NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г.


Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г.,Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да­нилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2007 без изменений. Опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XVI в.


Цель реализации программы
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории Формирование первичные ориентиры для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

Задачи изучения истории России в 6 классе:

Образовательные

Овладевать основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVI в., понимание места и роли Древней, Новгородской, Владимиро – Суздальской и Московской Руси во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

Воспитательные:

Воспитывать учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

Развивающие

Развивать способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повести временных лет», и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебник 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси

Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в течение года. Делится на 4 темы ,в конце каждого проводится контрольная работа.

Авторская программа рассчитана на 35 часов. Расписание уроков и годовой учебный график предполагает 34 часа. Недостающий 1 час (повторение) будет включен в урок №34.

Содержание программы учебного предмета
Введение (1 ч). Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История Региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Русь в 9 – первой половине 12 в. (6 ч.). Индоевропейцы и предки славян. Расселение восточных славян. Хозяйственная жизнь древних славян. Язычество. Соседи восточных славян. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Князь и дружина. Полюдье. Походы Святослава. Причины принятия христианства. Становление церковной системы. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Система местного самоуправления. Княжение Ярослава Мудрого и его сыновей. Внешняя политика Ярослава Мудрого. «Русская Правда» - начало письменного законодательства на Руси. Междукняжеские усобицы. Деятельность Владимира Мономаха. Любеческий съезд князей. «Устав Мономаха». Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Формирование древнерусской народности. «Многослойность» древнерусской культуры. Письменность и грамотность. Литература.

Русь во второй половине 12 – 13 вв. (8 ч). Социально – экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Роль боярской думы. Освоение Северо – Восточной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности Галицко – Волынского княжества. Культурные ориентиры для жителей Киевской Руси. Города – центры культуры и просвещения. Развитие архитектуры и живописи на Руси. Летописание. Создание Монгольской империи. Битва на Калке. Вторжение монголо – татар на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Александр Невский. Образование Золотой Орды и организация ордынской власти на Руси. Политическая зависимость русских земель от Орды. Борьба русского народа с монгольским владычеством. Последствия ига. Формирование Литовско – Русского государства. Расцвет государства в 14 веке. Характер Литовско – русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ.

Родной край в древности (1 ч)

Образование единого русского государства (8 ч). Социально – экономическое развитие Северо – Восточной Руси. Политическое устройство Северо – Восточной Руси. Причины возвышения Москвы. Причины и предпосылки объединения земель вокруг Московского княжества. Русские земли и их соседи в 14 столетии. Политическая система Руси. Куликовская битва. Централизаторская деятельность Ивана 3. Присоединение Новгорода Великого. Конец ордынского владычества. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Зарождение феодально – крепостнической системы. Теория «Москва – Третий Рим». Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Основные слои Российского государства в 14 – 16 вв.

Московское государство в 16 в. (5 ч.). Социально – экономические и политические итоги развития Русского государства в начале 16 века. Детство Ивана 4. Боярское правление. Венчание на царство. Реформы Избранной Рады. Система государственного управления в середине 16 в. Приказы. Боярская дума. Причины введения опричнины. Ее последствия. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Западной Сибири. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Культура и быт в 16 в. Условия развития русской культуры. Просвещение. Начало книгопечатания. Литература: устное народное творчество и письменность. Развитие зодчества и живописи как отражения развития духовной культуры. Быт и нравы.

Родной край в 16 в. (1 ч.)

Итоговое повторение и обобщение (1 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:

  1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  1. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  1. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  1. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе выражаются в следующих качествах:

  1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  1. формирование умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  1. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:

  1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны с древнейших времен и до конца 16 века;

  1. способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

  1. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

  1. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  1. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории России учащиеся 6 класса должны овладеть следующими знаниями и умениями:

знаниями:

  1. ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства) в период с древнейших времен до конца 16 века;

  1. периодизация ключевых явлений и процессов (хронологические рамки);

  1. основных информационных источников по историческим периодам;

умениями:

  1. извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);

  1. сравнивать данные различных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

  1. различать факты, классифицировать факты по различным основаниям, соотносить единичные факты и общие явления;

  1. давать определения важнейших исторических понятий;

  1. на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох;

  1. определять и аргументировать свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории России;

  1. применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий.



Календарно-тематическое планирование





п/п

Название раздела и тем

Кол-во

часов

Плановые сроки прохождения

6-б 6-а

1

Предмет Отечественной истории.

1

час

3 - 4.09

Тема 1. Восточные славяне и Древняя Русь (9 ч)

2

Восточные славяне.

1

10- 11.09

3

Соседи восточных славян.

1

17 -1809

4

Образование Древнерусского государства.

1

24 - 25.09

5

Первые русские князья.

1

1 - 2.10

6

Князь Владимир Святославович. Крещение Руси.

1

8 - 9.10

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

15 - 16.10


8

Хозяйственный и общественный строй Древней Руси.

1

22 - 23.10

9

Древнерусская культура. Быт и нравы Древней Руси.

1

29- 30.10

10

Повторение и контроль по теме: Восточные славяне и Древняя Русь.

1

12 -13.11

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси (9 ч)

11

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

1

19 - 20.11

12

Владимиро-Суздальское княжество.

1

26 - 27.11

13

Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество.

1

3 - 412

14

Монгольское нашествие на Русь.

1

10 - 11.12

15

Борьба русских земель с западными завоевателями.

1

17 - 18.12

16

Русь и Золотая Орда.

1

24- 25.12

17

Русь и Литва.

1

14 -1501

18

Культура русских земель в XII-XIII вв.

1

21 - 2201

19

Повторение и контроль по теме: Политическая раздробленность на Руси.

1

28 -29.01

Тема 3. Московская Русь в XIV – начале XVI вв. (8 ч)

20

Начало усиления Московского княжества.

1

4 - 5.02

21

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

11 - 12.02

22

Московское княжество и его соседи в конце XIV— середине XV в.

1

18- 19.02

23

Создание единого суверенного Русского государства.

1

25 - 26.02

24

Русское государство в конце XV – начале XVI вв.

1

4 - 5.03

25

Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв.

1

11 12.03

26

Культура Руси XIV— начала XVI вв.

1

18 19.03

27

Повторение и контроль по теме: Московская Русь в XIV – начале XVI вв.

1

1 2.04

Тема 4. Россия в период правления Ивана IV Грозного (8 ч)

28

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

1

8 9.04

29

Внешняя политика Ивана IV.

1

15 16.04

30

Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного.

1

22 23.04

31

Культура XVI в.

1

6 7.05

32

Быт и нравы XV-XVI вв.

1

13 14.05

33

Повторение и контроль по теме: Россия в период правления Ивана IV Грозного

1

20 2105

34-35

Итоговое повторение и обобщение.

2

27 28.05



Перечень учебно – методических средств обучения
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.: Просвещение, 2010

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Просвещение, 2011

3. Осипов Н.Ф., Варичев И.Е. Олегов щит. Чуден град. Куликовская битва. М.: «Панорама», 1992.

4. Сиповский В.Д. Родная старина. Нижний Новгород, 1993.

5. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль, «Академия развития», 1997

6. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 1997

7. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6 – 7 класс. М.: «Аквариум», 1997

8. Электронные образовательные ресурсы:

· Тестирование по истории 5 – 6 классы;

· Энциклопедия Кирилла и Мефодия;

· Жития Святых (Александра Невского, Сергия Радонежского);

· Электронные карты (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва





страница 1


скачать

Другие похожие работы: