Работа с родителями
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родители – первые помощники и советчики своим детям в выборе профессии, они вместе с классными руководителями с младшего возраста должны наблюдать развитие интересов ребенка, влиять на их формирование. Какие виды деятельности интересуют ребенка, каковы его творческие достижения, каковы профессиональные намерения – эти вопросы должны быть постоянно в поле зрения родителей.
Однако исследования, проводимые учеными, показали, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений об интересах и способностях своих детей, некоторые проявляют равнодушие к их будущему: отдельные родители, не учитывая интересов и увлечений детей, принуждают их к выбору нелюбимой профессии; целый ряд очень важных профессий физического и умственного труда не пользуются популярностью среди родителей.
Часто совет, даваемый родителями, базируется на их порой неточных и поверхностных представлениях о «хороших» и «престижных» профессиях, которые обеспечивают гарантированное будущее, но, что самое печальное, предлагаемый вариант менее всего оценивается с точки зрения его соответствия интересам и способностям ребенка. То есть уже на этом этапе выбора закладывается негативная программа неуспешного профессионала, имеющего сложности в личностной и профессиональной самореализации.
И, пожалуй, еще об одном родительском заблуждении – представлении о том, что высшее образование, которое непременно должны получить их сын или дочь, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и высокооплачиваемой работы. В этом случае истинное профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, а выбор профессии- выбором учебного заведения, не говоря уж о том, что наличие высшего образования никак не решает проблему гарантированного трудоустройства. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации. Часто после приложения громадных усилий и финансовых затрат, которых требует поступление в вуз и обучение там (в случае коммерческого или платного образования, оплаты подготовительных курсов или репетиторских услуг), следует разочарование в выбранном профиле обучения, что заканчивается уходом из вуза, либо выходом специалиста, мало мотивированного к полученной профессии, а значит, и неспособного выстроить успешную профессиональную карьеру. Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае высший, может быть достигнут и ступенчатым путем (ПТУ – техникум – вуз, техникум – вуз – работа и заочная форма обучения в вузе и т.п.). Гибкость и многовариантность такого подхода дает юноше или девушке возможность выбрать для себя наиболее оптимальный путь получения образования и тем самым сохранить состояние психологического комфорта.
Одна из важнейших Ваших задач - помочь ребенку сформировать реальное представление о себе, своих способностях, сильных сторонах своей личности и наиболее успешных сторонах своей деятельности. Причем эта вдумчивая, уважительная «обратная связь» должна быть дана Вами не в прямых оценках их способностей, умений и личностных свойств, а в поощрении их уникальности.
Даже если Ваш сын или дочь не вполне справляется с чем-то, Вы имеете возможность обсудить эти сложности вместе. Важно дать понять, что, несмотря на эти неуспехи, Ваши чувства по отношению к сыну или дочери неизменны. Поддерживая и одобряя Вашего ребенка, Вы помогаете приобрести ему уверенность в себе. По образному выражению, это подобно прививке от неудачи и несчастья.
Работа с родителями должна вестись по двум основным направлениям: подготовка родителей к оказанию помощи детям в выборе профессии и привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организации экскурсий на производство. В содержании работы с родителями важно исходить из того, что условиями ее успеха являются, во-первых, осуществление трудового воспитания в семье; во-вторых, пропаганда среди родителей психолого-педагогических знаний.
В работе с родителями классный руководитель использует такие формы работы, как родительские собрания, анкетирование родителей. Знакомясь с условиями жизни подростков в семье, учитель получает дополнительную информацию об интересах и склонностях учащихся, об уровне влияния родителей на профессиональный выбор детей, определяет методы индивидуальной работы с родителями.
Родительские собрания – традиционная форма работы классного руководителя с родителями. На собраниях обсуждаются методы изучения интересов детей, влияние родителей на формирование обоснованного профессионального плана, факторы выбора профессии и типичные ошибки, которые совершают родителя и дети, определяя дальнейший жизненный путь. Темой обсуждения должны стать пути получения образования, учебные заведения, где можно получить профессию, состояние здоровья и его роль в выборе профессии, ситуация на рынке труда.
Индивидуальные беседы классных руководителей, учителей-предметников об особенностях характера, интересах, способностях, увлечениях, обсуждение путей активной проверки интересов и способностей через работу в кружках, факультативах и «профессиональных» объединениях, участие родителей в профориентационных мероприятиях школы, - все это способствует активному привлечению родителей к решению вопроса о выборе профессии детьми. Искусство проведения беседы классным руководителем заключается в том, чтобы вместе с родителями прийти к общему мнению относительно успехов ученика и совместными усилиями решить вопрос о его будущем. Между классным руководителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения. Только такие взаимоотношения вызывают желание у родителей посоветоваться о будущем ребенка. Индивидуальная работа с родителями требует большой ответственности, педагогического такта. Планировать работу необходимо таким образом, чтобы одно родительское собрание в четверть было отведено вопросам профессиональной ориентации. Собрания должны расширять знания родителей в профинформации, готовить их к серьезной работе по руководству профессиональным самоопределением детей. Индивидуальную работу с родителями следует начинать в в первой четверти с анкетирования родителей и проводить в течение всего учебного года. Классный руководитель готовит бланки анкет к первому родительскому собранию, которое проводится в начале учебного года Анализ анкет позволит увидеть перемены, происшедшие в интересах и склонностях учеников за время каникул, выявить позицию родителей, их влияние на самоопределение ученика.
С родителями, которые активно влияют на выбор профессии, дают детям совет на основе знания их интересов и способностей, следует проводить беседы справочного характера, подсказывать, в каких учебных заведениях можно получить выбранную профессию. С родителями. Не оказывающими активного влияния на самоопределение подростка, работа должна быть направлена на определение путей развития интересов и склонностей ребенка. С родителями, которые принуждают детей к выбору нелюбимой профессии, нужно проводить разъяснительную работу, используя результаты профконсультации, характеристики учителей-предметников, медицинские данные. В начале третьей четверти следует провести еще одно анкетирование родителей, которое позволит подвести предварительные итоги совместной работы учителя и родителей по оказанию помощи в формировании профессиональных планов подростков, а в сложных случаях (рассогласованность рекомендаций школы, родителей и желания самого ученика) своевременно обратиться за помощью к профконсультанту.
В четвертой четверти классный руководитель проводит индивидуальные беседы с родителями для уточнения профессиональных планов детей, подводит итог проделанной работе.
Для оказания помощи классному руководителю в работе по профессиональной ориентации родителей в школе может быть организован лекторий для родителей «Психофизиологические особенности подростков». Одна из бесед на темы: «Учет индивидуальных особенностей школьника при выборе профессии», «Интересы, способности, склонности при выборе профессии», «Соответствие интересов и способностей ребенка профессии, которую он выбирает», «Помощь родителей в расширении знаний ребенка о будущей профессии», «Здоровье и выбор профессии». Нужно знакомить родителей с миром профессий их востребованностью на рынке труда. Для этого на занятия лектория должны быть приглашены социологи, психологи, профконсультанты, специалисты служб занятости.
Л.И. Величко, Е.П.Лихорад, Г.Н. Сыч., Е.С. Балашова
«Основы теории и практики профориентационной работы в школе»
***
«Зачем нужна работа?» - вы можете спросить.
Отвечу вам: «пожалуй, чтобы спокойно жить».
Чтоб кушать, одеваться, чтобы детей растить,
А можно экономить и денежки копить.
Копить на мойку, пейджер, мобильный телефон,
На птичку канарейку или комбинезон.
Но если ты ребенок несовершенных лет,
Родители накормят, оденут, спору нет.
Учась пока что в школе вдали от всех забот,
Ты можешь развлекаться, но время нас не ждет:
Звенит звонок последний, и в жизнь открыта дверь,
И впереди так много и счастья, и потерь.
Учиться где-то дальше тут предстоит не всем,
А часть идет работать, вы спросите «Зачем?»
Отвечу терпеливо: «Чтоб прокормить, одеть,
Чтоб жить достойной жизнью и от веселья петь».
К несчастью в наше время работы нет на всех,
А если есть, то платят, как будто бы на смех.
Профессий много разных: и сложных, и простых,
Физических, отважных, а также умственных.
У каждого найдется стремление с мечтой:
Быть космонавтом, няней, а может медсестрой.
Есть также реставратор, маляр, портной, актер,
Театровед, печатник, скорняк и волонтер,
Художник-живописец, швея и витражист,
Чеканщик, композитор, гравер и пианист.
Всех сосчитать не в силах, но знаю лишь одно:
Что подобрать по вкусу работу нелегко.
Тут денег мало платят, там – уровень не тот,
То далеко от дома и вовсе нету льгот.
Но жить нам все же надо, и тут не мне судить,
Пока отец и мама меня будут кормить.
Но дам совет толковый, пока возможность есть,
Учись, стремись, работай – всего не перечесть.
Достигнешь своей цели – гордись собой, друг мой:
Ты – человек отличный с толковой головой!
Цмиханов Руслан, 14 лет
г. Норильск
страница 1
скачать
Другие похожие работы: