С. Большой Куганак, 2013г

с.Большой Куганак, 2013г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование Проекта | «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» |
Направление Проекта | Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» реализуется на базе МОБУ СОШ с.Большой Куганак Стелитамакского района Республики Башкортостан и направлен на разработку и создание условий для подготовки этапа перехода к инклюзивному обучению, а также создание условий организации инклюзивного образования в школе. |
Разработчики Проекта | МОБУ СОШ с.Большой Куганак Стерлитамакского района Республики Башкортостан |
Участники проекта | Дети и подростки с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагогический состав, администрация и персонал школы, родители. 25.03.2013 Протокол № 4 |
Цели Проекта | - Разработка и создание условий перехода к инклюзивному образованию в МОБУ СОШ с.Большой Куганак Стерлитамакского района Республики Башкортостан путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий организации инклюзивного образования в школе. - Улучшение образовательных результатов детей с особыми потребностями путем предоставления им равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе, которое в будущем приведет их к независимому существованию и экономической самодостаточности. |
Задачи | 1. Совершенствовать внутреннюю среду школы, создать безбарьерную среду. 2. Обеспечить образовательные программы технологиями инклюзивного образования. 3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. 4. Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения. 5. Создать систему развития толерантных отношений между учащимися, между работниками школы и учащимися, а также между школой, семьей и сообществом. Организовать для детей с ОВЗ принимающую и понимающую среду, способную подкреплять их социальное и познавательное развитие. 6. Включить родителей в процесс развития инклюзивного образования в школе. 7. Разработать систему мониторинга процессов развития инклюзивного образования в школе. |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Проекта | - Наличие нормативно-правового, программно-методического обеспечения и кадрового ресурса. - Наличие горячего питания обучающихся, соблюденных санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режимов, правил техники безопасности. - Наличие оборудования для логопедических и психологических занятий, слесарно-столярной мастерской и рекреации). - Наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, учреждениями дополнительного образования, дошкольного образовательного учреждения. |
- Наличие пройденной курсовой подготовки у участников проекта по проблемам инклюзивного образования. - Наличие программно-методических материалов для работы в разноуровневых инклюзивных образовательных средах. - Участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации инклюзивного образования (на разных уровнях). - Участие педагогов и специалистов сопровождения в сетевых сообществах учителей, работающих с детьми с ОВЗ в массовой школе. | |
- Успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой. - Отсутствие пропусков занятий у учащихся с ОВЗ без причины. - Положительная динамика учащихся с ОВЗ в психическом развитии и обучаемости. | |
- Учащиеся с ОВЗ активно и постоянно участвуют в совместной деятельности мероприятий общеобразовательного процесса (социально-значимых событиях, различных видах социальной деятельности, интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах), в то числе, в коллективных видах деятельности. - Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в разнообразные кружки, секции в системе дополнительного образования. - Наличие активной поведенческой установки у детей и подростков с ОВЗ на уверенное позиционирование себя в обществе. | |
- Наличие функционирующих «Школы для педагогов» и «Школы для родителей» по подготовке к принятию детей с ограниченными возможностями. - Наличие благоприятного психологического климата в школе (в коллективе учащихся и в коллективе педагогов) - Наличие системы школьных мероприятий по формированию толерантных отношений (проведение информационных компаний, семинаров, тренингов, уроков доброты, участие в конкурсах и т.д.). - Наличие доступной информации на сайте школы. | |
- Адресный анализ родительского запроса. - Наличие согласованного плана действий с родителями. - Родители участвуют в оценке образовательных условий и принятии решений. - Наличие регулярного контакта с семьей. - Семьи активно участвуют в жизни школы. - Наличие тьюторов как главных контактных лиц для семьи. - Наличие и ведение коррекционных дневников для дома и школы. | |
- Наличие критериев определения степени инклюзивности школы, эффективности механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства. - Наличие критериев измерения особенностей развития ребенка с ОВЗ и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим показателям:
| |
Сроки реализации Проекта | 2013-2015 годы |
Финансирование Проекта | При реализации проекта используются средства государственной поддержки в рамках комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с Постановлением Правительства от 12.09.2011 № 405-п «О нормативах финансирования государственных образовательных учреждений Новосибирской области и муниципальных образовательных учреждений на территории Новосибирской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». |
Конечный результат | Наличие условий для качественного и доступного образования, успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности детей с ОВЗ, максимально полное предоставление образовательных услуг детям в вариативных формах обучения по месту их жительства. |
Идеология проекта | 1. Создание целостной и вариативной системы образования детей с ОВЗ с преимущественной ориентацией на их инклюзивное обучение непосредственно по месту проживания с целью полноценной социализации и включения их в учебную, учебно-профессиональную, досуговую, общественную и трудовую деятельность. 2. Повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг и позиционирование школы как ресурса для общеобразовательных учреждений Стерлитамакскоо района, осуществляющих инклюзивное, индивидуальное и надомное обучение. 3. Создание вариативной системы оказания своевременной качественной и доступной (в том числе ранней) ППМС-помощи семье и детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам с усилением роли семейного воспитания и формированием толерантного отношения общества к лицам со специальными образовательными потребностями. |
Миссия школы | Разнообразие включает каждого. |
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Получение детьми с ограниченными возможностями (далее – дети с ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах профессиональной и социальной деятельности. Согласно «Закону об образовании» РФ эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленными в статьях 2, 5,16, 29, 31.
Проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наш педагогический коллектив занимается долгое время. Эффективное функционирование коррекционной работы поддерживает квалифицированный состав специалистов: педагоги, имеющие более чем 20-летний опыт работы с данной категорией детей, педагоги-психологи и логопед (сотрудничкство с районным центром "Доверие", социальный педагог, медицинский работник (сотрудничество с Куганакской участковой больницей). Сотрудничество с районной психолого-медико-педагогической комиссией Стерлитамакского района позволяет своевременно обследовать детей с отклонениями в развитии и осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций комиссии.
Детей, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» приходит в школу год от года все больше. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (например, задержка психического развития и умственная отсталость).
За последние три года в школе выявлено повышение количества детей с особыми образовательными потребностями. Кроме этого появляются такие дети: со снижением интеллекта в начальной школе, с нарушением устной и письменной речи. Также выявлено наличие детей «группа риска» по школьной дезадаптации - это дети из неблагополучных семей.
На сегодняшний день в нашей школе обучается 360 детей (включая филиалы), из них 27 имеют особые образовательные потребности в различной степени, в том числе 4 ребенка имеют инвалидность, 2 учащихся находятся на индивидуальном обучении, остальные дети обучаются в классах совместно с нормативно развивающимися учащимися. Таким образом, определились категории и число детей, требующих инклюзивного подхода в обучении. В настоящее время в школе 1 учащийся обучаются по программе специальной коррекционной школы VIII вида, 1 – по программе специальной коррекционной школы VII вида.
Обучаясь совместно с нормативно развивающимися школьниками, посещая кружки, спортивные секции, участвуя в классных и школьных праздниках, дети с особыми образовательными потребностями, тем самым, получают возможность социализации в среде сверстников. Им оказывается специализированная помощь: создаются условия на основе психолого-педагогических приемов, направленных на потребности обучающихся.
Организован мониторинг психологического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на результаты которого в системе проводится коррекционно-развивающая работа: реализуются индивидуально-ориентированные программы, проводится консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями по вопросам оказания помощи учащимся, в результате чего, снизилось количество учащихся с высоким уровнем тревожности (так, в 2012 – 2013 учебном году - с 16% до 11%), стабильно увеличивается число учащихся с положительным отношением к учению, с осознанной мотивацией.
Вместе с тем, необходимо отметить, что не все дети получают поддержку, необходимую для полноценной учебы, приобретают навыки, необходимые для общения в обществе, для некоторых характерна оторванность от своих сверстников, неприспособленность к самостоятельной жизни вне семьи, круг общения таких детей максимально сужен. Между тем организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к детям с ОВЗ.
На данном этапе проводится активная деятельность по принятию идеи инклюзивного образования, и поэтому в этом направлении осуществляется планомерная целенаправленная работа в форме консультаций, лекториев, семинаров, встреч с узкими специалистами, которые на сегодняшний день имеют опыт в области инклюзивного образования. Планомерная работа с учительским коллективом позволила создать творческую группу учителей, готовых взять на себя ответственность за реализацию идеи инклюзивного образования в нашей школе.
Вместе с тем, как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в нашей школе сопровождается определёнными трудностями. Кроме подготовки персонала и подбора новых сотрудников, готовых работать в рамках данного проекта, мы выявили и другие трудности.
Важным вопросом была разработка критериев оценки эффективности реализации инклюзивного образования. В инклюзивном образовательном пространстве трудно найти единые и всеобъемлющие критерии оценки. В соответствии с изученным теоретическим материалом и собственной практикой мы определили проблемы, которые, являются важными при организации инклюзивного образования и в соответствии с которыми были разработан мониторинг по следующим критериям оценки:
Атмосфера в школе.
Содержание образования.
Связи с общественностью и родителями.
Под «атмосферой в школе» подразумевается рассмотрение вопросов материально-технического оснащения, гигиены, комфортные условия работы, питание, психологическая атмосфера, эстетика и др.
«Содержание образования» - уроки, методики, технологии инклюзивного образования.
«Связи с общественностью и родителями» - связи с различными организациями, структурами (то есть связи окружающей социальной средой).
В процессе работы группы были выделены основные проблемы, отражающие разные стороны образовательного пространства:
Проблема № 1 «Совершенствование внутренней среды школы».
Проблема № 2 «Формирование толерантных отношений между учащимися, а также между работниками школы (педагогическими работниками, техническими работниками, работниками столовой и т.д.) и учащимися (психологический климат)».
Проблема № 3 «Стимулирование роста самоуважения школьников».
Проблема № 4 «Развитие толерантных отношений между школой, семьей и сообществом (в широком смысле – «микрорайон», все, что окружает школу)».
Проблема № 5 «Стремление к тому, чтобы педагоги школы были примером толерантного поведения».
Проблема № 6 «Обеспечение образовательных программ технологиями инклюзивного образования».
Поэтому по каждой проблеме была составлена такая система вопросов, которая, с одной стороны, отражала существенные характеристики, с другой – давала возможность балльной оценки. Мониторинг проводился при участии четырех групп респондентов: администрация школы, учителя, родители и учащиеся. Всего в мониторинге приняло участие 78 человек, причем в данную группу были включены учащиеся старших классов с ОВЗ и родители детей с ОВЗ.
Обработка анкетных данных показала, что различные категории субъектов образовательного и воспитательного процессов неоднозначно оценивают гигиеническую и психологическую обстановку образовательного пространства школы.
При рассмотрении вопросов, касающихся первой проблемы «Совершенствование внутренней среды школы», было отмечено, что администрация, родители и учащиеся в равной степени оценивают условия внутришкольной среды (7,1, 6,8 и 6,6 баллов соответственно). Учителя считают, что данная работа выполнена недостаточно (5,9 баллов). Педагоги отмечают, что их не устраивает материально-техническая база школы, гигиенические и эстетические требования.
По второй проблеме «Формирование толерантных отношений между учащимися, а также между работниками школы (педагогическими работниками, техническими работниками, работниками столовой и т.д.) и учащимися (психологический климат)», то самую низкую оценку психологическому климату дает администрация (6,3 балла), учителя и учащиеся в равной степени оценивают взаимоотношения (6,5 и 6,6 баллов), однако родители считают, что психологический климат достаточно хороший и оценивают его в 7,1 балла.
По проблеме «Стимулирование роста самоуважения школьников» мнение администрации школы совпало с мнением родителей (по 7,2 балла), по мнению учителей, школа достаточно уделяет внимание данному вопросу (7,9 балла), вместе с тем педагоги отмечают, что степень личных усилий учащихся по формированию самоуважения и уверенности находится на среднем уровне и не полностью используются возможности родителей в осуществлении данного процесса. Учащиеся более критически оценивают данную проблему (5,7 балла), они считают, что учителя не всегда способствуют формированию уверенности и самоуважения на уроках.
Результаты анализа проблемы «Развитие толерантных отношений между школой, семьей и сообществом (в широком смысле – «микрорайон», все, что окружает школу)» показали, что родители высоко оценили деятельность педагогического коллектива (8,7 баллов), учащиеся (6,4 балла) хотят продолжить обучение в школе, считают, что школа дает не только знания, но и укрепляет здоровье, однако они сами недостаточно участвуют в общественной жизни школы. Администрация и учителя считают, что необходимо еще более успешно работать по данному направлению (6 и 6,2 балла).
Рассмотрение проблемы «Стремление к тому, чтобы педагоги школы были примером толерантного поведения» выявило следующее: самую низкую оценку поставили родители (7,5), они не обращаются к учителю за помощью при разрешении проблем, считают, что учителя нарушают этику поведения с учащимися. Учащиеся (7,8 балла) отмечают, что бывают случаи нарушения этики поведения, хотя в тоже время учащиеся отмечают, что практически все учителя способствуют формированию толерантного поведения через преподавание своего предмета. Учителя и администрация в равной степени оценивают состояние проблемы (по 8,3 балла). Из недостатков было отмечено, что учителя не всегда используют возможности своего влияния на создание здорового климата в семье учащихся, учащиеся в недостаточной степени обращаются к учителю для разрешения возникших проблем.
По последней проблеме мы проводили анкетирование только с двумя группами респондентов: администрацией и педагогами. Проблема «Обеспечение образовательных программ технологиями инклюзивного образования» показала, что педагоги отмечают низкий уровень владения технологиями инклюзивного образования (4,4 балла). Администрация дает среднюю оценку данной проблемы (7,1 балла)
Сопоставление результатов анкетирования представлено в таблице (Таблица 1).
Таблица 1
Сопоставление показателей анкетирования, администрации, учителей,
родителей и учащихся по результатам (в баллах)
№ проблемы | Администрация | Учителя | Родители | Учащиеся |
1 | 7,1 | 5,9 | 6,8 | 6,6 |
2 | 6,3 | 6,5 | 7,1 | 6,6 |
3 | 7,2 | 7,9 | 7,2 | 5,7 |
4 | 6 | 6,2 | 8,7 | 6,4 |
5 | 8,3 | 8,3 | 7,5 | 7,8 |
6 | 4,4 | 7,1 | - | - |
Из таблицы можно увидеть существенные отличия в ответах респондентах. Наиболее актуальными проблемами являются вопросы совершенствования внутришкольной среды и стимулирования роста самоуважения школьников, а также толерантное поведение учителей и обеспечения образовательных программ технологиями инклюзивного образования. Имеется потребность в пересмотре уже имеющихся правил обучения детей, нуждающихся в особом подходе, в изучении нормативно-правовой базы инклюзивного образования. Перед нами также стоит проблема вовлечения детей и подростков с ОВЗ в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках школы и не только.
Таким образом, проведенный анализ позволил выделить ряд конкретных проблемы нашей школы, решение которых будет способствовать построению инклюзивного образовательного пространства, созданию оптимальных условий для развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы. Проведенный анализ позволил выявить проблемные зоны, наметить пути их решения совместными усилиями педагогического коллектива и родителей, с привлечением общественности.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТА
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны.
Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества,
где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей
и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал,
приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Методологической основой проекта являются теоретические положения, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, B.C. Мухиной и других, изучавших личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Все проблемы, включенные в настоящий проект, рассматриваются с позиций единства деятельностного и личностного подходов, сформировавшихся в отечественной психологии.
Деятельностный подход в сопровождении детей с ОВЗ предполагает развитие и коррекцию ребенка с ограниченными возможностями здоровья только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.
Личностный подход ориентирует специалистов сопровождения на работу с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели сопровождения, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.
Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалистов сопровождения детей с ОВЗ в общей системе школы, задача которых состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в развитии.
При разработке проекта нами широко использовались работы, посвященные проблемам аномалий развития психики и личности: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Лебединского, М.А. Власовой, М.В. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, А.Е. Личко и многих других, утверждающих индивидуальный гуманистический подход в обучении детей с ограничениями жизнедеятельности.
Большое значение для понимания проблем развития личности и социальной адаптации детей и подростков с физическими и психическими ограничениями в условиях общеобразовательной школы имеют для нас работы А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, Я.Л. Коломинского, А.Л. Журавлева и др.
Необходимо отметить, что в настоящем проекте за основу взят термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», как наиболее емкое понятие, хотя в литературе широко используются и другие термины-синонимы обозначения детей, имеющих дефекты развития. Входящее в него слово «здоровье» определяет специфику внутренней и внешней активности ребенка в конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья названные виды активности ограничиваются, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
При рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме сопровождения детей с ОВЗ, мы учитывали не только особенности конкретных дефектов (ЗПР, умственной отсталости) и их влияние на психику, но и на закономерности развития личности ребенка, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен, тем, что развитие как нормального, так и аномального ребенка, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе.
Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволил нам при разработке проекта опираться на следующие принципы инклюзивного (включающего) образования, суть которых - в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой:
признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
повышение степени участия учеников в культурной жизни школы и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школы для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;
признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе.
Мы также использовали следующие подходы инклюзивного образования:
Подход на основе конкретного учащегося с учетом его потребностей, специальных условий и поддержки (выделение группы «особых детей», требующих специального обучения; определение методов обучения).
Подход на основе программы (любой ребенок может испытывать трудности в процессе обучения, которые могут указать пути совершенствования методики, что приведет к созданию лучших условий обучения для всех школьников). С помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям можно раскрытие каждого ученика.
В ходе работы нами были выделены три основных аспекта инклюзивного образования: ценностный, организационный и содержательный.
Ценностный аспект – как наиболее «тонкий», предполагает собственно изменение отношения к детям с ОВЗ и «инаковости» в целом. Это признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его познавательных, академических и иных достижений. Это изменения на уровне мировоззрения людей, в первую очередь взрослых.
Организационный аспект рассматривается нами как необходимость определить последовательность шагов по организации собственно инклюзивного пространства обучения, воспитания и жизни детей школе, группе с точки зрения управления и организации процесса. Отдельной задачей является подготовка необходимой нормативно-правовой базы и локальных актов, необходимых для реализации включения детей с ОВЗ.
Содержательный аспект самого процесса инклюзивного образования - основной. Для его реализации необходима разработка не только технологий психолого-педагогического сопровождения, но и значительная адаптация образовательных программ и построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.
Цели проекта:
- Разработка и создание условий перехода к инклюзивному образованию в МОБУ СОШ с.Большой Куганак Стерлитамакского района путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий организации инклюзивного образования в школе.
- Улучшение образовательных результатов детей с особыми потребностями путем предоставления им равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе, которое в будущем приведет их к независимому существованию и экономической самодостаточности.
Задачи и ожидаемые результаты проекта:
Задачи | Ожидаемые результаты |
Совершенствовать внутреннюю среду школы, создать безбарьерную среду | - Наличие нормативно-правового, программно-методического обеспечения и кадрового ресурса. - Наличие горячего питания обучающихся, соблюденных санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режимов, правил техники безопасности. - Наличие оборудования для логопедических и психологических занятий, слесарно-столярной мастерской. - Наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, учреждениями дополнительного образования, дошкольным образовательным учреждением, Куганакским детским домом. - Наличие тьюторов и учителя-дефектолога. |
Обеспечить образовательные программы технологиями инклюзивного образования | - Наличие пройденной курсовой подготовки у участников проекта по проблемам инклюзивного образования. - Наличие программно-методических материалов для работы в разноуровневых инклюзивных образовательных средах. - Участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации инклюзивного образования (на разных уровнях). - Участие педагогов и специалистов сопровождения в сетевых сообществах учителей, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе. |
Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования | - Успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой. - Отсутствие пропусков занятий у учащихся с ОВЗ без причины. - Положительная динамика учащихся с ОВЗ в психическом развитии и обучаемости. |
Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения | - Учащиеся с ОВЗ активно и постоянно участвуют в совместной деятельности мероприятий общеобразовательного процесса (социально-значимых событиях, различных видах социальной деятельности, интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах), в то числе, в коллективных видах деятельности. - Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в разнообразные кружки, секции в системе дополнительного образования. - Наличие активной поведенческой установки у детей и подростков с ОВЗ на уверенное позиционирование себя в обществе. |
Создать систему развития толерантных отношений между учащимися, между работниками школы и учащимися, а также между школой, семьей и сообществом Организовать для детей с ОВЗ принимающую и понимающую среду, способную подкреплять их социальное и познавательное развитие. | - Наличие функционирующих курсов позитивного партнерства системы тренингов для педагогов и «Школы для родителей» по подготовке к принятию детей с ограниченными возможностями. - Наличие благоприятного психологического климата в школе (в коллективе учащихся и в коллективе педагогов) - Наличие системы школьных мероприятий по формированию толерантных отношений (проведение информационных компаний, семинаров, тренингов, уроков доброты, участие в конкурсах в рамках Декады инвалидов и т.д.). - Наличие доступной информации на сайте школы. - Наличие систематических публикаций о реализации инклюзивного образования в школе в средствах массовой информации. |
Включить родителей в процесс развития инклюзивного образования в школе | - Адресный анализ родительского запроса. - Наличие согласованного плана действий с родителями. - Родители участвуют в оценке образовательных условий и принятии решений. - Наличие регулярного контакта с семьей. - Семьи активно участвуют в жизни школы - Наличие тьюторов как главных контактных лиц для семьи. - Наличие и ведение коррекционных дневников для дома и школы. |
Разработать систему мониторинга процессов развития инклюзивного образования в школе | - Наличие критериев определения степени инклюзивности школы, эффективности механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства. - Наличие критериев измерения особенностей развития ребенка с ОВЗ и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим показателям:
|
Риски:
Административная и профессиональная неготовность сотрудников школы, школьного сообщества к принятию инклюзивных практик.
Отсутствие вариативности образовательных стандартов, препятствующее осуществлению инклюзивного образовательного процесса детей с ОВЗ.
Несовершенство программно-методического обеспечения осуществления инклюзивного образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения и отсутствие специальной подготовки у педагогов для работы с проблемным ребенком, что является решающими факторами в обеспечении ситуации успеха для ребенка и качества образовательных услуг.
Трудности осуществления взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, особенно на начальном этапе реализации нового подхода.
Формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Трудности организации субъект-субъектных отношений в детском коллективе, что связано не только с проблемой ребенка, но и с особенностями самой группы. Может возникнуть кризис взаимоотношений учащихся, чему поспособствует отрицательная динамика представлений о детях с особенностями психофизического развития. Она основывается на низком уровне их познавательных возможностей и трудностях в обучении. Замкнутость этих детей, инактивность усиливают их изолированность. Имеются и другие объективные предпосылки, а именно: неудовлетворенность во взаимоотношениях из-за ограниченности социального опыта учащихся с отклонениями в развитии, что делает их малоинтересными. В свою очередь дети с особенностями психофизического развития могут испытывать информационный голод во взаимоотношениях с другими учениками из-за незнания последними личностных и индивидуальных особенностей своих сверстников, имеющих определенные отклонения.
Стихийный, неподготовленный характер включения проблемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
План мероприятий проекта на 2013-2014 год
(этап I - подготовительный)
Содержание работы | Сроки | Исполнители, ответственные | Форма представления результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационно-управленческие аспекты | |||
Уточнение состава группы учителей и специалистов, реализующих проект | Сентябрь | Директор | Списки учителей и специалистов, реализующих проект |
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта | Сентябрь | Директор | Приказы, положения, должностные обязанности |
Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта | Сентябрь | Координатор проекта (зам. директора по УВР) | Расписание проведения уроков, внеурочных занятий, коррекционно-развивающих занятий, создание команды взаимодействия участников Назначение тьюторов, ответственных за детей и их потребности |
Согласование с семьей детей с ОВЗ и утверждение индивидуальных образовательных программ учащихся с ОВЗ на 2013 - 2014 учебный год | Октябрь | Координатор проекта Зам. директора по ВР | Утвержденные индивидуальные образовательные программы учащихся с ОВЗ на 2013 - 2014 учебный год |
Организация поддержки и сопровождения проекта:
| Сентябрь – декабрь | Координатор проекта | Разработанные направления проекта |
Соблюдение санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режимов, правил техники безопасности | Сентябрь | Директор | Решение совещания при директоре |
Состояние программно-методического обеспечения образовательного процесса | Сентябрь | Координатор проекта | Решение совещания при директоре |
Состояние работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, занятости школьников группы «риска» | Сентябрь | Социальный педагог | Решение совещания при директоре |
Развитие творческих способностей учащихся в рамках внеурочной деятельности объединений дополнительного образования | Октябрь | Зам. директора по ВР | Решение совещания при директоре |
Использование педагогами современных технологий в учебном процессе | Ноябрь | Директор | Решение совещания при директоре |
Организация обучения сотрудников школы через курсы повышения квалификации | Ноябрь | Директор | Мероприятия в рамках проведения курсов повышения квалификации |
Организация горячего питания обучающихся | Октябрь | Директор | Решение совещания при директоре |
Контроль хода реализации проекта | Сентябрь – декабрь | Координатор проекта | Рабочие материалы |
Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды | Сентябрь – декабрь | Директор, координатор проекта | Оборудование кабинетов |
Научно-методическое сопровождение реализации проекта | |||
Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач проекта, планирование работы по его реализации | Август– октябрь | Директор, координатор проекта | Проект |
Консультирование участников школьного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей | Постоянно | Координатор проекта, зам. директора по ВР | Групповые и индивидуальные консультации |
Разработка блоков образовательных программ для задач разноуровневого обучения детей с ОВЗ в соответствии с их возможностями на этапах начальной и средней школы | Октябрь | Координатор проекта, зам. директора по ВР, педагоги | Индивидуальные образовательные программы |
Разработка форм проведения урочных и внеурочных занятий и методик их проведения | В течение всего периода реализации проекта | Координатор проекта, зам. директора по ВР, педагоги | Рабочие материалы, методические рекомендации |
Разработка форм проведения мониторинга готовности школы к реализации инклюзивного образования | Октябрь | Координатор проекта, участники проекта | Материалы мониторинга |
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников через курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования | Ноябрь | Координатор проекта | Наличие пройденной курсовой подготовки у заместителя директора по ВР, социального педагога, учителя технологии |
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников через курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования | Ноябрь | Директор | Наличие пройденной курсовой подготовки у директора, заместителя директора по УВР, педагога-психолога |
Подготовка и проведение по итогам 2013 года анализа условий перехода к инклюзивному образованию | Декабрь 2013 года | Координатор проекта, участники проекта | Материалы анализа работы |
Организация научно-методического семинара для участников реализации проекта "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного пространства" | Декабрь | Координатор проекта, участники проекта | Разработанные критерии эффективности |
Качество успеваемости обучающихся за 1 полугодие. | Январь 2014 г. | Координатор проекта | Материалы анализа |
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве | Январь 2014 г. | Директор, координатор проекта | Решение педсовета |
Результаты работы школы за 1 полугодие | Январь 2014 г. | Директор, координатор проекта | Решение совещания при директоре |
Состояние работы классных руководителей по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся | Январь 2014 г. | Зам. директора по ВР | Решение совещания при директоре |
Система работы со школьным сайтом | Январь 2014 г. | Координатор проекта, учитель информатики, педагоги | Решение совещания при директоре |
Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества | Март 2014 г | Зам. директора по ВР | Решение педсовета |
Занятость учащихся в системе дополнительного образования в школе. | Март 2014 г | Зам. директора по ВР | Материалы анализа |
Состояние работы школы по укреплению здоровья школьников. | Март 2014 г | Координатор проекта | Материалы анализа |
Выполнение образовательных программ | Май 2014 г. | Координатор проекта | Решение педсовета |
Качество успеваемости учащихся за 2 полугодие | Май 2014 г. | Координатор проекта | Материалы анализа |
Об организации работы летней оздоровительной площадки | Май 2014 г. | Координатор проекта | Решение совещания при директоре |
Организация летнего отдыха учащихся | Май 2014 г. | Координатор проекта | Материалы анализа (деятельность совета школы и попечительского совета школы) |
Результаты работы школы за 2013-2014 учебный год | Июнь | Директор | Решение совещания при директоре |
Организация индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья | Июнь | Координатор проекта | Решение совещания при директоре |
Психолого-педагогическое сопровождение перехода к инклюзивному образованию | |||
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта | Сентябрь – октябрь | Педагоги-психологи | Концепция, план работы психологической службы |
Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работ с учащимися | Сентябрь – октябрь | Педагоги-психологи, учитель-логопед | Материалы диагностики, программы |
Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия:
| Сентябрь, декабрь | Педагоги-психологи, классные руководители, социальный педагог | Заключения диагностических исследований, материалы анализа, карты сопровождения, рабочие материалы |
Разработка индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ | Сентябрь – декабрь | Координатор проекта | Разработанные программы в соответствии с решением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальным образовательным маршрутом |
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | Сентябрь – декабрь | Психологи, учитель-логопед | Диагностика результативности |
Исследование социальной среды школьников и их семей | Сентябрь, декабрь | Социальный педагог | Анкеты и результаты анкетирования, материалы анализа |
Экспериментальная работа учителей | |||
Индивидуальное планирование работы учителями | Октябрь | Координатор проекта | Индивидуальные планы |
Проведение диагностики по усвоению ЗУН детей с ОВЗ | Сентябрь, декабрь | Координатор проекта, учителя | Рабочие материалы |
Адаптирование тематических блоков в индивидуальной образовательной программе | Сентябрь - декабрь | Координатор проекта, учителя | Материалы уроков |
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам | Декабрь | Координатор проекта, учителя | Рабочие материалы |
Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений | Сентябрь - декабрь | Учителя | Рабочие материалы |
Методический анализ результатов и хода осуществления экспериментальной деятельности | Декабрь | Координатор проекта, учителя | Самоанализ, анализ деятельности |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: