Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов, из них на изучение курса «Экология человека»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Программно-методических материалов: Экология. 5-11 кл. // Сост. Е.В. Акифьева – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Саратов. 2005 г.- 48 с. рекомендованных редакционно-издательским советом ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», и в соответствии с Региональной программой для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), издание 2, «Слово», 2001 г.
Согласно Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов, из них на изучение курса «Экология человека» -18 часов и курса «Ландшафтная экология» -17 часов.
Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».
В рамках курса рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.
Предложенная программа курса «Экология человека» авт. И. М. Швец сокращена с 34 часов, до 18 часов, так как в 8 классе преподается в одном из полугодий еще и ландшафтная экология, 17 часов.
Основная цель курса:
- формирование у учащихся представления о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
Задачи курса:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии человека;
- знакомство учащихся с влиянием экологических факторов на здоровье и работоспособность человека;
- привитие умений и навыков прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды;
- воспитание экологически грамотных людей, ведущих здоровый образ жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору анализу и использованию информации.
Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Средства обучения.
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, атласы и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
Аудиовизуальные, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (стенды)
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).
Основная цель курса «Введение в ландшафтную экологию»: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.
Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
В первом разделе рассматриваются основы географического анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов ландшафта, взаимообусловленность протекающих в ландшафтах процессов. С первого урока ставится задача поиска причин, факторов, вызвавших тот или иной процесс, явление в ландшафте.
Второй раздел посвящен типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии - природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.
В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области и г. Саратове, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике.
Календарно – тематический план
п/п | Наименование разделов и тем уроков. Проектная деятельность. | Кол - во часов | Дата | Наглядные пособия. ИКТ, ТСО. | Корректировка | |||
8 А | 8 Б | |||||||
По плану | Фак-ки | По плану | Фак-ки | | | |||
I полугодие «Экология человека» - 18 часов | ||||||||
1. | Введение. | 1 ч | 05.09. | | 05.09. | | | |
2. | Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека. Человек – биосоциальный вид. Здоровье и образ жизни | 3 ч | 12.09. | | 12.09. | | | |
3. | История развития взаимоотношений человека с природой. | | 19.09. | | 19.09. | | | |
4. | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. | | 26.09. | | 26.09. | | | |
5. | Тема 2. Влияние факторов среды на системы органов. Влияние климатических факторов на здоровье. | 11 ч | 03.10. | | 03.10. | | | |
6. | Экстремальные факторы среды. | | 10.10. | | 10.10. | | | |
7. | Воздействие солнечных лучей на кожу. | | 17.10. | | 17.10. | | | |
8. | Температура окружающей среды. Закаливание. | | 24.10. | | 24.10. | | | |
9. | Средства и способы закаливания. | | 31.10. | | 31.10. | | | |
10. | Факторы, влияющие на функционирование нервной системы. | | 14.11. | | 14.11. | | | |
11. | Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | | 21.11. | | 21.11. | | | |
12. | Внешние воздействия на слух и орган равновесия. | | 28.11. | | 28.11. | | | |
13. | Стресс – как негативный биосоциальный фактор. | | 05.12. | | 05.12. | | | |
14. | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. | | 12.12. | | 12.12. | | | |
15. | Биоритмы. Сон – здоровый образ жизни. | | 19.12. | | 19.12. | | | |
16. | Тема 3. Человек и социальные факторы. Проблема взросления и культура здоровья. | 3ч | 26.12. | | 26.12. | | | |
17. | Вредные привычки. | | 09.01. | | 09.01. | | | |
18. | Ответственное поведение как социальный фактор. | | 16.01. | | 16.01. | | | |
II полугодие «Ландшафтная экология» - 16 часов | ||||||||
19. | Тема № 1. Основные понятия ландшафтной экологии. Географическая оболочка и ландшафт. | 6ч | 30.01. | | 30.01. | | | |
20. | Классификация геосистем. | | 06.02. | | 06.02. | | | |
21. | Компоненты ландшафта. | | 13.02. | | 13.02. | | | |
22. | Структура ландшафта. | | 20.02. | | 20.02. | | | |
23. | Функционирование ландшафта. | | 27.02. | | 27.02. | | | |
24. | Антропогенное воздействие на ландшафт. Антропогенная нагрузка и устойчивость ландшафта. | | 06.03. | | 06.03. | | | |
25. | Тема № 2. Природно-антропогенный ландшафт. Классификация природно – антропогенных ландшафтов. | 5 ч | 13.03. | | 13.03. | | | |
26. | Урбанизированные территории. | | 20.03. | | 20.03. | | | |
27. | Культурный ландшафт. | | 03.04. | | 03.04. | | | |
28. | Ландшафтный мониторинг. | | 10.04. | | 10.04. | | | |
29. | Охрана ландшафтов. | | 17.04. | | 17.04. | | | |
30. | Тема № 3. Региональная ландшафтная экология. Влияние ландшафтов на здоровье человека. | 5ч | 24.04. | | 24.04. | | | |
31. | Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов. | | 08.05. | | 08.05. | | | |
32. | Проблемы природопользования в Саратовской области. | | 15.05. | | 15.05. | | | |
33. | Урбанизированные территории Саратовской области. | | 22.05. | | 22.05. | | | |
34. | Обобщение знаний по курсу «Ландшафтная экология». | | 29.05. | | 29.05. | | | |
Содержание тем учебного курса
Содержание учебной программы «Экология человека».
Введение (1 ч).
Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.
Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека (3 ч).
Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные био-психо-социальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н. Ф. Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно-культурные типы.
Основные понятия: внутривидовая дифференциация человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы); по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы).
Тема 2. Влияние факторов среды на системы органов. (11ч).
Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды – здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.
Основные понятия: адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные экологические связи.
Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье человека. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека. Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.
Основные понятия: основные факторы физического и химического загрязнения воздуха, шум, вибрация, радиация.
Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.
Основные понятия: нормы реакции, стресс-реакции, биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз.
Практическая работа: Определение индивидуальных биоритмов.
Тема 3. Человек и социальные факторы (3 ч).
Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.
Основные понятия: социальные роли человека, антиобщественные поступки, вредные привычки, здоровый образ жизни.
Содержание учебной программы «Ландшафтная экология».
Основные понятия ландшафтной экологии (6 ч).
Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных ученых в развитие ландшафтов (В. В. Докучаев, Л. С. Берг, Н. А. Солнцев, А. Г. Исаченко и др.). Основные черты ландшафта (внешний облик, примерная граница). Классификация ландшафтов. Компоненты ландшафта (биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами. Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.
Природно-антропогенный ландшафт (5ч).
Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные). Урбанизированные территории. Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. Ландшафтный мониторинг. Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области.
Региональная ландшафтная экология (5 ч).
Ландшафты Саратовской области. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области. Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области (экологические проблемы крупных городов, экологические последствия промышленной, сельскохозяйственной, военной деятельности, крупных энергетических объектов и др.) влияние ландшафта на здоровье человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
КУРС «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.
Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.
Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.
Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.
Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.
Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.
Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.
Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.
Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
КУРС «ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Учащиеся должны знать:
- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр;
- многоаспектную ценность ландшафта;
- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;
- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;
- экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г.Саратова, Александрово-Гайского района, района расположения школы, дома;
- влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.
Учащиеся должны уметь:
- определять тип ландшафта;
- выявлять формы воздействия на него человека;
-давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом);
- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.
Перечень учебно – методического обеспечения
Экология. Региональная программа для общеобразовательных учреждений, под ред. доктора биологических наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биолог. наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов. «Слово» 2001.
Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. – М.-: Вентана – Граф, 2008. – 144с.: ил.
Учебное пособие. Н.А. Чумаченко – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006.- 80с.
Список литературы. Перечень ИКТ
Электронный учебник «Экология» Жаринова Т. А., Теплов Д. Л., Давыдова-Сергиенко Ю. В., подготовленного при содействии НФПК – национального фонда подготовки кадров. М. : 2003
Электронное пособие «Комплексное исследование экосистем» - Евроазиатская ассоциация молодежных экологических объединений «Экосистема» 2002
Интернет-ресурсы
страница 1
скачать
Другие похожие работы: