NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Русский народный костюм часть национальной культуры


Разработка внеклассного мероприятия к неделе «Русская культура».

Тема: Русский народный костюм – часть национальной культуры.

Цель.

  • Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

  • Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.

  • Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.

  • Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

Оборудование: мультимедийная презентация.
Слайд 1

С чем связаны данные понятия?

  • Оболока -то, что покрывает, одевает что-либо снаружи.

  • Оболоканиеот -облекать –одевать.

  • Барахло- негодные вещи, хлам.

  • Хламида-накидка, широкая длинная одежда.

  • Тряпки – кусок ткани и собирательно об одежде.

  • Холщовая- из холста. Холщовая грубая одежда.

  • Домотканая- вытканная домашним кустарным способом.

Учитель.

Народное отношение к одежде всегда подразумевало некоторую усмешку, лёгкое пренебрежение, выражаемое такими словами, как «барахло», «хламида», «труньё,

«тряпки». Но всё это лишь маскировало, служило внешней оболочкой вполне серьёзной и вечной заботы о том, во что одеться, как защитить себя от холода и дождя, не выделяться при этом как щегольством, так и убогостью, что одинаково считалось безобразием.

В этом и заключалось цельность народного отношения к одежде, сказывающегося в простоте, в чувстве меры, в экономической доступности, в красочности и многообразии.

Слайд 2.

Тема: Русский народный костюм – часть национальной культуры.

Старинная одежда многообразна.

Слайд 3.

Задачи мероприятия.

  • Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

  • Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.

  • Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.

  • Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

Слайд 4.

Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды.

История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества.

Слайд 5.

В русской одежде слилось два человеческих начала: духовное и материальное. Существовали два вида костюмов – городской и крестьянский. Отличалась

узорами, украшениями.

Слайд 6.

Национальная русская женская одежда.

  • Длинный красный сарафан.

  • Платье без рукавов свободного покроя.

  • Под сарафан девушки надевали рубаху, предпочтительно белую, украшенную вышивкой, оторочкой, жемчугом.

  • Поверх платья завязывали широкий пояс, черный, красный, иногда разноцветный

Учитель.

Сарафан — старинная русская одежда. Однако когда он появился, кто его носил, как выглядел сарафан, к примеру, три столетия назад — вряд ли на эти вопросы вы получите ответ. Оказывается, в XIV—XVI веках сара­фан был мужской одеждой.

Основу женского крестьянского наряда составляли рубаха и сарафан. Нельзя забывать, что всю одежду, кроме верхней, женщина изготовляла сама, как сама плела, вышивала, ткала. Поэтому, имея чутьё на соразмерность и красоту, будучи лично заинтересованной, она нередко создавала себе высокохудожественный и, конечно же, индивидуальный наряд.

Слайд 7.

  • Платок являлся составной частью девичьего и женского головного убора, самостоятельным головным убором.

  • В состав головного убора он стал включаться, вероятно, в XVIII веке, вытесняя УБРУСЫ, ПОЛОТЕНЦА, являвшиеся непременной частью многих головных уборов женщин Древней Руси и средневековой.

  • В XIX веке его носили с КОКОШНИКОМ, СОРОКОЙ, ПОВОЙНИКОМ, КОЛПАКОМ, ВЕНКОМ.

  • В конце XIX — начале XX века платок становится основным головным убором во многих русских селах и деревнях Европейской России, Сибири, Алтая, часто заменяя собой все другие виды головных уборов.

Слайд 8.

  • Женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных.

  • Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники.

(На Севере)

Слайд 9.

Кокошники- плотная твёрдая шапочка.

Учитель.

Кокошники 18-19 веков искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетёными жемчужными нитями, золотисто-серебряным шитьём, цветной фольгой. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны. Головные уборы хранились в семьях, передавались из поколения в поколение по наследству и были непременной деталью приданого невесты.

Свадебные и праздничные головные уборы покрывали платками.

Слайд 10.

Мужская русская национальная одежда.

  • Нижняя рубаха как главный атрибут.

  • Лапти, валенки, телогрейки, тепляки, шушуны, исподки, волосянки.

  • Отличия в покрое, узоре, расцветке одежды зависели от географического расположения, климатических условий, уровня развития.

Учитель.

Летний мужской рабочий наряд выглядел очень просто. Отсутствие лишних деталей у холщовых портов и рубахи дошло до 20 -30 –х годов 20 века из глубокой славянской древности.

Слайд 11.

  • Лапти. Часть наряда. (вызывают восторг и удивление иностранцев). Носили и женщины, и мужчины.

Слайд 12.

Среди бедного населения Руси с раннего периода преобладали войлочные колпаки, зимой - с узкой опушкой из дешёвого меха. Более состоятельные носили шапки из дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в комнатах иногда одевали тафью - восточный убор. Бояре при параде могли одевать одновременно тафью, колпак и сверху - высокую горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели только князья и бояре).

Головной убор для мужчин - это показатель социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин.

Слайд 13.

Особенности национальной одежды.

  • Прямой покрой.

  • Спадающие линии.

  • Домотканая ткань. (Лён).

  • Длина наряда и рукавов.

  • Расположение узора.

  • Многослойность комплекта (одевание нескольких вещей одна поверх другой).

Учитель.

Более архаичный тип народного ансамбля одежды включает рубаху, понёву ( шерстяная юбка, клетчатая, полосатая, синяя, красная, которую носили только замужние женщины). Тут наиболее ярко выражен так называемый многослойный характер русского костюма: понёва надевалась на рубаху, затем поверх неё — передник, который являлся украше­ние костюма, далее — укороченная рубаха.

Слайд 14.

Символика цвета и орнамента в одежде.

  • Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.

  • Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:

  • Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.

  • Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало)

  • Синий, черный – тьма, горе.

  • Белый – свет, праздник.

  • Охра – земля

  • Голубой, серый – надежда

Учитель.

Ансамбль русской одежды отличает яркость красок. Что касается цвета национальных сарафанов, то пожилые женщины носили черные и синие, а молодые девушки – бордовые или красные.

В вышивках крестьянских северных рубах запечатлены традиционные образы народного творчества — коня, птицы, режа жизни и матери-прародительницы, тех давних символов язычества — представлений славян об окружающем мире, природе, Вселенной. По их понятиям, птица несла радость, свет, добро; конь воплощал силу небесного светила; дерево символизировало вечно живую природу.

Слайд 15.

  • О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали.

  • Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.

Слушаем русскую народную песню «Красный сарафан». Показываем сарафанные костюмы.

Слайд 16.

Как создавался свадебный наряд.

  • Одежду создавали от начала до конца только женщины.

  • Когда отцветал голубоглазый лён, наступала пора трудной, длительной женской работы.

Слайд 17.

  • Красота льна, приготовленного для прядения нитей, радовала трудолюбивых крестьянок, каждая их них старалась прясть тонко и ровно, чтобы ткань была нежной и тонкой.

  • Из холстов женщины творили праздничные и свадебные рубашки.

Учитель.

Серебристые переливы тонких длинных волокон обработанного льна были похожи на сияние речного жемчуга. Красота льна, приготовленного для прядения нитей, радовала трудолюбивых крестьянок, и каждая из них старалась прясть тонко и ровно, чтобы ткань была мягкой и нежной. Из таких холстов женщины творили, как говорили в старину, праздничные и свадебные наряды.

Слайд 18.

Девочке исполнялось 6 - 7лет ей показывали приёмы прядения нитей.

Делали маленькое веретено, а затем и маленькую прялку.

Учитель.

Своё умение и навыки по уходу за льном крестьянки передавали дочерям. В крестьянских семьях детей рано приучали к труду. Если девочки не смогли ещё самостоятельно прясть, то принимали посильное участие в обработке льна.

Когда девочке исполнялось 6-7 лет и она уже обладала трудовыми навыками, ей показывали приёмы прядения нитей. Кто-либо из родственников делали для подросшей девочке маленькое веретено, а затем и маленькую прялку. К семи годам, по установившемуся обычаю, дарили «укладку» для будущего приданого.

Слайд 19.

  • «Укладка»- это берестяной короб с крышкой и замком, иногда украшенный яркой росписью.

  • Делать себе приданое было очень интересно и заманчиво.

  • Девочка чувствовала себя взрослой.

  • Уважительно относилась к этому труду.

  • Обучение девочки творить одежду начиналось с рубашки, а ткать с пояска.

Учитель.

  • Делать себе приданое было очень интересно и заманчиво, и девочка, ещё ребёнок, начинала чувствовать себя взрослой, где- то в глубине её наивного сознания зарождалось уважение к такому важному труду. Обучение девочки творить одежду начиналось с рубашки, а ткать с пояска. Первые уроки, конечно, давали скромные результаты, но стечением времени работа становилась всё более сложной.

Слайд 20.

    • К 12-13 годам девочка приступала к важной и ответственной работе: соткать холст и вышить свадебную рубашку для жениха.

    • Венчальная рубашка жениха в жизни невесты, а затем жены имела огромное значение.

    • Чем красивее узор на рубашке, тем больше ценили работу невесты жених, его родители и все окружающие.

Слушаем свадебную народную песню «На речке на быстрой».

Учитель.

К 12-13 годам девочка приступала к важной и ответственной работе: соткать холст и вышить свадебную рубашку для жениха. С этой работой были связаны и неясные желания и мысли о будущем женихе, о будущей жизни с мужем. И выстраивается длинная цепь, в которой каждое звено связано одной стороной с природой, другой – человеком.

Венчальная рубашка жениха в жизни невесты, а затем жены имела огромное значение.

Чем красивее узор на рубашке, тем больше ценили работу невесты жених, его родители и все окружающие.

Слайд 21.

  • У человека есть постоянная защита – одежда.

  • Ворот рубашки обычно расшивался, состоящим из волнообразных линий. Эти линии изображали воду. Этот узор «ограждал» шею человека.

  • Поясок был обязательным подарком невесты родителям и родственникам её жениха.

  • Пояс был важной частью народного костюма. Прижимал рубашку к телу, сохраняя тепло, напоминал круг, а круг был символом солнца. Оно приносило и добро - богатый урожай, и зло – выжигало все посевы.

  • Красота была равнозначно здоровью и благополучию – костюм отражал это.

С
Сарафан
лайд 22. Рефлексия.


Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется

Он украшает голову, на цветок похож.

В
Кокошник
есь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор

Что же это за одежда:

С
Рубашка
четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А
Пояс
в три выходишь.

Целый день я в нем хожу, словно в обруче.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В
Лапти
них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали.

Слайд 23. Рефлексия.

  • Из чего состоит русский народный костюм, женский и мужской?

  • Из каких тканей шили сарафаны и рубахи?

  • Что использовали для отделки и украшения сарафанов и рубашек?

  • Какие цвета характерны для русской народной одежды?

  • Какие виды головных уборов знаете?

  • Чем отличался девичий головной убор от убора замужней женщины?

Слайд 24.

Без прошлого нет настоящего.

  • Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она у крестьян до наших дней как праздничный наряд.

  • Русский народный костюм несет в себе неповторимую красоту, свое искусство, ставшее гордостью национальной культуры.

Слайд 25.

Литература.

  • http://kult-obzor.ru/odezhda/5944-russkaya-nacionalnaya-odezhda.html

  • http://larussie.narod.ru/odezhda/od06_02.htm

  • sherlok80.livejournal.com74733.html

  • Журнал. Русский язык за рубежом. 4-1987 год

  • Выполнила: Монгуш ЕМ, учитель русского языка и литературы.








Выполнила: Монгуш Е.М.,

учитель русского языка и литературы.

2012-2013гг

страница 1


скачать

Другие похожие работы: