Психологические особенности детей – дошкольников, поступающих в школу
Психологические особенности детей – дошкольников, поступающих в школу
Подготовила педагог – психолог МОУ СОШ № 15 Тарасова М.И.
Социальная ситуация развития
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за пределы окружения близких людей. Взрослые люди начинают выступать не как конкретные личности, а как образ, как носители общественных функций. В дошкольном возрасте социальную ситуацию развития можно охарактеризовать как «ребенок – общественный взрослый» [1].
Дошкольник пытается вести себя как взрослый человек, осваивая общественные функции, это происходит доступным для ребенка способом - через игру.
Ведущая деятельность
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Для дошкольников 6 – 7-летнего возраста наиболее характерной является сюжетно-ролевая игра и игра с правилами.
В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Играя, дети вынуждены договариваться друг с другом, предварительно распределив роли, а также в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем выполнения правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют друг друга, а потом – каждый самого себя. Однако контроль выполнения игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7-ми годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образцы становятся более обобщенными.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. В игре со сверстниками, ребенку легче отрешиться от своих мимолетных желаний, т.к. формирующая произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам – намерениям, стоящим на грани сознательности.
Познавательное развитие дошкольников
Внимание
Внимание в дошкольном возрасте приобретает опосредствованный, знаковый характер. Увеличивается его объем, значительно улучшается способность распределения и переключения внимания. К концу дошкольного возраста внимание начинает приобретать черты произвольности, управляемости.
Речь
К 7-ми годам язык для ребенка становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения, т.к. при подготовке к школе начинается обучение письму и чтению.
Формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный запас. Называются средние данные по В.Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000 – 1100, в 6 лет – 2500 – 3000 слов [3]. Развивается грамматический строй речи. Ребенок усваивает тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (строение фразы) порядка. Все вышеперечисленное позволяет в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Ребенок овладевает всеми формами речи, которые доступны взрослым: у него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы.
В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п.
Память
В дошкольном детстве память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.
В результате появления первых детских воспоминаний память включается в процесс формирования личности ребенка. Развитие памяти обуславливает развитие восприятия.
Восприятие
Восприятие старших дошкольников можно назвать многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему прошлому опыту, т.е. апперцепции. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с этим восприятие становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
Появление устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер.
Восприятие и мышление дошкольников тесно связано, поэтому часто говорят о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Мышление
Возраст старшего дошкольника характеризуется хорошим уровнем развития наглядно – образного мышления и перехода к словесному мышлению. В основном дошкольник мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Однако, в благоприятных условиях, когда он решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать [3].
В связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.
Появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что является очень важным для дальнейшего развития интеллекта.
Воображение
У дошкольника активно формируется воображение как способность видеть целое раньше частей. Воображение опирается на реальный опыт ребенка. Оно максимально разворачивается в сюжетно – ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.
Воображение у дошкольника выполняет две функции: познавательную и аффективную. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций [1].
Кризис 7-ми лет
В [1] с опорой на теоретические исследования Л.С. Выготского описаны очевидные изменения в характере и поведении ребенка. Симптомами кризиса выступают потеря детской непосредственности, манерничанье, демонстративная «взрослость», непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей, хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме и др.
Наряду с негативными проявлениями кризиса наблюдаются позитивные особенности поведения: заинтересованность в общении с взрослым и внесение в него новых тем, самостоятельность в занятиях – хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению, рассудительность.
В кризисе дошкольник приходит к осознанию правил, к повышению внутренней ценности самостоятельно организованных им действий. Одно из главных новообразований – потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.
Приглушенность протекания кризиса 7-ми лет и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школе.
Таким образом, дети в возрасте от 6 до 7 лет характеризуются значительными психофизиологическими (за год от 6 до 7 лет происходит необходимое созревание структур головного мозга) и психологическими изменения [2]. Период от 6 до 7 лет всегда считался в отечественной психологии необычайно важным в плане появление психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, то есть стать младшим школьником.
Библиографический список:
Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: