Содержание структура основной образовательной программы начального общего образования

СОДЕРЖАНИЕ
Структура основной образовательной программы начального общего образования
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. | Стр. |
1.1.Пояснительная записка | 3-7 |
1.2Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО | 7-8 |
1.3 Чтение. | 9-10 |
1.4.Русский язык | 10-12 |
1.5.Иностранный язык | 12-13 |
1.6. Математика и информатика | 13-15 |
1.7. Окружающий мир | 15-17 |
1.8.Музыка | 15-19 |
1.9.Изобразительное искусство | 19-20 |
1.10 Технология | 20-21 |
1.11.Физическая культура | 21-23 |
1.12. Основы религиозных культур и светской этики | 23-25 |
1.13.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | 24-25 |
1.14.Оценка личностных результатов | 25-27 |
1.15. Оценка метапредметных результатов | 27-29 |
1.16. Оценка предметных результатов | 29-31 |
1.17.Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений. | 31 |
1.18.Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию. | 31-33 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (УУД) 2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 2.1.2. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов | 33-39 |
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности | 39-41 |
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования | 41-48 |
2.4. Программы отдельных учебных предметов, курсов, внеурочной деятельност | 48-50 |
2.52.5.. Программа формирования экологической,культуры здорового и безопасного образа жизни (краткая характеристика). | 50-54 |
2.6. Программа коррекционной работы | 56-64 |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1.Учебный план начального общего образования | 65-68 |
3.2. План внеурочной деятельности | 68-72 |
3.3.Система условий реализации основной образовательной программы | 72-75 |
3.4.Финансовые условия | 74 |
3.5. Материально-технические, учебно-методические и информационные условия | 74-86 |
3.6.Сетевой график(дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы | 86 |
Используемые понятия, обозначения и сокращения | 76-78 |
Список литературы | 79 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Введение
Общая характеристика образовательного учреждения
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7.
Адрес: 629305, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, улица Таежная, дом 51.
Телефон: (3494) 23-83-11
Факс:(3494)23-83-11
E-mail: [email protected]
Директор: Боцян Светлана Николаевна
Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса:
- Закон РФ «Об Образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (с изменениями) на основе главы 2 (ст.10-20)
- Устав школы
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности:(серия А №0000330, регистрационный номер 1576), от 21.02.2012 года (бессрочно).
- Свидетельство о государственной аккредитации: АА 060313 (регистрационный номер 715)
- Конвенция прав ребёнка.
Учредитель: Департамент образования Администрации муниципального образования города Новый Уренгой.
1.1.Пояснительная записка
Общая характеристика основной образовательной
программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Новый Уренгой – программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования. Данная программа разработана:
- на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- на основании ст.14,15 Закона РФ «Об образовании»
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – Стандарт) (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);
- с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (2012г.);
- с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;
Образовательная программа представляет собой единство дидактики, методики и практики обучения и воспитания младших школьников.
Данная Программа с внесенными изменениями и дополнениями разработана рабочей группой по введению Федерального государственного стандарта начального общего образования с привлечением органа самоуправления – Совета Школы, обеспечивающим государственно - общественный характер управления образовательным учреждением. Срок реализации программы – 4 года.
Цели и задачи, представленные в Программе, являются приоритетными для Школы, определены в соответствии с требованиями Стандарта, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», согласованы с задачами окружной целевой программой «Развитие образования на период с 2011 – 2015 годы», стратегическими и тактическими задачами плана работы Департамента образования города Новый Уренгой.
По мере введения и реализации Стандарта, накопления опыта работы в данную Программу будут вноситься изменения и дополнения. Данная Программа начала функционировать с сентября 2011/2012 учебного года, будет реализовываться и совершенствоваться по мере «вхождения» в ФГОС 1-х классов последующих наборов обучающихся.
Программа отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа реализуется Школой через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Основная образовательная программа реализуется школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. «Сетевая форма реализации образовательной программы обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».
При реализации образовательной программы может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании
соответствующих образовательных технологий. В образовательной деятельности педагогами используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Основная часть образовательной программы начального общего образования состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности образовательного учреждения.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов, требований Стандарта по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
На ступени начального общего образования осуществляется решение следующих основных задач:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в своей учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе;
- представление обучающимся широкой целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды;
- организация среды жизнедеятельности обучающихся, стимулирующей воспитание человека культуры, способного к саморазвитию, творческой самореализации и нравственной саморегуляции своей деятельности и поведения в изменяющейся социокультурной среде;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 7 лежит системно-деятельностный подход, который, в соответствии с ФГОС НОО (п. 7), предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программы и учебно-методические комплекты « Школа 2100», « Перспективная начальная школа», « Школа России», полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.
Реализация Программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
- учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);
- индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная с использованием дополнительных информационных источников);
- игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
- творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование и др.);
- учебно-исследовательской деятельности;
- трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
- спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.
Основная образовательная программа начального общего образования Школы опирается на возрастные особенности младших школьников. На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии со Стандартом, достигаются:
- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);
- формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;
- эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать и принимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.
Для реализации Программы определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.
Программа реализуется в рамках пятидневной учебной недели для первоклассников, в рамках шестидневной учебной недели для учащихся 2-4 классов.
Школа работает с 8:30 в режиме двухсменных занятий.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии образовательного учреждения:
- существенно возросла конкурентоспособность ОУ;
- более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, информационного потенциалов;
- расширяются возможности использования информационной среды за счет освоения программного комплекса «Сетевой город. Образование»;
- наблюдается ежегодный рост удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;
- улучшается материально-техническая база.
При реализации Программы образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательного процесса, с:
- Уставом школы, другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса, которые расположены в разделе «Документы» на страницах школьного сайта;
- их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения.
Мониторинг образовательной программы
Эффективность реализуемой Основной образовательной программы осуществляется проведением мониторинговых исследований, результаты которых позволят сделать выводы о необходимости внесения изменений в содержание программы.
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
скачать
Другие похожие работы: