Программа учебной дисциплины метрология, стандартизация и сертификация
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования.
Организация-разработчик: ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»
Разработчик:
Кудинова Н.Н., преподаватель ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»;
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________
от «____»__________20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована также в подготовке по специальностям, входящим в состав укрупненной группы специальностей СПО 190000 Транспортные средства:
190103 Автомобиле- и тракторостроение;
190600 Эксплуатация транспортно - технологических машин и
комплексов;
190700 Технология транспортных процессов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
- определять износ соединений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: | |
Изучение стандартов | 8 |
Внеаудиторная работа с учебной литературой и нормативной документацией | 6 |
Подготовка и защита рефератов | 6 |
Изучение комплексных систем нормативной документации | 6 |
Выполнение экономического обоснования эффективности новой продукции | |
Расчет точностных параметров стандартных соединений. | 7 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и
сертификация»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
Цели и задачи дисциплины. Краткие исторические сведения о развитии стандартизации, метрологии и сертификации. Экономическая эффективность. | 1 | ||
Раздел 1. Качество продукции | | 15 | |
Тема 1.1. Методы оценки качества продукции | Содержание учебного материала. | | |
Общие сведения. Показатели качества. Методы оценки качества продукции. Объекты и проблема управления. «Петля» (спираль) качества. Системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта. Факторы качества продукции. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 6 | | |
Оформление документации систем качества. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций. Оформление практических работ. Выполнение индивидуальных заданий. | |||
Тема 1.2. Управление качеством | Содержание учебного материала | | |
Сущность управления качеством продукции. Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Менеджмент ресурсов. Эксплуатация и утилизация. Контроль и испытание продукции. Технологическое обеспечение качества. Системы менеджмента качества автомобильного транспорта. | 1 | 2 | |
Практические занятия | | | |
Применение системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта. Изучение системы менеджмента качества в «семействе» стандартов серии 9000 версии 2000г. | 6 | ||
Контрольная работа по темам раздела. | 1 | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | ||
Изучение нормативных документов:
2. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. | 4 | ||
Раздел 2. Основы стандартизации | | 8 | |
Тема 2.1. Система стандартизации | Содержание учебного материала | | |
Характеристика системы стандартизации, ее сущность и содержание. Изучение правовых основ, целей, задач, принципов стандартизации. Назначение органов и служб по стандартизации. | 2 | 2 | |
Сущность функций и задач стандартизации. Правовые основы стандартизации и ее цели. Основные термины и определения. Методы стандартизации. Характеристика международной и региональной стандартизации. Сущность межгосударственной стандартизации в СНГ. | |||
Практические занятия | 6 | | |
Изучение основополагающего стандарта Применение стандартов. | |||
Использование стандартов при составлении нормативной документации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Выполнение рефератов по темам: 1.Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. 2. Организация службы стандартизации на автомобильном транспорте. | |||
Раздел 3. Стандартизация допусков и посадок | | 16 | |
Тема 3.1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости. | Содержание учебного материала | | |
Применение графической модели формализации точности соединений. Сущность основных положений, терминов и определений взаимозаменяемости. Сущность понятия системы. Структура системы. Систематизация допусков. Применение систематизации посадок. Функционирование системы. | 1 | 2 | |
Характеристика отдельного размера. Характеристика соединения двух деталей. Определение основных элементов посадок. | | | |
Практические занятия | 6 | | |
Расчет и автоматизированный поиск допусков и посадок. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Расчет точностных параметров стандартных соединений. Выполнение графического изображения полей допусков и посадок. | |||
Тема 3.2. Единая система допусков и посадок | Содержание учебного материала | | |
Сущность системы допусков и посадок ГЦС. Предельные отклонения. Использование автоматизированного поиска нормативной точности. Калибры для гладких цилиндрических деталей. Обозначение полей допусков и посадок. Образование полей допусков. | 2 | 2 | |
Системы образования посадок. Выбор посадок. Посадки с зазором. Условные обозначения полей допусков и посадок резьбовых соединений на чертежах. | 2 | ||
Практические занятия | 6 | | |
Измерение размеров цилиндрических поверхностей с применением нутромеров. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Расчет предельных размеров допусков и посадок. | |||
Поиск информации на три типа соединений из смежных дисциплин: «Техническое обслуживание», «Устройство автомобиля» | |||
Контрольная работа по темам раздела. | 1 | ||
Раздел 4. Основы метрологии | | 14 | |
Тема 4.1. Общие сведения о метрологии | Содержание учебного материала | | |
Задачи и цели метрологии. Применение нормативно-правовой основы метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Средства метрологии. Правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии. Метрологические службы обеспечивающие единство измерений. Назначение метрологической поверки средств измерений. Система технических измерений и средства измерения. Основные термины и определения. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 5 | | |
Применение системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Выполнение рефератов по темам: 1. Метрологическая экспертиза и государственный метрологический контроль. 2. Международные организации по метрологии. | |||
Тема 4.2. Средства, методы и погрешность измерения | Содержание учебного материала | | |
Применение средств измерения. Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Методы и погрешность измерения. Применение универсальных средств технических измерений. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 6 | | |
Выполнение поверки средств измерений. Проведение испытаний и контроля продукции. | |||
Измерение размеров штанген-и микрометрическими инструментами, индикаторными приборами. | |||
Измерение среднего диаметра резьбы резьбовым микрометром. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Изучение нормативных документов по проведению работ по сертификации средств измерения. | |||
Оформление практических работ. | |||
Контрольная работа по темам раздела. | 1 | ||
Раздел 5. Основы сертификации | | 11 | |
Тема 5.1. Сущность и проведение сертификации | Содержание учебного материала | | |
Определение сущности сертификации. Основные цели и задачи сертификации. Принципы сертификации. Использование организационной структуры сертификации. Порядок и правила сертификации. | 1 | 2 | |
Сущность проведения сертификации. Системы сертификации. Установление правовых основ сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Основные термины и определения в области сертификации. | 2 | ||
Практические занятия | 4 | | |
Составление схемы сертификации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Изучение правил и документов по проведению работ в области сертификации. | |||
Тема 5.2. Международная сертификация | | | |
Содержание учебного материала | | ||
Изучение деятельности ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области сертификации. Сущность деятельности МГС участниц СНГ в области сертификации. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 5 | | |
Изучение схем обязательного подтверждения соответствия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Изучение информационной технологии процессов жизненного цикла программных средств (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12.207-99). | |||
| Дифференцированный зачет | 1 | |
| Итого | 66 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «???????????».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных плакатов и наглядных пособий;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
- измерительные инструменты.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
Интернет ресурсы:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа, 2010.
Никифоров А.Д., Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. М.: Высшая школа, 2009.
Дополнительные источники:
Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Исаев Л.К., Маклинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. – ИПК Изд-во стандартов, 2011.
Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф. Процессы управления объектами машиностроения. – М.: Высшая школа, 2009.
Палий М.А., Брагинский В.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении. – М.: Машиностроение, 2009.
Справочники:
1.Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии и сертификации.-М.: Высшая школа, 2006.
Интернет ресурсы:
www.gumer.info
www.labstend.ru
www.iglib.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторной работы, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и графических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выполнять метрологическую поверку средств измерений | индивидуальные задания контрольные работы практические работы |
проводить испытания и контроль продукции | |
применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта | |
определять износ соединений | индивидуальные задания, контрольная работа |
Знания: | |
основные понятия, термины и определения | устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы |
средства метрологии, стандартизации и сертификации | |
профессиональные элементы международной и региональной стандартизации | |
показатели качества и методы их оценки | |
системы и схемы сертификации |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: