Системно – деятельностный подход на уроках русского языка Мазалова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Аннотация к докладу
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гоноховская средняя общеобразовательная школа
имени Парфенова Е.Е.»
Районная научно – практическая конференция
«Реализация ФГОС как механизм инновационного развития
Образовательного учреждения и профессионального развития педагога»
Системно – деятельностный подход
на уроках русского языка
Мазалова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Аннотация к докладу
В докладе в кратком и обобщенном виде раскрывается сущность системно – деятельностного подхода, лежащего в основе новых образовательных стандартов. Акцент делается на актуальность реализации СДП в преподавании русского языка в связи с формированием базовых (ключевых) компетенций. Рассматриваются основные аспекты, в основе которых - работа с текстом как дидактической единицей, моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока, использование современных технологий, инновационных форм, методов и приемов. Особое внимание обращается на изменение роли учителя, который в условиях обновления содержания и ценностей образования становится модератором, консультантом, тьютором.
Освещаются основные характеристики СДП и технологические подходы к его организации. Наиболее эффективной представляется модель системной деятельности доктора педагогических наук А.В. Хуторского.
В качестве примера приводится краткий анализ урока русского языка в 5 классе по теме «Время глагола» с позиций реализации системно – деятельностного подхода. (В окружном конкурсе в декабре 2012 г. методическая разработка урока получила достаточно высокие оценки.)
Материалы доклада могут быть полезны как начинающим словесникам, так и учителям – практикам, методистам - всем тем, кто желает идти в ногу со временем и быть хорошим учителем, который, в отличие от плохого, преподносящего истину, «учит ее находить».
Системно – деятельностный подход на уроках русского языка
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек.
«Я хорошо знаю химию, литературу и историю», - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: он не знает, чего он не знает. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!
И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! В этот зазор – между задачами школярски – закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
Б. Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать – применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах… Но прежде всего нужно научить учащихся самостоятельно открывать знание.
Как реализовать на практике деятельностный подход, учитель не всегда имеет четкое представление. Сущность системно – деятельностной парадигмы заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива обучаемого, овладение универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность должна быть осмысленна, личностно – значима: что я хочу сделать? – зачем я это делаю? – как я это делаю? – как я это сделал? Только мотивированное и деятельностное обучение может быть личностно – ориентированным и развивающим.
На уроках русского языка в первую очередь происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода (СДП) в преподавании русского языка. В связи с этим наибольшую практическую значимость приобретает работа с текстом. Текст является самой крупной единицей речи. Понять его содержание – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современными школьниками. Читательская грамотность необходима для того, чтобы достигать своих целей.
Важными видами учебной деятельности на занятиях при СДП являются моделирование усваиваемой информации (например, по орфографическому или пунктуационному правилу), сочетание слова и наглядности на разных этапах урока (таблицы, схемы, опоры, рисунки).
В основе деятельностного подхода – современные (инновационные) формы, технологии, приемы и методы (ИКТ, метод проектов, проблемное обучение, исследовательская деятельность, технология развития критического мышления и т.д.).
При СДП существенно меняется роль учителя – он становится проводником в мире информации, организатором и координатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, модератором, тьютором. Как профессионал, педагог демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует их действия, ищет способы включения в работу каждого, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во главу угла встают педагогика сотрудничества, развивающее обучение.
Основными характеристиками СДП являются следующие:
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Чтобы привлечь
ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.
Процесс обучения является всегда творческим. Ученик стремится не
только открыть новое для себя знание, но и творчески реализует его. Например, работу с образцовым художественным текстом можно использовать как для анализа, так и для творческой деятельности.
Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную
учебно – познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Если рассматривать технологические подходы к организации СДП в обучении, то наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д. п. н. А.В. Хуторским: ученик изучает объект -
создает свой образовательный продукт (результат) - сопоставляет свой продукт с помощью учителя с культурными аналогами - переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения - проводит рефлексию, самооценку, оценку результатов.
По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные
этапы. Проанализируем кратко реализацию СДП на уроке русского языка в 5
классе по теме «Время глагола», где были поставлены следующие цели:
формирование у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной, эстетической, культурологической и нравственной компетенций через повторение и обобщение сведений о времени глагола;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления, речевой культуры, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Урок был проведен в парадигме личностно – ориентированного обучения. На этапе целеполагания учащимся была предоставлена возможность: определить тему и сформулировать цель урока, выделить основные понятия и обозначить задачи; на этапе планирования – внести необходимые коррективы в работу, выбрать удобную для себя форму деятельности. В процессе реализации плана был дан показательный ответ по теме «Как связано время глагола с видом?» на основе самостоятельно проведенного мини – исследования; с помощью приема «Театрализация» решена непростая проблема соотношения объективного (реального) и грамматического времени; учащиеся выполнили творческое задание по тексту и сравнили его с культурным аналогом, на последующих этапах приняли участие в обсуждении домашнего задания, предположили и аргументировали тему следующего урока, оценили свою работу в целом или в частности по системе «Райтинг», провели рефлексию, означающую выход на креативный уровень, ответив на один из самых важных вопросов: «Зачем был нужен данный урок?»
Развитие коммуникативной компетентности учащихся реализовывалось через учебный диалог, работу с текстом в разных аспектах (языковая догадка, понимание смыслового содержания речевого высказывания, ответная речевая деятельность), рассуждения, обобщения и выводы.
На уроке использовались различные способы мотивации учебной деятельности: организация образовательного процесса (новизна – экскурс в историю, четкое структурирование, ритмичное чередование видов деятельности); применение инновационных форм, методов и приемов, современных образовательных технологий; культура общения. В целом все это способствовало формированию универсальных учебных действий, обеспечивало непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Формат доклада не позволяет остановиться на вопросе детально. Ясно, что СДП становится эффективным, когда учителю удается перевести собственную цель – «научить ребенка» в собственную цель ученика – «научиться». Следующий синквейн, на мой взгляд, позволяет в наибольшей степени расставить непонятные точки над i: Подход - системный и деятельностный - самообучает, саморазвивает, самовоспитывает - через тернии к звездам - Школа будущего.
Литература
Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. – Луганск: Учебная книга, 2003.
Киселева Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендациии.//Русский язык в школе. – 2011. – № 8.
Мазалова Т.И. Инновационные формы, методы и приемы обучения русскому языку как средство повышения интереса к предмету и развитие личности ученика.// Самообобщение опыта, 2009.
Мазалова Т.И. Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме «Время глагола», 2012.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать…(нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе, 5 – 11 классы). – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
Интернет – источники
Шерстова Е.В. Системно – деятельностный подход на уроках русского языка.// Интернет – журнал «Эйдос». – 2012. - № 3.
http: go. mail. ru.
http://www. eidos. ru
festival. 1september. ru
страница 1
скачать
Другие похожие работы: