NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе


8.3. Определение количества заправляемого КПГ
Количество отпущенного газа, заправленного в баллоны автомобиля, на компрессорной станции определяется по таблицам, разработанным ВНИИГАЗом. Таблицы составлены для автомобилей: КамАЗ-53208, -53218, КрАЗ-65102, ЛиАЗ-677МГ, ЗИЛ-431710 - суммарным объемом баллонов 500 л; ЗИЛ-431610, ЗИЛ-ММЗ-45054, ЛАЗ-695НГ, Икарус-280, КамАЗ-54118 - суммарным объемом баллонов 400 л; ГАЗ-5327, ГАЗ-33076, ГАЗ-5228 - суммарным объемом баллонов 350 л; ГАЗ-5227 - суммарным объемом 200 л и охватывают температурный интервал окружающей среды от -45 до +45 °С с остаточным давлением в баллонах автомобиля (от 2 до 120 кгс/см). Каждая таблица предназначена для своего температурного интервала окружающей среды.
Водителю при заправке необходимо проверить правильность применения таблицы на газонаполнительной станции и проконтролировать порядок определения отпущенного количества КПГ (см. табл.8.1).

Таблица 8.1
ФРАГМЕНТ ОРИГИНАЛА ТАБЛИЦЫ ВНИИГАЗА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЗАПРАВЛЯЕМОГО ГАЗА


#G0Объем баллонов 200 л


Газ по #M12293 0 1200017921 3271140448 761452820 247265662 4291540691 3918392535 2960271974 4291702295 2412040127ГОСТ 27577-2000#S


Давление

Контр. уч. 210


200

210

-15...10

(атм. изб.)

Наполнен. 200











Температура среды,

от -15



°С

до -10




Давление


Температура газа в контрольно-измерительном участке (от)

Остаточное





(атм. Изб.)


(до)



-25 -21 -16 -11 -6 1 6 11 16 21 26 31 36 41




-20 -15 -10 -5 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45


52


44 42 40 38 37 35 34 33 32 31 30 29 28 27


54


43 41 39 38 36 35 33 32 31 30 29 28 27 27


56


42 40 39 37 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26




В таблице выделены крупным шрифтом* следующие данные:
200 - суммарный объем заправляемых баллонов в литрах (номинальный);
210 - избыточное давление газа в контрольно-измерительном участке, кгс/см;
-15...-10 - температурный интервал окружающей среды, °С.

_______________

* В оригинале выделений крупным шрифтом нет. - Примечание "КОДЕКС".
Водитель проверяет:
- соответствие в таблице объема заправляемых баллонов своему автомобилю;
- правильность применения температурного интервала по показаниям термометра, находящегося на газонаполнительной станции;
- соответствие избыточного давления 210 кгс/см по манометру контрольно-измерительного участка.
Затем с помощью манометра на заправочной колонке водителем проверяется правильность определения оператором остаточного давления в баллонах автомобиля и контролируется температура заправляемого газа по термометру в контрольно-измерительном участке автомобильной газонаполнительной станции. После чего проверяется правильность нахождения оператором количества заправляемого в автомобиль КПГ и производится расчет за газ.
В настоящее время разработана измерительно-управляющая система СИУ-01-Ех. (Фирма "Ротор"). Информация о количестве заправленного газа в м и его стоимость в рублях отражается на электронном табло колонки и может быть передана на расстояние до 100 метров. Оператор может управлять колонкой со специального пульта или ПЭВМ.
Заправка может осуществляться либо до достижения в заправляемых баллонах давлением газа 19,6 МПа, либо до отпуска заданного количества газа.
Фирмой "Газприборавтоматика" разработан комплекс газонаполнительных колонок для заправки, коммерческого учета и продажи компримированного природного газа "ДЕБЮТ-1-С"
Комплекс обеспечивает:
- одновременную автоматическую заправку восьми автомобилей до максимального давления или до заданной дозы;
- автоматический сброс давления из гибких шлангов после окончания заправки в коллектор низкого давления или на "свечу";
- измерение массы заправленного газа;
- расчет количества заправленного газа в объемных единицах и его стоимости;
- индикацию объема, стоимости и цены газа на табло колонок и кассовой машины;
- наличную, безналичную и смешанную форму денежных расчетов.
В состав комплекса входят:
- до восьми однопостовых или четырех двухпостовых топливораздаточных колонок;
- распределительный щит с блоками питания колонок; пульт оператора;
- контрольно-кассовая машина.
Управление заправкой осуществляется с пульта оператора и контрольно-кассовой машины. На пульте отображается информация о режиме работы и количестве заправляемого газа каждого поста.
Для измерения количества заправляемого газа в комплексе используется метод измерения расхода с применением сужающего устройства.
Все виды денежных расчетов в комплексе выполняются контрольно-кассовой машиной АМС-100Ф.
В комплексе предусмотрен ряд защитных мер, существенно снижающих вероятность возникновения аварийных ситуаций: аварийная расстыковка шлангов без повреждения заправочного оборудования, автоматический сброс газа из шланга после заправки, выдача чека только после завершения операций по заправке, аварийное отключение заправки водителем или оператором, автоматическое отключение заправки при повреждении гибкого шланга.
Владельцы личных автомобилей для заправки могут использовать автомобильные газонаполнительные компрессорные установки индивидуального пользования.


8.4. Измерение расхода газа в эксплуатации
Расход КПГ в эксплуатации измеряют косвенным методом. При этом о расходе КПГ судят по изменению его давления и температуры.
Количество газа ) в баллонах автомобиля определяется по формуле:
, (8.1)
где: - давление газа в баллонах, кгс/см; - объем газовых баллонов, л; - коэффициент, учитывающий сжимаемость и температурную коррекцию КПГ.
Для удобства расчетов в табл.8.2 приведены данные по определению количества КПГ в одном баллоне номинальным объемом 50 л. Данные таблицы нельзя применять для определения количества КПГ, заправленного в баллоны автомобиля на газонаполнительной станции. Для баллонов другого объема производится соответствующая корректировка количества КПГ с учетом формулы (8.1).

Таблица 8.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КПГ (м) В ОДНОМ БАЛЛОНЕ ОБЪЕМОМ 50 л


#G0Давление газа в баллоне, кгс/см

Температура окружающей среды, °С





-30


-20


-10


0


+10


+20


+30


+40


10


0,55


0,55


0,54


0,53


0,53


0,53


0,52


0,52


20


1,15


1,12


1,10


1,10


1,09


1,07


1,06


1,04


30


1,79


1,70


1,70


1,69


1,65


1,63


1,61


1,57


40


2,41


2,33


2,30


2,27


2,22


2,17


2,15


2,13


50


3,21


3,05


2,98


2,94


2,84


2,81


2,75


2,72


60


4,05


3,75


3,66


3,57


3,53


3,45


3,41


3,27


70


5,00


4,61


4,43


4,32


4,17


4,07


4,02


3,89


80


6,45


5,71


5,33


5,20


4,88


4,76


4,65


4,55


90


7,63


6,72


6,25


5,92


5,63


5,49


5,29


5,17


100


8,77


7,69


7,24


6,76


6,49


6,25


5,95


5,81


110


9,82


8,59


7,97


7,53


7,24


6,96


6,63


6,47


120


10,91


9,38


8,95


8,45


8,00


7,79


7,32


7,14


130


12,04


10,16


9,85


9,29


8,78


8,33


8,02


7,83


140


12,5


11,11


10,77


10,14


9,59


9,09


8,75


8,54


150


13,16


11,90


11,36


11,87


10,27


9,74


9,38


9,15


160


13,79


12,50


12,12


11,43


11,11


10,39


10,13


9,76


170


13,93


13,28


12,69


11,81


11,49


10,90


10,63


10,37


180


14,29


13,64


13,24


12,50


12,00


11,54


11,25


10,98


190


14,62


14,18


13,57


12,84


12,50


12,03


11,59


11,18


200


14,93


14,29


13,81


12,99


12,66


12,50


12,19


11,63




Расход топлива (м/100 км) газобаллонными автомобилями определяется по формуле:
, (8.2)
где: - число баллонов на автомобиле;
и - количество газа в одном баллоне объемом 50 л в зависимости от давления газа и температуры окружающего воздуха (определяется по табл.8.2);
- путь, пройденный автомобилем, км.
Пример. Перед выездом в рейс манометр автомобиля ГАЗ-33076 показывал давление 160 кгс/см, а по возвращении - соответственно 100 кгс/см. Температура окружающего воздуха в обоих случаях одинакова +20 °C. За рейс автомобиль прошел =70 км. Требуется определить расход топлива на 100 км пробега.
1. По таблице 8.2 для условий =160 кгс/см, =100 кгс/см и =20 °С имеем:
=10,39 м; =6,25 м
2. По формуле (8.2):
.


8.5. Нормы расхода КПГ газобаллонными автомобилями
При нормировании расхода топлива используются базовые нормы и надбавки к ним, периодически пересматриваемые и утверждаемые в установленном порядке.
В настоящее время базовые нормы расхода топлива и надбавки к ним регламентируются нормативным документом #M12293 0 1200031906 3583808667 1578382585 3098862284 3363248087 1534280572 1686887194 4294967268 4238612515Р 3112194-0366-03#S "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
Для грузовых автомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, норма расхода топлива увеличивается по сравнению с базовыми нормами на каждые 100 т.км: на 2 м при работе на КПГ; на 2,0 л при работе на бензине; 1,3 л при работе газодизельных автомобилей на дизельном топливе; на 1,2 м плюс 0,25 л дизельного топлива при работе в газодизельном режиме.
Для автомобилей и автобусов, использование которых осуществляется с почасовой оплатой, норма расхода топлива увеличивается на 10% по отношению к базовой.
Для автомобилей-самосвалов дополнительно устанавливается расход топлива на каждую ездку с грузом:
КПГ - 0,25 м;
Бензина - 0,25 л.
Базовые нормы расхода топлива газобаллонных автомобилей на 100 км пробега увеличиваются (уменьшаются): на 2 м при работе на КПГ; на 2,0 л при работе на бензине; на 1,3 л при работе газодизельных автомобилей на дизельном топливе; на 1,2 м плюс 0,25 л дизельного топлива при работе в газодизельном режиме соответственно на:
- каждую тонну собственной массы прицепов (для бортовых автомобилей и седельных тягачей);
- каждую тонну увеличения (снижения) массы специализированного автомобиля против базового (при установке специализированных кузовов на бортовые автомобили), дополнительных (или облегченных) баллонов и т.п.
Для запуска двигателя газобаллонных автомобилей в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 °С) в дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива из расчета 10 л в месяц на один автомобиль.
Изменение норм расхода топлива для газобаллонных автомобилей в зависимости от времени года, климатических, дорожных и скоростных условий, а также для автомобилей, работающих с частыми остановками, с пониженными скоростями, после капитального ремонта и новых автомобилей на первой 1000 км пробега осуществляется в соответствии с порядком, установленным органами государственного или регионального управления.
При утилизации газа (сварочные и малярные работы, а также ремонт арматуры баллонов) газовое топливо списывается по акту за подписью главного инженера автотранспортного предприятия.
Применение бензина или дизельного топлива для газобаллонных автомобилей рекомендуется только в следующих случаях:
- при израсходовании газового топлива для следования автомобиля до заправки;
- при нарушении работоспособности или нарушении герметичности газовой системы питания;
- при невозможности заправки автомобиля газовым топливом;
- при запуске двигателя при температурах окружающей среды ниже 0 °С и отсутствии на предприятиях средств тепловой подготовки двигателей;
- в случаях, предусмотренных технологическими процессами технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей.
Нормы расхода бензина на выполнение технических воздействий приведены в табл.8.3 (разработаны и применяются в системе Мосавтотранса).

Таблица 8.3

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: