Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.
Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами), и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задает общее понимание того, что подлежит оценке; как — в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.
Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя — на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надежной, способствует упрощению различных аттестационных процедур. В частности, становится возможным использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную, например, в форме портфеля достижений, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность обучающимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её «естественная встроенность» в образовательный процесс.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:
оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования;
оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;
оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Реализация всех названных направлений оценки обеспечивается расширением спектра регламентированных оценочных процедур. К существующим процедурам, направленным на оценку образовательных достижений обучающихся (процедуры итоговой оценки и аттестации выпускников), и процедурам, направленным на оценку эффективности деятельности образовательных учреждений (процедуры аккредитации образовательных учреждений и аттестации работников образования) добавляются процедуры, направленные на оценку состояния и тенденций развития системы образования.
Все направления оценочной деятельности реализуются посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых обучающимися. Однако содержание оценки и степень открытости информационных потоков о результатах оценки в каждой из вышеназванных процедур различны.
Так, при оценке результатов деятельности систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения каждой междисциплинарной или предметной учебной программы, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.
При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускники научатся» для каждой учебной программы.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с четко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамкой любой из вышеназванных процедур, ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Программа изучения личности ученика. (Якиманская И.С., Рябоштан Е.П.)
Программа опубликована в книге:
Якиманская И.С., Рябоштан Е.П.Изучение личности ученика в образовательном процессе.-М.: Сентябрь, 2011. (серия Библиотека журнала «Директор школы»)
Разработана для учителя, который систематически наблюдает за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Традиционно изучение личности ученика осуществляют:
Учитель, который ориентируется на достигнутый результат усвоения, но не анализирует, за счет чего этот результат был получен;
Психолог, который изучая схемы деятельности ученика, никак не связывает это с учебно-предметным содержанием.
Основной метод – педагогическое наблюдение, которое сейчас в основном заменено тестированием, но имеет ряд позитивных сторон:
Ребенок наблюдается учителем в естественной обстановке – на уроке, а не в ситуации, специально созданной школьным психологом, когда его приглашают в отдельный кабинет выполнять непривычные для него задания;
Познавательные способности, интеллектуальные возможности ребенка наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, к которым ребенок работает ежедневно;
Снимается ситуация индивидуальной проверки, поскольку педагогическое наблюдение проводится незаметно для учащегося на уроке, знакомым ему учителем.
Программа позволяет фиксировать три основные линии личностного развития каждого ученика:
Зона актуального развития – что ученик уже знает, умеет, каково отношение к учению;
Зона ближайшего развития – что ученик может усвоить, чем овладеть с помощью взрослого (учителя, родителей), как быстро он может эту помощь воспринять и использовать в собственных действиях;
Зона самореализации – к чему ученик стремиться, насколько он активен, самостоятелен, как относится к учению, как оценивает себя.
Эти сведения:
диагностичны, поэтому должны входить в содержание педагогической характеристики, которая по ФГОС является обязательным школьным документом;
динамичны, поэтому характеристика должна наполняться новыми данными, составляться на конец каждого класса исключительно в интересах ребенка и с соблюдением всех этических норм.
Программа предусматривает наблюдение за личностным развитием ученика по ступеням обучения: начальная школа (1-4 класс), основная школа (5-8 класс).
Наблюдение ведется по специально разработанной программе систематически, по 4 показателям развития личности ученика:
анализ учебного поведения;
со 2-го класса – выявление особенностей освоения учебного материала;
проявление способов работы с учебным материалом;
организация учеником самостоятельной работы по предмету
№ этапа | процедура | Сроки проведения | Кто проводит | Время проведения | Фиксация результата |
1 этап | Первичное знакомство (проведение и интерпретация информации | Апрель-август | Два педагога: 1-й: ведет знакомство; 2-й: ведет протокол | 30 мин. на одного учащегося | «Протокол педагогического знакомства» «Экран класса» |
История развития ребенка (метод.рекомендации | Первое родительское собрание | родители | Max60 мин. | «История развития ребенка» «Экран класса» | |
Карта школьной зрелости | Апрель-май | Воспитатель д/с | Встреча воспитателей подготовительной группы и учителей 1 кл. | «Карта школьной зрелости» включает бланки результатов наблюдения:
| |
Аналитическая работа | Май -август | Администрация Учителя 1 кл. Психолог соцпедагог | Совместная работа | Комплектование 1-х классов с учетом пола, возраста, индивидуальной и коммуникативной особенностей и др. | |
2 этап | Изучение педагогом источников информации о развитии ребенка и его семье | 20-30 августа | Учителя 1-х кл. | Анализ учителем, обсуждение с психологом | «Индивидуальная адаптационная карта первоклассника» «Экран класса» заполняются на основе: 1.«Протокол педагогического знакомства» 2.«История развития ребенка» 3.«Карта школьной зрелости» Адаптационная программа психолого-педагогической поддержки учащегося на период проведения курса «Введение в школьную жизнь» |
3 этап | Проведение адаптационного курса «Введение в школьную жизнь» Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. | 1-10 сентября | Учитель 1 кл. | Анализ учителем, обсуждение с психологом | Карта №1 «Основные проявления личностных особенностей ученика» бланк №1 «Экран класса» первичная Программа псих.-пед. поддержки ученика (особенно гр. риска), (до ноября) |
4 этап | Повтор заполнения карты №1 | Ноябрь-декабрь | Учитель 1 кл. | Анализ учителем, обсуждение с психологом | Карта №1 «Основные проявления личностных особенностей ученика» «Экран класса» |
5 этап | Психолого-педагогическая работа с учениками, особенно с испытывающими трудности в школьной адаптации | Январь-май | Учитель 1 кл. | Анализ учителем, обсуждение с психологом | «Индивидуальная характеристика» «Индивидуальная характеристика ученика 1 кл. с неустойчивой учебной позицией» |
На каждого выпускника начальной школы заполняется бланк «Учебный профиль выпускника начальной школы» - это характеристика выпускника начальной школы. Приложение № 1
Оценка универсальных учебных действий
(личностные результаты).
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг сформированности:
внутренней позиции школьника;
основ гражданской идентичности;
самооценки;
мотивации учебной деятельности;
морально - этических суждений.
Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий, что зафиксировано в основной образовательной программе (Программа формирования УУД, раздел «Личностные учебные действия»).
Оценка личностных результатов может быть внешней и внутренней.
Предметом внешней оценки является эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Осуществляется она в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в данном образовательном учреждении.
А целью внутренней оценки является сформированность отдельных личностных результатов. Осуществляется она учителем в ходе персонифицированных мониторинговых исследований.
Отдельно внутренняя оценка может осуществляться для учащихся, которым необходима специальная поддержка. Тогда целью становится индивидуальный прогресс личностного развития именно таких учащихся.
Проводится она школьным психологом также в форме персонифицированных мониторинговых исследований. Но есть один важный момент: данные исследования проводятся только по запросу родителей (либо по запросу педагогов, администрации, но при согласии родителей).
Для оценки внутренней позиции школьника предлагаю модифицированный вариант методики «Беседа о школе», авторами которой являются Нежнова, Эльконин, Венгер. Реализуется данная методика в ходе индивидуальной беседы с ребёнком, результаты которой фиксируются в протоколе собеседования. Более подробно познакомиться с этой методикой вы сможете в книге «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей.»
Авторы: А.Г. Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанова.
Москва, «Просвещение», 2008.
Для оценки основ гражданской идентичности предлагается методика «Показатели уровня воспитанности учащихся», автор этой методики В. Овчарова. Реализуется данная методика в ходе анкетирования ребёнка, результаты которой фиксируются в протоколе анкетирования.
Для оценки самооценки ребёнка предлагается методика «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха» («атрибуция» – определение подлинности). Реализуется данная методика в ходе индивидуальной беседы с ребёнком, результаты которой фиксируются в протоколе собеседования.
Для оценки мотивации учебной деятельности предлагается методика «Незавершенная сказка», авторами которой являются Нежнова, Эльконин, Венгер. Реализуется данная методика в ходе чтения незавершённой сказки в индивидуальном обследовании, результат которой фиксируется в протокол собеседования.
Для оценки морально-этических суждений предлагается методика
«Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы», автор Пиаже. Реализуется данная методика в ходе индивидуальной беседы с ребёнком, результаты которой фиксируются в протоколе собеседования.
(Приложение №3)
Оценка универсальных учебных действий:
метапредметные результаты.
В качестве содержания и объекта оценки метапредметных результатов служит уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Согласно стандартам второго поколения УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
Универсальность УУД проявляется в том, что они носят надпредметный или метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.
Виды универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, коммуникативные и УУД, представленные во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».
Познавательные УУД включают умения :
использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД включают умения:
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
Коммуникативные УУД включают умения:
учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения.
задавать партнёрам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.
Раздел « Работа с информацией» включает умения:
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог).
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
представлять информацию средствами информационно-компьютерных технологий в графическом виде: как таблицы, графики и пр.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.
Таблица №1.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: