NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов, из них на изучение курса «Экология человека»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Программно-методических материалов: Экология. 5-11 кл. // Сост. Е.В. Акифьева – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Саратов. 2005 г.- 48 с. рекомендованных редакционно-издательским советом ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», и в соответствии с Региональной программой для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), издание 2, «Слово», 2001 г.

Согласно Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов, из них на изучение курса «Экология человека» -18 часов и курса «Ландшафтная экология» -17 часов.

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».

В рамках курса рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.

Предложенная программа курса «Экология человека» авт. И. М. Швец сокращена с 34 часов, до 18 часов, так как в 8 классе преподается в одном из полугодий еще и ландшафтная экология, 17 часов.

Основная цель курса:

- формирование у учащихся представления о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии человека;

- знакомство учащихся с влиянием экологических факторов на здоровье и работоспособность человека;

- привитие умений и навыков прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды;

- воспитание экологически грамотных людей, ведущих здоровый образ жизни.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору анализу и использованию информации.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Средства обучения.

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, атласы и т.д.)

  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

  • Аудиовизуальные, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

  • Демонстрационные (стенды)

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);
-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).
Основная цель курса «Введение в ландшафтную экологию»: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.

Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

В первом разделе рассматриваются основы географического анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов ландшафта, взаимообусловленность протекающих в ландшафтах процессов. С первого урока ставится задача поиска причин, факторов, вызвавших тот или иной процесс, явление в ландшафте.

Второй раздел посвящен типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии - природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области и г. Саратове, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике.

Календарно – тематический план

п/п

Наименование разделов и

тем уроков.

Проектная деятельность.

Кол - во часов

Дата

Наглядные пособия.

ИКТ, ТСО.

Корректировка

8 А

8 Б

По плану

Фак-ки

По плану

Фак-ки







I полугодие «Экология человека» - 18 часов

1.

Введение.


1 ч

05.09.




05.09.










2.

Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека.

Человек – биосоциальный вид. Здоровье и образ жизни

3 ч

12.09.




12.09.










3.

История развития взаимоотношений человека с природой.




19.09.




19.09.










4.

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.




26.09.




26.09.










5.

Тема 2. Влияние факторов среды на системы органов.

Влияние климатических факторов на здоровье.

11 ч

03.10.




03.10.










6.

Экстремальные факторы среды.




10.10.




10.10.










7.

Воздействие солнечных лучей на кожу.




17.10.




17.10.










8.

Температура окружающей среды. Закаливание.




24.10.




24.10.










9.

Средства и способы закаливания.




31.10.




31.10.










10.

Факторы, влияющие на функционирование нервной системы.




14.11.




14.11.










11.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора.




21.11.




21.11.










12.

Внешние воздействия на слух и орган равновесия.




28.11.




28.11.










13.

Стресс – как негативный биосоциальный фактор.




05.12.




05.12.










14.

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.




12.12.




12.12.










15.

Биоритмы. Сон – здоровый образ жизни.




19.12.




19.12.










16.

Тема 3. Человек и социальные факторы.

Проблема взросления и культура здоровья.



26.12.




26.12.










17.

Вредные привычки.




09.01.




09.01.










18.

Ответственное поведение как социальный фактор.




16.01.




16.01.










II полугодие «Ландшафтная экология» - 16 часов

19.

Тема № 1. Основные понятия ландшафтной экологии. Географическая оболочка и ландшафт.



30.01.




30.01.










20.

Классификация геосистем.




06.02.




06.02.










21.

Компоненты ландшафта.




13.02.




13.02.










22.

Структура ландшафта.




20.02.




20.02.










23.

Функционирование ландшафта.




27.02.




27.02.










24.

Антропогенное воздействие на ландшафт. Антропогенная нагрузка и устойчивость ландшафта.




06.03.




06.03.










25.

Тема № 2. Природно-антропогенный ландшафт.

Классификация природно – антропогенных ландшафтов.

5 ч

13.03.




13.03.










26.

Урбанизированные территории.




20.03.




20.03.










27.

Культурный ландшафт.




03.04.




03.04.










28.

Ландшафтный мониторинг.




10.04.




10.04.










29.

Охрана ландшафтов.




17.04.




17.04.










30.

Тема № 3. Региональная ландшафтная экология.

Влияние ландшафтов на здоровье человека.



24.04.




24.04.










31.

Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов.




08.05.




08.05.










32.

Проблемы природопользования в Саратовской области.




15.05.




15.05.










33.

Урбанизированные территории Саратовской области.




22.05.




22.05.










34.

Обобщение знаний по курсу «Ландшафтная экология».




29.05.




29.05.











Содержание тем учебного курса

Содержание учебной программы «Экология человека».
Введение (1 ч).

Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.

Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека (3 ч).

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные био-психо-социальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н. Ф. Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно-культурные типы.

Основные понятия: внутривидовая дифференциация человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы); по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы).

Тема 2. Влияние факторов среды на системы органов. (11ч).

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды – здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.

Основные понятия: адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные экологические связи.

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье человека. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека. Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

Основные понятия: основные факторы физического и химического загрязнения воздуха, шум, вибрация, радиация.

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.

Основные понятия: нормы реакции, стресс-реакции, биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз.

Практическая работа: Определение индивидуальных биоритмов.

Тема 3. Человек и социальные факторы (3 ч).

Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.

Основные понятия: социальные роли человека, антиобщественные поступки, вредные привычки, здоровый образ жизни.

Содержание учебной программы «Ландшафтная экология».
Основные понятия ландшафтной экологии (6 ч).

Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных ученых в развитие ландшафтов (В. В. Докучаев, Л. С. Берг, Н. А. Солнцев, А. Г. Исаченко и др.). Основные черты ландшафта (внешний облик, примерная граница). Классификация ландшафтов. Компоненты ландшафта (биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами. Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.

Природно-антропогенный ландшафт (5ч).

Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. Типы природно-антропогенных ландшафтов (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные, беллигеративные). Урбанизированные территории. Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. Ландшафтный мониторинг. Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области.

Региональная ландшафтная экология (5 ч).

Ландшафты Саратовской области. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области. Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области (экологические проблемы крупных городов, экологические последствия промышленной, сельскохозяйственной, военной деятельности, крупных энергетических объектов и др.) влияние ландшафта на здоровье человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

КУРС «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

  • Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.

  • Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.

  • Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

  • Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

  • Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

  • Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

  • Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.

  • Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

  • Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.


КУРС «ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Учащиеся должны знать:
- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр;

- многоаспектную ценность ландшафта;

- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

- экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г.Саратова, Александрово-Гайского района, района расположения школы, дома;

- влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.
Учащиеся должны уметь:
- определять тип ландшафта;

- выявлять формы воздействия на него человека;

-давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом);

- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.


Перечень учебно – методического обеспечения



  1. Экология. Региональная программа для общеобразовательных учреждений, под ред. доктора биологических наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биолог. наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов. «Слово» 2001.



  1. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. – М.-: Вентана – Граф, 2008. – 144с.: ил.



  1. Учебное пособие. Н.А. Чумаченко – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006.- 80с.


Список литературы. Перечень ИКТ


  1. Электронный учебник «Экология» Жаринова Т. А., Теплов Д. Л., Давыдова-Сергиенко Ю. В., подготовленного при содействии НФПК – национального фонда подготовки кадров. М. : 2003




  1. Электронное пособие «Комплексное исследование экосистем» - Евроазиатская ассоциация молодежных экологических объединений «Экосистема» 2002




  1. Интернет-ресурсы




страница 1


скачать

Другие похожие работы: