Родителям будущих первоклассников Речевая готовность к обучению в школе – что это значит?

Речевая готовность к обучению в школе – что это значит?
Ч

Многие родители удивятся – ведь у ребенка не было особых речевых проблем в дошкольном возрасте. Возможно, он посещал логопедическую группу детского сада, и все нарушения благополучно преодолены.
Остановлюсь подробно на показателях речевого развития, которые являются основой успешного овладения школьной программой.
• Правильное звукопроизношение. В норме ребенок овладевает правильным произношением всех звуков родного языка к 5-6 годам. Если этого не произошло, то речь идет о более серьезном нарушении, чем «возрастное косноязычие». Чем это «грозит» в школе? Во-первых, в случае пропусков, замен каких-либо звуков в устной речи эти же пропуски, замены соответствующих букв могут наблюдаться на письме. Во-вторых, искаженное произношение каких-либо звуков может препятствовать усвоению английского языка. Изучение иностранного языка базируется на правильной фонетике родного языка. Кроме того, дефектное звукопроизношение затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, появляются проблемы психологического характера.
• Фонематический слух, языковой анализ и синтез. Развитый фонематический слух предполагает умение слышать и различать звуки. Будущий первоклассник владеет звуковым анализом и синтезом 4-5-6 звуковых слов, называет гласные и согласные звуки (твердые - мягкие, звонкие – глухие), делит слова на слоги. Особенно важными являются навыки деления предложения на слова, определение количества и последовательности слов в 3-4 словном предложении.
• Словарный запас у ребенка 7 лет состоит из 2,5 – 7 тысяч слов, включает все части речи. Дети употребляют сложные слова, подбирают синонимы, антонимы, понимают метафоры, слова с переносным значением.
• Грамматический строй речи. Будущие первоклассники в речи пользуются простыми распространенными и сложными предложениями без грамматических ошибок: правильно согласуют слова, употребляют падежные окончания, используют различные предлоги и союзы. Важными являются навыки словообразования и словоизменения.
• Связная речь. Дети свободно общаются со взрослыми и сверстниками, поддерживают беседу на любую тему. Составляют рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, по предложенной теме, пересказывают содержание небольших произведений, знают стихи. Сформированная связная речь является основой для развития навыков написания изложений и сочинений.
• Мелкая моторика. Хорошо развитые движения мелких мышц рук способствуют овладению графическими навыками письма. Обратите внимание на способность вашего ребенка выполнять различные упражнения пальчиковой гимнастики, на переключаемость пальцев с одной позиции на другую. (См. презентации «Кинезиологическая гимнастика», «Развитие мелкой моторики»)
• Пространственные представления. Сформированная лево-правая ориентировка в пространстве и на плоскости листа предупреждает зеркальное написание букв и цифр. Особый подход нужен к детям, у которых ведущая левая рука.
Таким образом, речевая готовность ребенка – это важная составная часть обшей психологической готовности к обучению к школе.

Желаю успехов! Учитель-логопед
Наталья Геннадьевна Автенюк
страница 1
скачать
Другие похожие работы: