Рабочая программа по предмету физическая культура составлена для обучающихся 6 классов, в том числе специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательной школы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету физическая культура составлена для обучающихся 6 классов, в том числе специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательной школы. На основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1 – 11 классов. Авторы В. И. Лях и А.А.Зданевич (М. Просвещение, 2007 год. 4 издание. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.). Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 им О.В.Гудкова, программа рассчитана на 102 часа при 3-х разовых занятиях в неделю.
Программный материал имеет две части - инвариативную (базовую) и вариативную:
- на инвариативную часть отводится 75 часа;
- на вариативную часть 27 часов.
В рабочей программе региональный компонент представлен виде раздела «Туризм». Часы (15ч.) взяты из вариативной части и составляют 15 часов
В связи с недооснощением школы (нет гимнастических брусьев, гимнастического бревна, гимнастических колец, отсутствует комплект для прыжков в высоту, лыжи, борцовский ковёр, бассейн), согласно требованиям оснащения образовательного процесса невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объеме по разделам:
- легкая атлетика (прыжок в высоту);
- гимнастика (упражнения на гимнастических брусьях, бревне, кольцах);
- лыжная подготовка;
- элементы единоборств;
- плавание.
На основании вышеуказанного, время, отведенное на прыжок в высоту и упражнения на брусьях, бревне, кольцах и перекладине, равномерно перераспределено на другие виды легкой атлетики и гимнастики. Лыжная подготовка (18часов) заменена кроссовой подготовкой (18 часов), оставшиеся часы из вариативной части (12часов) перераспределены на спортивную игру (волейбол).
Цель рабочей программы
Содействие всестороннему развитию и формированию двигательных навыков и физических качеств обучающихся в соответствии с физиологическими особенностями развития организма ребенка; развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии в области физической культуры.
Задачи физического воспитания обучающихся 6-х классов:
- содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб кости) способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6-х классов по физической культуре.
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
- особенности развития избранного вида спорта;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
-
Физические способности
Физические
упражнения
мальчики
девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
9,7
10,2
Силовые
Лазанье по канату на
расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз
12
180
23
—
165
17
Выносливость
Кроссовый бег 1,5 км
7 мин 50 с
8 мин 20 с
Координация
Последовательное выполнение пяти кувырков, с
Прыжки через скакалку, количество раз в 1 мин
10,0
105
14,0
115
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 50 м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 15 мин.; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 8-10 м; метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину с разбег, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
В гимнастических и акробатических упражнениях: опорные прыжки через козла; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на лопатках, два кувырка слитно, «мост» из положения стоя с помощью (девочки), «мост» из положения лежа (мальчики).
В спортивных играх: играть в две спортивные игры (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Уровень физической подготовленности
Физические способности | Контрольное упражнение | уровень | |||||
мальчики | девочки | ||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
Скоростные | Бег 30м, | 6,0 | 5,8-5,4 | 5,0 | 6,2 | 6,0-5,4 | 5,0 |
Координационные | Челночный бег, 3х10м. | 9,3 | 9,0-8,6 | 8,3 | 10,0 | 9,6-9,1 | 8,8 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 145 | 165-185 | 200 | 135 | 155-175 | 190 |
Выносливость | Бег 6 мин. | 950 | 1100 -1200 | 1350 | 750 | 900 -1050 | 1150 |
Гибкость | Наклоны вперёд из положения сидя | 2 | 6-8 | 10 | 5 | 9-11 | 16 |
Силовые упражнения | Подтягивание на перекладине из виса (м), на низкой из виса лёжа (Д) | 1 | 4-6 | 7 | 4 | 11-15 | 20 |
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
Тематический план
№п.п. | | Количество часов |
I | Базовая часть | 75 |
1 | Гимнастика | 18 |
2 | Легкая атлетика | 21 |
3 | Баскетбол | 18 |
4 | Кроссовая подготовка | 18 |
II | Вариативная часть | 27 |
1 | Р/К Туризм | 15 |
2 | Волейбол | 12 |
| Всего | 102 |
Распределение учебного времени по четвертям
-
Учебный материал
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Легкая атлетика
10
11
Гимнастика
18
Баскетбол
18
Туризм р/к
7
8
Кроссовая подготовка
10
3
5
Волейбол
3
9
Всего
27
21
30
24
Содержание учебного курса.
№ п/п | Наименование раздела программы | Количествочасов | Тема | Количество часов |
1. | Лёгкая атлетика | 21 | Спринтерский бег, эстафетный бег, бег на средние дистанции, высокий старт, скоростной бег, бег с ускорением | 10 |
Прыжки в длину способом «согнув ноги», метания мяча дальность с 5 шагов разбега, метание мячей в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 10-12м | 6 | |||
Бег на средние дистанции, бег в чередовании с ходьбой | 5 | |||
2. | Спортивные игры: баскетбол | 18 | Стойка и передвижения игрока, ведения и передачи мяча, броски. Тактические действия в нападении и защите. | 21 |
3. | Гимнастика | 18 | Акробатика: «Мост» из положения стоя с помощью (девочки); два кувырка слитно, кувырок вперед и назад | 9 |
Висы, строевые упражнения | 6 | |||
Опорный прыжок: ноги врозь, строевые упражнения, лазание | 6 | |||
4. | Кроссовая подготовка | 18 | Развитие выносливости: бег в равномерном темпе до 15 мин, бег в среднем темпе, бег на 1000м, бег 1500м, 6-минотный | 9 |
Бег в чередовании с ходьбой | 9 | |||
5. | Спортивные игры: волейбол | 12 | Передвижения игрока, передачи и прием мяча, верхняя прямая подачи, тактические действия в нападении и защите. | 9 |
6. | Региональный компонент | 15 | Работа с компасом и картой | 5 |
Установка палаток | 2 | |||
Вязка узлов | 3 | |||
упражнения | 5 |
Критерии оценок успеваемости обучающихся на уроках по физической культуре.
Оценочные нормативы по физической культуре разработаны в соответствии с нормативными требованиями программы “Физическая культура для учащихся 1–11-х классов” Москва. Просвещение 1996 г.
При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:
Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.
Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.
Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно (или вяло), недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.
Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).
Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям, которые можно провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае).
Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.
Учебно-методический комплект:
Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 – 11 классов.
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук
А.А.Зданевич. 4-е издание, Москва. «Просвещение» 2007г.
Учебник:
В.И. Лях. Физическая культура 5-7 классы, Учебник для общеобразовательных организаций. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: