Рабочая программа учебного курса информатики и икт 8 класс 34 часа (1 ч в неделю) Составил: учитель информатики
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ____________2013 г. Председатель: ________/_____________/ | СОГЛАСОВАНО «___» ___________2013 г. Зам.директора по УР _______/Шабогина ЕВ/ | УТВЕРЖДАЮ «___» ___________2013 г. Директор ОУ: __________/ Хирнова ИА / |
Рабочая программа
учебного курса информатики и ИКТ
8 класс
34 часа (1 ч. в неделю)
Составил:
учитель информатики
МКОУ СОШ с Каменка
Антонов АВ
2013-2014 уч год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ;
Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний).
Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;
Входящее в РП календарно-тематическое планирование предназначенного для реализации программы курса информатики и ИКТ в 8 кл. в течении 34 часов (из расчета I час в неделю) и по объёму соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников основной школы.
Календарно-тематическое планирование определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В нём реализуется доступное изложение учебного материала, определена последовательность этого материала, логика учебного процесса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Место курса в решении общих целей и задач обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение в II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения и в V-VII классах.
Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Содержание курса информатики и ИКТ
Информация и информационные процессы – 7 часов
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Аппаратные и программные средства ИКТ.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Коммуникационные технологии. Передача информации в компьютерных сетях – 16 часов.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Практические работы:
Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
Путешествие по Всемирной паутине.
Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
Загрузка файла из файлового архива.
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:
Угринович Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008;
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер;
Программные средства;
операционная система Windows, Linux;
пакт офисных приложений Microsoft Office, Open Office;
браузер Mozilla Firefox, Opera, SeaMonkey.
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор WinZip (Winrar).
Учебно-тематическое планирование
-
Класс:
8
Учитель:
Антонов АВ
Количество часов:
Всего
34
час;
В неделю
1
час.
Учебник: «Информатика 8» Н Угринович, БИНОМ, 2008
№ | Тема | Цель | Количество часов | Контрольные работы | ||
| | По программе | По плану | |||
| Информация и информационные процессы. | Научить учащихся различать процедурные и декларативные знания, определять информационный объём текста, переводить единицы количества информации из одних единиц в другие. | 7 | 1 | 1 | |
| Аппаратные и программные средства ИКТ. | Научить учащихся готовить к работе внешние устройства, имеющиеся в компьютерном классе, уметь ими пользоваться, вставлять дискеты в накопители, просматривать на экране каталоги диска, инициализировать выполнение программ из программных файлов, выполнять основные операции с файлами: копирование, перемещение, удаление, переименование. | 9 | 1 | 1 | |
| Компьютерные коммуникации. | Научить учащихся осуществлять обмен информации с файл-сервером локальной сети школьного компьютерного класса, отправлять и получать письма по электронной почте, получать информацию с Web-страницы, адрес которой известен, искать информацию в сети с помощью поисковых программ. | 17 | 1 | 1 |
№ | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Информация и информационные процессы. | 4 | 3 | 7 |
2 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. | 4 | 5 | 9 |
3 | Коммуникационные технологии. | 7 | 10 | 17 |
4 | Итог: | 15 | 18 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
| № | Тема | Тип урока | Контроль | Д/з | дата | |
| | ||||||
Информация и информационные процессы – 7 часов | |||||||
| | Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе. | Урок изучения нового материала | | § 1.1.1. – 1.1.2. Стр. 8-12 | | |
| | Информация в обществе и технике. | Комбинированный урок | | § 1.1.3 – 1.1.4 Стр. 12-17 | | |
| | Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Отработка практических умений и навыков | Компьютерный практи-кум | Стр. 126. | | |
| | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | Урок изучения нового материала | | § 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3. Стр. 18-25 | | |
| | Количество информации. Определение количества информации. Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации» | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 1.3.1, 1.3.2. Стр. 26-30 | | |
| | Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации». | Урок изучения нового материала | | § 1.3.3. Стр. 30-32 | | |
| | Контрольная работа № 1. «Количество информации». | Урок контроля и оценивания знаний. | Тести-рование | | | |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации- 9 часов | |||||||
| | Устройство компьютера. | Урок изучения нового материала | Компьютерный практи-кум | § 2.1 Стр.33-49. | | |
| | Процессор, память. Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5 Стр. 36-37, 45-49 Стр. 133 | | |
| | Устройства ввода и вывода. Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 2.2.2, 2.2.3 Стр. 37-45 Стр. 134 | | |
| | Файлы и файловая система. | Комбинированный урок | | § 2.3.1, 2.3.2 Стр. 50-57 | | |
| | Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | Отработка практических умений и навыков | Компьютерный практи-кум | § 2.3.3 Стр. 57-58 Стр. 130 | | |
| | Программное обеспечение компьютера. Правовая охрана программ и данных. | Комбинированный урок | | § 2.4 Стр. 58-62 § 2.8.1, 2.8.2 Стр. 72-75 | | |
| | Графический интерфейс операционных систем Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 2.5-2.6 Стр. 63-69 Стр. 137 | | |
| | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации. Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 2.7 Стр. 69-72 § 2.8.3 Стр.76-78 Стр. 140 | | |
| | Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | Урок контроля знаний и умений | | § 2.8. Стр. 72-78 | | |
Коммуникационные технологии – 16 ч. | |||||||
| | Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации. | Урок изучения нового материала | Решение задач | § 3.1. Стр. 80-81 | | |
| | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 3.2 Стр. 81-84 Стр. 143 | | |
| | Глобальная компьютерная сеть Интернет. | Урок изучения нового материала | | § 3.3 Стр. 84-94 Стр. 144 Стр. 149 | | |
| | Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету». | | Компьютерный практи-кум | § 3.3 Стр. 84-94 Стр. 144 Стр. 149 | | |
| | Всемирная паутина. Информационные ресурсы интернета. Практическая работа № 3.3. «География» Интернета». Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине». | | Компьютерный практи-кум | 3.4. | | |
| | Электронная почта. Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 3.4 Стр. 94-100 Стр. 151 Стр. 155 | | |
| | Файловые архивы. Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 3.4 Стр. 100-102 Стр. 158 | | |
| | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | Комбинированный урок | | § 3.4 Стр. 102-106 | | |
| | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | § 3.5 Стр. 107–110 Стр. 161 | | |
| | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | Урок изучения нового материала | | § 3.7 Стр. 113 -117 | | |
| | Форматирование текста на Web-странице. | Комбинированный урок | | § 3.7.3 Стр.115-116 | | |
| | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | Комбинированный урок | | § 3.7.4, 3.7.5 Стр. 117-119 | | |
| | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | Комбинированный урок | | § 3.7.6, 3.7.7 Стр. 119-123 | | |
| | Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Отработка практических умений и навыков | Компьютерный практи-кум | Стр. 165 | | |
| | Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Отработка практических умений и навыков | Компьютерный практи-кум | Стр. 165 | | |
| | Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Комбинированный урок | Компьютерный практи-кум | Стр. 165 | | |
| | Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии». | | | | | |
| | резерв | | | | | |
Программа курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика 8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11): Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008;
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:
Контрольные работы по информатике. Серия «Информатика в школе». - М.: Информатика и образование.
Раздаточные материалы по информатике. 7-9 кл. В 2ч. Анеликова Л.А. – М.: Дрофа.
Дидактические материалы по информатике. Серия «Информатика в школе». - М.: Информатика и образование.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер;
Программные средства;
операционная система Windows, Linux;
пакт офисных приложений Microsoft Office, Open Office;
браузер Mozilla Firefox, Opera, SeaMonkey.
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор WinZip (Winrar).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: