NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа учебной дисциплины метрология, стандартизация и сертификация




Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация


2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования.

Организация-разработчик: ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»
Разработчик:

Кудинова Н.Н., преподаватель ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»;
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________

от «____»__________20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации учебной дисциплины


11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована также в подготовке по специальностям, входящим в состав укрупненной группы специальностей СПО 190000 Транспортные средства:

190103 Автомобиле- и тракторостроение;

190600 Эксплуатация транспортно - технологических машин и

комплексов;

190700 Технология транспортных процессов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам

освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять метрологическую поверку средств измерений;

- проводить испытания и контроль продукции;

- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

- определять износ соединений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные понятия, термины и определения;

- средства метрологии, стандартизации и сертификации;

- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;

- показатели качества и методы их оценки;

- системы и схемы сертификации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:




практические занятия

50

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:




Изучение стандартов

8

Внеаудиторная работа с учебной литературой и нормативной документацией

6

Подготовка и защита рефератов

6

Изучение комплексных систем нормативной документации

6

Выполнение экономического обоснования эффективности новой продукции




Расчет точностных параметров стандартных соединений.

7

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и

сертификация»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1




Цели и задачи дисциплины. Краткие исторические сведения о развитии стандартизации, метрологии и сертификации. Экономическая эффективность.

1

Раздел 1. Качество продукции




15




Тема 1.1. Методы оценки качества продукции

Содержание учебного материала.




Общие сведения. Показатели качества. Методы оценки качества продукции. Объекты и проблема управления. «Петля» (спираль) качества.

Системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта. Факторы качества продукции.

1


2

Практические занятия

6




Оформление документации систем качества.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций.

Оформление практических работ.

Выполнение индивидуальных заданий.

Тема 1.2. Управление качеством



Содержание учебного материала




Сущность управления качеством продукции. Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов.

Менеджмент ресурсов. Эксплуатация и утилизация. Контроль и испытание продукции. Технологическое обеспечение качества. Системы менеджмента качества автомобильного транспорта.

1

2


Практические занятия







Применение системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.

Изучение системы менеджмента качества в «семействе» стандартов серии 9000 версии 2000г.

6

Контрольная работа по темам раздела.

1




Самостоятельная работа обучающихся




Изучение нормативных документов:

  1. ГОСТ ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

4

Раздел 2. Основы стандартизации




8

Тема 2.1. Система стандартизации

Содержание учебного материала




Характеристика системы стандартизации, ее сущность и содержание. Изучение правовых основ, целей, задач, принципов стандартизации. Назначение органов и служб по стандартизации.

2

2

Сущность функций и задач стандартизации. Правовые основы стандартизации и ее цели. Основные термины и определения. Методы стандартизации. Характеристика международной и региональной стандартизации. Сущность межгосударственной стандартизации в СНГ.

Практические занятия


6




Изучение основополагающего стандарта Применение стандартов.

Использование стандартов при составлении нормативной документации.

Самостоятельная работа обучающихся


4

Выполнение рефератов по темам:

1.Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов.

2. Организация службы стандартизации на автомобильном транспорте.

Раздел 3. Стандартизация допусков и посадок




16

Тема 3.1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости.

Содержание учебного материала




Применение графической модели формализации точности соединений. Сущность основных положений, терминов и определений взаимозаменяемости. Сущность понятия системы. Структура системы. Систематизация допусков. Применение систематизации посадок. Функционирование системы.

1

2


Характеристика отдельного размера. Характеристика соединения двух деталей. Определение основных элементов посадок.







Практические занятия

6





Расчет и автоматизированный поиск допусков и посадок. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Расчет точностных параметров стандартных соединений.

Выполнение графического изображения полей допусков и посадок.

Тема 3.2. Единая система допусков и посадок

Содержание учебного материала




Сущность системы допусков и посадок ГЦС. Предельные отклонения.

Использование автоматизированного поиска нормативной точности. Калибры для гладких цилиндрических деталей. Обозначение полей допусков и посадок. Образование полей допусков.

2

2


Системы образования посадок. Выбор посадок. Посадки с зазором. Условные обозначения полей допусков и посадок резьбовых соединений на чертежах.

2

Практические занятия

6





Измерение размеров цилиндрических поверхностей с применением нутромеров.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Расчет предельных размеров допусков и посадок.

Поиск информации на три типа соединений из смежных дисциплин: «Техническое обслуживание», «Устройство автомобиля»

Контрольная работа по темам раздела.

1

Раздел 4. Основы метрологии




14

Тема 4.1. Общие сведения о метрологии

Содержание учебного материала




Задачи и цели метрологии. Применение нормативно-правовой основы метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Средства метрологии.

Правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии.

Метрологические службы обеспечивающие единство измерений.

Назначение метрологической поверки средств измерений. Система технических измерений и средства измерения. Основные термины и определения.

Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.


1


2


Практические занятия

5




Применение системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Выполнение рефератов по темам:

1. Метрологическая экспертиза и государственный метрологический контроль.

2. Международные организации по метрологии.

Тема 4.2. Средства, методы и погрешность измерения

Содержание учебного материала



Применение средств измерения. Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Методы и погрешность измерения. Применение универсальных средств технических измерений.

1

2


Практические занятия

6




Выполнение поверки средств измерений. Проведение испытаний и контроля продукции.

Измерение размеров штанген-и микрометрическими инструментами, индикаторными приборами.

Измерение среднего диаметра резьбы резьбовым микрометром.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Изучение нормативных документов по проведению работ по сертификации средств измерения.

Оформление практических работ.

Контрольная работа по темам раздела.

1

Раздел 5. Основы сертификации




11

Тема 5.1. Сущность и проведение сертификации

Содержание учебного материала




Определение сущности сертификации. Основные цели и задачи сертификации. Принципы сертификации. Использование организационной структуры сертификации. Порядок и правила сертификации.

1


2

Сущность проведения сертификации. Системы сертификации. Установление правовых основ сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Основные термины и определения в области сертификации.

2

Практические занятия

4




Составление схемы сертификации.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Изучение правил и документов по проведению работ в области сертификации.

Тема 5.2. Международная сертификация







Содержание учебного материала




Изучение деятельности ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области сертификации. Сущность деятельности МГС участниц СНГ в области сертификации.

1

2

Практические занятия

5




Изучение схем обязательного подтверждения соответствия

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение информационной технологии процессов жизненного цикла программных средств (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12.207-99).




Дифференцированный зачет

1




Итого

66


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «???????????».
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных плакатов и наглядных пособий;

- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;

- измерительные инструменты.
Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска.

Интернет ресурсы:

3.2. Информационное обеспечение обучения



Основные источники:

  1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа, 2010.

  2. Никифоров А.Д., Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. М.: Высшая школа, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  2. Исаев Л.К., Маклинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. – ИПК Изд-во стандартов, 2011.

  3. Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф. Процессы управления объектами машиностроения. – М.: Высшая школа, 2009.

  4. Палий М.А., Брагинский В.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении. – М.: Машиностроение, 2009.


Справочники:

1.Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии и сертификации.-М.: Высшая школа, 2006.
Интернет ресурсы:

  1. www.gumer.info

  2. www.labstend.ru

  3. www.iglib.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторной работы, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и графических работ.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:




выполнять метрологическую поверку средств измерений


индивидуальные задания

контрольные работы

практические работы



проводить испытания и контроль продукции

применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта

определять износ соединений

индивидуальные задания, контрольная работа

Знания:




основные понятия, термины и определения

устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы

средства метрологии, стандартизации и сертификации

профессиональные элементы международной и региональной стандартизации

показатели качества и методы их оценки

системы и схемы сертификации




страница 1


скачать

Другие похожие работы: