NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Решением педагогического совета мбоу сош №4 протокол №1 от 30 августа 2011 года Председатель педсовета

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Тип программы: ориентированная на достижение результатов определенного уровня

Наименование программы: дополнительная образовательная программа «Петрушка».

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 6,6 -11 лет

Ф.И.О. учителя, составителя: Воблая Валентина Александровна


1.Пояснительная записка
Направленность рабочей программы театрального кружка «Петрушка» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам.

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

  • Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

  •  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

  •  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

  • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

  • Развивать чувство ритма и координацию движения;

  • Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

  • Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре;

 

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет. Программа рассчитана на 4 года.
Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета занятия в неделю. Каждое занятие длится 35 минут с перерывом 10 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

2.Учебно-тематический план



Наименование разделов,

блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор-

ные

Внеуади-

торные


1.

2.
3.

4.

5.

I год обучения

Речевая гимнастика

Ритмопластика
Развитие речи

Фольклор

Творчество



5

6
9

6

7


5

9

5

5




6

1

2

Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения. Импровизация игр, хороводов, сказок, обрядов. Игры со словом, развивающие связную образную речь.

Итого:

33

14

9





1.
2.
3.

4.

5.

II год обучения

Речевая гимнастика
Ритмопластика
Развитие речи

Фольклор

Творчество


4
6
8

6

10


4


8

3

8



6

3

2


Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

Импровизация игр, хороводов, сказок, обрядов. Умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Итого:

34

23


11





1.
2.


3.

4.

5.

III год обучения

Ритмопластика
Культура и техника речи


Основы театральной культуры
Основы актёрского мастерства


Постановка спектакля


6
7


6

7

8


5


5

6

6



6
2


1

1

2


Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

Театральные игры, скороговорки, чистоговорки, речевые ситуации, диалоги, актерские разминки

Беседы, экскурсии в театр, в костюмерную. Видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах. Дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

Итого:

34

22

12






1.
2.

3.


4.

5.


IV год обучения

Ритмопластика
Культура и техника речи

Основы театральной культуры

Основы актёрского мастерства


Постановка спектакля


6
7

6


7

8

7

5


6
6



6

1

1

2


Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

Театральные игры, скороговорки, чистоговорки, речевые ситуации, диалоги, актерские разминки

Беседы, экскурсии в театр, в костюмерную.

Видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах. Дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

Итого:

34

24

10





3.Содержание программы
Занятия в кружке «Петрушка» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
2.1 Тема «Речевая гимнастика»

2.2 Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие творческие игры, конкурсы.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

2.3 Формы – арктикуляционные упражнения.
1.1 Тема «Ритмопластика»

1.2 Содержание

Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

1.3 Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
3.1 Тема «Развитие речи»

3.2 Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

3.3 Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4.1 Тема «Фольклор»

4.2 Содержание

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

4.3 Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, обрядов.
5.1 Тема «Творчество»

5.2 Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

6.3 Формы – творческие игры, конкурсы.
6.1 Тема «Основы театральной культуры»

6.2 Содержание

Раздел «Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

5.3 Формы – экскурсии, беседы, заочные путешествия.
7.1 Тема «Постановка спектакля»

7.2 Содержание

«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

  • Предварительный разбор сказки, пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
    Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

  • Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.

  • Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

  • По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

  • Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.

  • Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мезансцены.

  • Повторное обращение к тексту пьесы.

  • Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

  • Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.


4.Предполагаемые результаты реализации программы

К концу года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр

2.      Чем отличается театр от других видов искусств

3.      С чего зародился театр

4.      Какие виды театров существуют

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены

2.      Об оформлении сцены

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками)

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 
Формой подведения итогов

5.Формы и виды контроля считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.

6.Методические рекомендации

Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.):

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий, показ видео и мультимедийных материалов, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей.

Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед аппликацией, конструированием, лепкой, так и во время работы.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*



1.

2.


3.

4.


5.


6.


7.

8.

9.

10.

11.



Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». «Мозаика-синтез» 2010г.
Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. Москва «ВАКО» 2007г.
Горькова Л.Г. «Праздники и развлечения в детском саду». – Москва «ВАКО» 2007г.
Курляндский А.Е. «Ну, волк, погоди!» - лучшие пьесы для детей Ярославль «Академия развития» 2005г.
Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград «Учитель» 2009г.

Успенский Э.Н «Деревня Простоквашино» - Ярославль «Академия развития» 2004г.
А.А.Усачёв «Загадка курочки Рябы» Ярославль «Академия развития»2005г.
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», «Сказка про козла»
Крылов И.А. «Басни». Москва «Просвещение» 1985г.

Лукашева М. «Сказка об умном Иване» Краснодарское книжное издательство 1992г.
Михалков С.В. «Как медведь трубку нашёл» Москва «Детская литература» 1987г.



1

1


1

1


1


1


1

1

1

1

1



2. Печатные пособия










3. Технические средства обучения

1.

2.

3.

4.

5.

Персональный компьютер

Мультимидийный проектор «Toshiba»

Телевизор «Vestel»

DVD «BBK»

Колонки



1

1

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия


1.

2.

Музыкальные физминутки

Комплекс зарядки для глаз

15

1

5. Игры и игрушки

1.

2.

Набор для проведения детского праздника «Сказки»

Игрушки: Мишка, заяц, котёнок, лисёнок, мяч.

1

6. Оборудование класса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Персональный компьютер

Мультимидийный проектор «Toshiba»

Телевизор «Vestel»

DVD «BBK»

Колонки

Ученические столы

Шкафы

Доска

Стеллаж для аппаратуры

1

1

1

1

2

14

2

1

1



страница 1 ... страница 29страница 30страница 31страница 32страница 33


скачать

Другие похожие работы: