Рабочая программа по краеведению для 5 класса моу «сош №14 города Пугачева Саратовской области имени П. А столыпина»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
города Пугачева Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла ___________________ /Л.В. Денисова/ Протокол № 1 от « 23 » августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П.А. Столыпина» ____________________ /Н.И. Пирогова/ «26» августа 2013 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П.А. Столыпина» ___________________ /И.В. Саленко/ Приказ № 254 от «02 » сентября2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
для обучающихся 5 класса,
адаптированная учителем русского языка и литературы
Дубовицкой Оксаной Петровной.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 11
от «26» августа 2013 г.
2013/2014 учебный год
г. Пугачёв
Раздел 1. Пояснительная записка .
Рабочая программа по краеведению для 5 класса МОУ «СОШ № 14 города Пугачева Саратовской области имени П.А Столыпина» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы Юнг Е.Л,Сторожева Т.Ю) и учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея.2008 г.(Составитель Толкачева Л.П.) Данный курс предусматривает изучение предмета в 5 классе- 34 часа.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы .Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Необходимость введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей. Эти народы издавна проживают друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища ,некоторых интересных обычаях. Этот курс призван сформулировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая обозначает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Цель обучения. Воспитание художественного вкуса обучающихся в соединении литературы как искусства слова с этнографией; углубление знаний о народностях, населяющих Поволжье, их традициях и обычаях.
Задачи обучения:
-углубление и расширение знаний о народах данного края;
-развитие умения понимать, любить и беречь родное слово;
-воспитание интереса и любви к родному краю, к своей малой родине;
-формирование здорового образа жизни и укрепления здоровья посредством экскурсионной работы.
Раздел 2. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность | Кол час | Планируемые результаты УУД | Дата проведения | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Корректировка | |||||
5 «А» класс | |||||||||||
План | Факт | ||||||||||
1 | Введение. Предмет изучения этнографии и фольклора | 1 | Различать пословицы и поговорки; сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. Воспринимать текст литературного произведения. Изучать национальные особенности народа заселявших, заселяющий прсторы Поволжье | 06.09 | | | | ||||
2 | Крупные города края | 1 | 13.09 | | презентация | | |||||
3 | Пугачев-малая моя родина | 1 | 20.09. | | иллюстрации | | |||||
4 | Предания волгарей | 1 | 27.09 | | учебник | | |||||
5 | Топонимика | 1 | 04.10. | | словарь | | |||||
6 | Литературные произведения о родном городе | 1 | 11.10. | | выставка книг | | |||||
7 | Волга – матушка река | 1 | 18.10 | | иллюстрации | | |||||
8 | Предания и легенды Волги-матушки | 1 | 25.10 | | | | |||||
9 | Моя родословная(работа над проектом) | 1 | 01.11. | | презентация | | |||||
10 | Защита проекта(составление родословной) | 1 | 15.11. | | | | |||||
11 | Обитатели Древней Волги | 1 | 22.11 | | презентация | | |||||
12 | Сербы. Историческая справка | 1 | 29.11 | | презентация | | |||||
13 | Татары | 1 | 06.12 | | презентация | | |||||
14 | Чуваши на Волге | 1 | 13.12 | | презентация | | |||||
15 | Мордва. Быт и обычаи | 1 | 20.12 | | презентация | | |||||
16 | Русские. Историческая справка | 1 | 27.12 | | презентация | | |||||
17 | Что значит быть русским | 1 | 10.01 | | | | |||||
18 | Обрядовая поэзия | 1 | 17.01 | | карточки | | |||||
19 | Сочинение о происхождении русского народа | 1 | 24.01 | | иллюстрации | | |||||
20 | Немцы | 1 | 31.01 | | презентация | | |||||
21- 22 | Как немцы на Волгу попали? (творческая работа) | 2 | 07.02 14.02 | | | | |||||
23 | Казахи | 1 | 21.02 | | Презентация | | |||||
24 | Сказания и легенды | 1 | 28.02 | | | | |||||
25 | Украинцы. Быт и обычаи | 1 | 07.03 | | презентация | | |||||
26 | Сочинение сказки (творческая работа) | 1 | 14.03 | | | | |||||
27 | Калмыки | 1 | 21.03 | | презентация | | |||||
28 | Интересные обычаи | 1 | 04.04 | | | | |||||
29- 30 | «Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом) | 2 | 11.04 18.04 | | | | |||||
31 | Защита проекта | 1 | 25.04 | | | | |||||
32 | Подведение итогов | 1 | 16.05 | | | | |||||
33- 34 | Резерв | 2 | 23.05 30.05 | | | | |||||
Перечень разделов | Кол-во часов | Вид занятий | Виды деятельности и формы | Формы и методы контроля | |||||||
Введение | 3 | Знакомство с целями и задачами курса | Беседа с классом,определение жанров фольклора,экскурс в историю | | |||||||
Предание волгарей | 1 | Усвоение новых знаний | Приведите примеры названий великой реки Волги. Работа с ТПО | Создание легенды(творческая работа) | |||||||
Топонимика | 4 | Усвоение новых знаний | Экскурс в историю своего района. Литературные произведения о родном городе. | Самостоятельная работа «О происхождении города, в котором живешь | |||||||
Моя родословная | 2 | Практическое занятие | Работа по сбору материала, собранного в семье | Составление родословной (проект) | |||||||
Обитатели Древней Волги | 1 | Усвоение новых знаний | Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» | | |||||||
Сербы | 1 | | Беседа с классом, работа с ТПО | | |||||||
Татары | 1 | | Рассказ о современных татарах, выпуск газет | | |||||||
Чуваши | 1 | | Нарисовать иллюстрацию. Работа с ТПО | | |||||||
Мордва | 1 | Урок контроля | Работа с выразительными средствами языка. | Самостоятельная работа | |||||||
Русские | 4 | Обобщающий урок | | Сочинение о происхождении русского народа | |||||||
Немцы | 3 | | | | |||||||
Казахи | 2 | Усвоение новых знаний | Работа в ТПО | | |||||||
Украинцы | 2 | | Составление викторины или кроссворда | Сочинение сказки (творческая работа) | |||||||
Калмыки | 2 | | Работа в ТПО, Инсценирование | | |||||||
Создание итогового проекта «Мы разные ,но мы вместе –Россия. | 3 | Обобщающий урок, подведение итогов | Работа над проектом | Защита проекта | |||||||
Резерв | 2 | Подведение итогов | | |
Раздел 3. Содержание тем учебного курса
Введение
Знакомство с целями и задачами курса, предметов изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня .Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира) Крупные города, края ,автономии. Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Знакомство с жанрами .
Предания волгарей
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым, - «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», Машинист «,Лоцман»,»Медвежий парад»,»Потайное подземелье»,Г. Шенеманон -«Пароход на лугу»(по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя. «Ковыли»- легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Топонимика
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём? Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Экскурсия в местный краеведческий музей «История города»
Моя родословная
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения.) Выступление учащихся (по желанию)
Обитатели Древней Волги
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Предания и легенды о народах, проживающих в нашем крае. Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карта)
Сербы
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Сербские сказки.
Татары
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни . Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно- праздничный цикл. Нравственные идеалы, утверждаемые в сказках, в легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
Чуваши
Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах.
Мордва
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.
Русские
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. «Утесы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань», «Русланушка», «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Воцарение Ивана Грозного», «Свеча». Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Немцы
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк «Немецкая история», Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Сказки. «Госпожа метелица», «Червячок и скворец». Творческая работа. Как немцы на Волгу попали(жанр выбирают учащиеся).Экскурсия в архив на выставку «Из истории немцев Поволжья».
Казахи
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах», легенда о Ер-Каптагае, сказка «Мастер Али».
Украинцы
«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья». Творческая работа. Сочинение сказки.
Калмыки
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Легенды и придания калмыков. «Почему комар жалобно поет», «Сказка о родном крае», «Лотос», «Как ленивый старик работать стал», «Три мудреца».
Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе-Россия».
Защита проекта.
Экскурсии
Раздел 4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать /уметь:
-о богатстве истории народов и культуры данного региона;
-авторов и художественные произведения родного края;
-пользоваться навыками музейно-экскурсионной работы.
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса, сост. Л.П.Толкачева.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.
2.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П.Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки,легенды, были» для 5 класса.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008
3.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья.»- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.
Раздел 6. Список литературы. Перечень ИКТ.
А.Н. Вырщиков и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников.- Москва, Глобус, 2007.
Дашкова Е.Р. Записки. (разных лет издания).
Дмитриев Н., Зеленова Л., Кутаев М. Растительный мир Саратовской области. Часть 1. Саратов, 1961г.
Дмитриев Н., Зеленова Л., Кутаев М. Животный мир Саратовской области. Часть 2. - Саратов, 1962г.
Дунаев М., Разумовский Ф. В среднем течении Волги. - Москва, 1982г.
Костина В. Календарь природы.- Калуга, 1960г.
Презентации
Диск CD\R Народы Поволжья.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: