Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и икт»
Информатика 8 класс
Авторы: И.Г. Семакин и др.
Учебник: информатика и ИКТ 8 класс
Год издания: 2009г. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы в виде рейтингового контроля знаний учащихся. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ - 4, контрольного тестирования, практических работ – 22 и практикумов – 4. Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Изучение информатики и информационных технологий в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Цели
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ 8 КЛАСС – 34 ЧАСОВ.
I, II, III, IV четверти – 1 час в неделю.
Тема 1. Человек и информация – 5 часов
Тема 2. Первое знакомство с компьютером – 7 часов
Тема 3. Текстовая информация и компьютер – 9 часов
Тема 4. . Графическая информация и компьютер – 5 часов
Тема 5. Технология мультимедиа – 8 часов
Тема, цели | № | Содержание | Дата | Виды учебной деятельности | Формы организации урока | ОУУН |
ТЕМА1. Человек и информация Основные цели. Раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и деятельности человека. Ввести понятие информативности сообщения с субъективной (содержательной) точки зрения на информацию. Раскрыть роль языков в информационной деятельности человека. Ввести понятие «информационные процессы» и показать три их разновидности: процесс хранения, процесс передачи и процесс обработки информации. Рассмотреть алфавитный подход к измерению информации | 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания | 1-5/09 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа. |
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | 7-12/09 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
3 | Информационные процессы | 14-19/09 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
4 | Работа с тренажёром клавиатуры | 21-26/09 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 28-03/10 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
ТЕМА2. Первое знакомство с компьютером Основные цели. Дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве, о функциях основных узлов. Заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера. Дать представления о составе программного обеспечения компьютера. Раскрыть назначение операционной системы; ввести понятие файловой структуры дисков. | 6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | 5-10/10 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа. |
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. | 12-17/10 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
8 | Пользовательский интерфейс | 19-24/10 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
9 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. | 26-31/10 | Усвоение новых знаний | Семинар | ||
10 | Файлы и файловые структуры. | 9-14/11 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. | 16-21/11 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
12 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». | 23-28/11 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | ||
ТЕМА3. Текстовая информация и компьютер Основные цели. Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти. Раскрыть назначение текстовых редакторов. Обучить основным приемам работы с текстовым редактором. | 13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. | 30-05/12 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа. |
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 07-12/12 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
15 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. | 14-19/12 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
16 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 21-26/12 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. | 12-16/01 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
18 | Работа с таблицами. | 18-23/01 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
19 | Дополнительные возможности текстового процессора | 25-30/01 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
20 | Выполнение итогового практического задания | 01-06/02 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
21 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» | 08-13/02 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | ||
ТЕМА4. Графическая информация и компьютер Основные цели. Познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики. Дать представление об устройстве и функционировании видеосистемы компьютера. Раскрыть способы кодирования графического изображения. Обучить основным приемам работы с графическим редактором. | 22 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | 15-20/02 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа. |
23 | Графические редакторы растрового типа | 22-27/02 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
24 | Кодирование изображения. | 01-06/03 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | ||
25 | Работа с векторным графическим редактором. | 09-13/03 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
26 | Технические средства компьютерной графики. | 15-20/03 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
ТЕМА5. Технология мультимедиа Основные цели. Раскрыть понятие мультимедиа. Познакомить учащихся со способами аналогового и цифрового представления звука, с техническими средствами мультимедиа. Научить создавать несложные презентации. | 27 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. | 22-27/03 | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа. |
28 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | 06-11/04 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 13-18/04 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
30 | Создание презентации с применением звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | 20-24/04 | Усвоение новых знаний | Практическая работа | ||
31 | Тестирование. | 26-30/04 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | ||
32 | Повторение | 03-08/05 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Урок - лекция | ||
33 | Повторение | 11-15/05 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Семинар | ||
34 | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | 17-22/05 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: