Рабочая программа по предмету физическая культура составлена для обучающихся 6 классов, в том числе специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательной школы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету физическая культура составлена для обучающихся 6 классов, в том числе специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательной школы. На основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1 – 11 классов. Авторы В. И. Лях и А.А.Зданевич (М. Просвещение, 2007 год. 4 издание. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.). Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 им О.В.Гудкова, программа рассчитана на 102 часа при 3-х разовых занятиях в неделю.
Программный материал имеет две части - инвариативную (базовую) и вариативную:
- на инвариативную часть отводится 75 часа;
- на вариативную часть 27 часов.
В рабочей программе региональный компонент представлен виде раздела «Туризм». Часы (15ч.) взяты из вариативной части и составляют 15 часов
В связи с недооснощением школы (нет гимнастических брусьев, гимнастического бревна, гимнастических колец, отсутствует комплект для прыжков в высоту, лыжи, борцовский ковёр, бассейн), согласно требованиям оснащения образовательного процесса невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объеме по разделам:
- легкая атлетика (прыжок в высоту);
- гимнастика (упражнения на гимнастических брусьях, бревне, кольцах);
- лыжная подготовка;
- элементы единоборств;
- плавание.
На основании вышеуказанного, время, отведенное на прыжок в высоту и упражнения на брусьях, бревне, кольцах и перекладине, равномерно перераспределено на другие виды легкой атлетики и гимнастики. Лыжная подготовка (18часов) заменена кроссовой подготовкой (18 часов), оставшиеся часы из вариативной части (12часов) перераспределены на спортивную игру (волейбол).
Цель рабочей программы
Содействие всестороннему развитию и формированию двигательных навыков и физических качеств обучающихся в соответствии с физиологическими особенностями развития организма ребенка; развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии в области физической культуры.
Задачи физического воспитания обучающихся 6-х классов:
- содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб кости) способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6-х классов по физической культуре.
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
- особенности развития избранного вида спорта;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
-  
Физические способности
Физические
упражнения
мальчики
девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
9,7
10,2
Силовые
Лазанье по канату на
расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз
12
180
23
—
165
17
Выносливость
Кроссовый бег 1,5 км
7 мин 50 с
8 мин 20 с
Координация
Последовательное выполнение пяти кувырков, с
Прыжки через скакалку, количество раз в 1 мин
10,0
105
14,0
115 
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 50 м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 15 мин.; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 8-10 м; метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину с разбег, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
В гимнастических и акробатических упражнениях: опорные прыжки через козла; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на лопатках, два кувырка слитно, «мост» из положения стоя с помощью (девочки), «мост» из положения лежа (мальчики).
В спортивных играх: играть в две спортивные игры (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Уровень физической подготовленности
|   Физические способности  |    Контрольное упражнение  |    уровень  |  |||||
|   мальчики  |    девочки  |  ||||||
|   низкий  |    средний  |    высокий  |    низкий  |    средний  |    высокий  |  ||
|   Скоростные  |    Бег 30м,  |    6,0  |    5,8-5,4  |    5,0  |    6,2  |    6,0-5,4  |    5,0  |  
|   Координационные  |    Челночный бег, 3х10м.  |    9,3  |    9,0-8,6  |    8,3  |    10,0  |    9,6-9,1  |    8,8  |  
|   Скоростно-силовые  |    Прыжок в длину с места, см  |    145  |    165-185  |    200  |    135  |    155-175  |    190  |  
|   Выносливость  |    Бег 6 мин.  |    950  |    1100 -1200  |    1350  |    750  |    900 -1050  |    1150  |  
|   Гибкость  |    Наклоны вперёд из положения сидя  |    2  |    6-8  |    10  |    5  |    9-11  |    16  |  
|   Силовые упражнения  |    Подтягивание на перекладине из виса (м), на низкой из виса лёжа (Д)  |    1  |    4-6  |    7  |    4  |    11-15  |    20  |  
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
Тематический план
|   №п.п.  |    |    Количество часов  |  
|   I  |    Базовая часть  |    75  |  
|   1  |    Гимнастика  |    18  |  
|   2  |    Легкая атлетика  |    21  |  
|   3  |    Баскетбол  |    18  |  
|   4  |    Кроссовая подготовка  |    18  |  
|   II  |    Вариативная часть  |    27  |  
|   1  |    Р/К Туризм  |    15  |  
|   2  |    Волейбол  |    12  |  
|   |    Всего  |    102  |  
Распределение учебного времени по четвертям
-  
Учебный материал
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Легкая атлетика
10
11
Гимнастика
18
Баскетбол
18
Туризм р/к
7
8
Кроссовая подготовка
10
3
5
Волейбол
3
9
Всего
27
21
30
24 
Содержание учебного курса.
|   № п/п  |    Наименование раздела программы  |    Количествочасов  |    Тема  |    Количество часов  |  
|   1.  |    Лёгкая атлетика  |    21  |    Спринтерский бег, эстафетный бег, бег на средние дистанции, высокий старт, скоростной бег, бег с ускорением  |    10  |  
|   Прыжки в длину способом «согнув ноги», метания мяча дальность с 5 шагов разбега, метание мячей в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 10-12м  |    6  |  |||
|   Бег на средние дистанции, бег в чередовании с ходьбой  |    5  |  |||
|   2.  |    Спортивные игры: баскетбол  |    18  |    Стойка и передвижения игрока, ведения и передачи мяча, броски. Тактические действия в нападении и защите.  |    21  |  
|   3.  |    Гимнастика  |    18  |    Акробатика: «Мост» из положения стоя с помощью (девочки); два кувырка слитно, кувырок вперед и назад  |    9  |  
|   Висы, строевые упражнения  |    6  |  |||
|   Опорный прыжок: ноги врозь, строевые упражнения, лазание  |    6  |  |||
|   4.  |    Кроссовая подготовка  |    18  |    Развитие выносливости: бег в равномерном темпе до 15 мин, бег в среднем темпе, бег на 1000м, бег 1500м, 6-минотный  |    9  |  
|   Бег в чередовании с ходьбой  |    9  |  |||
|   5.  |    Спортивные игры: волейбол  |    12  |    Передвижения игрока, передачи и прием мяча, верхняя прямая подачи, тактические действия в нападении и защите.  |    9  |  
|   6.  |    Региональный компонент  |    15  |    Работа с компасом и картой  |    5  |  
|   Установка палаток  |    2  |  |||
|   Вязка узлов  |    3  |  |||
|   упражнения  |    5  |  
Критерии оценок успеваемости обучающихся на уроках по физической культуре.
Оценочные нормативы по физической культуре разработаны в соответствии с нормативными требованиями программы “Физическая культура для учащихся 1–11-х классов” Москва. Просвещение 1996 г.
При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:
Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.
Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.
Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно (или вяло), недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.
Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).
Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям, которые можно провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае).
Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.
Учебно-методический комплект:
Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 – 11 классов.
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук
А.А.Зданевич. 4-е издание, Москва. «Просвещение» 2007г.
Учебник:
В.И. Лях. Физическая культура 5-7 классы, Учебник для общеобразовательных организаций. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: