Развитие устойчивого интереса к познанию через проектно-исследовательскую деятельность
Развитие устойчивого интереса к познанию через проектно-исследовательскую деятельность.
Лучникова Татьяна Александровна, воспитатель МКДОУ-детский сад «Берёзка» с.Рыбное,tanja520@mail.ru Познавательное развитие – сложный процесс, оно имеет свои направления, закономерности и направления. Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но – главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.Вот на этом и основана моя тема по самообразованию «Экспериментирование – один из способов решения познавательных задач». Данная тема легла в основу проекта, который реализуется мной в рамках дополнительного образования через кружок «Любознайка». Цель проекта. Развитие познавательной инициативы детей, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Задачи. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с простыми физическими свойствами и явлениями. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством. Вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию. Участники проекта: дети среднего, старшего дошкольного возраста (5-7 лет), воспитатель, родители. Продолжительность проекта 3года. Этапы. Подготовительный (изучение литературы, обновление уголка экспериментирования, составление конспектов, игр, опытов, пособий; тестирование, анкетирование участников экспериментальной деятельности). Реализационный (проведение игровых занятий по экспериментированию; работа с родителями; проведение диагностик). Заключительный. Работу по экспериментированию я начала с детьми среднего дошкольного возраста и направила её на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. Поэтому содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений: о материалах; о природных явлениях; об агрегатных состояниях воды; о мире растений; о предметном мире. Работу по развитию поисково-познавательной деятельности я веду по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, человек. Я стараюсь строить отношения с детьми на основе партнёрства. Для поддержания интереса часто использую сказочных героев, практикую игровой сюжет, проблемные ситуации. В процессе проектно исследовательской деятельности дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями. В начале этого месяца дети исследовали свойства «Пепси-колы». Я предоставила возможность подгруппе детей свободно действовать с предметами, неспешно размышлять над своими действиями, делать выводы и умозаключения. Себе я отвела роль соучастника детских открытий, тактично поддерживала их на пути самостоятельного поиска. Почему возникла необходимость исследовать «Колу»? В декабре группа работала над реализацией проекта «Мамины руки ». В рамках этого проекта мы с детьми и родителями составляли папку с фотографиями, на которых запечатлены мамы, выполняющие разную работу своими «золотыми» руками. В этой папке помещены рецепты, фотографии и рисунки кулинарных блюд. Во время бесед дети с удовольствием рассказывали в группе о своих любимых блюдах и описывали их. Постепенно беседа коснулась любимых напитков. В результате выяснилось, что большинство детей предпочитает «Кока-колу» и «Пепси-колу», хотя многим родители покупают эти напитки нечасто, потому что они вредны для здоровья. Сами дети не понимали, почему эти напитки пить нельзя. В уголке природы мы провели эксперимент с комнатными растениями. Растение, которое поливали в течение месяца «Пепси-колой», стало погибать. Для следующего опыта мы взяли проростки фасоли и пшеницы. Контрольные образцы залили водой, а экспериментальные «Пепси-Колой». Через неделю мы увидели, что в воде растения хорошо развиваются, а в экспериментальных образцах обнаружили следующие изменения: проростки пшеницы стали бледными, верхняя часть листа начала скручиваться и засыхать. А ещё через несколько дней листья стали ещё бледнее и почти все в верхней части скрутились и засохли. На листьях фасоли сначала стали появляться желтоватые пятна, а через 3 дня появились и темные. Затем листья стали засыхать. Вывод: «Пепси-кола» угнетает развитие растений, губительно на них действует. Несмотря на проделанную работу, анкетирование показало, что газированные напитки по-прежнему являются очень популярными среди детей: их употребляют почти 87%. Большинство детей считают вредным употребление этих напитков, но всё равно с удовольствием их пьют. Причина – плохая информированность ребят о свойствах этих напитков и сила рекламы. Из проблемы возникла идея провести с детьми экспериментально-опытную работу: Опыт 1. Была взята белая чашка со следами от чая. Обычной водой следы не отмывались. Дети налили в чашку «Пепси-колу» и вышли на прогулку. После прогулки чашку прополоскали. Следы от чая пропали. Вывод: «Пепси-кола» содержит вещества, разрушающие стойкие пятна. Опыт 2.Взяли два ржавых гвоздя. Один поместили в стакан с водой, другой – с «Пепси-колой». На второй день гвоздь, который находился в воде, покрылся еще одним слоем ржавчины, а гвоздь в «Пепси-коле», наоборот, даже очистился от нее. Вывод: «Пепси-кола» разъедает даже ржавчину». Опыт 3. Принесли в группу куриное яйцо и решили проверить, что будет, если положить его в «Пепси-колу». Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда «Пепси-колу» и опустили яйцо. На 2 день оно потемнело, из чего дети сделали вывод, что в «Пепси-коле» содержится много красителей, которые проникают даже в твердую яичную скорлупу. На третий день яйцо стало ещё темнее. Та часть яйца, которая не была скрыта колой, осталась того же цвета, какого была вчера. На четвёртый день на скорлупе появилась трещина, а ещё через день яйцо распалось на 2 половинки. Вывод: «Пепси-кола» разрушает скорлупу, а значит и зубы. Красители этого напитка очень стойкие и зубы от них темнеют. Опыт 4. Для опыта взяли два кусочка колбасы. Один положили в воду, а другой – в «Пепси-колу». На 2 день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в «Пепси-коле» превратилась в кашицеобразное пюре. Вывод: «Кола» обладает разрушающими свойствами для мяса. Опыт 5. На прогулку взяли бутылку «Колы», открыли ее и положили под крышку 3 драже «Ментос». Затем резко открутили крышку. Напиток высоким пенным фонтаном брызнул в разные стороны. Вывод: Нельзя запивать «Ментос» колой! Опыт 6. В стакан налили лимонад и оставили его на неделю. Через неделю вода из «Пепси-колы» испарилась, а в стакане остался тягучий сироп. Вывод: В этом напитке очень много сахара. В результате проведённых опытов, мы увидели, что «Пепси-кола» угнетает развитие растений, губит их, разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В «Пепси-коле» есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налёт от чая. Ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в «Пепси-коле» очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, взрослые правы - «Пепси-кола» не безопасна для здоровья!»
Последующая работа:
Дети, используя презентацию, наглядно объяснили детям средней группы, почему же «Пепси-кола» вредит организму.
Данная презентация показана родителям и передана в школу.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: