NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по факультативу методы решения физических задач


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Таремское

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______ /Ф.М. Курникова/

протокол №___

от «___» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское

________ /В.Г. Коробова/

«___»________________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Таремское

_________ /Ю.А. Рукосуев/
Приказ №____ от «___»____ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу методы решения физических задач

10 класс

Составитель: учитель

Мичурина Вера Борисовна

2013-2014учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач» авторов В. А. Орлова и Ю. А. Саурова. Программа рассчитана на 68 часов ( по 34 часа в 10 и 11 классах). Программа предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели :

  • Развитие интереса к физике и решению физических задач;

  • Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • Формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач.

Программа учитывает требования государственного образовательного стандарта и содержание основных базовых программ курса физики общеобразовательной школы.

Программа делится на несколько разделов.

Содержание

Физическая задача. Классификация задач. (4 ч)

Правила и приёмы решения физических задач.(6 ч)

Динамика и статика. ( 8ч)

Законы сохранения. (8ч)

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. (6ч)

Основы термодинамики. (6ч)

Электрическое и магнитное поля. (5ч)

Постоянный электрический ток в различных средах.( 9ч)

Электромагнитные колебания волны. (14ч)

Календарно – тематическое планирование




10 класс






Содержание

Дата




Физическая задача. Классификация задач.

(4 ч)




1

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

04.09

2

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

11.09

3

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.

18.09

4

Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

25.09




Правила и приёмы решения физических задач.

(6 ч)




5

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.

02.10

6

Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи.

09.09

7

Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

16.10

8

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.

23.10

9

Различные приёмы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы.

30.10

10

Метод размерностей, графические решения.

13.11




Динамика и статика

( 8ч)




11

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы сил тяготения

20.11

12

Решение задач на основные законы для сил упругости, трения, сопротивления.

27.11

13

Решение задач на движение материальной точки, системы точек.

04.12

14

Решение задач на движение твёрдого тела под действием нескольких сил.

11.12

15

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

18.12

16

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта.

25.12

17

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием , с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

15.01

18

Экскурсия с целью отбора данных для составления задач.

22.01




Законы сохранения

(8ч)




19

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики , динамики, с помощью законов сохранения.

29.01

20

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

05.02

21

Задачи на определение работы и мощности.

12.02

22

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

19.02

23

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

26.02

24

Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

05.03

25

Конструкторские задачи : модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством

12.03

26

Задачи на проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

19.03




Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

(6ч)




27

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Устный диалог при решении качественных задач.

02.04

28

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул.

09.04

29

Задачи на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи.

16.04

30

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния.

23.04

31

Задачи на определение характеристик влажного воздуха. Экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

30.04

32

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение , запас прочности, сила упругости.

07.05




Основы термодинамики

(6ч)




33

Конструкторские задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

14.05

34

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

21.05





11класс





1

Конструкторские задачи на модель газового термометра




2

Конструкторские задачи на модель предохранительного клапана на определённое давление.




3

Конструкторские задачи на проекты использования газовых процессов для подачи сигналов.




4

Конструкторские задачи на проекты практического определения радиусов тонких капилляров.







Электрическое и магнитное поля

(5ч)




5

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приёмы решения. Задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона.




6

Задачи на описание электрического поля силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.




7

Решение задач на описание систем конденсаторов.




8

Решение задач на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.




9

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда.







Постоянный электрический ток в различных средах

(9ч)




10

Задачи на различные приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей.




11

Задачи на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля – Ленца.




12

Задачи на законы последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.




13

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи.




14

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.




15

Задачи на описание постоянного тока в электролитах.




16

Задачи на описание постоянного тока в вакууме, газах.




17

Задачи на описание постоянного тока в полупроводниках.




18

Задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру,







Электромагнитные колебания волны

(14ч)




19

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции.




20

Задачи на правило Ленца, индуктивность.




21

Задачи на характеристики переменного электрического тока.




22

Задачи на электрические машины.




23

Задачи на трансформатор.




24

Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора.




25

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.




26

Решение задач с использованием комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.




27

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.




28

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «чёрном ящике»: конструирование, приёмы решения.




29

Классификация задач по СТО и примеры их решения.




30

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.




31

Конструкторские задачи на проекты: плоский конденсатор заданной ёмкости, генераторы различных колебаний




32

Конструкторские задачи на проекты: прибор для измерения освещённости, модель передачи электроэнергии.




33

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.




34

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.




Литература для учащихся

  1. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

  2. Буздин А.И., Зильберман А. Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача… М.: Наука, 1990.

  3. Всероссийские олимпиады по физике. 1992 – 2001/ Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вербум – М, 2002.

  4. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

  5. Кабардин О. Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

  6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа,2002.

  7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика 10 – 11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина,2004.

  8. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.

  9. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10 – 11 классы. М.:

Просвещение, 2002.

  1. Меледин Г. В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука,1985.

  2. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.

  3. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.

  4. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.:

Просвещение, 1982.

  1. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

Литература для учителя

  1. Аганов А. В. И др. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

  2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10 – 11 кл. М.: Просвещение, 1998.

  3. КаменецкийС. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

  4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение,1983.

  5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.

  6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение,2004.

  7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.

  8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.

  9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

  10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: