Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г.

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г.,Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2007 без изменений. Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XVI в.
Цель реализации программы
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории Формирование первичные ориентиры для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
Задачи изучения истории России в 6 классе:
Образовательные
Овладевать основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVI в., понимание места и роли Древней, Новгородской, Владимиро – Суздальской и Московской Руси во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
Воспитательные:
Воспитывать учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
Развивающие
Развивать способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повести временных лет», и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебник 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси
Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в течение года. Делится на 4 темы ,в конце каждого проводится контрольная работа.
Авторская программа рассчитана на 35 часов. Расписание уроков и годовой учебный график предполагает 34 часа. Недостающий 1 час (повторение) будет включен в урок №34.
Содержание программы учебного предмета
Введение (1 ч). Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История Региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
Русь в 9 – первой половине 12 в. (6 ч.). Индоевропейцы и предки славян. Расселение восточных славян. Хозяйственная жизнь древних славян. Язычество. Соседи восточных славян. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Князь и дружина. Полюдье. Походы Святослава. Причины принятия христианства. Становление церковной системы. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Система местного самоуправления. Княжение Ярослава Мудрого и его сыновей. Внешняя политика Ярослава Мудрого. «Русская Правда» - начало письменного законодательства на Руси. Междукняжеские усобицы. Деятельность Владимира Мономаха. Любеческий съезд князей. «Устав Мономаха». Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Формирование древнерусской народности. «Многослойность» древнерусской культуры. Письменность и грамотность. Литература.
Русь во второй половине 12 – 13 вв. (8 ч). Социально – экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Роль боярской думы. Освоение Северо – Восточной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности Галицко – Волынского княжества. Культурные ориентиры для жителей Киевской Руси. Города – центры культуры и просвещения. Развитие архитектуры и живописи на Руси. Летописание. Создание Монгольской империи. Битва на Калке. Вторжение монголо – татар на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Александр Невский. Образование Золотой Орды и организация ордынской власти на Руси. Политическая зависимость русских земель от Орды. Борьба русского народа с монгольским владычеством. Последствия ига. Формирование Литовско – Русского государства. Расцвет государства в 14 веке. Характер Литовско – русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ.
Родной край в древности (1 ч)
Образование единого русского государства (8 ч). Социально – экономическое развитие Северо – Восточной Руси. Политическое устройство Северо – Восточной Руси. Причины возвышения Москвы. Причины и предпосылки объединения земель вокруг Московского княжества. Русские земли и их соседи в 14 столетии. Политическая система Руси. Куликовская битва. Централизаторская деятельность Ивана 3. Присоединение Новгорода Великого. Конец ордынского владычества. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Зарождение феодально – крепостнической системы. Теория «Москва – Третий Рим». Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Основные слои Российского государства в 14 – 16 вв.
Московское государство в 16 в. (5 ч.). Социально – экономические и политические итоги развития Русского государства в начале 16 века. Детство Ивана 4. Боярское правление. Венчание на царство. Реформы Избранной Рады. Система государственного управления в середине 16 в. Приказы. Боярская дума. Причины введения опричнины. Ее последствия. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Западной Сибири. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Культура и быт в 16 в. Условия развития русской культуры. Просвещение. Начало книгопечатания. Литература: устное народное творчество и письменность. Развитие зодчества и живописи как отражения развития духовной культуры. Быт и нравы.
Родной край в 16 в. (1 ч.)
Итоговое повторение и обобщение (1 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
формирование умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны с древнейших времен и до конца 16 века;
способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории России учащиеся 6 класса должны овладеть следующими знаниями и умениями:
знаниями:
ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства) в период с древнейших времен до конца 16 века;
периодизация ключевых явлений и процессов (хронологические рамки);
основных информационных источников по историческим периодам;
умениями:
извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
сравнивать данные различных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
различать факты, классифицировать факты по различным основаниям, соотносить единичные факты и общие явления;
давать определения важнейших исторических понятий;
на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох;
определять и аргументировать свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории России;
применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения 6-б 6-а |
1 | Предмет Отечественной истории. | 1 час | 3 - 4.09 |
Тема 1. Восточные славяне и Древняя Русь (9 ч) | |||
2 | Восточные славяне. | 1 | 10- 11.09 |
3 | Соседи восточных славян. | 1 | 17 -1809 |
4 | Образование Древнерусского государства. | 1 | 24 - 25.09 |
5 | Первые русские князья. | 1 | 1 - 2.10 |
6 | Князь Владимир Святославович. Крещение Руси. | 1 | 8 - 9.10 |
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | 15 - 16.10 |
8 | Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. | 1 | 22 - 23.10 |
9 | Древнерусская культура. Быт и нравы Древней Руси. | 1 | 29- 30.10 |
10 | Повторение и контроль по теме: Восточные славяне и Древняя Русь. | 1 | 12 -13.11 |
Тема 2. Политическая раздробленность на Руси (9 ч) | |||
11 | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. | 1 | 19 - 20.11 |
12 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | 26 - 27.11 |
13 | Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. | 1 | 3 - 412 |
14 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | 10 - 11.12 |
15 | Борьба русских земель с западными завоевателями. | 1 | 17 - 18.12 |
16 | Русь и Золотая Орда. | 1 | 24- 25.12 |
17 | Русь и Литва. | 1 | 14 -1501 |
18 | Культура русских земель в XII-XIII вв. | 1 | 21 - 2201 |
19 | Повторение и контроль по теме: Политическая раздробленность на Руси. | 1 | 28 -29.01 |
Тема 3. Московская Русь в XIV – начале XVI вв. (8 ч) | |||
20 | Начало усиления Московского княжества. | 1 | 4 - 5.02 |
21 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | 11 - 12.02 |
22 | Московское княжество и его соседи в конце XIV— середине XV в. | 1 | 18- 19.02 |
23 | Создание единого суверенного Русского государства. | 1 | 25 - 26.02 |
24 | Русское государство в конце XV – начале XVI вв. | 1 | 4 - 5.03 |
25 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв. | 1 | 11 12.03 |
26 | Культура Руси XIV— начала XVI вв. | 1 | 18 19.03 |
27 | Повторение и контроль по теме: Московская Русь в XIV – начале XVI вв. | 1 | 1 2.04 |
Тема 4. Россия в период правления Ивана IV Грозного (8 ч) | |||
28 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1 | 8 9.04 |
29 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | 15 16.04 |
30 | Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного. | 1 | 22 23.04 |
31 | Культура XVI в. | 1 | 6 7.05 |
32 | Быт и нравы XV-XVI вв. | 1 | 13 14.05 |
33 | Повторение и контроль по теме: Россия в период правления Ивана IV Грозного | 1 | 20 2105 |
34-35 | Итоговое повторение и обобщение. | 2 | 27 28.05 |
Перечень учебно – методических средств обучения
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.: Просвещение, 2010
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Просвещение, 2011
3. Осипов Н.Ф., Варичев И.Е. Олегов щит. Чуден град. Куликовская битва. М.: «Панорама», 1992.
4. Сиповский В.Д. Родная старина. Нижний Новгород, 1993.
5. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль, «Академия развития», 1997
6. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 1997
7. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6 – 7 класс. М.: «Аквариум», 1997
8. Электронные образовательные ресурсы:
· Тестирование по истории 5 – 6 классы;
· Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
· Жития Святых (Александра Невского, Сергия Радонежского);
· Электронные карты (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва
страница 1
скачать
Другие похожие работы: