Рабочая программа по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Кафедра радиотехники и радиосистем.
УТВЕРЖДАЮ
Проректор ВлГУ
_____________ В.А. Немонтов
«____»________________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"
для специальности 210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»“
направление 654400 – «Телекоммуникации»
вид обучения очное .
(очное, заочное, очно-заочное)
Учебный план курса
Вид занятий | Количество часов | |||
Всего | Распределение по семестрам | |||
6 | | | ||
Лекции | 51 | 51 | | |
Лабораторные | 17 | 17 | | |
Практические (семинары) | - | - | | |
Курсовые проекты (работы) | К. р. | К. р. | | |
Расчетные и графические работы | - | - | | |
Контрольные работы, домашние задания и коллоквиумы (количество) | - | - | | |
Рейтинг-контроль (количество) | 3 | 3 | | |
Рефераты (количество) | - | - | | |
Экзамен | Экзамен | Экзамен | | |
Зачет | - | - | | |
Владимир 2008 г.
1. Введение
1.1. Значение дисциплины в подготовке специалиста
Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация" является общепрофессиональным курсом, который обеспечивает базовую подготовку в области измерений, испытаний, контроля радиоустройств и систем. Полученные знания могут быть использованы в процессе выполнения практических лабораторных работ, а также при подготовке и проведении различных экспериментальных исследований, в том числе при дипломном проектировании.
1.2. Взаимосвязь с другими дисциплинами
Курс "Метрология, стандартизация и сертификация" основывается на знании "Теории вероятности и математической статистики", "Физики", "Электромагнитных полей и волн", "Основ теории цепей" и является базой для изучения "Радиоприемных устройств", "Радиопередающих устройств", "Телевидения" и других специальных дисциплин.
1.3. Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является подготовка специалиста в области метрологического обеспечения, технических измерений, стандартизации и сертификации применительно к задачам разработки, производства и эксплуатации радиотехнических средств.
1.4. Задачи изучения дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" являются:
- овладение методами и средствами измерения параметров и характеристик цепей, сигналов при разработке, производстве и эксплуатации радиотехнических средств:
- ознакомление с методами обеспечения единства измерений и соответствующей нормативной документацией;
- изучение принципов действия, технических и метрологических характеристик средств измерений;
- изучение современных методов и приобретение навыков обработки результатов измерений, оценки погрешности измерений.
В результате усвоения материала дисциплины студент должен знать:
- терминологию, основные понятия и определения;
- основы теории погрешностей измерений, методы обработки результатов измерений;
- способы нормирования и формы задания метрологических характеристик средств измерений;
- основные нормативные положения и законодательные акты в области метрологии;
- цели и методы сертификации;
- принципы, методы измерений радиотехнических величин и структурные схемы радиоизмерительных приборов;
- принципы построения и структуру автоматизированных средств измерений и контроля.
Тематический план курса
Номер раздела и темы | Названиераздела (темы) | Распределение часов ( ауд. ) | К.п., к.р., РГР, дом. зад. и др. | Внеауди-торная СРС (часов) | |||
Всего | Лек-ции | Практи- ческие занятия | Лабора-торные занятия | ||||
1 | Основные понятия метрологии | 2 | 2 | | | | - |
2 | Основы ГСИ. | 2 | 2 | | | | 2 |
3 | Эталоны, образцовые и рабочие СИ. Поверка СИ | 7 | 2 | | 5 | | 2 |
4 | Задачи и функции ЦСМ | 2 | 2 | | | | 2 |
5 | Погрешности измерений | 2 | 2 | | | | 2 |
6 | Суммирование погрешностей | 2 | 2 | | | | 2 |
7 | Подготовка эксперимента | 2 | 2 | | | | 2 |
8 | Обработка результатов эксперимента. НСП. | 6 | 2 | | 4 | | 2 |
9 | Принципы построения СИ. Статические характеристики | 2 | 2 | | | | - |
10 | Классификация СИ (РИП) | 2 | 2 | | | | - |
11 | Микропроцессорные СИ | 2 | 2 | | | | - |
12 | Меры. Преобразователи | 2 | 2 | | | | - |
13 | Индикаторы | 2 | 2 | | | | 2 |
14 | Измерители временных интервалов. Фазометры. | 2 | 2 | | | | 2 |
15 | Резонансные частотомеры. | 2 | 2 | | | | 2 |
16 | ЭСЧ | 6 | 2 | | 4 | | 2 |
17 | Цифровые вольтметры | 6 | 2 | | 4 | | 2 |
18 | Ваттметры | 2 | 2 | | | | 2 |
19 | Осциллографы | 2 | 2 | | | | 2 |
20 | Анализаторы спектра. ИНИ. | 2 | 2 | | | | 2 |
21 | Панорамные измерители КСВ и коэффициентов передачи. | 2 | 2 | | | | - |
22 | Основы стандартизации | 6 | 6 | | | | - |
23 | Основы сертификации | 3 | 3 | | | | - |
| Итого: | 68 | 51 | | 17 | | 32 |
Курсовая работа | Курсовая работа выполняется по всем темам теоретического курса |
3. Содержание дисциплины
3.1. Теоретический курс
3.1.1. Введение
Основные понятия метрологии. Средства измерений. Предмет и задачи дисциплины. Роль метрологии и измерительной техники в научных разработках и в промышленном производстве. Рекомендации по изучению курса, взаимосвязь с другими дисциплинами, место в системе знаний инженера.
3.1.2. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Основы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Научные, технические, организационные и законодательные основы метрологического обеспечения. Сертификация, порядок её проведения и правовые основы. Метрологические характеристики средств измерений (МХ СИ). Эталоны, образцовые и рабочие средства измерений. Поверка средств измерений. Поверочные схемы. Задачи и функции территориальных ЦСМ.
3.1.3. Погрешности измерений
Классификация погрешностей: случайные и систематические, методические и инструментальные, статические и динамические. Математическое описание случайной погрешности. Законы распределения. Нормирование инструментальной погрешности пределом допустимой погрешности. Основная и дополнительная погрешности и способы их представления. Суммирование погрешностей. Расчет погрешности косвенных измерений по погрешностям прямых измерений.
3.1.4. Подготовка, проведение и обработка результатов эксперимента
Подготовка и проведение эксперимента. Запись результатов, округление. Способы уменьшения погрешностей. Учет неисключенных систематических погрешностей (НСП). Идентификация формы закона распределения погрешностей, исключение грубых погрешностей. Обработка результатов эксперимента. Методика обработки результатов измерений с многократными наблюдениями. Точечные и интервальные оценки измеряемой величины.
3.1.5. Методы и средства измерений
Классификация методов измерений. Особенности аналоговых и цифровых средств измерений. Классификация средств измерений (РИП). Принципы построения средств измерений. Статические характеристики. Микропроцессорные средства измерений. Понятие о мерах, эталонах, образцовых и рабочих средствах измерений. Поверка средств измерений. Поверочные схемы. Меры электрических величин, частоты и времени.
3.1.6. Методы измерений временных параметров сигналов, частоты и фазового сдвига
Методы измерений временных интервалов. Измерители временных интервалов. Микропроцессорные средства измерений. Анализ погрешностей, обусловленных дискретизацией, нестабильностью уровней формирования, шумами. Методы уменьшения погрешности дискретизации.
Измерения разности фаз. Погрешности при преобразовании и умножении частоты. Измерения путем преобразования разности фаз во временной интервал и в напряжение. Микропроцессорные фазометры.
Резонансный и цифровой методы измерений частоты, косвенные измерения частоты по периоду повторения как метод уменьшения погрешности дискретизации. Резонансные частотомеры. Электронно-счетные частотомеры дискретного счета. Микропроцессорные измерители частоты и периода повторения. Электронно-счетный частотомер с постоянной погрешностью. СВЧ ЭСЧ дискретного гетеродинного преобразования. СВЧ ЭСЧ по методу переносчика.
3.1.7. Методы измерений напряжения и энергетических параметров сигналов
Методы измерений переменного и постоянного напряжений и токов. Структурные схемы вольтметров. Преобразователи пикового, средневыпрямленного и среднеквадратического значений. Преобразователи МДМ.
Цифровые вольтметры постоянного напряжения. Времяимпульсные цифровые вольтметры постоянного напряжения. Цифровые вольтметры двойного интегрирования. Цифровые вольтметры с преобразованием напряжения в частоту. Цифровые вольтметры поразрядного кодирования.
Методы измерений мощности. Погрешности из-за неполного согласования источника и нагрузки с линией передачи. Ваттметры калориметрические. Ваттметры термисторные и болометрические. Ваттметры термоэлектричекие и пондеромоторные
3.1.8. Исследование колебаний во временной и в частотной областях
Классификация осциллографов. Индикаторные устройства. Принцип действия универсального осциллографа, структурная схема. Цифровые и вычислительные осциллографы, их структуры и особенности. Погрешности измерений.
Стробоскопический осциллограф, его основные характеристики. Принцип действия и устройство преобразователя и стробоскопической развертки.
Методы анализа колебаний в частотной области. Анализаторы спектра с параллельной фильтрацией. Анализаторы спектра с последовательной фильтрацией. Спектральный анализ с помощью дискретного преобразования Фурье, особенности и основные характеристики цифровых спектроанализаторов. Методы измерений нелинейных искажений.
3.1.9. Методы измерений и контроля параметров и характеристик цепей
Методы и средства измерений амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик радиотехнических цепей. Методы измерений параметров и характеристик цепей с распределенными постоянными. Измерительная линия и ее использование для измерений параметров нагрузки. Панорамные измерители КСВ и коэффициентов передачи. Измерение элементов матрицы рассеяния (S – параметров).
3.1.10. Основы стандартизации
Сущность стандартизации. Из истории стандартизации. Функции и методы стандартизации. Правовые основы стандартизации

3.1.11. Основы сертификации
Важнейшие понятия сертификации. Основные функции сертификации и эффективность ее проведения. Становление сертификации в Российской Федерации. Краткая характеристика Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». Цели и принципы сертификации. Понятие о системе сертификации. Объекты обязательной и добровольной сертификации. Участники и формы обязательной сертификации. Функции изготовителей продукции (поставщиков, продавцов) при проведении сертификации. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Схемы сертификации продукции и их содержание. Оформление сертификата соответствия. Добровольная сертификация, ее назначение и отличительные особенности. Понятие и классификация услуг (работ). Понятие системы качества. Принципы формирования систем управления качеством. Стандарты ИСО на системы управления качеством. Организационная и нормативная база проведения сертификации систем качества в России. Этапы проведения работ по сертификации систем качества. Сертификация производств. Совершенствование систем качества. Правовые основы сертификации импортируемой продукции. Порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной сертификации.
3.2. Лабораторные занятия
Лабораторные занятия проводятся в объеме 17 часов и предназначены для закрепления и углубления полученных теоретических знаний, а также приобретения практических навыков работы с приборами. Выполняются следующие работы:
Поверка генератора низкой частоты (4 часа).
Поверка вольтметров переменного напряжения (4 часа).
Цифровые вольтметры (4 часа).
ЭСЧ СВЧ (4 часа).
3.3. Курсовая работа
В курсовой работе студенты разрабатывают специализированную установку или контрольно-измерительную систему конкретного назначения. В курсовой работе необходимо:
выбрать структуру параметров объекта испытаний, методики измерений и приборы;
проанализировать структуру погрешности измерения, оценить погрешности с учетом предполагаемых законов распределения погрешностей отдельных составляющих, выделив погрешности методические и инструментальные;
предложить процедуры аттестации новой системы и ее ежегодной поверки;
оценить быстродействие системы;
привести структурную схему системы (установки).
Исследовательские курсовые работы могут быть индивидуальные или бригадные на 2-3 человека по темам:
составление аналитических обзоров литературы, написание рефератов;
переводы научно-технической литературы по вопросам компьютеризации измерений;
создание лабораторных макетов и стендов;
разработка специализированных систем, их модулей или программного обеспечения.
При выполнении усложненных индивидуальных или бригадных заданий исследовательского характера по решению преподавателя студенты могут частично или полностью освобождаться от лабораторного практикума, а при успешном завершении работ - от экзамена.
3.4. Рейтинг-контроль
Рейтинг-контроль проводится три раза за семестр. Он предполагает оценку суммарных баллов по следующим составляющим: активность магистранта на лекциях, включая их посещение; количество и качество выполнения лабораторных работ; объем и качество курсового проектирования.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов включает закрепление теоретического материала и подготовку к выполнению лабораторных. Основа самостоятельной работы - изучение литературы по рекомендованным источникам и конспекту лекций и письменное выполнение заданий самоподготовки к каждой лабораторной работе.
5. Использование современных информационных технологий
Студентам предоставляется компьютерный конспект лекций и описания всех лабораторных работ. Имеется компьютерная версия каталога приборов, которые могут выбираться студентами в курсовом проектировании. Компьютерные технологии могут также использоваться для задач оформления лабораторных и курсовых работ.
6. Список основной и дополнительной литературы
6.1. Основная
Поздняков, А. Д. Курс лекций по дисциплине «Метрология и радиоизмерения» часть 1; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2008. – 164 с.
Поздняков А.Д. Основы метрологии и радиоизмерения: Практикум.- Владимир: ВлГТУ, 1993. - 80 с.
Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: 100 экзаменационных ответов. – Москва – Ростов на Дону: Март, 2003. – 256 с.
Винокуров В.И., Каплин С.И., Петелин И.Г. Электрорадиоизмерения. - М.: Высшая школа, 1986. 351 с.
Дворяшин Б.В. Основы метрологии и радиоизмерения. - М: Радио и связь, 1993.- 320 с.
Зограф И.А., Новицкий П.Ф. Оценка погрешностей результатов измерений. - Л: Энергоатомиздат, 1991. - 304 с.
Клаассен К.Б. Основы измерений. Электронные методы и приборы в измерительной технике. – М: Пост-маркет, 2000. – 352 с.
Мейзда Ф. Электронные измерительные приборы и методы измерений: Пеp. с англ. - М.: Миp, 1990. - 535 с.
6.2. Дополнительная
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ).
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». Принят Государственной Думой 2 июля 1998 г.
Закон Российской Федерации «О стандартизации» в редакции от 27 декабря 1995 г.
Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г.
ГОСТ Р 8.000-2000. Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения. – М: Издательство стандартов, 2000. – 5 с.
ИСО/МЭК. Руководство 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности».
ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ИСО 9001—94) «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
ГОСТ Р ИСО 9002—96 (ИСО 9002—94) «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании».
ГОСТ Р ИСО 9003-96 (ИСО 9003-94) «Системы качества. Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции».
ГОСТ Р 40.003—96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества».
ГОСТР40.004 96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества, Порядок проведения сертификации производств».
Рабочая программа составлена согласно ГОС направления подготовки дипломированного специалиста 654400 – «Телекоммуникации» для специальности 210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»“ утвержденному в 2000_г., применительно к учебному плану специальности (направления), утвержденному ректором ВлГУ в 2004 .г.
Рабочую программу составил профессор Поздняков А.Д.
(должность, фамилия, и.о.)
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры РТ и РС
(наименование кафедры)
«____»_________________200 г., протокол №_____________
Зав. кафедрой О.Р.Никитин
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии специальности (направления)_______________________________________
«________»_________________200___г., протокол №_____________.
Председатель учебно-методической комиссии _________________________
Программа переутверждена:
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
на____________учебный год, протокол №__________от ______________
Зав. кафедрой ____________________________
страница 1
скачать
Другие похожие работы: