Сборник статей по материалам выступлений участников VII международной научно-практической конференции студентов и магистрантов
Министерство образования и науки РФ
Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Омская гуманитарная академия»
_____________________________________________________
ПО «КАМЕНИСТЫМ ТРОПАМ»
ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ
Сборник статей по материалам выступлений участников
VII Международной научно-практической конференции
студентов и магистрантов
В науке нет широкой столбовой дороги, и только
тот достигнет ее сияющих вершин, кто, не страшась
усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
К. Маркс.
ОМСК 2011
УДК 378 Печатается по решению
ББК 74.58 Редакционно-издательского
П 41 совета НОУ ВПО «ОмГА»
П 41 По «каменистым тропам» гуманитарной науки.
Сборник статей / Научный ред. А.Э. Еремеев, отв. ред. О.В. Попова. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2011. – 196 с.
Настоящий сборник подготовлен по материалам выступлений участников VII Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая весна 2011», которая состоялась 27 мая 2011 г. на базе НОУ ВПО «ОмГА». В сборнике отражены исследовательские наработки и достижения студентов и магистрантов г. Омска, городов России и стран СНГ. Материалы предназначены для всех, кто интересуется проблемами современного гуманитарного знания
УДК 378
ББК 74.58
© НОУ ВПО «ОмГА», 2011
Содержание
Актуальные проблемы современного психологического знания М.М. Митина Социально-психологическая адаптация и дезадаптация молодежи…………………………………………………………… М.В. Радыгина Самообман как самовнушение …………………… Г.В. Пинигина Жизнеутверждающая адаптация как образ жизни молодого человека. Модель адаптации студента-первокурстника …. А.А. Мозгунова Психологический анализ понятия прокрастинации. И.П.Сафонова Тревожность как проявление дезадаптации ……… О. Ермилова особенности копинг-поведения лиц, призываемых на военную службу ………………………………………………………… Л.Н. Сандакова Гендерные различия в ценностях у подростков... ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В.А. Воробьёва Региональный фонд социального страхования: современное состояние и перспективы развития……………………… Ю.Б. Балмина Проблемы расчетно-кассового обслуживания и пути их решения на примере банка ВТБ 24 (ЗАО) ………………………. А.С. Жуланова Состояние социально-экономического развития и мероприятия по повышению его уровня ………………………………. Э.А. Калюга Использование swot-анализа для разработки эффективной стратегии управления мотивацией персонала …………. М.В. Вершинин Оптимизация форм и методов работы государственных органов на примере службы судебных приставов … Ю.С. Полякова Организация антикризисного управления убыточного ООО ПСФ «Полет и К» ………………………………………... Е.С. Конева, А.А. Лысич Негативные аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России ……………………………. А.В. Жидко Подходы к определнию эффективности использования банковских пластиковых карт …………………………. О.Н. Обрывалина Проблемы профессионального развития муниципальных служащих на новом этапе муниципальной реформы.. М. Попова Организация маркетинговой деятельности фирмы …… И.А. Ермолаева Применение беспроводных технологий на предприятиях нефтяной и газовой промышленности …………………. В.А. Подковкин Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления ………………………………… К. Головня Особенности кредитования юридических лиц в форме кредитной линии ………………………………………………………… Н.А. Шапкина Анализ использования трудовых ресурсов предприятия и предложения по его улучшению …………………………… Н.А. Чудинова Партнёрские отношения как фактор повышения конкурентоспособности вуза ……………………………………………. Н.А. Невойт Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия на примере ПК «АТХ-5» …………………………………. Б.И. Мажикеева Основные мероприятия по повышению уровня занятости населения (на примере Северо-Казахстанской области) …. М.Г. Оносова Пути совершенствования потребительского кредитования ЗАО «Банк русский стандарт» ………………………………… Е. Хлынова Становление и модернизация малого бизнеса на современном этапе развития рыночных отношений в России …………. Я.А. Стрельцова Машиностроение в России: проблемы и перспективы ………………………………………………………………….. Е.В. Ульфович Приоритетные варианты развития транспортной стратегии российской федерации ………………………………………. Т.Н. Маслова Пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Называевска ………………………………………. А.Р.Сафина, И.Р. Дусакова Проблема инновационного развития России и венчурные инвестиции ……………………………………….. Е.А. Маслеева Продвижение лингвистического центра на примере НОУ «Городской учебный центр ………………………………………. Ж.К. Камеков Направления совершенствования кадрового менеджмента на предприятии ……………………………………………… А.Л. Галиуллина Разработка кадровой политики Омского городского совета ………………………………………………………………. Ю. Миннигалеева Значение финансовой грамотности в развитии человеческого капитала …………………………………………………. Ю.Г. Девянина Результаты исследования мотивации персонала организации ООО «Юрий» ……………………………………………… В.В. Калина Основные методы очистки трубопроводов нефтяных предприятий ……………………………………………………………… Е.Н. Коломоец Японский опыт развития социальной политики применительно к российским предприятиям ………………………….. М.В. Ивлева Управление себестоимостью продукции в современныхусловиях ……………………………………………………………… Л.Л. Кутлугильдина Перспективные направления в развитии нефтепереработки ………………………………………………………... Журналистика и PR Д.А.Остащенко Реализация масс-медиа функций журналистики (на примере газеты «Вечерний Омск») …………………………………. И.В. Маслова Содержательная модель общенационального печатного издания (на примере «Российской газеты») ……………………… | 5 8 12 14 20 26 32 37 41 44 53 57 60 68 74 83 87 96 100 106 110 116 119 121 129 131 134 137 142 144 147 159 162 168 172 174 178 180 183 189 192 |
Актуальные проблемы современного
психологического знания
М.М. Митина
Московский областной гуманитарный институт
г. Климовск
Социально-психологическая адаптация и
дезадаптация молодежи
Коренная перестройка общественной системы неизбежно ставит вопрос об изменении отношения государства к молодежи. Последняя выступает преемницей не только сложившихся отношений, но и инноваций, с которыми выступают сегодня современные политические силы.
Согласно опросу Фонда "Общественное мнение", проведенному еще до войны в Южной Осетии, каждый седьмой россиянин (14%) хотел бы уехать на постоянное место жительства в другую страну. Среди молодежи от 18 до 35 лет таких 21%. Причем в качестве главного мотива отъезда за границу или, напротив, решения остаться в РФ большинство граждан называет общую обстановку в стране, наличие или отсутствие стабильности, законности и порядка.
Молодежь в целом оказалась одной из самых социально незащищенных групп общества. Материальное положение молодежи значительно хуже, чем населения в целом. Молодые люди часто не могут обеспечить себе социальное продвижение в обществе. Но наиболее глубокое противоречие заключается в заметном несоответствии новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых российским обществом. Отсюда чувство распада связей между "настоящим – будущим – прошлым", "преемственности поколений", " утраты групповой идентичности" и неспособность дать ответ о смысле существования.
Большая часть студентов, после окончания институтов, не идет работать по специальности – либо невозможно устроиться на работу, либо оплата труда не соответствует никаким минимальным запросам. Устроиться на приличную работу нет никакой возможности, а создавать свой бизнес – утопия, успешный бизнес отбирают; шаткий, но стабильный давят, этим объясняется актуальность темы социально-психологической адаптации и дезадаптации молодежи.
Необходимо отметить, что человек, сохраняя свою биологическую природу, является существом общественным, освобождаясь тем самым (насколько это возможно) из под власти эволюционных механизмов, приобретая свою "надбиологическую" социальную сущность. Социальная адаптация – это вид взаимодействия индивида или социальных групп с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования к определенным его участникам. С нашей точки зрения, социальная адаптация – это процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установление соответствия социальным требованиям ценой запретов со стороны группы на определенное поведение.
Психологические школы как за рубежом, так и у нас рассматривают психологическую и социальную адаптацию в целостном единстве, говоря тем самым о нераздельности психического и социального, происходящего в процессе адаптации. В силу этого, на наш взгляд, адаптация личности в социальных ситуациях является сугубо социально-психологическим процессом.
Психологическая адаптация представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающей мотивацию адаптивного поведения человека, формирование целей и программы поведения.
Психологическая адаптация тесно связана с социальной адаптацией. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания, психики, психологическая адаптация, в свою очередь через формирование целей и программы жизнедеятельности, воздействует на эффективность адаптивной деятельности, а также придает динамике этой деятельности индивидуально-эмоциональную окраску. Без психологической адаптации социальная адаптация была бы просто невозможной.
Социальную адаптацию необихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Термин "социальная адаптация" используется необихевиористами также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. С нашей точки зрения, такое понимание "социальной адаптации" является прямо относящимся к проблеме социально – психологической адаптации.
Ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, молодые люди составляют сегодня большинство в составе новых социальных слоев (предпринимателей, менеджеров). Произошло значительное омоложение властных структур, молодые деятели возглавляют общественные и политические организации и движения. С другой стороны, обозначенная тенденция, как показывают исследования, не является определяющей.
Налицо рассогласование процесса социально-психологической адаптации. Глубокое социально-психологическое обоснование государственной молодежной политики, таким образом, становится сегодня неотъемлемой стороной реформирования российского общества, его прогресса.
Необходимо выявить социально-психологические особенности адаптации молодежи к рыночным отношениям; определить роль массовых социальных установок в процессе психологической подготовки людей к новым условиям хозяйствования.
Мир базируется на трех принципах: уважении к себе, уважении к окружающим и порядочности-честности. Однако, по ощущениям, люди стали более циничнее, и, из-за динамичности развития окружающей действительности, увеличения темпа жизни, молодежь, как наиболее остро реагирующая часть населения, оказалась дезадаптированной. Многие ищут убежища от проблем в интернете – именно этим объясняется головокружительная популярность социальных сетей.
Культура потребления достигает апогея, – все вокруг помешаны на приобретении материальных ценностей, словно надеясь подменой реальных ценностей – семьи, детей, здоровья близких – купить популярность и авторитет среди окружающих, почувствовать себя безопасно, скрыть депрессии.
Система «делаем вид, что живем; делаем вид, что существуем» поглотила большую часть населения, в том числе и молодое поколение, которое насмотревших «гламурной жизни», не видит реального смысла существования, загоняя самого себя в тупик, из которого многие уже не смогут выбраться.
Возможна ли модернизация страны? Или она превратилась в неизбежно тонущий корабль? Темпы жизни ускоряются с каждым днем, уже невозможно остановиться, пусть мы и катимся в пропасть с колоссальной скоростью.
Прошлое еще является настоящим, наступление будущего под угрозой, поэтому, на наш взгляд, необходимы срочные изменения отношения к молодежной политике государства.
М.В. Радыгина
Омский юридический институт, г. Омск
Самообман как самовнушение
В настоящее время тема «самообман как самовнушение» является актуальной в связи с тем, что современный человек сознательно или неосознанно пытается сам решить свои психологические проблемы.
Рассмотрим понятие «самообман». В обыденном смысле это обман самого себя. Обман – есть «ложное представление о чем-нибудь» [1, с. 392]. В повседневной жизни обман тождественен лжи, т.е. умышленной передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или удержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Отсюда самообман, это сознательная ложь самому себе. Если обратиться к словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, то самообман – это «внушение себе того, чего нет в действительности» [1, с. 640].
Итак, самообман, это убеждение себя самого в том, чего нет на самом деле, т.е. стремление выдавать желаемое за действительное. При этом человек использует самовнушение, которое выступает главным составляющим самообмана. Самовнушение же есть внушение самому себе представлений, мыслей, чувств. Следовательно, самообман протекает исходя из механизмов самовнушения. Между тем, самообман может происходить и неосознанно, т.е. без участия структуры сознания. В этом смысле он не является самовнушением.
Выявим причины, по которым человек обманывает самого себя посредством самовнушения.
Самообман как оправдание своей «карты реальности».
Согласно Р. Дилтсу, человеку не дано познать реальность, в том смысле, что ему приходиться воспринимать ее с помощью органов чувств, а их возможности ограничены. Воспринимая комплекс стимулов, порождающих определенное ощущение, человек привносит в это ощущение свои смыслы: «Мы можем лишь составлять карты окружающей реальности на основе информации, которую получаем через органы чувств, а также взаимосвязей между этой информацией и нашими личными воспоминаниями и другими переживаниями. Следовательно, мы реагируем не на реальность как таковую, а на собственные карты этой реальности» [2, с. 28]. В соответствии со своей картой реальности, человек оправдывает свои выборы, ценностные ориентации, зная, что они ложны, но следуя им, т.к. это вызывает у него состояние психологического комфорта. И действительно, куда проще жить чем-то надуманным, чем воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле, и пытаться приблизить ее к объективности.
Получается, что самообман выступает в виде защитной функции.
Например, человек может яростно доказывать, что все в порядке, не считая, головной боли или отсутствие аппетита, но в глубине души чувствует, что что-то не так. «Но он не только не осознает источника беспокойства, но и заинтересован в том, что бы оставаться в неведении» [3, 163]. Другой пример, человек обладает излишней полнотой, и сам факт полноты для него возбуждающий фактор стресса. Вместо того, что бы пойти, в спортзал, или провести кое-какие манипуляции по корректировке своей фигуры, он из-за лени или каких-либо обстоятельств, предпочтет внушение, того, что его фигура и так хороша, и тот образ жизни, который он ведет, совершенно никак на нее не сказывается. В связи с этим, произойдет самовнушение, после которого стресс уменьшится, и человека уже не так сильно будет волновать, что он отличается от остальных большими габаритами. Поэтому к самообману нередко прибегают и врачи, воздействуя на пациента таким образом, что бы тот путем самовнушения излечивался от болезни. Такой метод еще известен под термином «Эффект плацебо». Эффект плацебо (лат. placebo – поправляюсь) – изменение (или его отсутствие) в физиологическом и психологическом состоянии субъекта, вызванное приемом плацебо – безвредного препарата, назначаемого под видом какого-либо лекарственного средства. Данный эффект демонстрирует психотерапевтическое действие самого факта приема лекарства и применяется, когда необходимо установить степень участия внушения в лечебном действии нового препарата. При этом группе испытуемых сообщается, что их будут лечить новым средством, после чего половине группы дается плацебо. Сравнение результатов по двум подгруппам позволяет судить о действительной эффективности лекарства1.
Как видим, «эффект-плацебо» – это подмена лекарства, чем-то нейтральным, например, в качестве него используют простую воду или пилюли с сахаром. Пациент ошибочно полагает, что ему дают лекарство, и при этом внушает себе, что оно очень хорошее, и что после его принятия должно обязательно наступить улучшение. И в некоторых случаях это действительно работает.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что самообман не всегда бывает направлен во вред, хотя в качестве самовнушения может и отрицательно влиять на человека.
Объективная реальность постоянно подталкивает индивида на всевозможную ложь, и нередко он лжет сам себе, боясь, в чем-то признаться. Или же создает образ, который все воспринимают положительно, для окружающих он представляем собой человека, в которого заложены все самые лучшие качества, но чаще всего, это лишь иллюзия. Человек существо социальное, и поэтому он чаще играет ту роль, которую от него требует общество. И бывает, слишком ею заигрывается, что перестает отличать, где он настоящий, а где вымышленный, и начинает уже не просто играть, но и проживать эту роль. Идя на самообман, индивид не задумывается, что тем самым вступает в конфликт со «своим настоящим, подлинным», скрытым глубоко в нас. Из-за самообмана может развиться внутренний конфликт и как следствие ряд психических заболеваний, то есть, личность будет разрывать на части, одна из них будет стремиться угодить социуму, а другая – противостоять и пытаться развернуть себя. И чем дольше будет существовать это противостояние, тем сложнее будет из него выбраться.
Такому самовнушению подвержены дети из неблагополучных семей. Они видят в социальной среде, как их сверстниках устроены семьи, какие у них отношения, и в свою очередь, они хотят, что бы это было и у них, то есть пытаются компенсировать отсутствие, например, любви, внимания, через вымышленные фантазии идеальной семьи, в которых, они хотели бы жить. У такого ребенка, когда спросишь: «как ты живешь?», «кем работают твои мама с папой?» и так далее, ответы всегда будут выдуманные, и сторонний человек не обратит внимание, и у него даже не возникнет мысли о том, что этот ребенок может говорить неправду.
Чаще самообман может сопровождаться оптимизмом, надеждой или переоценкой своих сил. Самообман может, как следствие вытекать из этих понятий, то есть быть крайней точкой проявления.
Самообман – как надежда на лучшее будущее.
Надежда – положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности. В моем понимании надежда это его вера, которая может быть рациональной или иррациональной в лучшее будущее, чем то, которое есть сейчас.
Бывают разные ситуации, когда человек полностью подавлен и у него исчерпались все силы и знания, которые он мог бы применить, наступает переломный момент. Если в это переломный момент человек перестает надеяться, то он перестает бороться. Его жизнь теряет смысл, он существует, пока его не настигнет печальный конец. Но если, несмотря на все беды, человек верит в то, что все наладится, что сможет выкарабкаться, то в основном он снова встает на ноги и снова готов к действию, хотя в глубине своего сознания он не верит в лучшее будущее. В результате внутреннего конфликта, образ надежды закладывается сознанием самого человека, являясь самовнушением.
Резюмируя сказанное, отметим, что самообман выполняет функцию самовнушения, которая проявляется в нежелании человека что-то менять в своей действительной жизни. Человек боится неизвестного, и с настороженностью относится ко всему новому. По этой причине, самообман выступает как защита старой системы, как оправдание своей «карты реальности». Человеку не нравится определенные социальные роли, которые он вынужден исполнять и поэтому он часто приукрашивает, преумножает замещает ее несуществующим образом – фактически обманывает себя через самовнушение.
Библиографический список
1. Самообман // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1973.
2. Дилтс Р. Моделирование с помощью нлп. – СПБ., 2001.
3. Хорни К. Самоанализ Психология женщины. Новые пути в психоанализе. – Спб.: Питер, 2002.
Г.В. Пинигина
Иркутский государственный университет.
Институт социальных наук, г. Иркутск
ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСТНИКА
Радикальное изменение современного общества влечет за собой появления новых требования к человеку. Сегодня нашему обществу необходимы люди, способные реализовывать свой потенциал. Индивидуальный подход к изучению личности в образовательной системе влечет потребность в поиске оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям действительности [1]. Для подготовки нового поколения специалистов нужны совершенно новые формы и методы организации учебного процесса, которые способны раскрыть на потенциальные возможности студентов на начальном этапе.
Под адаптацией в наше время понимается предпосылка и существенное условие для активной деятельности личности. Успешную адаптацию у студентов-первокурсников можно рассматривать как их вхождение в совершенно новую социальную среду; в учебно-познавательный процесс; в новую систему отношений [3].
Многие студенты осознанно выбирают свою будущую специальность, по которой они в дальнейшем хотели бы получить образование и трудиться, но есть и такие, у которых жизненные планы на момент поступления не определены. И от того, как пройдет приобщение личности к новым для нее условиям в социальной среде, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне. На “базе” этих умений в дальнейшем будет строиться личностно-профес-сиональный рост, происходить формирование жизненных планов.
Важным условием для успешной адаптации является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия[2]..
Определение модели применительно к образованию может быть сформулировано так: модель – это созданная или выбранная система субъекта, упрощенно воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны изучаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таких отношениях замещения и сходства, что её исследование и оперирование ею служит способом получения знания об объекте. В данном определении находит выражение процессуальный характер моделирования, его особенности. Основное назначение научных моделей состоит в объяснении изучаемого объекта, в получении о нем некоторых знаний.
Модель адаптации студентов университета к обучению в системе высшего профессионального образования представляет собой структурированный и целостно-ориентированный способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса учреждения высшего образования с точки зрения усовершенствования его содержательных компонентов, основанных на выполнении педагогических условий [4].
Нами была разработана модель процесса адаптации у студентов-первокурсников. Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости студентов к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Достижение цели обеспечивает решение следующих задач организации процесса адаптации студентов университета к обучению:
диагностика готовности студентов школьного отделения к овладению профессией;
включение студентов в различные виды деятельности по адаптации в педагогическом процессе;
включение педагогического коллектива в реализацию единой программы адаптации студентов вуза;
включение студентов в рефлексивную деятельность с целью осознания и осмысления ими всех этапов процесса собственной адаптации в вузе;
введение в программу факультативного курса «Основы самообразовательной деятельности» для первокурсников блока тем, раскрывающих механизмы адаптации человека на разных этапах его жизни;
обучение студентов самостоятельному управлению процессом собственной адаптации через анализ ситуации, выявление проблем, поиск путей их решения, анализ и коррекцию полученных результатов.
В нашей модели отражены закономерности процесса адаптации студентов к обучению:
взаимосвязь развития и активной деятельности личности;
зависимость уровня активности личности от совокупности объективных и субъективных факторов;
взаимосвязь развития личности и процесса образования;
зависимость уровня развития личности от характера педагогических воздействий;
зависимость активности и уровня развития личности от целесообразного характера ее деятельности.
Результатом процесса адаптации студентов университета в целостном педагогическом процессе стала адаптивная личность, способная самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях с минимальными для себя «потерями», сохранять свою индивидуальность, уникальность, принимая при этом условия существующей жизни, то есть управлять собой.
страница 1страница 2 ... страница 14страница 15
скачать
Другие похожие работы: