешной личности» в своей структуре включает следующие основные блоки, каждый из которых реализует поставленную цель, выполняя соответствующие функции.

Основные блоки модели:

1. Блок 1 «Успешная личность». - Дается характеристика обучающегося как субъекта, находящегося в условиях социообразовательного пространства. Рассматриваются: а) природные данные личности учащегося, с которыми он пришел в лицей и которые развиваются в обучении и воспитании, б) образ-идеал успешной личности, который надо достичь в образовательно-воспитательном пространстве ОУ.

2. Блок 2. «Социообразовательная среда формирования успешной личности»:

2.1. Условия, факторы, элементы достижения успеха:

А) внутренняя среда – образовательное учреждение, основные характеристики содержания, технологий, механизмов деятельности в обучении и воспитании успещной личности учащегося:

Б) внешняя среда - социум, включенный в образование, формирующий успещную личность учащегося.

2.2. Результаты влияния социообразовательной среды на учащихся – сама сформированная успешная личность как показатель успешности и качества образовательно-воспитательной преобразующей деятельности смоделированной и реализуемой социообразовательной среды ОУ.

Определим следующие этапы достижения успеха с позиций диалектики:

а) от предпосылок (природные данные) успешной личности и идеалов

б) через деятельность субъектов социообразовательной среды как системы

в) к результату – успешной личности как реальному социо-образовательному «продукту».

БЛОК 1. Модель успешной личности
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Успешная личность - научное междисциплинарное понятие, используемое в философии, психологии, педагогике, социологии, менеджменте и др. сферах знания и деятельности. Успешная личность – личность, достигшая успеха. Успех – это достижение поставленной цели.

В системе отношений человека с окружающим миром важнейшей характеристикой является оценка его успешности либо неуспешности.

Успешность формируется в детстве – в семье, в системе образования, в социуме. Уровень успеха личности определяется не уровнем достижений, а уровнем своей удовлетворенности. Сама личность определяет свой идеал статуса успешности в обществе.

Необходимость воспитания самостоятельных, успешных в жизни молодых людей, действительных граждан российского общества давно осознана педагогами. Создание педагогических условий, активизирующих развитие внутренних возможностей каждого человека, способствует стабилизации социального развития, обеспечивает конституционные основы нашего общества как демократического, гражданского. В педагогическом плане – это доступность, качество, выбор, социальная эффективность образования, его ориентация на развитие потребности человека быть значимым и востребованным в обществе, способным проектировать жизненный успех и достигать его. Только обладающие этими качествами члены общества могут заинтересованно участвовать в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту национальных интересов. Таким образом, задача воспитания успешной личности определена как одна из приоритетных в новой Концепции Государственного стандарта общего образования.

В модели характеристика успешной личности включает два звена, раскрывающих две ее ипостаси:

1.1. личность как познающий субъект,

1.2. личность как деятельностный субъект.

Каждое звено мы рассмотрим в следующем алгоритме:

- краткое теоретическое описание,

- предполагаемые результаты,

- прогнозы.

В качестве критериев и приемлемых показателей успешности подрастающего поколения в рамках нашего исследования могут выступать:

* объективные:

- успеваемость;

- высокий статус в межличностных отношениях;

- социально одобряемый имидж (презентабельный внешний вид);

- принятие со стороны референтных личностей (родителей, педагогов, сверстников);

* субъективные:

- активная жизненная позиция;

- уверенность в своих силах;

- удовлетворенность социальным статусом;

- реализация значимых ценностей;

- готовность к преодолению жизненных препятствий социально приемлемыми способами.
Б-1.1. Успешная личность как познающий субъект
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Познающий субъект характеризуется следующими необходимыми качествами в плане предпосылок:

- психологические основы,

- состояние здоровья,

- когнитивные основы,

- внутренние ресурсы.

Психологические основы успешности включают:

- общие и творческие способности,

- установку на успех,

- мотивацию успеха,

- волю к успеху,

- наличие потребности в успехе,

- твердый характер в достижении успеха.

Состояние здоровья определяется потребностью в здоровом образе жизни и сознательным ведением его.

Когнитивные основы успешности определяются:

- развитием мыслительной способности,

- развитием познавательной сферы субъекта,

- непрерывной познавательной активностью,

- креативным мышлением,

- позитивным мышлением,

- гибким мышлением.

Внутренние ресурсы успешной личности означают:

- готовность субъекта к мобилизации,

- способность к самоутверждению,

- целостность личности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общая модель учащегося как познающего субъекта

в плане успешной личности

  • Развитые общие и творческие способности,

  • высокий интеллект и ум;

  • хорошая успеваемость;

  • активность;

  • сильная воля;

  • потребность в познании;

  • вера в свои силы и возможности;

  • постоянное стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;

  • всесторонне развитая личность;

  • творческий потенциал;

  • стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

  • творческое отношение к делу;

  • осознанное ответственное отношение к здоровью и физической культуре;

  • самостоятельность.


ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ,
У выпускника лицея № 9 в достаточной мере будут развиты:

  • личностные психологические и когнитивные качества;

  • способность рационально организовать деятельность;

  • ведение активного и здорового образа жизни;

  • обогащены внутренние ресурсы успешности;

  • постоянная потребность в самовоспитании и саморазвитии;

  • тенденции к самоутверждению в социуме.


Б-1.2. Успешная личность как деятельностный субъект
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Деятельностный подход является основополагающим для раскрытия содержания образования по формированию успешной личности. Он включает аксиологический, когнитивный, креативный, личностный компоненты, а также наполненность содержания обучения и воспитания жизненно важными проблемами учащихся. Отношения между педагогами и учащимися выстраиваются на гуманистических принципах - диалога, полилога, сотворчества, взаимной ответственности. Осуществляется обмен личностными смыслами и духовными ценностями, т.е. обновляются и наполняются новым (гуманистическим) смыслом субъект-субъектные отношения.

Успешная личность как деятельностный субъект характеризуется следующими качествами:

- личностный смысл – жизни, бытия, учения;

- цель – на успех;

- рефлексия – оценка результатов собственных достижений;

- ценности - гуманистические;

- личные качества - дружелюбие, коммуникативность, коллективизм;

- компетентности – учебно-познавательные, предметные, практиче­ские, лингвистические, повседневные, принятия решений;

- творчество;

- ответственность;

- социальная активность;

- самостоятельность;

- решительность.

Успешность рассматривается как в психологическом, так и в социальном аспекте. Причем, более общим является понятие социальной успешности, включающей и психологическую успешность.

Социальная успешность понимается как субъективное состояние самооценки степени самореализованности индивида в системе социального взаимодействия, адекватное оценке данной личности со стороны социального окружения (В.М. Пятунина, 2010).

Теоретическое рассмотрение успешности личности достаточно обширно и многопланово.

Мы берем те конструкты, которые помогут нам в реальных условиях образовательной деятельности лицея № 9 и тех предпосылок, которые сложились в лицее, реализовать нашу модель.

Такой концептуальной основой формирования социальной успешности молодежи в рамках нашего исследования должен стать, как мы считаем, рефлексивно-деятельностный подход (А.В. Карпов, 2002; М.И. Рожков, 2002; А.Л. Уманский, 2004).

Он расширяет деятельностный подход в узком его понимании и объединяет две ипостаси успешной личности - как познающего субъекта и как деятельностного субъекта, т.к. познание есть деятельность, а деятельность есть познание. И то и другое, т.е. и познание и деятельность – осуществляются на основе рефлексии.

Основная идея, положенная в основу исследования модели системы формирования успешной личности, – это идея формирования рефлексивной позиции личности, которая обеспечивает возможность адекватной оценки и эффективной реализации имеющегося у индивида потенциала социальной успешности.

В рамках рефлексивно-деятельностного подхода сознание предстает через деятельность.

Разработанная деятельностная схема сознания включает четыре уровня1:

- уровень психологических качеств, способствующих развитию деятельности и сознания (сформированная мотивация к деятельности, способность ее организовать, решимость действовать в неопределенной ситуации);

- уровень структуры действий (целеполагание, определение средств достижения цели, оценка результата);

- уровень собственно действий, осуществляемых в любой ситуации (ориентировка в ситуации, ее интерпретация и анализ, принятие и осуществление решений);

- уровень рефлексии, овладение которым позволяет человеку увидеть возможность самому проектировать развитие своей деятельности и сознания (мотивом для этого является проблема, а направлением – поиск ошибок) (А.И. Субботин, 2010).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет личности реализовать активную позицию в определении собственных жизненных целей и перспектив с учетом своей социальной значимости и успешности.

Процесс достижения успешности личности включает в себя ряд компонентов:

- Когнитивный компонент: знание социальных норм и критериев социальной успешности

- Компонент самопознания: оценка своих возможностей в достижении успешности.

- Смысловой компонент: формирование смысложизненных ориентаций.

- Деятельностный компонент: преодоление социальных барьеров в достижении успешности.

- Рефлексивный компонент: оценка результатов достижения успешности коррекция представлений личности о сущности успеха и путях его достижения.

Все эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга в анализе процесса достижения успешности личности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общая модель учащегося как деятельностного субъекта

в плане успешной личности

  • Творческая деятельностная активность;

  • высокий уровень работоспособности;

  • точки роста;

  • стремление к качественному конечному результату;

  • стремление к профессиональному самоопределению и совершенствованию;

  • готовность личности к самостоятельной жизни;

  • способность делать выбор и принимать решения;

  • конкурентноспособность;

  • социальная востребованность;

  • наделенная чувством собственного достоинства (уважающая себя и других);

  • обогащенная духовно и нравственно-эстетически;

  • стремление к гармонии;

  • твёрдая гражданская позиция;

  • носитель духовной, нравственной и физической культуры;

  • носитель общечеловеческих норм гражданской морали.


ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ,
У выпускника лицея № 9 в достаточной мере будут развиты:

  • сформированная мотивация к деятельности;

  • потребность в труде;

  • профессиональные навыки и умения;

  • поиск средств достижения цели;

  • духовно-нравственные нормы поведения;

  • культура общения в коллективе;

  • способность к сотрудничеству.

Ожидаемые общие базовые компетентности учащегося как успешной личности

  • Успешный стиль жизнедеятельности.

  • Высокие нравственные ценности (человек, труд, семья, культура, честь и достоинство, здоровье, свобода, Родина, мир) и чувство долга.


В целом и главном портрет ученика как успешной личности выглядит так:

Выпускник лицея:

– интеллектуал;

– личность, сформировавшаяся в процессе овладения общеучебными знаниями, умениями, навыками, ключевыми компетенциями, готовая к профессиональному самоопределению;

- профессионально сориентированная личность;

– человек, способный к самореализации, саморазвитию, самоадаптации, саморегуляции, самозащите, самовоспитанию;

– обладает нравственными качествами высокогуманной личности;

- социально активная, деятельностная личность с гражданской позицией;

- достаточно целостная личность, ответственная и самостоятельная.

БЛОК 2. Социообразовательная среда как система формирования успешной личности

     

  +
Б-2.1. Условия, факторы, элементы достижения успеха
Сюда относятся:

А) внутренняя среда – образовательное учреждение, основные характеристики содержания, технологий, механизмов деятельности в обучении и воспитании успещной личности учащегося:

Б) внешняя среда - социум, включенный в образование, формирующий успещную личность учащегося.
А) Внутренняя среда
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Внутренняя среда социообразовательной системы формирования успешной личности – это образовательное учреждение, в котором обучаются учащиеся..

Глобальная миссия лицея заключается в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым "престижным" социальным сценариям.

Конкретная миссия лицея – развитие особых способностей участников педагогического процесса, подготовка образованных, культурных, физически развитых молодых людей, способных к дальнейшему совершенствованию и адаптации в изменяющихся условиях на основе современных технологий образования.

Стратегическая цель развития лицея – совершенствование образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования и творческое развитие успешной личности школьников.

Структура внутренней среды образовательного учреждения включает следующие элементы в качестве условий и факторов процесса формирования успешной личности:

- методология формирования успешной личности:

а) принципы (гуманизации, демократизации, свободы выбора целей и статуса личности, индивидуализации обучения),

б) подходы (деятельностный, рефлексивно-деятельностный, когнитивный, компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический, синергетический, конкурентностный);

- образование:

- обучение - а) миссии образования – подготовка к школе; научить учиться; познавательная; профессионального определения), б) мониторинг;

- поддержка и сопровождение (экспертное, проектное, процессное);

- учебно-исследовательская работа учащихся;

- воспитательное пространство лицея - а) ценностные ориентиры – к миру, к людям, к себе; б) деятельность (общественная, гражданская, художественно-эстетическая, спортивная, краеведческая);

- информационное пространство (СМИ, библиотека);

- диагностика успешности;

- коррекция;

- технологии (активного обучения, проектирования);

- успешный учитель – его качества: профессионализм; гуманист; исследователь; творческий рост; методологическая культура; методическая изобретательность; генератор идей; гибкое педагогическое мышление; компетентность; адекватное профориентирование учащихся; повышение квалификации.
Пирамида достижения успеха:


страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: