Рассмотрено
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО ЕМЦ Протокол №___ от ________ _________________________ Руководитель МО ЕМЦ _________________________ Л.С. Чемоданова «_____» ___________ 2013г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МКОУ «Щученская СОШ» В.Т. Острокостова «_____» ____________ 2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Щученская СОШ» Н.М. Солошенко «____» ____________ 2013г. |
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Применение информационных технологий на уроках математики»
Составитель: Чемоданова Лариса Сергеевна,
учитель математики, ВКК
Срок реализации – 3 года (2012 – 2015)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя | Чемоданова Лариса Сергеевна |
Дата рождения | 10.10.1968 |
Образование | высшее |
Какое учебное заведение окончил, год окончания | Воронежский государственный университет, ф-т ПММ, математик-прикладник, 1992 Воронежский государственный университет, ф-т математический, учитель математики, 1997 |
Должность | учитель, Приказ №12/1-к от 22.03.2010 |
Преподаваемые предметы | математика информатика |
Общий трудовой стаж | 27 |
Стаж педагогической работы | 20 |
КК | высшая, Приказ №278-А от 24.12.2009 |
Сведения о повышении квалификации | Математика 02.04-25.05.2012 (Академия АЙТИ) 17.02-08.04.2009 (ВОИПКиПРО) октябрь 2008 (ВОИПКиПРО) 14.10-20.11.2013 (ВОИПКиПРО) Информатика - декабрь 2011 (ВОИПКиПРО) |
Наличие наград, поощрений | Грамота ГУО Воронежской области, 2004 Грамота отдела образования администрации Лискинского муниципального района, 2012 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития её человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.
Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. [1]
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:
– гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
– гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания);
– информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Именно поэтому я определила для себя следующую тему самообразования: «Применение информационных технологий на уроках математики».
Цель: через призму работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными методами преподавания математики учителями школ района;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
Сроки реализации данной программы – 2012 – 2015 г.г.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления результатов |
1. Диагностический | 1. Анализ затруднений Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те – кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и может без труда профессионально двигаться в разных полях практики. 21-й век – это век рефлексивных форм знания. Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет работать с моделями – так же, как на нашем предмете или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? Если честно? Очень часто – никак. И если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Мы считаем, что главное – это хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыркаться» в чужую. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов. | 2012 год | Собеседование с руководителем зам.директора по УВР, коллегами |
1. Диагностический | 2. Постановка проблемы Недостаточная сформированность у учащихся математической компетентности, неумение применять предметные знания в решении жизненных задач. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Список литературы
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 1996 4. Чтение педагогических периодических изданий («Математика», приложение к «Первому сентября», «Математика в школе», «Народное образование»). 5. Обзор информации в Интернете. | | |
2. Прогностический | 1. Определение целей и задач работы над темой Цель проекта: разработать систему методических приемов, позволяющих развивать универсальные умения и навыки через применение метапредметного подхода в обучении математике. Разработать систему уроков с применение метапредметного подхода в обучении математике. Задачи проекта: 1. Обобщить опыт собственной педагогической деятельности в направлении применение метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики. | | |
2. Прогностический | 2. Изучить опыт личностно-ориентированного подхода к обучению, разработки индивидуальных траекторий развития учащихся. 3. Разработать систему приемов, мотивирующих учащихся к изучению предмета, формирующих коммуникативную и математическую компетентности на основе применения метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики с целью развития продуктивного творческого мышления. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы В современном образовании знания, умения и навыки (ЗУНы) не являются основной целью, а становятся лишь средством и базой для развития личности, формирования и развития образовательной компетентности. Параллельно с формированием ЗУНов в школьном курсе изучения математики должна идти работа над развитием устойчивой мотивации к занятиям, формироваться коммуникативная компетентность, умений применять знания в решении жизненных задач. 3. Прогнозирование результатов Сформированность трех звеньев (ЗУН, мотивации, коммуникативной компетентности) позволит говорить о наличии математической компетентности, о повышении качества преподавания предмета. | 2012-2013 | Выступление на заседании МО, публикация статьи |
3. Практический | 1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы Разработка новых форм, методов и приемов обучения. 2. Формирование методического комплекса Разработка дидактических материалов, тестов. Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям Создание комплектов педагогических разработок | 2012-2015 | Открытые уроки, выступления на заседаниях МО, публикации, размещение работы на Фестивале педагогических идей «Открытый урок» (www.1september.ru), |
3. Практический | 3. Отслеживание текущих и промежуточных результатов
4. Корректировка работы | | дистанционные курсы повышения квалификации |
4. Обобщающий | 1. Подведение итогов 2. Оформление результатов работы по теме 3. Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег | 2015 год | Выступление на МО, публикации, презентация результатов работы перед педагогическим коллективом |
5. Внедренческий | 1. Распространение опыта
| В ходе педагогической деятельности | Публикации, создание методического пособия, выступления на МО и семинарах, подготовка и проведение районных мероприятий, размещение информации на сайте школы, проведение мастер-классов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сроки | Задачи и направления | Способы достижения, результаты |
сентябрь | Составление рабочих программ по математике | Редактирование планирования |
Работа с документацией. | Анализ документации. Оформление. | |
Изучить литературу: М. Е. Козина «Сборник элективных курсов» О. Л. Безрукова «Олимпиадные задания по математике 5-11 классы» | Изучение | |
Планирование элективного курса «Избранные вопросы математики» | Составление абочей программы | |
Планирование работы со способными учениками с перспективой участия в районной олимпиаде | Составление плана | |
Планирование работы со слабоуспевающими детьми. | Составление плана | |
Оформление папки классного руководителя | Пополнение папки новыми материалами. | |
Проведение уроков с применением ИКТ | | |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты в интернет | Оформление и отправка работы | |
октябрь | Изучить литературу: В.В. Гузеев «Обучение математике в 6 классе». Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» | Изучение |
Продолжение работы в освоение компьютерных программ. | Работа с компьютером | |
Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися. | Консультации для родителей и учащихся. Подбор документов, тренажёров для домашнего использования | |
Применение ИКТ на уроках. | Составление презентаций, работа с дисками «Кирилла и Мефодия» | |
Изучение возможностей работы интерактивной доски. | Консультации у педагогов других школ | |
Продолжение в освоение компьютерных программ | Работа в сети интернет | |
Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися. | Индивидуальные задания | |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
ноябрь | Изучить литературу: М. В. Величко «Проектная деятельность учащихся» Ю. В. Богомолов «Инструменты работы современного учителя: учебные материалы нового поколения и интерактивные доски» | Изучение |
Выступление на школьном педсовете, на семинаре учителей математики | Подготовка выступлений: подбор материала, составление презентации. | |
Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. | Работа в сети интернет | |
Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися. | Индивидуальные задания - карточки | |
Планирование и начало работы с исследовательскими проектами:
| Определение тем, целей, задач и начало работы по выбранным темам. | |
Проведение уроков с ИКТ (презентации, клипы, видео, аудио записи). | Включение плейкастов на уроки с ИКТ. | |
Подготовка учащихся к участию и участие в олимпиаде по математике | Подготовка учащихся | |
декабрь | Изучить литературу: Л. М. Гильманова «Использование ИКТ и новые возможности организации работы учителя» | Изучение |
Продолжение изучения темы по самообразованию. | Работа со статьями по теме в сети интернет. | |
Продолжение изучения компьютерных возможностей. | Работа с компьютером | |
Запись диска с разработками уроков с ИКТ, презентаций. Оформление папки с разработками уроков с ИКТ | Запись диска, оформление папки. | |
Применение ИКТ на интегрированных уроках | Подготовить и провести интегрированный урок: математика и технология. | |
Работа со слабоуспевающими и способными учащимися. | Подготовка карточек и индивидуальных заданий | |
Оформление и отправка разработки внеклассного мероприятия по математике с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
Подготовка проекта- презентации: «История развития чисел» | Подбор материалов | |
январь | Елизаров А.А., Цветкова М.С. (Под редакцией Л.Н. Горбуновой) Информационные технологии в практике работы учителя | Изучение |
Выступление на педагогическом совете по вопросам математических компетенций и применения ИКТ | Подготовка выступления | |
Продолжение изучения компьютерных возможностей. | Работа с компьютером и интернет | |
Проведение недели математики. Подведение итогов. Награждение. | Подбор материалов. Оформление грамот. | |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
Подготовка проекта - презентации: «Учёные - математики» | | |
Посещение уроков коллег | Обмен опытом | |
февраль | Изучить статью: Цветкова М.С. Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования http://metodist.lbz.ru/lections/5/files/Melegko_statja_1.pdf | Изучение |
Работа со способными и слабоуспевающими учащимися. | Разработка индивидуальных заданий | |
Оформление и отправка разработки внеклассного мероприятия по математике с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
март | Изучить статьи. Егорова Н. В. Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики (статья)http://festival.1september.ru/articles/420057/Алешко Н.И. Использование ИКТ на уроках математики.(статья: из опыта работы) http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-2 | Изучение |
Продолжение в освоение компьютерных программ. | Работа с компьютером | |
Обучение учащихся работе на электронных тестах. | Составление электронных тестов. | |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
Выступление на научно – практической конференции, ежегодно организуемой педагогическим институтом. | Подготовка статьи | |
апрель | Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики http://asosh2.ucoz.ru/publ/2-1-0-12 Г.А. Улыбина Использование ИКТ на уроках математики http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=652 | Изучение |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
Оформление и завершение проекта – презентации: «Я, фракталы и мир» | | |
Проведение уроков с применением ИКТ. | | |
май | Изучить литературу: О. В. Боценко «Математика. Итоговые уроки 5-9 классы» | Изучение |
Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования. Практические рекомендации для педагогов | Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме. | |
Защита проектов - презентаций:
| Подготовка защиты | |
Оформление и отправка разработки урока, внеклассного мероприятия с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работ | |
В течение года |
| |
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
По окончании работы над темой написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями по теме для других учителей.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
7. http://www.iteach.ru/index/news.html
8. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя математики
9. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Материалы на электронных носителях и интернет-ресурсы
Электронные учебные пособия
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
УМК «Математика для школьного учителя математики», 5-6 классы
Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
Интернет-сайты для учителей математики:
|
|
страница 1
скачать
Другие похожие работы: