NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по информатике и икт (базовый уровень) для 11 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО ЕМЦ

Протокол №___ от ________

_________________________

Руководитель МО ЕМЦ

_________________________

Л.С. Чемоданова

«_____» ___________ 2013г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

МКОУ «Щученская СОШ»

В.Т. Острокостова

«_____» ____________ 2013г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МКОУ «Щученская СОШ»

Н.М. Солошенко

«____» ____________ 2013г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ (базовый уровень)

для 11 класса

Составитель: Чемоданова Лариса Сергеевна,

учитель информатики, ВКК

2013 – 2014 учебный год

ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка 3 – 4



  1. Учебно-тематический план 5



  1. Содержание рабочей программы 6 – 7



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 – 9



  1. Календарно-тематическое планирование 10 – 14



  1. Контроль уровня обучения (пакет КИМов) 15



  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков 16 – 19



  1. Ресурсное обеспечение программы 20



  1. Техническое оснащение 20


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

В качестве основы для разработки рабочей программы принята Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.

Нормативными документами для составления программы являются:

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Примерные программы по «Информатике и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – 6-е изд., испр. и доп. Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 463 с.)

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике (из приложения к приказу Минобразования России от 30.06.99 №56)

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от « 27 » июля 2012 г. № 760;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по информатике и ИКТ. (Кабинет информатики: методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 – 136 с.)

  • Авторской программы профессора Н.В. Макаровой для 11 класса.


Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с четом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Включено повторение основных разделов информатики для подготовки к итоговой аттестации. Изменение часов объясняется основными целями и задачами, обозначенными в Федеральном компоненте государственного стандарта. Однако ЕГЭ, предполагаемый как проверка основных знаний учащихся, заставляет увеличить количество часов на темы «Информационные системы», «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», «Компьютерные технологии представления информации», «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов», «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей», «Основы социальной информатики».

Тема «Информационные технологии разработки проекта» в примерной программе не представлена, но является необходимой частью курса информатики и ИКТ. Таким образом, на ее изучение отведено 4 часа вариативной части.

В каждой теме предусмотрено выделение часов на изучение теории, выполнение работ компьютерного практикума и решение задач. Обязательные практические работы сохранены в полном объеме.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п.п.

Раздел

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1.

Информационные модели


6

1

6

2.

Информационные системы


10

5

10

3.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

10

5

10

4.

Основы социальной информатики


4

2

2

5.

Информационные технологии разработки проекта



5

2

4




ИТОГО:

35

15

32


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Информационные модели (6 часов)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы:

  • «Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме»

  • «Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул»

  • «Представление последовательности действий в форме блок-схемы»

  • «Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели»

  • «Оптимизационное моделирование. Исследование физических моделей»

  • «Моделирование процессов управления в реальных системах. Построение учебных информационных моделей»


Информационные системы (10 часов)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы:

  • «Знакомство с системой управления базами данных»

  • «Создание структуры табличной базы данных»

  • «Теоретические этапы разработки базы данных»

  • «Обработка данных в базе данных»

  • «Использование формы для просмотра и редактирования записей»

  • «Сортировка данных. Поиск данных с помощью фильтров»

  • «Связывание таблиц»

  • «Формирование запросов на поиск данных»

  • «Печать данных с помощью отчета»

  • «Создание реляционных баз данных на заданную тему»



Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

(10 часов)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практические работы:

  • «Подключение к Интернету. Настройка модема».

  • «“География” Интернета. Определение маршрута прохождения информации»

  • «Настройка браузера».

  • «Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой. Пересылка информации через Интернет»

  • «Работа с поисковыми системами. Поиск Интернет-ресурсов по URL-адресам»

  • «Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче»

  • «Общение в Интернете в реальном времени.»

  • «Настройка мультимедиа проигрывателя»

  • «Форматирование текста и размещение графики»

  • «Формы на Web-страницах. Гиперссылки на Web-страницах»


Основы социальной информатики (4 часа)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Практические работы:

  • «Методы защиты информации в операционной системе»

  • «Работа с информационно-правовой системой»



Информационные технологии разработки проекта

(5 часов)

Проект. Основные типы проектов. Основные этапы разработки проекта. Структурная декомпозиция. Дерево целей проекта. Структура продукта. Структура разбиения работ. Матрица ответственности.

Практические работы:

  • «Анализ среды, для которой будет разрабатываться проект»

  • «Разработка краткосрочного проекта на заданную тему»

  • «Защита и представление результатов краткосрочного проекта»

  • «Разработка социального проекта на произвольную тему»


Всего – 35 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

Уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

В рамках реализации курса «Информатика и ИКТ» у учащихся формируется система общих учебных умений, навыков и способов деятельности:

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.


Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Владение навыками редактирования текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Рефлексивная деятельность. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Календарно – тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Контроль

Практическая часть

Требования к уровню подготовки учащихся

Д/з

план

факт

Информационные модели (6 часов)

1








Моделирование как метод познания.

Этапы моделирования. Постановка задачи.

Виды моделей. Формы представления моделей. Практическая работа «Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме»

Практ. раб

П/р

Знать:

Назначение и виды информационных моделей.

Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

Назначение моделирования, этапы моделирования

Виды компьютерного моделирования: расчетные, графические, имитационные модели

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов

Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы

Уметь:

Проводить анализ постав-ленной задачи, строить информационные модели:

  • в форме графа

  • в виде формул

  • в форме блок – схемы

Использовать информационные модели в учебной и познавательной деятельности

§ 5.1

§ 5.2

2








Информационные модели на графах.

Системы и структуры объектов.

Практическая работа «Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул»

Практ. раб

П/р


Записи в тетради

§ 5.3,

§ 5.4

3







Алгоритмические модели на графах. Практическая работа «Представление последовательности действий в форме блок – схемы»




П/р

§ 5.5

4







Математические модели. Практическая работа «Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели»

Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Практ. раб

П/р

§ 5.7

Записи в тетради

§ 5.10

5







Оптимизационное моделирование в экономике. Практическая работа «Оптимизационное моделирование. Исследование физических моделей»

Практ. раб

П/р

§ 5.6

6








Место моделирования в деятельности человека. Практическая работа «Моделирование процессов управления в реальных системах. Построение учебных информационных моделей»

Практ. раб

П/р

§ 5.13

Информационные системы (10 часов)

7








Понятие и типы информационных систем.

Основные понятия баз данных.

Среда и возможности СУБД MS Access.







Знать:

Понятие информационных систем

Назначение БД, виды БД, основные элементы БД: запросы, отчеты, таблицы, формы

Возможности СУБД MS Access

Геоинформационные системы

Уметь:

Проводить анализ предметной области, данных БД,

Создавать структуру и заполнять простую БД, используя мастер, редактировать БД

Осуществлять сортировку данных. Создавать простые и сложные запросы, отчеты в БД.


§ 2.1, 2.2

§ 4.1

§ 4.2

8







Анализ предметной области. Анализ данных. Построение модели данных. Практическая работа «Знакомство с системой управления базами данных»

Практ. раб

П/р

Записи в тетради

9







Создание БД в среде СУБД MS Access.

Практическая работа «Создание структуры табличной базы данных».




П/р

§ 4.3

10







Редактирование данных в БД. Практическая работа «Теоретические этапы разработки базы данных».




П/р

§ 4.3

11







Формы для ввода и редактирования записей. Практическая работа «Обработка данных в базе данных»

Практ. раб

П/р

Записи в тетради

12







Фильтры и запросы в БД.

Практическая работа «Использование формы для просмотра и редактирования записей»




П/р

Записи в тетради

13







Сортировка в БД. Отчеты. Практическая работа «Сортировка данных. Поиск данных с помощью фильтров»




П/р

Записи в тетради

14







Реляционные БД. Связь между таблицами реляционной БД. Практическая работа «Связывание таблиц»

Практ. раб

П/р

Записи в тетради

Формирование запросов Практическая работа «Формирование запросов на поиск данных»




П/р

Записи в тетради

15







Создание отчетов. Практическая работа «Печать данных с помощью отчета»

Реляционные базы данных.

Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Практическая работа «Создание реляционных баз данных на заданную тему»

Практ. раб

П/р


Записи в тетради

Работа над проектом

16







Зачетная практическая работа.

Практ. раб

П/р

Работа над проектом

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (10 часов)

17







Техника безопасности.

Передача информации. Каналы связи и их основные характеристики.

Локальные компьютерные сети. Виды, топология сетей.







Знать:

Источники и приемники информации,

топологию сетей;

назначение основных видов услуг глобальных сетей.

Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет

Назначение основных тегов, правила создания web-страниц.

Уметь:

Подключаться к Интернет

Работать с электронной почтой, файловыми архивами,

Осуществлять поиск информации по ключевым словам

Создавать простейшие Web-сайты, web-страницы.

Вставлять такие элементы, как:

  • Текст;

  • Заголовки;

  • Рисунки;

  • Списки;

  • Таблицы;

  • Переключатели;

  • Гиперссылки

и т.д.


Записи в тетради


18







Глобальная компьютерная сеть. Адресация в Интернете. Практическая работа «Подключение к Интернету. Настройка модема»




П/р

Записи в тетради

19







Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства компьютерных сетей. Практическая работа «“География” Интернета. Определение маршрута прохождения информации»




П/р

Записи в тетради

20







Информационные сервисы сети Интернет. Электронная почта Практическая работа «Настройка браузера»

Практ. раб.

П/р

Записи в тетради

21







Всемирная паутина, технология WWW.

Практическая работа «Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой. Пересылка информации через Интернет»




П/р

Записи в тетради

22







Браузеры – средство доступа к информационным ресурсам.

Практическая работа «Работа с поисковыми системами. Поиск Интернет-ресурсов по URL-адресам»

Практ. раб.

П/р

Записи в тетради

23







Поисковые системы общего назначения. Практическая работа «Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче»

Практ. раб.

П/р

Записи в тетради

24







Интерактивное общение, средствами Интернет.

Практическая работа «Общение в Интернете в реальном времени»




П/р

Записи в тетради

25







Мультимедиа технологии в сетях. Практическая работа «Настройка мультимедиа проигрывателя»

Практ. раб.


П/р

Записи в тетради

26








Web-сайты, web-страницы. Основные теги. Определение тематики сайта. Форматирование текста. Списки.

Рисунки на web-странице. Фоновые рисунки. Таблицы Практическая работа «Форматирование текста и размещение графики на web-странице».

Гиперссылки. Формы на web-странице.

Практическая работа « Формы на web-странице. Гиперссылки на Web-страницах».

Практ. раб.

П/р


Записи в тетради


Основы социальной информатики (4 часа)

27







Информационная цивилизация. Информационное общество.







Информационное общество.

Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Знать:

Четыре информационные революции; основные проблемы информатизации России

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека


§1.1,

28







Национальные информационные ресурсы России. Особенности формирования информационного общества в России.







§1.2, §1.3

29







Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Практическая работа «Методы защиты информации в операционной системе»

Практ. работа.

П/р

§1.4

30







Проблемы информационной безопасности личности, общества и государства. Практическая работа «Работа с информационно-правовой системой»

Практ. работа.

П/р

§ 1.5

Информационные технологии разработки проекта (4 часов)

31








Проект. Основные типы проектов.

Основные этапы разработки проекта.

Структурная декомпозиция. Дерево целей проекта

Структура продукта Практическая работа «Анализ среды, для которой будет разрабатываться проект»

Практ. работа.

П/р

Уметь: эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности

записи в тетради


32







Структура разбиения работ Практическая работа «Разработка краткосрочного проекта на заданную тему»




П/р

записи в тетради

33







Матрица ответственности. Практическая работа «Защита и представление результатов краткосрочного проекта»

Практическая работа «Разработка социального проекта на произвольную тему»




П/р

П/р

записи в тетради


34







Итоговое тестирование

тест







35







Урок занимательной информатики














КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Практические работы


  • «Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме»

  • «Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул»

  • «Представление последовательности действий в форме блок-схемы»

  • «Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели»

  • «Оптимизационное моделирование. Исследование физических моделей»

  • «Моделирование процессов управления в реальных системах. Построение учебных информационных моделей»

  • «Знакомство с системой управления базами данных»

  • «Создание структуры табличной базы данных»

  • «Теоретические этапы разработки базы данных»

  • «Обработка данных в базе данных»

  • «Использование формы для просмотра и редактирования записей»

  • «Сортировка данных. Поиск данных с помощью фильтров»

  • «Связывание таблиц»

  • «Формирование запросов на поиск данных»

  • «Печать данных с помощью отчета»

  • «Создание реляционных баз данных на заданную тему»

  • «Подключение к Интернету. Настройка модема».

  • «“География” Интернета. Определение маршрута прохождения информации»

  • «Настройка браузера».

  • «Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой. Пересылка информации через Интернет»

  • «Работа с поисковыми системами. Поиск Интернет-ресурсов по URL-адресам»

  • «Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче»

  • «Общение в Интернете в реальном времени.»

  • «Настройка мультимедиа проигрывателя»

  • «Форматирование текста и размещение графики»

  • «Формы на Web-страницах. Гиперссылки на Web-страницах»

  • «Методы защиты информации в операционной системе»

  • «Работа с информационно-правовой системой»

  • «Анализ среды, для которой будет разрабатываться проект»

  • «Разработка краткосрочного проекта на заданную тему»

  • «Защита и представление результатов краткосрочного проекта»

  • «Разработка социального проекта на произвольную тему»


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и

информационным технологиям

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ПК, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ПК считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ПК, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ПК, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов обучающихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» ставится, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ обучающихся:

оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у обучающихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методический комплект для учителя:


  1. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. /Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010

  2. Информатика. Методическое пособие для учителя. 11 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2008

  3. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2010


Учебно-методический комплект для обучающихся:

Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010.

Информатика и ИКТ. Практикум 11 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

Дополнительная литература:

  1. Газета «Информатика», приложение к газете «Первое сентября»

  2. Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика и ИКТ. 11 класс». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

  3. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  4. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  5. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net

  6. Сайт «Методическая копилка учителя информатики»: http://www.metod-kopilka.ru

Средства обучения:

  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Плакаты

  5. Сканер

  6. Принтер

  7. Интернет

  8. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

  9. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы).

  10. Готовые файлы с задания




страница 1


скачать

Другие похожие работы: