NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Метод проблемных учебных задач




Метод проблемных учебных задач




Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему ещё не известны.

Цель: развитие продуктивного мышления учащихся.

Сущность метода учебных задач заключается в том, что он переставил образовательные акценты с выслушивания учениками учебного материала на их учебную деятельность, самостоятельное открытие, развитие мышления.

Метод учебных задач необходимо отличать от традиционно существующих подходов обучения по готовым образцам, правилам, формулам, алгоритмам, когда ученик получает в готовом виде полную систему действий, последовательность их осуществления, усваивает её, а затем неоднократно воспроизводит.

Недостаток традиционного подхода в том, что скрытым остаётся процесс поиска результата. Если он и обнаруживается в объяснении преподавателя, то выступает для учащихся как система правильных действий учителя, как продукт не своего, а чужого опыта. В этом случае образцы чужого опыта усваиваются, а свой опыт поисков и находок не приобретается.

Запоминание и воспроизведение готовых решений характеризуют скорее память, чем мышление, поскольку на готовых образцах нельзя сформировать подлинное мышление. Нужно показать ученику, как функционирует мышление в живой, индивидуальной практике. Поэтому то, что практикуется в традиционном подходе, можно назвать тренировочными упражнениями по заданному образцу. Многократное их повторение в педагогической процедуре является «натаскиванием», «дрессурой», в ученических действиях их можно определить как заучивание без должного осмысления.

Знания при таком подходе к обучению получить можно, но они приобретают в этом случае формальный характер, т. к. личностное отношение к ним не выражено, они не прошли через сложную умственную деятельность самого ученика, не стали его внутренним достоянием.

При решении проблемных учебных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание.

На практике это проявляется в том, что учителя демонстрируют классу сложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, показывая не только продуктивные, но и тупиковые ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их.

Ученики становятся активным участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися.

Проблемная учебная задача, в отличие от тренировочных упражнений, является собственно мыслительной, поскольку требует существенного преобразования или дополнения имеющихся у учащихся знаний. Мышление развивается при необходимости выполнить ту или иную задачу, путь решения которой обучаемому не известен.

Основной ситуацией, порождающей процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, возникающая там, где наличных знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить, либо включить в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения в нестандартных условиях.

Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное старое, либо пытается отыскать неизвестное в известном, т.е. свести неизвестное к уже усвоенному ранее и тем самым разрешить проблему.

Большинство проблемных ситуаций строится на организации интеллектуального конфликта, на необходимости найти объяснение ситуации, содержащей, на первый взгляд, противоречия. Неудержимое желание «снять» это противоречие и становится познавательным мотивом деятельности ученика. Поиск решения проблемы и есть процесс продуктивного мышления.

При использовании этого метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения.

Часто, приступая к осмыслению учащимися процедуры умственной деятельности, учитель вслух анализирует собственную мыслительную деятельность, рассказывает, как он осуществлял поиск решения, строил ход рассуждений, какие пробы производил, почему отказался от одних и предпочёл другие, как находил выходы из тупиковых ситуаций. Это имеет большое обучающее значение. Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения.

В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументированно, обоснованно изложить своё мнение, без чего знания не могут перейти в убеждения, стать подлинно своими. Ученики начинают сами охотно проводить подобную процедуру вслух. Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий.

При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Самый общий механизм составления учебных задач и их решения выглядит следующим образом:

  • анализ искомых данных;

  • постановка проблемы;

  • формулирование гипотезы;

  • планирование действий;

  • выбор ориентиров поиска; нахождение способа решения;

  • отбор и привлечение необходимых знаний;

  • оформление полученного результата.

Использование метода учебных задач условно можно представить тремя этапами:

1 – этап постановки учебной задачи;

2 – этап решения учебной задачи;

3 – этап рефлексии и оценки результата и процесса деятельности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.