NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования



В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:

  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;




  • обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.


Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами), и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задает общее понимание того, что подлежит оценке; как — в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.

Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя — на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надежной, способствует упрощению различных аттестационных процедур. В частности, становится возможным использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную, например, в форме портфеля достижений, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность обучающимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её «естественная встроенность» в образовательный процесс.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

  • оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования;

  • оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;

  • оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Реализация всех названных направлений оценки обеспечивается расширением спектра регламентированных оценочных процедур. К существующим процедурам, направленным на оценку образовательных достижений обучающихся (процедуры итоговой оценки и аттестации выпускников), и процедурам, направленным на оценку эффективности деятельности образовательных учреждений (процедуры аккредитации образовательных учреждений и аттестации работников образования) добавляются процедуры, направленные на оценку состояния и тенденций развития системы образования.

Все направления оценочной деятельности реализуются посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых обучающимися. Однако содержание оценки и степень открытости информационных потоков о результатах оценки в каждой из вышеназванных процедур различны.

Так, при оценке результатов деятельности систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения каждой междисциплинарной или предметной учебной программы, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускники научатся» для каждой учебной программы.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с четко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамкой любой из вышеназванных процедур, ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Программа изучения личности ученика. (Якиманская И.С., Рябоштан Е.П.)
Программа опубликована в книге:

Якиманская И.С., Рябоштан Е.П.Изучение личности ученика в образовательном процессе.-М.: Сентябрь, 2011. (серия Библиотека журнала «Директор школы»)

Разработана для учителя, который систематически наблюдает за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Традиционно изучение личности ученика осуществляют:

  • Учитель, который ориентируется на достигнутый результат усвоения, но не анализирует, за счет чего этот результат был получен;

  • Психолог, который изучая схемы деятельности ученика, никак не связывает это с учебно-предметным содержанием.

Основной метод – педагогическое наблюдение, которое сейчас в основном заменено тестированием, но имеет ряд позитивных сторон:

  • Ребенок наблюдается учителем в естественной обстановке – на уроке, а не в ситуации, специально созданной школьным психологом, когда его приглашают в отдельный кабинет выполнять непривычные для него задания;

  • Познавательные способности, интеллектуальные возможности ребенка наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, к которым ребенок работает ежедневно;

  • Снимается ситуация индивидуальной проверки, поскольку педагогическое наблюдение проводится незаметно для учащегося на уроке, знакомым ему учителем.

Программа позволяет фиксировать три основные линии личностного развития каждого ученика:

  • Зона актуального развития – что ученик уже знает, умеет, каково отношение к учению;

  • Зона ближайшего развития – что ученик может усвоить, чем овладеть с помощью взрослого (учителя, родителей), как быстро он может эту помощь воспринять и использовать в собственных действиях;

  • Зона самореализации – к чему ученик стремиться, насколько он активен, самостоятелен, как относится к учению, как оценивает себя.

Эти сведения:

  • диагностичны, поэтому должны входить в содержание педагогической характеристики, которая по ФГОС является обязательным школьным документом;

  • динамичны, поэтому характеристика должна наполняться новыми данными, составляться на конец каждого класса исключительно в интересах ребенка и с соблюдением всех этических норм.

Программа предусматривает наблюдение за личностным развитием ученика по ступеням обучения: начальная школа (1-4 класс), основная школа (5-8 класс).

Наблюдение ведется по специально разработанной программе систематически, по 4 показателям развития личности ученика:

  • анализ учебного поведения;

  • со 2-го класса – выявление особенностей освоения учебного материала;

  • проявление способов работы с учебным материалом;

  • организация учеником самостоятельной работы по предмету




этапа

процедура

Сроки проведения

Кто проводит

Время проведения

Фиксация результата

1 этап

Первичное знакомство (проведение и интерпретация информации


Апрель-август

Два педагога:

1-й: ведет знакомство;

2-й: ведет протокол

30 мин. на одного учащегося

«Протокол педагогического знакомства»

«Экран класса»



История развития ребенка (метод.рекомендации

Первое родительское собрание

родители

Max60 мин.

«История развития ребенка»

«Экран класса»


Карта школьной зрелости

Апрель-май

Воспитатель д/с

Встреча воспитателей подготовительной группы и учителей 1 кл.

«Карта школьной зрелости» включает бланки результатов наблюдения:

  1. Психологический портрет будущего ученика

  2. Интеллектуальная готовность к школе




Аналитическая работа

Май -август

Администрация

Учителя 1 кл.

Психолог

соцпедагог

Совместная работа

Комплектование 1-х классов с учетом пола, возраста, индивидуальной и коммуникативной особенностей и др.

2 этап

Изучение педагогом источников информации о развитии ребенка и его семье

20-30 августа

Учителя 1-х кл.

Анализ учителем, обсуждение с психологом

«Индивидуальная адаптационная карта первоклассника»

«Экран класса»

заполняются на основе:

1.«Протокол педагогического знакомства»

2.«История развития ребенка»

3.«Карта школьной зрелости»

Адаптационная программа психолого-педагогической поддержки учащегося на период проведения курса «Введение в школьную жизнь»

3 этап

Проведение адаптационного курса «Введение в школьную жизнь» Цукерман Г.А., Поливанова Н.К.

1-10 сентября

Учитель 1 кл.

Анализ учителем, обсуждение с психологом

Карта №1 «Основные проявления личностных особенностей ученика»

бланк №1

«Экран класса»

первичная Программа псих.-пед. поддержки ученика (особенно гр. риска), (до ноября)

4 этап

Повтор заполнения карты №1

Ноябрь-декабрь

Учитель 1 кл.

Анализ учителем, обсуждение с психологом

Карта №1 «Основные проявления личностных особенностей ученика»

«Экран класса»


5 этап

Психолого-педагогическая работа с учениками, особенно с испытывающими трудности в школьной адаптации

Январь-май

Учитель 1 кл.

Анализ учителем, обсуждение с психологом

«Индивидуальная характеристика»

«Индивидуальная характеристика ученика 1 кл. с неустойчивой учебной позицией»


На каждого выпускника начальной школы заполняется бланк «Учебный профиль выпускника начальной школы» - это характеристика выпускника начальной школы. Приложение № 1

Оценка универсальных учебных действий

(личностные результаты).

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг сформированности:

  • внутренней позиции школьника;

  • основ гражданской идентичности;

  • самооценки;

  • мотивации учебной деятельности;

  • морально - этических суждений.

Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий, что зафиксировано в основной образовательной программе (Программа формирования УУД, раздел «Личностные учебные действия»).

Оценка личностных результатов может быть внешней и внутренней.
Предметом внешней оценки является эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Осуществляется она в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в данном образовательном учреждении.
А целью внутренней оценки является сформированность отдельных личностных результатов. Осуществляется она учителем в ходе персонифицированных мониторинговых исследований.

Отдельно внутренняя оценка может осуществляться для учащихся, которым необходима специальная поддержка. Тогда целью становится индивидуальный прогресс личностного развития именно таких учащихся.

Проводится она школьным психологом также в форме персонифицированных мониторинговых исследований. Но есть один важный момент: данные исследования проводятся только по запросу родителей (либо по запросу педагогов, администрации, но при согласии родителей).

Для оценки внутренней позиции школьника предлагаю модифицированный вариант методики «Беседа о школе», авторами которой являются Нежнова, Эльконин, Венгер. Реализуется данная методика в ходе индивидуальной беседы с ребёнком, результаты которой фиксируются в протоколе собеседования. Более подробно познакомиться с этой методикой вы сможете в книге «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей.»

Авторы: А.Г. Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанова.

Москва, «Просвещение», 2008.

Для оценки основ гражданской идентичности предлагается методика «Показатели уровня воспитанности учащихся», автор этой методики В. Овчарова. Реализуется данная методика в ходе анкетирования ребёнка, результаты которой фиксируются в протоколе анкетирования.
Для оценки самооценки ребёнка предлагается методика «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха» («атрибуция» – определение подлинности). Реализуется данная методика в ходе индивидуальной беседы с ребёнком, результаты которой фиксируются в протоколе собеседования.
Для оценки мотивации учебной деятельности предлагается методика «Незавершенная сказка», авторами которой являются Нежнова, Эльконин, Венгер. Реализуется данная методика в ходе чтения незавершённой сказки в индивидуальном обследовании, результат которой фиксируется в протокол собеседования.
Для оценки морально-этических суждений предлагается методика

«Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы», автор Пиаже. Реализуется данная методика в ходе индивидуальной беседы с ребёнком, результаты которой фиксируются в протоколе собеседования.

(Приложение №3)

Оценка универсальных учебных действий:

метапредметные результаты.
В качестве содержания и объекта оценки метапредметных результатов служит уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД).

Согласно стандартам второго поколения УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

Универсальность УУД проявляется в том, что они носят надпредметный или метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.

Виды универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, коммуникативные и УУД, представленные во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».

Познавательные УУД включают умения :

  • использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД включают умения:

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.

Коммуникативные УУД включают умения:

  • учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения.

  • задавать партнёрам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи.

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.

Раздел « Работа с информацией» включает умения:

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог).

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • представлять информацию средствами информационно-компьютерных технологий в графическом виде: как таблицы, графики и пр.


Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.

Таблица №1.

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: