NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Стратегия психолого-педагогического сопровождения


Стратегия психолого-педагогического сопровождения

учащихся 7-11 классов МОУ лицея №29 г. Тамбова

и использование новых технологий.

Педагог-психолог МОУ лицея № 29 г. Тамбова

Середа Светлана Михайловна
Целью современного образования является: создание в школе условий для развития у школьников умений и навыков самоанализа, саморазвития, самовоспитания, самореализации. В решении данных задач большое значение имеет деятельность педагога - психолога, который, осуществляя свои прямые обязанности, призван знакомить учащихся со способами развития способностей учеников к самоанализу, к саморазвитию, к самовоспитанию и самореализация.

Чтобы решить данные задачи, педагоги-психологи совместно с учителями, администрацией лицея стараются использовать любую возможность: урок, внеклассные мероприятия, тренинги, тестирование учащихся и т.д. Для решения данных проблем используются самые современные техники и технологии лучших педагогов нашей страны.

По определению ученых: "Технология – это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний".

Известный психолог В.П. Беспалько выделяет следующие важные элементы технологий:

1) четкая разработка целей;

2) структурирование содержания, информации, подлежащей усвоению;

3) комплексное применение дидактических, технических, компьютерных средств обучения и контроля;

4) усиление диагностических функций;

5) гарантированность определенного уровня качества обучения.

Обычно на уроках или психологических занятиях используют определенную технологию по развитию определенных навыков и умений, развитию познавательных способностей или качеств личности ребенка. Мы попытались выработать стратегию использования различных техник и технологий, чтобы сформировать приемы, навыки и умения саморазвития, самовоспитания, самореализации школьников 7-11 классов.

Первая задача: обучение самоанализу – решается во время анализа результатов тестирования учащихся лицея по определению уровня развития интеллектуальных способностей учеников (в 7 классе, по компьютерному варианту ШТУР), определению уровня их мотивации (в 7-10 классах), определения условий формирования профильных классов и профессионального выбора детей (в 9-х классах), а уровень усвоения навыков самоанализа проверяется в 11 классе во время заполнения старшеклассниками бланка по социализации.

Анализируя содержание заданий, учащиеся невольно задают себе вопросы, важные для них: 1) ШТУР-1 этап развития самоанализа у детей, который идет вместе с психологом: почему у меня высокий (средний, низкий) уровень интеллектуального развития? Почему я хуже(лучше) выполняю предложенные задания? Что такое кругозор общественно-политический и научно-культурный? Почему я легко провожу аналогии по предметам, классификацию, но не умею определять причинно-следственную связь? Что такое рядоположенностъ? Что с этими результатами делать?...;

2) Изучение мотивации, профориентация - 2 этап уже самостоятельного анализа учебной деятельности: Почему я испытываю по одним предметам удовольствие, интерес, а по другим - не понимаю, затрудняюсь в выполнении заданий? Как изменить ситуацию? Если для будущей профессии мне нужны лишь некоторые предметы, то как относиться к остальным? Все ли профессии мне подходят? и т.д.;

3) Социализация - 3 этап - определение уровня развития самоанализа у старшеклассников, поэтому и вопросы у школьников сложнее и серьезнее: Готов ли я к взрослой жизни? Что значит быть взрослым? Могу ли я взять ответственность не только за себя, но и за свою работу, за других людей?


Коррекционно-развивающая и образовательно-просветительская работа способствуют пополнению теоретического и практического багажа учащихся. Школьники узнают способы техники и технологии развития памяти, мышления, воображения и т.д., знакомятся со способами развития своей личности. Здесь идет формирование навыков саморазвития, самовоспитания: какие источники информации можно использовать, где найти необходимую литературу, в каких учреждениях можно получить помощь теоретическую и практическую для развития способностей и своей личности и т.д. Этому способствуют и элективные психологические курсы.

Одновременно ученики делятся своим опытом, знаниями с окружающими, реализуя себя в своих творческих работах. Выступления на уроках, доклады, рефераты, презентации, выступления на классных часах, конференциях разных уровней: лицейского, городского, областного, республиканского и т.д. - помогают ученикам реализовать свои возможности, способности, показать свои таланты.
Особенностями работы с учащимися 7-11 классов являются:

1) умение доказать детям их некомпетентность в вопросах организации труда;

2) заинтересоватъ их в учебной работе;

3) использоватъ популярные среди подростков тренинговые занятия по

развитию познавательных способностей, преодолению негативных состояний, характерных для подростков и юношества;

4) выработать с детьми алгоритм достижения успеха в учебной деятельности, в развитии самостоятельности, в организации учебного труда в школе и дома;

5) связатъ тренинговую деятельность с реальными проблемами школьников.

При работе с учащимися необходимо использовать следующие принципы: демократичность, доказательность, логичность, заинтересованность, открытость, доброжелательность, практичность, конфиденциальность.

Нами использовались различные технологии и системы при решении психологических проблем детей: опорные знаки (Шаталина), система "ученья с увлеченьем" (Соловейчика), гуманистическая (Амоношвили),, "школа радости" (Сухомлинского), развивающая Эльконина-Давыдова, модульная, компьютерная, проблемная, эвристическая, личностно-ориентированная (Якиманской, Бондаревской) и другие. Результаты подтвердили разумность и необходимость их использования.





Социализация 11-классников.

1. Вы выбрали профессию? (подчеркните):

ДА НЕТ ВЫБРАЛ НЕСКОЛЬКО НЕ ЗНАЮ

2. Вы хотели бы работать в производственной или непроизводственной сфере?

3. Вы отдаете предпочтение умственному или физическому труду?

4. Выбор профессии вызван вашим интересом к ней?

ДА НЕТ СЛУЧАЙНОСТЬ НЕ ЗНАЮ

5. Совпадает ли интерес с вашими склонностями?

ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ

6. Вы считаете, что ваше здоровье позволяет вам заниматься данной работой?

ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ

7. Вы считаете себя профессионально пригодным?

ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ

8. К какому типу профессий относится выбранная вами?(предмет труда)

а/ техника

б/ природа

в/ человек

г/ знаковая система

д/ художественный образ

9. К какому классу профессий она относится? (цель труда)

а/ гностические (распознавать, различать, оценивать, определять, проверять,

разобраться)

б/ преобразующие (отработать, организовать, обслужить, оказать влияние,

упорядочить, преобразовать)

в/ изыскательские (изобрести, придумать, найти новое решение)

10. Какие условия труда (группы профессий) вы предпочитаете?

М - с повышенным уровнем моральной ответственности

Н - необычные условия труда

Б - условия бытового типа

О - работа на открытом воздухе

11. Назовите свою профессию.

12. А какую вы выбрали специальность?

13. Почему вы ее выбрали?

14. Откуда вы узнали о своей профессии?:

а/ от родителей

б/ от одноклассников

в/ от учителя

г/ от классного руководителя

д/ от друзей

е/ прочитал в книге

ж/ увидел фильм

з/ другие варианты

15. Какие новые профессии вы знаете?

16. Какие профессии востребованы в последние годы на рынке труда?

17. Вы уверены в своем выборе?

ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ

18. Что привлекает в профессии (расставить приоритеты):

- большая заработная плата

- престиж в обществе

- общественная польза

- другие варианты

страница 1


скачать

Другие похожие работы: