Рабочая программа учебного курса информатики и икт 9 класс 68 часа (2 ч в неделю) Составил: учитель информатики
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ____________2013 г. Председатель: ________/_____________/ | СОГЛАСОВАНО «___» ___________2013 г. Зам.директора по УР _______/Шабогина ЕВ/ | УТВЕРЖДАЮ «___» ___________2013 г. Директор ОУ: __________/ Хирнова ИА / |
Рабочая программа
учебного курса информатики и ИКТ
9 класс
68 часа (2 ч. в неделю)
Составил:
учитель информатики
МКОУ СОШ с Каменка
Антонов АВ
2013-2014 уч год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ;
Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).
Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;
Входящее в РП календарно-тематическое планирование предназначенного для реализации программы курса информатики и ИКТ в 9 кл. в течении 68 часов (из расчета 2 час в неделю) и по объёму соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников основной школы.
Календарно-тематическое планирование определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В нём реализуется доступное изложение учебного материала, определена последовательность этого материала, логика учебного процесса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Место курса в решении общих целей и задач обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение в II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения и в V-VII классах.
Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
Знать/понимать:
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание курса информатики и ИКТ
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14часов)
Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
Практическая работа № 4 «Анимация»
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
формы представления графической информации
характеристики растрового и векторного изображения
характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма
Уметь:
редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
проводить оценку качества оцифрованного звука
проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
Кодирование и обработка текстовой информации (15 часов)
Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания.Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
различные кодировки знаков, принцип кодирования текстовой информации
различные способы создания документа, установку параметров страницы
что такое буфер обмена, редактирование, специальные символы, редактор формул
как выполняются операции поиска и замены, проверки правописания, автозамены частых опечаток, сохранения исправлений
параметры форматирования символов
что такое абзац, основные параметры абзаца
понятия нумерованных, маркированных, многоуровневых списков
как задаются параметры форматирования заголовков
различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования
понятия гипертекста, гиперссылки, закладки
о различных возможностях компьютерных словарей и систем компьютерного перевода
назначение и использование сканера, его основные возможности
Уметь:
переключать кодировку символов в текстовом редакторе
устанавливать различные параметры страницы
вставлять в текст специальные символы, буквицу, математические формулы, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста
сохранять текст в различных форматах, печатать документ
использовать различные параметры форматирования символов
форматировать абзацы
создавать нумерованные и маркированные списки
использовать стили форматирования, устанавливать вид оглавления документа
создавать и заполнять таблицы
создавать простейший гипертекстовый документ
переводить англоязычные термины
сканировать бумажные документы и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания
Кодирование и обработка числовой информации (9часов)
Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа.Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.
Практические работы:
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления
алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления
о различных форматах хранения чисел в компьютере
что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги
правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных
что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки
алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня
различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды
Уметь:
записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления
выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел
переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную
определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы)
записывать математические выражения по правилам электронной таблицы
вводить формулы с различными видами ссылок
заполнять таблицы значениями функции
выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (17 часов)
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования VisualBasic, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на VisualBasic. Графические методы.
Практические работы:
Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»
Практическая работа № 21 «Проект «Переменные»»
Практическая работа № 22 «Проект «Калькулятор»»
Практическая работа № 23 «Проект «Строковый калькулятор»»
Практическая работа № 24 «Проект «Даты и время»»
Практическая работа № 25 «Проект «Сравнение кодов символов»»
Практическая работа № 26 «Проект «Отметка»»
Практическая работа № 27 «Проект «Коды символов»»
Практическая работа № 28 «Проект «Слово-перевертыш»»
Практическая работа № 29 «Проект «Графический редактор»»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
процесс исполнения алгоритма компьютером
понятия транслятора, компилятора
классификацию и названия языков программирования
особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
этапы разработки и способ загрузки проектов
понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
основные алгоритмические структуры
структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
Уметь:
обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
представлять алгоритм в виде блок-схемы
изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
применять оператор присваивания
описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
выполнять арифметические операции над переменными
организовать диалоговые окна сообщений
применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
создавать простые графические редакторы
определять результат программы по ее описанию
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ (11 часов)
Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
Практические работы:
Практическая работа № 30 «Проект «Графическое решение уравнений»»
Практическая работа № 31 «Проект «Распознавание удобрений»»
Практическая работа № 32 «Проект «Модели систем управления»»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятия моделирования, формализации, визуализации
основные этапы моделирования
принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
Уметь:
приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
строить информационные модели систем управления
приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (2 часа)
Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
что такое информационная культура
перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Система оценивания
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса/практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
91-100%
отлично
76-90 %
хорошо
51-75 %
удовлетворительно
менее 50 %
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
УМК
Угринович Н.Д. Информатика 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11): Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008;
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:
Контрольные работы по информатике. Серия «Информатика в школе». - М.: Информатика и образование.
Раздаточные материалы по информатике. 7-9 кл. В 2ч. Анеликова Л.А. – М.: Дрофа.
Дидактические материалы по информатике. Серия «Информатика в школе». - М.: Информатика и образование.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
• Компьютер
• Проектор
• Принтер
• Модем
• ЛВС - локальная вычислительная сеть.
• Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства;
• Операционная система – Windows XP, Linux.
• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
• Антивирусная программа.
• Программа-архиватор WinZip (Winrar).
• Клавиатурный тренажер.
• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. (Microsoft Office, Open Office)
• Простая система управления базами данных.
• браузер Mozilla Firefox, Opera, SeaMonkey.
• Простая геоинформационная система.
• *Система автоматизированного проектирования.
• Виртуальные компьютерные лаборатории.
• Программа-переводчик.
• *Система оптического распознавания текста.
• Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
• Система программирования.
• Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
• Программа интерактивного общения.
• Простой редактор Wеb-страниц.
Учебно-тематическое планирование
-
Класс:
9
Учитель:
Антонов АВ
Количество часов:
Всего
68
час;
В неделю
2
час.
Учебник: «Информатика 9» Н Угринович, БИНОМ, 2010
№п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией. | 6 | 8 | 14 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации. | 8 | 7 | 15 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации. | 4 | 5 | 9 |
4 | Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования. | 6 | 11 | 17 |
5 | Моделирование и формализация | 7 | 4 | 11 |
6 | Информатизация общества | 1 | 1 | 2 |
7 | Итог: | 32 | 36 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
Урок | Теоретический материал | в классе | Д/з | Дата | |||
| | ||||||
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией. (14) | |||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. 1.1. Кодирование графической информации. | з-1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.7 | п-1.1 з-1.5; 1.6 | | | ||
2 | Растровые изображения на экране | | п-1.1 | | | ||
3 | Палитра цветов в системе цветопередачи RGB, CMYK и HSB. | | | | | ||
4 | Растровая и векторная графика. | з-1.8 | п-1.2 | | | ||
5 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. | | п-1.3 | | | ||
6 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. | | п-1.3 | | | ||
7 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. | | п-1.3 | | | ||
8 | Растровая и векторная анимация. | | п-1.4 | | | ||
9 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа 1.4. Анимация. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами». | | п-1.4 | | | ||
10 | 1.5. Кодирование звуковой информации. | з-1.9; 1.10 | п-1.5 з-1.11 | | | ||
11 | Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации. | | п-1.5 | | | ||
12 | 1.6. Цифровое фото и видео. | | п-1.6 | | | ||
13 | Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд шоу. Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. | | Повторить Главу 1 | | | ||
14 | Тестирование | Тест №1. | | | |||
2. Кодирование и обработка текстовой информации. (15) | |||||||
15 | 2.1. Кодирование текстовой информации. | з-2.1; 2.2 | п-2.1 | | | ||
16 | Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации. | | п-2.1 | | | ||
17 | 2.2. Создание документов в текстовых редакторах. | | п-2.2 | | | ||
18 | 2.3. Ввод и редактирование документа. | з-2.3; 2.4; 2.5; 2.6 | п-2.3 | | | ||
19 | 2.4. Сохранение и печать документов. | з-2.7 | п-2.4 | | | ||
20 | Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул. | | п-2.4 | | | ||
21 | 2.5. Форматирование документа. | з-2.8; 2.9; 2.10 | п-2.5 | | | ||
22 | Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков. | | п-2.5 | | | ||
23 | 2.6. Таблицы. | з-2.11 | п-2.6 | | | ||
24 | Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными. | | п-2.6 | | | ||
25 | 2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. | з-2.12 | п-2.7 | | | ||
26 | Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря. | | п-2.7 | | | ||
27 | 2.8. Системы оптического распознавания документов. | | п-2.8 | | | ||
28 | Практическая работа 2.7. Сканирование и распознание «бумажного» текстового документа. | | Повторить Главу 2 | | | ||
29 | Тестирование | Тест №2. | | | |||
3. Кодирование и обработка числовой информации. (9) | |||||||
30 | 3.1. Кодирование числовой информации. | з-3.1; 3.2; 3.3; 3.4 | п-3.1 з-3.5; 3.6; 3.7 | | | ||
31 | Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | | п-3.1 | | | ||
32 | 3.2. Электронные таблицы. | з-3.8; 3.9; 3.10; 3.11; 3.12 | п-3.2 | | | ||
33 | Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | | п-3.2 | | | ||
34 | 3.3. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | | п-3.3 | | | ||
35 | Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов. | | п-3.3 | | | ||
36 | 3.4. Базы данных в электронных таблицах. | | п-3.4 | | | ||
37 | Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | | Повторить Главу 3 | | | ||
38 | Тестирование | Тест №3. | | | | ||
4. Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования. 17 | |||||||
39 | 4.1. Алгоритм и его формальное исполнение. | | п-4.1 з-4.1 | | | ||
40 | Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно — ориентированного программирования. | | п-4.1 | | | ||
41 | 4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно — ориентированного и процедурного программирования. | з-4.2 з-4.4 | п-4.2 з-4.3 | | | ||
42 | 4.3. Переменные: тип, имя, значение. | з-4.5 | п-4.3 | | | ||
43 | 4.4. Арифметические, строковые и логические выражения. | | п-4.4 | | | ||
44 | 4.5. Функции в языках объектно — ориентированного и алгоритмического программирования. | | п-4.5 | | | ||
45 | 4.6. Основы объектно — ориентированного визуального программирования. | | Повторить Главу 4. | | | ||
46 | Практическая работа 4.2. Проект «Переменные». | | | | | ||
47 | Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор». | | | | | ||
48 | Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор». | | | | | ||
49 | Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время». | | | | | ||
50 | Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов». | | | | | ||
51 | Практическая работа 4.7. Проект «Отметка». | | | | | ||
52 | Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов». | | | | | ||
53 | Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевёртыш». | | | | | ||
54 | Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор». | | | | | ||
55 | Зачёт | Защита проектов | | | |||
5. Моделирование и формализация. (11) | |||||||
56 | 5.1. Окружающий мир как иерархическая система. | | п-5.1 | | | ||
57 | 5.2. Моделирование, формализация, визуализация. | з-5.1; 5.3 | п-5.2 з-5.2 | | | ||
58 | 5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | | п-5.3 | | | ||
59 | 5.4. Построение и исследование физических моделей. | | п-5.4 | | | ||
60 | 5.5. Приближённое решение уравнений. | | п-5.5 | | | ||
61 | 5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ. | | п-5.6 | | | ||
62 | 5.7. Информационные модели управления объектами. | | Повторить Главу 4 и 5 | | | ||
63 | Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнений». | | | | | ||
64 | Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений». | | | | | ||
65 | Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления». | | | | | ||
66 | Зачёт | Защита проектов | | | |||
6. Информатизация общества. | |||||||
67 | 6.1. Информационное общество. 6.2. Информационная культура. 6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | | Глава 6 | | | ||
68 | Тестирование | Тест №4. | | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: