Программа учебной дисциплины метрология, стандартизация и сертификация
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования.
Организация-разработчик: ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»
Разработчик:
Кудинова Н.Н., преподаватель ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»;
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________
от «____»__________20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
|   стр.  |  |
 
  |    4  |  
 
  |    5  |  
 
  |    11  |  
 
  |    12  |  
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована также в подготовке по специальностям, входящим в состав укрупненной группы специальностей СПО 190000 Транспортные средства:
190103 Автомобиле- и тракторостроение;
190600 Эксплуатация транспортно - технологических машин и
комплексов;
190700 Технология транспортных процессов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
- определять износ соединений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|   Вид учебной работы  |    Количество часов  |  
|   Максимальная учебная нагрузка (всего)  |    96  |  
|   Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  |    64  |  
|   в том числе:  |    |  
|   практические занятия  |    50  |  
|   контрольные работы  |    3  |  
|   Самостоятельная работа обучающегося (всего)  |    33  |  
|   в том числе:  |    |  
|   Изучение стандартов  |    8  |  
|   Внеаудиторная работа с учебной литературой и нормативной документацией  |    6  |  
|   Подготовка и защита рефератов  |    6  |  
|   Изучение комплексных систем нормативной документации  |    6  |  
|   Выполнение экономического обоснования эффективности новой продукции  |    |  
|   Расчет точностных параметров стандартных соединений.  |    7  |  
|   Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1  |  |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и
сертификация»
|   Наименование разделов и тем  |    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся  |    Объем часов  |    Уровень освоения  |  
|   1  |    2  |    3  |    4  |  
|   Введение  |    Содержание учебного материала  |    1  |    |  
|   Цели и задачи дисциплины. Краткие исторические сведения о развитии стандартизации, метрологии и сертификации. Экономическая эффективность.  |    1  |  ||
|   Раздел 1. Качество продукции  |    |    15  |    |  
|   Тема 1.1. Методы оценки качества продукции  |    Содержание учебного материала.  |    |  |
|   Общие сведения. Показатели качества. Методы оценки качества продукции. Объекты и проблема управления. «Петля» (спираль) качества. Системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта. Факторы качества продукции.  |    1  |    2  |  |
|   Практические занятия  |    6  |    |  |
|   Оформление документации систем качества.  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    4  |  ||
|   Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций. Оформление практических работ. Выполнение индивидуальных заданий.  |  |||
|   Тема 1.2. Управление качеством  |    Содержание учебного материала  |    |  |
|   Сущность управления качеством продукции. Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Менеджмент ресурсов. Эксплуатация и утилизация. Контроль и испытание продукции. Технологическое обеспечение качества. Системы менеджмента качества автомобильного транспорта.  |    1  |    2  |  |
|   Практические занятия  |    |    |  |
|   Применение системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта. Изучение системы менеджмента качества в «семействе» стандартов серии 9000 версии 2000г.  |    6  |  ||
|   Контрольная работа по темам раздела.  |    1  |    |  |
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    |  ||
|   Изучение нормативных документов: 
 2. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.  |    4  |  ||
|   Раздел 2. Основы стандартизации  |    |    8  |  |
|   Тема 2.1. Система стандартизации  |    Содержание учебного материала  |    |  |
|   Характеристика системы стандартизации, ее сущность и содержание. Изучение правовых основ, целей, задач, принципов стандартизации. Назначение органов и служб по стандартизации.  |    2  |    2  |  |
|   Сущность функций и задач стандартизации. Правовые основы стандартизации и ее цели. Основные термины и определения. Методы стандартизации. Характеристика международной и региональной стандартизации. Сущность межгосударственной стандартизации в СНГ.  |  |||
|   Практические занятия  |    6  |    |  |
|   Изучение основополагающего стандарта Применение стандартов.  |  |||
|   Использование стандартов при составлении нормативной документации.  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    4  |  ||
|   Выполнение рефератов по темам: 1.Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. 2. Организация службы стандартизации на автомобильном транспорте.  |  |||
|   Раздел 3. Стандартизация допусков и посадок  |    |    16  |  |
|   Тема 3.1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости.  |    Содержание учебного материала  |    |  |
|   Применение графической модели формализации точности соединений. Сущность основных положений, терминов и определений взаимозаменяемости. Сущность понятия системы. Структура системы. Систематизация допусков. Применение систематизации посадок. Функционирование системы.  |    1  |    2  |  |
|   Характеристика отдельного размера. Характеристика соединения двух деталей. Определение основных элементов посадок.  |    |    |  |
|   Практические занятия  |    6  |    |  |
|   Расчет и автоматизированный поиск допусков и посадок. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости.  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    4  |  ||
|   Расчет точностных параметров стандартных соединений. Выполнение графического изображения полей допусков и посадок.  |  |||
|   Тема 3.2. Единая система допусков и посадок  |    Содержание учебного материала  |    |  |
|   Сущность системы допусков и посадок ГЦС. Предельные отклонения. Использование автоматизированного поиска нормативной точности. Калибры для гладких цилиндрических деталей. Обозначение полей допусков и посадок. Образование полей допусков.  |    2  |    2  |  |
|   Системы образования посадок. Выбор посадок. Посадки с зазором. Условные обозначения полей допусков и посадок резьбовых соединений на чертежах.  |    2  |  ||
|   Практические занятия  |    6  |    |  |
|   Измерение размеров цилиндрических поверхностей с применением нутромеров.  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    4  |  ||
|   Расчет предельных размеров допусков и посадок.  |  |||
|   Поиск информации на три типа соединений из смежных дисциплин: «Техническое обслуживание», «Устройство автомобиля»  |  |||
|   Контрольная работа по темам раздела.  |    1  |  ||
|   Раздел 4. Основы метрологии  |    |    14  |  |
|   Тема 4.1. Общие сведения о метрологии  |    Содержание учебного материала  |    |  |
|   Задачи и цели метрологии. Применение нормативно-правовой основы метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Средства метрологии. Правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии. Метрологические службы обеспечивающие единство измерений. Назначение метрологической поверки средств измерений. Система технических измерений и средства измерения. Основные термины и определения. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.  |    1  |    2  |  |
|   Практические занятия  |    5  |    |  |
|   Применение системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    4  |  ||
|   Выполнение рефератов по темам: 1. Метрологическая экспертиза и государственный метрологический контроль. 2. Международные организации по метрологии.  |  |||
|   Тема 4.2. Средства, методы и погрешность измерения  |    Содержание учебного материала  |    |  |
|   Применение средств измерения. Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Методы и погрешность измерения. Применение универсальных средств технических измерений.  |    1  |    2  |  |
|   Практические занятия  |    6  |    |  |
|   Выполнение поверки средств измерений. Проведение испытаний и контроля продукции.  |  |||
|   Измерение размеров штанген-и микрометрическими инструментами, индикаторными приборами.  |  |||
|   Измерение среднего диаметра резьбы резьбовым микрометром.  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    4  |  ||
|   Изучение нормативных документов по проведению работ по сертификации средств измерения.  |  |||
|   Оформление практических работ.  |  |||
|   Контрольная работа по темам раздела.  |    1  |  ||
|   Раздел 5. Основы сертификации  |    |    11  |  |
|   Тема 5.1. Сущность и проведение сертификации  |    Содержание учебного материала  |    |  |
|   Определение сущности сертификации. Основные цели и задачи сертификации. Принципы сертификации. Использование организационной структуры сертификации. Порядок и правила сертификации.  |    1  |    2  |  |
|   Сущность проведения сертификации. Системы сертификации. Установление правовых основ сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Основные термины и определения в области сертификации.  |    2  |  ||
|   Практические занятия  |    4  |    |  |
|   Составление схемы сертификации.  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    3  |  ||
|   Изучение правил и документов по проведению работ в области сертификации.  |  |||
|   Тема 5.2. Международная сертификация  |    |    |  |
|   Содержание учебного материала  |    |  ||
|   Изучение деятельности ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области сертификации. Сущность деятельности МГС участниц СНГ в области сертификации.  |    1  |    2  |  |
|   Практические занятия  |    5  |    |  |
|   Изучение схем обязательного подтверждения соответствия  |  |||
|   Самостоятельная работа обучающихся  |    2  |  ||
|   Изучение информационной технологии процессов жизненного цикла программных средств (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12.207-99).  |  |||
|   |    Дифференцированный зачет  |    1  |  |
|   |    Итого  |    66  |  
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «???????????».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных плакатов и наглядных пособий;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
- измерительные инструменты.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
Интернет ресурсы:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа, 2010.
Никифоров А.Д., Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. М.: Высшая школа, 2009.
Дополнительные источники:
Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Исаев Л.К., Маклинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. – ИПК Изд-во стандартов, 2011.
Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф. Процессы управления объектами машиностроения. – М.: Высшая школа, 2009.
Палий М.А., Брагинский В.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении. – М.: Машиностроение, 2009.
Справочники:
1.Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии и сертификации.-М.: Высшая школа, 2006.
Интернет ресурсы:
www.gumer.info
www.labstend.ru
www.iglib.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторной работы, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и графических работ.
|   Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)  |    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  |  
|   1  |    2  |  
|   Умения:  |    |  
|   выполнять метрологическую поверку средств измерений  |    индивидуальные задания контрольные работы практические работы  |  
|   проводить испытания и контроль продукции  |  |
|   применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта  |  |
|   определять износ соединений  |    индивидуальные задания, контрольная работа  |  
|   Знания:  |    |  
|   основные понятия, термины и определения  |    устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы  |  
|   средства метрологии, стандартизации и сертификации  |  |
|   профессиональные элементы международной и региональной стандартизации  |  |
|   показатели качества и методы их оценки  |  |
|   системы и схемы сертификации  |  
страница 1
скачать
Другие похожие работы: