Руководство подвижными играми в младшей группе
Руководство подвижными играми в младшей группе
Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, развивается умение ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию. В младшей группе подвижные игры проводятся ежедневно.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые различные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр формируются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования высоконравственных качеств, а еще привычек и навыков жизни в коллективе.
Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий (рисование, развитие речи и т.д., как правило, проводятся игры большой подвижности; после физкультурных и музыкальных занятий - средней подвижности.
Перед проведением подвижных игр воспитателю необходимо подготовить весь игровой материал - это могут быть различные пособия (стойки, шнуры, дуги) или мелкие предметы и атрибуты - шапочки цыплят, котят, птичек и т. д. Следует также продумать ход игры, перемещение детей.
У детей воспитывают умение действовать сообща. Они могут начинать и заканчивать действия по указанию воспитателя и в соответствии с сюжетом игры. Используются в основном наиболее простые сюжеты: «Догони мяч», «Бегите ко мне» и т. д. В этих играх участвуют одновременно все дети, выполняя одни и те же действия. Основная задача -выполнить движения по определенному сигналу воспитателя. Затем проводятся игры более сложного содержания, в которых уже выделяется ведущая роль - наседка, кот, а остальные дети - мыши, цыплята и т. д. В начале года, а иногда и в середине ведущую роль выполняет воспитатель. Одну и ту же игру следует проводить не менее 2-3 раз, что способствует закреплению освоенных ранее навыков. В этом возрасте осознанность действий недостаточна и поэтому указания воспитателя имеют ведущее значение. Например, в игре «Наседка и цыплята» дети обычно теснятся друг к другу, воспитатель приглашает цыплят поискать зернышки в разных местах: «И здесь есть зернышки, и вот там». Дети переходят с одного места на другое, тем самым меняют направление движения.
Подвижные игры усложняют по мере усвоения движений. В игре «Поезд», «Трамвай» можно изменять ширину рельсов (положить доску разной ширины, проехать по мостику, въехать в туннель (подлезание под дугу) и т. д.
Подвижные игры организуются воспитателем и проводятся под непосредственным его руководством. В свободное от занятий время (утром, на прогулке, после дневного сна) воспитатель может провести игру с небольшой подгруппой и даже индивидуально. Это могут быть и игровые упражнения с мячами, кубиками, обручами и т. д. Такое проведение игр дает возможность учитывать индивидуальные особенности детей. Появляется возможность обратить внимание на отдельные элементы движений, исправить ошибки у тех, кто нуждается в совершенствовании движений, или поощрить детей, отметить качество выполнения упражнения.
Дети чаще упражняются в играх, в таких видах движений, как ходьба, бег. Лазанье и прыжки занимают значительно меньшее место, по-видимому, у детей не возникает потребности к этим движениям в самостоятельной деятельности. Поэтому необходимо воспитателю включать эти упражнения в организованные физкультурные мероприятия на прогулке; в занятия и игры с небольшими подгруппами.
Подвижные игры детей младшего дошкольного возраста сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, что сказывается не только на развитии моторики, но и положительно влияет на последующую деятельность детей в течение дня.
Планирование подвижных игр для физкультурных занятий имеет принципиальное значение. Именно последовательное повторение подвижных игр в определенной системе способствует лучшему их усвоению. После того как основной вид движения освоен на занятии, на следующей неделе он переносится в подвижную игру отдельным своим элементом. Это тем более важно для повторения и закрепления пройденного, так как в подвижных играх данный вид движения свободнее и естественнее усваивается. Например, если в течение недели детей обучали под-лезанию под шнур, то на следующей неделе подлезание можно ввести в подвижную игру «Мыши в кладовой», предоставив тем самым возможность для закрепления и повторения знакомого задания.
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной энергичности всех детей, постепенное усложнение движений в согласовании с возрастными чертами детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При функциональной двигательной деятельности детей на свежем воздухе увеличивается работа сердца и легких, а, следственно, возрастает поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное воздействие на общее состояние здоровья деток: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, увеличивается сопротивляемость организма к разным болезням. Работники дошкольных учреждений обязаны по способности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и разными физиологическими упражнениями.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей дозволяет выбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а еще в согласовании с поставленными воспитателем задачами.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не лишь для развития движений, но и для обучения таковых свойств, как способность, стремительность, живучесть.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: