Рабочая программа по факультативу методы решения физических задач
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Ф.М. Курникова/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу методы решения физических задач
10 класс
Составитель: учитель
Мичурина Вера Борисовна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач» авторов В. А. Орлова и Ю. А. Саурова. Программа рассчитана на 68 часов ( по 34 часа в 10 и 11 классах). Программа предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели :
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
Формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач.
Программа учитывает требования государственного образовательного стандарта и содержание основных базовых программ курса физики общеобразовательной школы.
Программа делится на несколько разделов.
Содержание
Физическая задача. Классификация задач. (4 ч)
Правила и приёмы решения физических задач.(6 ч)
Динамика и статика. ( 8ч)
Законы сохранения. (8ч)
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. (6ч)
Основы термодинамики. (6ч)
Электрическое и магнитное поля. (5ч)
Постоянный электрический ток в различных средах.( 9ч)
Электромагнитные колебания волны. (14ч)
Календарно – тематическое планирование
| 10 класс | |
№ | Содержание | Дата |
| Физическая задача. Классификация задач. (4 ч) | |
1 | Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. | 04.09 |
2 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. | 11.09 |
3 | Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. | 18.09 |
4 | Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. | 25.09 |
| Правила и приёмы решения физических задач. (6 ч) | |
5 | Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. | 02.10 |
6 | Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. | 09.09 |
7 | Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. | 16.10 |
8 | Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. | 23.10 |
9 | Различные приёмы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. | 30.10 |
10 | Метод размерностей, графические решения. | 13.11 |
| Динамика и статика ( 8ч) | |
11 | Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы сил тяготения | 20.11 |
12 | Решение задач на основные законы для сил упругости, трения, сопротивления. | 27.11 |
13 | Решение задач на движение материальной точки, системы точек. | 04.12 |
14 | Решение задач на движение твёрдого тела под действием нескольких сил. | 11.12 |
15 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 18.12 |
16 | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта. | 25.12 |
17 | Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием , с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. | 15.01 |
18 | Экскурсия с целью отбора данных для составления задач. | 22.01 |
| Законы сохранения (8ч) | |
19 | Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики , динамики, с помощью законов сохранения. | 29.01 |
20 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | 05.02 |
21 | Задачи на определение работы и мощности. | 12.02 |
22 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. | 19.02 |
23 | Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | 26.02 |
24 | Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. | 05.03 |
25 | Конструкторские задачи : модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством | 12.03 |
26 | Задачи на проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы. | 19.03 |
| Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6ч) | |
27 | Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Устный диалог при решении качественных задач. | 02.04 |
28 | Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул. | 09.04 |
29 | Задачи на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи. | 16.04 |
30 | Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния. | 23.04 |
31 | Задачи на определение характеристик влажного воздуха. Экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. | 30.04 |
32 | Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение , запас прочности, сила упругости. | 07.05 |
| Основы термодинамики (6ч) | |
33 | Конструкторские задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. | 14.05 |
34 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | 21.05 |
| 11класс | |
1 | Конструкторские задачи на модель газового термометра | |
2 | Конструкторские задачи на модель предохранительного клапана на определённое давление. | |
3 | Конструкторские задачи на проекты использования газовых процессов для подачи сигналов. | |
4 | Конструкторские задачи на проекты практического определения радиусов тонких капилляров. | |
| Электрическое и магнитное поля (5ч) | |
5 | Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приёмы решения. Задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона. | |
6 | Задачи на описание электрического поля силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. | |
7 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | |
8 | Решение задач на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. | |
9 | Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда. | |
| Постоянный электрический ток в различных средах (9ч) | |
10 | Задачи на различные приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. | |
11 | Задачи на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля – Ленца. | |
12 | Задачи на законы последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. | |
13 | Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи. | |
14 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. | |
15 | Задачи на описание постоянного тока в электролитах. | |
16 | Задачи на описание постоянного тока в вакууме, газах. | |
17 | Задачи на описание постоянного тока в полупроводниках. | |
18 | Задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, | |
| Электромагнитные колебания волны (14ч) | |
19 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции. | |
20 | Задачи на правило Ленца, индуктивность. | |
21 | Задачи на характеристики переменного электрического тока. | |
22 | Задачи на электрические машины. | |
23 | Задачи на трансформатор. | |
24 | Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора. | |
25 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. | |
26 | Решение задач с использованием комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. | |
27 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | |
28 | Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «чёрном ящике»: конструирование, приёмы решения. | |
29 | Классификация задач по СТО и примеры их решения. | |
30 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | |
31 | Конструкторские задачи на проекты: плоский конденсатор заданной ёмкости, генераторы различных колебаний | |
32 | Конструкторские задачи на проекты: прибор для измерения освещённости, модель передачи электроэнергии. | |
33 | Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. | |
34 | Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. | |
Литература для учащихся
Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
Буздин А.И., Зильберман А. Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача… М.: Наука, 1990.
Всероссийские олимпиады по физике. 1992 – 2001/ Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вербум – М, 2002.
Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
Кабардин О. Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа,2002.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика 10 – 11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина,2004.
Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10 – 11 классы. М.:
Просвещение, 2002.
Меледин Г. В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука,1985.
Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.:
Просвещение, 1982.
Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
Литература для учителя
Аганов А. В. И др. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10 – 11 кл. М.: Просвещение, 1998.
КаменецкийС. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение,1983.
Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение,2004.
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: