NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Школьная зрелость. Советы родителям Школьная зрелость. В возрастной психологии принят такой термин – «школьная зрелость»


Школьная зрелость. Советы родителям



Школьная зрелость.
В возрастной психологии принят такой термин – «школьная зрелость». Он означает, что ребенок к моменту поступления в школу уже миновал очень серьезный кризис своего развития – переход от игровой деятельности к учебной. Если же кризис затянулся, «зрелость» не достигнута, ребенок к школе не готов: его внимание и память не готовы для серьезного обучения.  Мышление еще настолько конкретно, что не способно к обобщению и анализу нового в школьном объеме. Кроме того, ребенок еще не «отыграл» свое. Чаще всего страдают школьной «незрелостью» шестилетки, у которых очень нетерпеливые родители, уделяющие много внимания счету, чтению, письму и не замечающие, что их будущее «светило» еще совсем ребенок, не готовый к серьезным испытаниям. Результат – полная дезадаптация, нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе и плохая успеваемость. Как определить, отдавать шестилетку в 1 класс или нет?


Психофизиологическая  и психолого-педагогическая  оценка готовности ребенка.
Тест Керна-Йирасека.

Уровень школьной зрелости и интеллекта ребенка, имеет три задания.

  • рисование мужской фигуры по представлению,

  • графическое копирование фразы из письменных букв

  • срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координаций. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развития второй сигнальной системы и абстрактивного мышления и речи.
Задание № 1. Дайте ребенку лист бумаги.

  • Нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь.

Задание № 2.

  • Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй.

  • Хорошенько посмотри, как это написано, и повтори то же самое.

Задание № 3.

  • Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Каждое задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

  • Критерии по каждому из заданий.

Задание №1.  Рисование мужской фигуры.
1 балл -  у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.
2 балла -  выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения (т.е. отдельно рисуются голова, туловище, к нему прикрепляются руки и ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея. Волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть шея, туловище, конечности (руки, ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание № 2.  Срисовывание письменного текста.
Он ел суп.
1 балл – имитация, которую можно прочесть. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не более). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от горизонтальной линии не больше, чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Размер букв и отклонение от горизонтальной линии не учитываются.
3 балла – явная разбивка надписи минимум на 2 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла – с образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов – каракули.
Задание № 3. Срисовывание группы точек.
.    .    .
.    .    .
.    .    .
.
1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.
2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла – рисунок в целом соответствует образцу. Не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу. Но их не должно быть более 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.
4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек. Размеры образца и число точек
  не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
5 баллов – каракули.
Оценка полученных данных в целом по тесту

  • Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию (если ему исполнилось шесть с половиной лет).

  • 3-5 баллов (высокая готовность к обучению) - школьно-зрелые дети,

  • 6-9 баллов (средний уровень готовности к обучению) – средне – зрелые дети,

  • 10 баллов и  ниже (низкий уровень готовности к обучению) - незрелые дети

Готов ли  ваш ребенок к школе? Практические советы  для родителей шестилеток.

  • Если вашему ребенку еще не исполнилось семь лет, и при обследовании он набрал 10 и более баллов, не отдавайте его в школу, позанимайтесь с ним дома. Играйте, рисуйте, лепите из пластилина, учите стихи.

  • Он у вас прекрасный, самый лучший малыш на свете. Просто ему еще рано садиться за парту.

Советы для родителей «школьно-зрелых» ребят
1. Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов. Ребенок должен адаптироваться к новому расписанию своего досуга.
2. Обращайте больше внимания на школьную атрибутику (портфель, линейки, ручки и т.д.). Пока для первоклашки это суть учебного процесса. Вместе выбирайте красивые карандаши, ластики и прочие принадлежности, не спеша и заранее.
3. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке учителей и все трудности, с которыми он может столкнуться.
4. Сами следите за своими эмоциями. Не стоит устраивать проводы в школу, будто ваш ребенок уходит на фронт.
5. Не бросайте ребенка один на один с новой ответственностью. Следите за домашними заданиями, выполняйте их вместе (но не за ребенка), будьте все время в курсе школьной жизни.
6. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него пока что-то не получается.
7. Выполняйте советы учителя, и вы не столкнетесь с огромным количеством школьных трудностей.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.