NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Психологическая готовность к школьному обучению



Психологическая готовность к школьному обучению

Подготовила педагог-психолог МОУ СОШ № 15 Тарасова М.И.

Технический прогресс и изменение социально – экономических условий способствуют тому, что современные дошкольники способны усваивать ту информацию, которая была доступна детям, старше их на два, три года несколько лет назад. Исследования в области раннего обучения дошкольников показали, что при соблюдении определенных правил и норматив работы с такой категорией детей, возрастная граница приема дошкольников в начальную школу может быть опущена с 7 до 6,6 – 6 лет. Необходимое условие для зачисления ребенка в начальную школу предполагает проверку психологической готовности к школьному обучению.

В научной литературе психологическая готовность ребенка к школе обозначается разными терминами в зависимости от тех теоретических подходов, которые легли в их основу, например, «школьная зрелость», «готовность к школе» и собственно «психологическая готовность к школе» [2].

В данной статье будет рассмотрено понимание «психологической готовности к школе», предложенное отечественной психологической школой.

В работах отечественных психологов, опирающихся на концепцию периодического развития Л. С. Выготского, сформулирован тезис о том, что обучение ведет за собой развитие. Этот тезис позволяет им утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. Таким образом, считается целесообразным последнее определение готовности к школе называть «психологической готовностью к школьному обучению» для того, чтобы отличить его от предыдущего [2].

Отмечается, что у ребенка – дошкольника не сформированы собственно школьные качества, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению есть достижение ребенком такой ступени нервно-психического развития, когда он способен успешно обучаться в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья. Подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы [1].

Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование [1]:

1. Личностная готовность.

  • Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.

  • «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

  • Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

2. Интеллектуальная готовность.

  • Ориентировка в окружающем, запас знаний.

  • Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

  • Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3. Двигательная готовность.

  • Мелкая моторика.

  • Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности.

  • Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,

  • Самостоятельно действовать по заданию,

  • Ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая влечение на побочные факторы.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению есть такой уровень нервно – психического развития, который позволяет ребенку осуществлять успешную, учебную деятельность в коллективе сверстников, сохраняя при этом свое физическое и психологическое здоровье.

Необходимость диагностики готовности к школе обусловлена следующими причинами:

  • прогнозированием количества детей, способных успешно обучаться в группе без вреда своему здоровью;

  • выявлению детей, неготовых к обучению в школе и как следствие профилактика школьной дезадаптации;

  • определением целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

В случае обнаружения у дошкольников несоответствия развития возрастным нормам для них организуется коррекционная и развивающая работа по достижению необходимого уровня психического развития.

Психологическая готовность к школьному обучению может рассматриваться как необходимое новообразование для перехода ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному.

Библиографический список:

  1. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

  2. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: