Современный педагог
Взгляд молодого учителя.
Современный педагог.
В современном динамично развивающемся мире изменилась сама цель образования, поменялся общественный заказ к знаниям и умениям выпускников школы. В связи с этим активно меняется вся образовательная система страны, поэтому современное общество представляет высокие требования к педагогу школы.
Так каким же должен быть современный учитель?
На мой взгляд, педагог, строящий учебный процесс, не должен отбрасывать накопленный опыт традиционной системы образования, основанной на формировании у учащихся прочных базовых знаний по предметам. В тоже время он, обязан активно применять новые педагогические технологии, обращая внимание на то, что в современном изобилии учебных программ, методических пособий, учебников, ответственность в выборе ложиться на учителя. Поэтому педагог должен хорошо ориентироваться в новых методах и содержании обучения и непрерывно продолжать самообразование, строить образовательный процесс в соответствии с возможностями и индивидуальными особенностями учащихся.
Педагог обязан отчётливо понимать, какие именно качества он хочет воспитать и какие знания должен сформировать у каждого ребёнка. В своей работе я стараюсь, в первую очередь развивать личность ученика. И ставлю задачей сформировать следующие качества:
самостоятельность;
познавательный интерес;
критичность мышления;
культурную форму коммуникации;
физическое и психологическое здоровье.
Самостоятельность – одно из главных качеств, необходимых в процессе обучения, формируется с 1 класса. Первое, чему мы должны научить ребёнка – это «научить учиться». Что включает в себя это понятие - внутреннюю организованность (так называемый внутренний план), подготовку рабочего стола перед занятиями, порядок в вещах и тетрадях, строгий режим дня (где имеют место, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, спортивные занятия, ограниченное время на выполнение домашнего задания, личное время для игр и общения, время для чтения книг), самостоятельное и быстрое выполнение домашнего задания. Чтобы ребёнок без труда, самостоятельно учил уроки, учителя, а также родители, обязаны сначала поэтапно научить ребёнка выполнять домашнее задание.
В идеале дети могут учиться самостоятельно. Учитель не должен быть центром образовательного процесса (встать у доски и говорить, говорить, говорить), центром – должен быть ребёнок. Говорят, отвечают на проблемные вопросы, выдвигают гипотезы, строят предположения, спорят на уроке дети, учитель тем временем выступает лишь проводником, направляя учебный процесс в нужное русло.
На уроке не должно быть неработающих учеников, должны быть доступные задания для любого уровня учащихся.
Огромную роль в формировании самостоятельности и познавательного интереса играет исследовательский подход в обучении. В ходе исследования нет правильных и неправильных ответов. Любой ребёнок может выдвинуть интересную мысль. Эта методика затрачивает больше времени, но является наиболее эффективной в процессе обучения. Учитель не должен забывать, что ребёнок – это личность, у него есть собственное мнение и потребность его высказать. Высказывая свои предположения, ученик не боится ошибиться, что благотворно сказывается на положительно-эмоциональном восприятии процесса обучения и психологическом комфорте ученика. Во время такого обсуждения, в головах даже не самых активных детей будут появляться и развиваться мысли по данной проблеме. В процессе исследовательской деятельности педагог должен быть начеку, так как появляются вопросы, на которые учитель не может сразу ответить. Главное не импровизировать и не «вешать лапшу на уши», лучше задать следующую норму - продемонстрировать, как вы рассуждаете, думаете вслух, чем пользуетесь для уточнения знаний (например, словарь, энциклопедия), тем самым вы научите детей добывать самостоятельно информацию. Если на уроке нет времени, то можно поблагодарить за интересный вопрос и предложить вернуться к нему в более удобное время, ребёнок, возможно, найдет необходимую информацию самостоятельно и обсудит её с вами, когда вы тоже будете готовы к беседе.
Учитель должен как можно больше хвалить детей, видеть в первую очередь положительные качества, оценивать лишь результаты конкретной работы, и ни в коем случае личность ребёнка. Наказание уместно только для тех, кто поленился, а не для тех, кто не знает, как это сделать. Таким образом, педагог всегда должен позитивно относиться к ребёнку, несмотря на его успеваемость, и иметь личную заинтересованность в развитии и интеллектуальном росте каждого ученика.
В современном мире идет огромный поток информации не всегда полезной для ребенка. Задача педагога сформировать критичность мышление, способность видеть за текстом, личность автора, скрытую информацию, замысел. Разносторонне развитый человек должен уметь работать с информацией, выделять главное и отсеивать не нужные сведения. Например, реклама рассказывает про то, как вкусна Coca – cola, но нигде не говориться, что она вредна для желудка, обмена веществ и костей. На уроках «Окружающий мир» можно рассказать о вреде данного напитка, показать опыты (бросить конфетку Ментоса в Кока-колу, пронаблюдать за реакцией и обсудить её).
В образовательном процессе нельзя забывать и о здоровьесберегающих технологиях. Физкультминутки, динамические паузы, зрительные гимнастики, нестандартные формы проведения уроков, смена постановки парт (например, когда выполняются коллективные работы по группам сформировать столы так, чтобы дети могли всем вместе работать и спокойно передвигаться по кабинету) и т.д. – всё это позволяет оптимизировать учебный процесс.
Таким образом, я внедряю современные педагогические технологии в образовательный процесс, которые повышают качество знания и способствуют разностороннему развитию учащихся.
Подводя итог, хочу отметить, что быть учителем – тяжёлый, ответственный труд, это многогранный человек, сочетающий в себе практику и дилетантство, доброту и строгость, эмоциональность и сдержанность, интуицию и прагматичность, так как дети – это отдельные личности, и как повернется та или иная ситуация тяжело спрогнозировать.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: