Протокол педсовета №1 от 10. 09. 04г. Программа дополнительного образования детей лидер клуба

Алтайский край
Курьинский район
МУДОД «Дом детского творчества»
Утверждаю:
Ягначкова Н.И.
Директор Дома детского
творчества
Протокол педсовета
№1 от 10.09.04г.
Программа дополнительного образования детей лидер – клуба
«Ровесник»

Сметюкова Г.А.
Возраст детей 14-16лет
Срок реализации 3 года

Пояснительная записка.
Программа «Лидер» предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые будут пользоваться авторитетом среди товарищей, будут стремиться вести их за собой, вовлекая в различные интересные дела.
Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению наивысшего результата своей деятельности.
Мечта об успехе – о высшем достижении и о признании высокого достижения и естественное, и общественно полезное качество. Это естественно, т.к. человек – существо общественное, способен испытать удовлетворение от признания окружающих, способен раскрыться во всей полноте своего таланта только в условиях такого признания. Оно полезно, ибо, в конечном счете, служит обществу, его развитию и прогрессу. Ведь не случайно, успех самого грандиозного начинания ставится в прямую зависимость от вклада каждого, успеха каждого. Необходимо, чтобы успех получил всеобщее признание.
Наше время – время крупных перемен в Отечестве – возвращает понятие «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако, активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем, и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Создавая потенциал будущего организатора, лидера, необходимо определить способ его жизнедеятельности. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявление лидеров и создание условий для развития лидерских качеств, самореализации ребят. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально – экономических условиях.
Программа «Лидер» рассчитана на 3 года, 3 часа в неделю, всего 96 часов.
Ц

Социальное становление личности.
Задачи:

Организация ситуаций, стимулирующих проявление лидерского потенциала.
Обучение школьников навыкам организаторской деятельности в условиях детского коллектива через систему КТД.
Развитие навыков этикетных взаимоотношений и семейного воспитания.
Программа опирается на идеи гуманистической педагогики и

личностный подход: признание личности развивающегося
человека высшей социальной ценностью, уважение
уникальности и своеобразия каждого ребенка.
природосообразность: обязательный учет половозрелых
особенностей детей.
культурасообразность воспитания: опора в воспитании на
национальные особенности, культуру народа, национально-
этническая обрядность.
гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогом и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуаций успеха.
дифференциация обучения: отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
Применяются принципы досуга:

Параллельно методам воспитания применяются методы и законы педагогического досуга.
Методы – это «орудия» профессиональной работы. Досуговая педагогика создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми.
1. Метод игры и игрового тренинга.
(Игра – самостоятельный и законный для детей, очень важный
вид деятельности, равноправный со всеми иными)
2. Метод театрализации (Реализуется через костюмирование,

3.Методы состязательности (внутренняя «пружина»

4.Метод равноправного духовного контакта (Дети и взрослые

Метод воспитывающих ситуаций.(создание воспитательных
условий)
6. Метод импровизации (Заранее неподготовленные действия)
З

- - это наиболее существенное и устойчивое в назначении досуга, как часть человеческой культуры:
за - законы сочетания продуктивного и непродуктивного
(удовлетворение потребности, но обязателен конкретный
результат, в виде творческой продукции)
закон диалектического соотношения времени, пространства и
содержание досуга.
закон «зеркальности» и универсальности досуга (отражает
окружающий мир)
Условия успешной реализации программы
Необходимо позволить ребенку, мигрировать, пробуя себя, познавая и
выбирая себе занятия «по душе», т.е. по способностям (известно, что
ребенок любит то дело, где у него лучше всего, получается – там лежат
его задатки).
Необходимо не «убить свободное время ребенка», а найти задатки,
открыть талант, показать ему, кто он такой, чего он стоит.
Необходимо, чтобы все ребята могли найти себя, обнаружить и развить
свои таланты в пределах одного центра, чтобы каждый знал, что в
объединении есть место, что его здесь ждут.
Использовать самоуправление, способствующего успешному
осуществлению коллективной деятельности.
Реализация данной программы предполагает:
развивать индивидуальные задатки и способности детей.
создание условий для включения в интересные и значимые для ребят
и взрослых отношения.
прививать умения сотрудничества в коллективе сверстников, создание
единой творческой команды.
решить проблему организации досуга учащихся, через знакомство с
новыми и современными формами досуга, а также практическое
участие в их создании и проведении.
способствовать физическому и духовному развитию детей.
включить в деятельность учащихся атрибуты детства-романтику, игру,
дружбу.


Заповеди:



Ожидаемый результат
- участие в реализации программы ребенок должен сформировать представления о собственных качествах, способностях, общественной значимости.
результатом данной программы является привлечение силами детей внимания взрослых: педагогического коллектива, родителей, шефов, спонсоров к проблемам детского движения.

* Познавательная (встречи, диспуты и т.д.)
* Досуговая (дискотеки, вечера)
* Игровая (спортивные соревнования, КВН)
* Организационные дела
* Творческие дела
Учебно-тематический план (1год)
№ п/п | Тематика | Всего занятий | Всего часов |
1 | Выявление подростков, желающих работать | 6 | 12 |
2 | Познавательная А) самопознание Б) соц. Исследования В) психология общения | 33 13 5 15 | 33 10 7 16 |
3 | Организация досуговой деятельности А) разработка, конструирование и апробация разноплановых дел Б) организация и проведение вечеров | 33 20 13 | 51 30 21 |
72 96
Календарное планирование
Сентябрь
«Знакомьтесь – это мы» - игра на знакомство.
Программа «Лидер» - цели, задачи, содержание.
Обсуждение досуговых программ
Кто такой «Лидер?» - игра в самих себя
Тест «Узнай себя»
Как вести за собой (правило лидера)
Беседа о правилах хорошего тона
Жители улицы Человеческой Индивидуальности: темперамент
Методика выявления темперамента
Жители улицы Человеческой Индивидуальности: Характер
Тест «Мой характер» - проверь себя
Октябрь
Игра «Кораблекрушение» (выявление лидера)
Анализ игровой деятельности
Встреча с интересным человеком Ожеред Ириной Викторовной
Беседа «Сколько ребят – столько и судеб»
Подготовка к развлекательному вечеру
- игры
- конкурсы
5. Познавательно – развлекательная программа – игра «Звездочет»
6. Работа над – оформлением
- изготовлением и распространением билетов
- отработка каждого этапа праздника
7. Жители улицы Человеческой индивидуальности: Способности
8. Практикум «Найди себя»
Ноябрь
КТД для ребят – активистов школ района «Идеальный человек»
Доступ «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»
«Правила для спорящих» - знакомство
Встреча с интересным человеком (Оксана Иванова)
Сбор сообщений из жизни школы, села
Обработка заметок
- сотрудничество с газетой
7. Игра «Эстафета – ромашка»
- КТП состоит из трех этапов
1) составить вторую часть задачи
2) решение доставшейся задачи
3) решение задания каждой командой
4) составление ромашки – капитан
- эстафетой собрать ромашку
Декабрь
Правила для спорящих В мире этикета
Недописанный тезис (Тест)
Графический тест
Вечер отдыха «Играем, отдыхая»
В мире этикета (ты-гость)
Подготовка к празднику
«Новый год к нам идет»
- работа над сценарием
- подготовка оформления
- подбор игровых моментов
Январь
Подготовка и проведение техно игры «Организация» -КТД
«Рождественские дни»-беседа
Дискотека «Ночь под Рождество»
«Посиделки» - забавы для взрослых детей
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей.
Психогеометрический тест – обработка результатов
Танцевальный марафон
Подготовка к участию в конкурсе КВН
Выпуск стенгазеты «Веселый калейдоскоп»
Февраль
Экспресс – диагностика формы личности
- обработка полученных результатов
Продолжить подготовку к конкурсу КВН
Диспут «Время и мы»
Праздник «День влюбленных»
Проведение конкурса КВН
Праздничный танцевальный марафон
Начать подготовку к конкурсу «Хозяюшка»
Музыкальная гостиная «Поговорим о любви»
Март
1. Конкурс «Хозяюшка»
Диагностика методики
«Мои отношения» - апробация
Чемодан лидера
- стиль работы лидера.
4. Дискотека
5 Мысли…Советы…Подсказки.
6. Тест «Лидер ли я»
7. Микроигра «День рождения»
8. В мире этикета
9. КТД Интеллектуальная игровая программа «Замок»
Апрель
Тест «Вопросы имиджа»
Беседа «Что в имени тебе моем»
Досуговая программа – «Танцуйте вместе с нами»
Мысли. Советы.Подсказки. – работа над обработкой наблюдений
Диспут «Что я хочу и что могу»
«Чудеса, приключения» - обсуждения
Вечер школьных друзей
Тестирование «Психологический портрет» - Обработка результатов
Беседа об этикете « Я принимаю гостей»
«Что я знаю о тебе» - разговор с глазу на глаз
Май
Беседа «Не забыть нам этой даты»
«Советы лидеру» - обсуждение
Игра «Поспорим с великим»
Занятие «Готовься стать лидером»
Дискотека «Звенит последний звонок»
Учебно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п | Тематика | Всего занятий | Всего часов |
1 | Лидерское начало | 1 | 3 |
2 | Познавательная А) школа семьи Б) психология общения В) практическая психология | 7 18 26 | 7 20 26 |
3 | Организация досуговой деятельности А) этикет на каждый день Б) клубные дни В) активно-игровые формы воспитательной работы | 9 4 7 | 13 10 17 |
72 96
Календарное планирование
Сентябрь
Первый шаг к познанию общения, знакомство.
Общаясь, умей поставить себя на место собеседника
Что значит «быть коммуникабельным» - Тест
Личность и семья
Что такое личность
Тест «Знаю ли я себя»
Октябрь
Можно ли общаться с произведением искусства? (Встреча с преподавателем художественной школы Гемель Е.К.)
Общение – самая великая роскошь – Диспут
Подготовка к встрече с командой Ивановской школы.
Правила поведения вчера и сегодня.
О некоторых чертах характера. Положительные черты характера.
Подготовка к встрече с ребятами из Ивановской школы.
Ноябрь
Права и обязанности молодых людей- Изучая Конституцию РФ
Как научиться снимать стресс – беседа.
Направленность и способности личности
Организаторская техника
Самовоспитание. Манеры поведения. Тест «Интересен ли я в общении»
Встреча с ребятами из Ивановской средней школы.
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн.
Декабрь
Три ступени совместимости – Тест «Личностный опросник»
Испытание конфликтом – Тест «Конфликтен ли я»
Семья в психологическом рентгене.
Культура речи и беседы. Тон разговора, общение, титулы, где о чем нельзя говорить.
Новогодний серпантин
Защита фантастических проектов.
Январь
Поведение в общественных местах.
Отношение между сотрудниками в учреждении, магазине.
Как найти свое место в жизни.
Кто не может вступить в брак (гражданское законодательство)
Брачные объявления и контракты
Праздник «Татьянин день»
«Рождественские посиделки» - раз в крещенский вечерок
Февраль
Готовься лидером стать
Характер и темперамент личности
Самопознание через тест «Мой характер; моя самооценка;
Волевой ли я человек.
КТТ «Самопознание»
Поведение на улице, в общественном транспорте, в дороге и на лоне природы.
День Святого Валентина
Спортивные игры: «А ну-ка парни»
Март
Межнациональные и родственные браки. Любовный этикет. Первый год совместной жизни. Ревнует-значит любит.
На вечере танцев. Приглашение на танец. Во время танца. С кем танцевать. На закрытом вечере танцев
Районное КТД учеба актива.
Праздник к 8 марта
Апрель
Семейное счастье, как его создать
Вредные привычки и их влияние на потомство
Наследственные заболевания. Венерические заболевания СПИД (беседа с мед. работниками)
Правила этикета в гостях. Время и продолжительность визита.
Приглашение и время приглашения. Гости в доме.
Маленькое испытание «Проверь себя»
Юморина «Сколько рыжих, конопатых посмотри»
Май
Микроигра «День рождения»
Микроигра «Киностудия»
«В свете астрологии» - «Познай себя»
Принять участие в фестивале «Союза содружеств»
Чаепитие с досуговой программой
Учебно-тематический план (3 год)
№ п/п | Тематика | Всего занятий | Всего часов |
1 | «Лидерское начало» | 5 | 15 |
2 | Познавательная А) самопознание, тестиров. Б) «Огоньки» В) Психология мимики и тестов Г) невербальная коммуник. | 4 9 4 7 | 10 30 10 22 |
3 | Организация досуговой деятельности А) деловые игры Б) конструирование и апробирование разноплановых дел В) коллективно-творческие дела Г) интеллектуально творческие дела Д) проведение тематических вечеров | 9 15 5 5 9 72 | 18 47 10 15 27 216 |
Календарное планирование.
Сентябрь
Вводное занятие
Выявление подростков желающих работать в «Лидер – клубе»
Самопознание. Тест, анкетирование
Досуговая программа (Игры, дискотека)
Психология мимики и тестов.
Октябрь
«День Учителя» - праздник народный, веселые случаи на уроках
Игра «Эрудиция» - выявление кругозора, интеллектуальный уровень ребят.
Психология общения – «Огонек радости»
Виды деловых игр: ситуация, ролевые игры (конфликт в классе)
Вечерняя дискотека «Собираем друзей»
Родословная человечества (обзор по книге В.Мегре «Анастасия»
Ноябрь
Игра «Личность» - твое место среди других людей
Продолжить обзор по книге В. Мегре «Анастасия»
Районное КТД «Интегратор»
Самопознание – единство деятельности и сознание человека
Досуговая программа «Ура, у нас Каникулы!»
Клубный день – конкурсы, игры; дискотека.
Тематический вечер. Суд над папиросой.
Декабрь
Деловые игры. Микроделовая «Как рождаются сплетни»
Изучение уровня воспитанности. Овладение навыками этикетного общения.
Подготовка к Новому Году (подбор игр, разучивание их, основные моменты праздника)
Вечер отдыха «Разнобой»
Досуговая программа (конкурсы игры, дискотека)
Дискотека «Вечер друзей»
Январь
Деловая игра «Банк идей», «Автор», «Консерватор», «Соратник», «Критик»
«Мы ждем гостей» (Сервировка стола, поведение за столом)
Тест «Кто такой лидер», «Организуй себя сам»
«Рождественские посиделки» - досуговая программа
«Раз в крещенский вечерок» - вечер отдыха
Досуговая программа «Хотите верьте, хотите нет»
Дискотека «Радужные странствия»
Февраль
«А у нас на Руси»
«Рыцари 21 века» - тематический вечер
Вопросы этикета. Как правильно говорить по телефону
Досуговая программа «День Имени»
«Саморазвивающийся спектакль» - театр без подготовки
Вечер отдыха «Разнобой»
Практикум по психологическим играм
Проведение клубного дня.
Март
«Я в общении» глазами других
Тематический вечер «Ах женщины!» И красота и праздник.
Конкурс «Легенды из мира природы»
Дискотека «О женщины! Во всех веках вас слабым полом называли…»
Вечер отдыха (конкурсная программа)
«Встреча старых друзей» Дискотека
Апрель
Тематический вечер «Юморина»
«Уважение к людям. В чем оно проявляется» беседа.
О стилях работы лидера.
Организуй себя сам: основные элементы организац. работы
Школа самовоспитания. «Будь человеком»
Дискотека «Мы и наши фантазии»
Вечер отдыха «Полюбуйтесь, весна наступает»
«А ну-ка, мы…» Вечер конкурсов и игр.
Май
«Коммуникация в диалоге и монологе»
Беседа «Знай своих защитников»
Вечер отдыха « Поди туда – не зная куда, принеси то – не знаю чего»
Дискотека «Алло, мы ищем таланты»
Поход выходного дня.
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы
Участие в выступлениях художественной самодеятельности
Беседа с детьми о родителях
Литература:
Ийна Аасамаа «Как себя вести»
И.Н. Горелов, В.Ф.Житников «Умеете ли вы общаться»
«Познай себя» Союз пионерских организаций
Программа «Лидер» Совет Союза пионерских организаций
Программа «Ровесник»
«Формула чудес или вежливость на все времена» С.Кожан.
« Поговорим о воспитанности» Б.В. Бушелева
«Воспитание старшеклассниц» Л.Н. Тимошенко
«Энциклопедия КТД» И.П. Иванов
«Плоды запретов» А.Д. Гадасика
«Рядом и чуть впереди» А. Панов
«Книга вожатого»
«Уроки для юных леди» И.Н. Крайнева
«Давайте познакомимся» Всесоюзный пионерский лагерь «Океан»
«Игры – шутки, игры-минутки» С.А. Шмаков
«Уроки детского досуга» С.А.Шмаков
Деловые, интеллектуальные, познавательные, творческие игры, программа для старшеклассников.
Занятие Лидер-клуба «Ровесник»
Тема: Конфликт. Пути выхода из конфликта
Цель:
Дать знания и навыки планирования деятельности детей в условиях конфликта. Пути выхода из конфликтной ситуации.
Формировать потребность в самопознании, общении, деятельности.
Воспитание толерантности отношений.
Ход занятий
Личностный подход
Упражнение «Веревка» (поделить ребят на две группы)
- Закройте глаза и сделайте из каната круг, - спасибо.
- А теперь – квадрат!
- Почему вызвало затруднение это перестроение?
- Сегодня мы будем учиться находить выход из конфликтной ситуации.
Метод равноправного духовного контакта
2. Что такое конфликт?
- Как делаете вы?
- Причины возникновения конфликта(высказывание детей)
Метод беседа
3.Определение конфликта.
- так что же такое конфликт?
- как вы думаете, должен ли быть конфликт в повседневной жизни?
Вывод: конфликт обязательно должен быть, но конструктивный, а не деструктивный.
Тестирование
4. Тест конфликтности.
5. Каковы варианты поведения возможны в конфликтной ситуации?
По утверждению психологов их 8, я буду называть, а вы давайте пояснения.
1) конфликтная стратегия (агрессивное поведение)
2) проявление гибкости, поиск компромисса.
3) поиск укрытия (желание скрыться за чужую спину)
4) уклонение от столкновения
5) отступление
6) объединение с другими партнерами
7) приспособление к партнерству ( отказ от своего мнения)
8) переформировка конфликта
- как вы думаете, к нашему конфликту вначале занятий, какой вариант поведения подходит?
6. А теперь: советы психологов, которые всем нам необходимо запомнить.(знакомство детей с советами)
7. Я предлагаю вам, опираясь на ваши знания о конфликте разрешить следующую ситуацию.
- «Вася пообещал друзьям принести на дискотеку диск с новыми записями. А мама запретила Васе идти на дискотеку т.к. не удовлетворена его учебой.
Как быть?»
8. Игра «Болото»
(кочки картонки) на длине шага, позади-скала, побокам пропасть. Картонка не должна оставаться пустой, (один ногу убирает – следующий ставит, пройти путь командой)
Итог: Надеюсь советы психологов и знания полученные на занятии помогут вам в вашей дальнейшей жизни разрешению конфликтных ситуаций. А дальнейшую работу мы продолжим на следующих занятиях.
Рецензия
На программу социально-педагогической направленности объединение лидер-клуб «Ровесник» педагога дополнительного образования Сметюковой Галины Анатольевны.
В данной программе определен адресат это дети 14-16 лет различного социального состава, которые могут вести за собой, т.е. выступающие в роли лидера. Определен так же срок реализации. Дала актуальность ее в настоящее время так как она способствует воспитанию активности, социализации личности, развитию лидерских способностей, повышает возможность личности адаптироваться в современное время в новых социально-экономических условиях.
Эта программа относится к дополнительному образованию, такой программы в образовательной школе нет. Эта программа социальной адаптации т.к. она позволяет детям осваивать положительный социальный опыт.
В содержательной части программы раскрываются основные темы занятий, их содержание, в методической части определены психологические подходы воспитания ребенка, а также методы воспитания, методы и законы педагогического досуга определены условия успешной реализации программы, определены ожидаемым результаты 3 лет обучения. Даны виды предполагаемой деятельности, литературы.
Программа целостна, цели и задачи согласованы между собой и со способами их достижения. Данная программа пригодна для учреждения ДО так как материалы ее соответствуют специфике дополнительного образования, развивает коммуникативные умения, создает социокультурную среду общения, стимулируют стремление к самостоятельной деятельности, помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка.
Язык программы педагога четок, ясен, логичен. В приложении собраны тесты, сценарии досуговой программы, различные игры. Педагог имеет достаточные знания как педагог дополнительного образования, как автор данной программы
Методист Дома детского творчества Белан Л.Н.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: