NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Психологические особенности детей – дошкольников, поступающих в школу


Психологические особенности детей – дошкольников, поступающих в школу

Подготовила педагог – психолог МОУ СОШ № 15 Тарасова М.И.

Социальная ситуация развития

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за пределы окружения близких людей. Взрослые люди начинают выступать не как конкретные личности, а как образ, как носители общественных функций. В дошкольном возрасте социальную ситуацию развития можно охарактеризовать как «ребенок – общественный взрослый» [1].

Дошкольник пытается вести себя как взрослый человек, осваивая общественные функции, это происходит доступным для ребенка способом - через игру.

Ведущая деятельность

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Для дошкольников 6 – 7-летнего возраста наиболее характерной является сюжетно-ролевая игра и игра с правилами.

В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Играя, дети вынуждены договариваться друг с другом, предварительно распределив роли, а также в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем выполнения правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют друг друга, а потом – каждый самого себя. Однако контроль выполнения игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7-ми годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образцы становятся более обобщенными.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. В игре со сверстниками, ребенку легче отрешиться от своих мимолетных желаний, т.к. формирующая произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам – намерениям, стоящим на грани сознательности.
Познавательное развитие дошкольников

Внимание

Внимание в дошкольном возрасте приобретает опосредствованный, знаковый характер. Увеличивается его объем, значительно улучшается способность распределения и переключения внимания. К концу дошкольного возраста внимание начинает приобретать черты произвольности, управляемости.

Речь

К 7-ми годам язык для ребенка становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения, т.к. при подготовке к школе начинается обучение письму и чтению.

Формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас. Называются средние данные по В.Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000 – 1100, в 6 лет – 2500 – 3000 слов [3]. Развивается грамматический строй речи. Ребенок усваивает тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (строение фразы) порядка. Все вышеперечисленное позволяет в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Ребенок овладевает всеми формами речи, которые доступны взрослым: у него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы.

В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п.

Память

В дошкольном детстве память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.

В результате появления первых детских воспоминаний память включается в процесс формирования личности ребенка. Развитие памяти обуславливает развитие восприятия.

Восприятие

Восприятие старших дошкольников можно назвать многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему прошлому опыту, т.е. апперцепции. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с этим восприятие становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Появление устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер.

Восприятие и мышление дошкольников тесно связано, поэтому часто говорят о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Мышление

Возраст старшего дошкольника характеризуется хорошим уровнем развития наглядно – образного мышления и перехода к словесному мышлению. В основном дошкольник мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Однако, в благоприятных условиях, когда он решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать [3].

В связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.

Появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что является очень важным для дальнейшего развития интеллекта.

Воображение

У дошкольника активно формируется воображение как способность видеть целое раньше частей. Воображение опирается на реальный опыт ребенка. Оно максимально разворачивается в сюжетно – ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.

Воображение у дошкольника выполняет две функции: познавательную и аффективную. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций [1].

Кризис 7-ми лет

В [1] с опорой на теоретические исследования Л.С. Выготского описаны очевидные изменения в характере и поведении ребенка. Симптомами кризиса выступают потеря детской непосредственности, манерничанье, демонстративная «взрослость», непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей, хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме и др.

Наряду с негативными проявлениями кризиса наблюдаются позитивные особенности поведения: заинтересованность в общении с взрослым и внесение в него новых тем, самостоятельность в занятиях – хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению, рассудительность.

В кризисе дошкольник приходит к осознанию правил, к повышению внутренней ценности самостоятельно организованных им действий. Одно из главных новообразований – потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Приглушенность протекания кризиса 7-ми лет и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школе.

Таким образом, дети в возрасте от 6 до 7 лет характеризуются значительными психофизиологическими (за год от 6 до 7 лет происходит необходимое созревание структур головного мозга) и психологическими изменения [2]. Период от 6 до 7 лет всегда считался в отечественной психологии необычайно важным в плане появление психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, то есть стать младшим школьником.

Библиографический список:

  1. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

  3. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.