Роль пришкольного участка в экологическом просвещении школьников
Сдвижкова Г.И.
Тема: Роль пришкольного участка в экологическом просвещении школьников
Тезисы выступления .
Для экологического просвещения детей важно использовать пришкольные участки, на которых возможно создание природных лабораторий.
Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Современные подходы требуют переосмысления работы на пришкольном участке, использование закладываемых экспериментов не только для демонстрации тем ботаников или опытов, но и для выявления типов взаимоотношений организмов, их адаптации к условиям среды.
Пришкольные участки можно использовать в следующих направлениях:
изучение закономерностей формирования популяций и биоценозов, их взаимоотношение со средой, демонстрация типов и форм взаимоотношений организмов в биоценозах;
формирование знаний об отношениях организмов и среды, о влиянии факторов среды на организм и о реакции организмов на действие факторов среды;
Формы практической работы на пришкольном участке:
постановка эксперимента, доказывающего наличие закономерностей, адаптаций, проявления взаимоотношений, влияние доз минеральных удобрений, полива на урожайность, рост и развитие, с различной густотой посадки той или иной культуры и т.д.
устройство искусственного гнездовья для птиц, что дает возможность проследить в жизни птиц формы групповой организации, пищевые цепи в саду и т.д.
демонстрация многих экологических аспектов: вертикальную и горизонтальную, видовую и экологическую структуры, сообщества, взаимовлияние организмов друг на друга;
создание искусственных моделей экосистем;
сравнение биоценозов наземных и водных растений, что позволит отметить общие закономерности процессов их формирования, смен;
изучение агроценозов при использовании полевого и овощного севооборотов;
рассматривание фитоценозов позволит найти массу примеров растений разных жизненных форм;
организация экологических экскурсий: тематические, обзорные, по экологической тропе;
экологическое оформление пришкольных участков, озеленение;
проведение отдельных уроков.
Таким образом, пришкольный участок содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры учащихся. Пришкольный участок – экологическая лаборатория для школьников.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: